Библиотека soteria.ru
У разбитых водоемов
Алексей Опарин
Дата публикации: 06.04.13 Просмотров: 12009 Все тексты автора Алексей Опарин
Пальцы богини Ашираты
На протяжении нескольких десятилетий Книга Иисуса Навина служила для археологов всего мира путеводителем, по которому они искали древние исчезнувшие города. Объем книги нам, к сожалению, не позволяет остановиться на каждом из них — его истории и археологии. И поэтому для примера мы остановимся только на одном городе, Таанака (или Таппуах), весьма кратко упоминаемом в Навина (12:17 и 15:34). Этот город вплоть до начала XIX века был известен только из Библии, упоминание его в которой (с указанием местоположения) и побудило археологов начать исследования места, о котором им было известно лишь несколько слов. Обнаруженные в XIX веке ассирийские и вавилонские хроники так же говорили о Таанака, его богатстве и могуществе, что придало ученым еще больший интерес к предстоящим раскопкам. Ситуацию облегчало и то, что в Палестине народные предания сохранили за одним из холмов название Телль-Таанак, указывающее, что вероятно под ним и скрывается древний город. Сравнив местоположение холма с библейскими указаниями, исследователи увидели их идентичность. Наконец, в 1901 году археологическая экспедиция, возглавляемая доктором Эрнстом Зеллиным из Вены, приступает к раскопкам Таанака [1]. В ходе раскопок были обнаружены остатки крепостных стен, башен, валов и водопровода времен Иисуса Навина [2]. Но главным стало открытие (весьма редкое для Палестины) клинописных табличек, содержащих послания близлежащих князьков правителю Таанака Иштаряшуру [3]. По возвращении в Вену в 1903 году Зеллин поручает расшифровку найденных табличек своему ученику Берджиху Грозному, который успешно справляется с поставленной задачей. Через год Э. Зеллин теперь уже с Б. Грозным (чешским археологом) продолжает раскопки Таанака, в ходе которых были получены новые таблички, содержащие весьма интересную информацию о жизни Палестины того времени [4]. Одна из них особенно привлекла внимание ученых своей необычностью. Там говорилось: «Все, о чем ты услышишь там, опиши мне, чтобы я узнал об этом. Когда покажется палец Ашираты, надо это учесть и действовать, как положено. Сообщи об этом знаке и об этом деле» [5]. Аширата была богиней звезд в ханаанском пантеоне языческих богов. Значит, ее палец можно увидеть только на небе, и видимо он символизирует собой месяц. То есть, переводя письмо на современный язык, можно сказать так: «Когда будет серп Луны, я буду ждать твоего сообщения». Такая необычная форма письма была вызвана большим влиянием религии, в том числе и вопросах календаря. С мифами об этом пальце связаны, как было показано учеными, и поверья многих народов от Азии до Европы. Это и поверья, что если показать пальцем на небо, особенно на Луну, то он может отсохнуть, а если его уколют, то он отпадет. Благодаря даже таким маленьким сообщениям, не содержащим на первый взгляд какой-то ценной информации, то далекое время становится для нас более близким, и сообщения книги Навина о Таанаке перестают носить для нас лишь какой-то сухой, малопонятный характер.
Примечания к 7 главе
[1] Тураiв Б.А. iсторiя Стародавнього Сходу, в 2 т. — Харкiв: ДВРШ, 1938, т. 1, с. 32.
[2] Тураiв Б.А. Указ. соч., стр. 164; Sellin A. Tell-Taannek. Denkschriften Венской академии, тт. 1 и 3.
[3] Тураiв Б.А. Указ. соч., стр. 281.
[4] Замаровский В. Тайны хеттов. — М.: Вече, 2000, стр. 93, 95.
[5] Цит. по: Церен Э. Библейские холмы. — М.: Правда, 1986, стр. 262.