Загадки Красного моря…

Итак, поверженные в ужас необыкновенными язвами египтяне не воспрепятствовали выходу Израиля из страны на Ниле, направившегося в Ханаан. «И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал; и обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего, и они сказали: что это мы сделали? зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам? [Фараон] запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими… И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном» (Исх. 14:5-7, 9). Иудеи оказались в безвыходном положении: с одной стороны море, а с другой — надвигающиеся египетские полчища. Народ был скован ужасом, перешедшим затем в ропот — «…и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне» (Исх. 14:11-12). Бывшие только что свидетелями удивительной Божьей силы, обрушившей на Египет язвы, израильтяне спустя всего несколько дней забыли об этом. Они опять взирали на ситуацию по-человечески, потеряв из виду Бога и забыв Его обетование. Неверие вновь взяло верх. Они открыто обвинили Моисея, а фактически, Самого Бога. Обвинили за то, что их вывели из рабства, где они умирали! Воистину человеческая неблагодарность не знает границ, а память весьма быстротечна. К сожалению, так бывает и в нашей духовной жизни, когда мы, будучи свидетелями Божьего чуда в своей жизни, Его благословений, забываем их сразу же, как встречаемся с новыми неприятностями и проблемами. Вместо того, чтобы обратиться к Богу, мы начинаем стенать, жаловаться, роптать. Но не так себя вел Моисей. Он был такой же простой человек, как и мы, и как древние израильтяне. Он тоже многого не понимал, ошибался, но всегда стремился быть с Богом и полагаться не на себя, а на Него. Он точно так же, как и все израильтяне, увидел надвигающиеся полчища египтян. Он точно так же понимал, что скрыться некуда — позади море. Он точно так же понимал, что египтяне намного сильнее израильтян и военное столкновение с ними приведет к полному разгрому Израиля. Моисей понимал это даже лучше иудеев. Ибо в сое время он был наследником египетского престола и командовал войсками Египта, и прекрасно знал всю мощь и быстроту армии этого государства. Но Моисей знал и другое, о чем забыл Израиль. Моисей знал, что не он по своему собственному почину вывел евреев из Египта, а Сам Господь сделал это. Он помнил и верил Божьему обетованию о том, что Израиль достигнет Ханаана. И поэтому, хотя он и не видел, по-человечески, выхода из сложившейся ситуации, Моисей просто верил Богу и знал, что Тот разрешит ее. Это и есть вера, которую хочет Христос видеть сегодня в каждом человеке. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1); эта мысль продолжена в послании к Римлянам 8:24-25 — «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении». И Господь ответил Моисею: «…а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (Исх. 14:16); «И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону. Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его… И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их… И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них» (Исх. 14:22-23, 26, 28). Итак, согласно библейскому рассказу, произошло чудо. Многие, читающие это место Библии, спрашивают, действительно ли такое могло произойти? Быть может, это просто аллегория? Неверие в возможность такого чуда мешает многим людям перенять духовные наставления из этой истории. Что уж тут говорить о неверующих, воинствующих атеистах, которые просто высмеивают этот сказочный рассказ. Однако, собранные сегодня наукой данные, в том числе и атеистически настроенными учеными, показывают полное историческое соответствие этой истории. Итак, рассмотрим 14 главу книги Исход с археологической точки зрения. С самого начала хочется подчеркнуть, что в последние годы появились весьма интересные сообщения об археологических находках, связанных с переходом израильтян через море. Вместе с тем, сегодня не все историки принимают их. Поэтому в данной книге они будут приведены с соответствующей оговоркой. Так же после строительства Суэцкого канала ландшафт местности, которую пересекал Израиль 3500 лет назад, изменился до неузнаваемости. Поэтому детали и точное место перехода воссоздать очень сложно. Однако, несмотря на эти объективные трудности, даже в работах атеистически настроенных ученых признается, что переход израильтян через море и связанное с ним чудо имело место. Мы специально часто приводим выдержки из работ ученых социалистических стран, как показатель того, что обилие фактов победило даже идеологический заказ. «Три тысячи лет тому назад западная оконечность Красного моря, ныне завершающаяся в Суэце, тянулась гораздо дальше на север, соединяясь с Горькими озерами. Геологические исследования показали это со всей убедительностью… Море, которое перешли, не замочив ног, израильтяне по-еврейски называется Ям-Суф. В точном переводе Ям-Суф значит «Море камыша (тростника)»» [1]. «Строительство Суэцкого канала в XIX веке совершенно изменило ландшафт… Бывшие некогда озеро Бала, лежавшее южнее «дороги земли Палестинской», исчезло после постройки канала и превратилось в болото… Суэцкий залив на юге был связан с Горькими озерами. Возможно, эта связь простиралась до озера Тимса — «Озера крокодилов». В этом районе некогда и находилось Тростниковое (камышовое) море» [2]. То есть во времена Моисея Красное море подходило ближе к Средиземному, образуя там залив — Тростниковое море, точные границы которого установить сегодня практически невозможно. Более точной идентификации места перехода служат упомянутые в Исходе населенные пункты, обнаруженные сегодня археологами. «Мигдол определяется там (в Библии. — прим. А.О.) как самый северный город в Египте. Археологи нашли его руины в Абу-Хасане. В книге Исход (гл. 14, ст. 2) мы читаем: «скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном». А теперь известно, что Ваал-Цефон был важным центром поклонения ханаанскому богу Ваал-Цефону, имя которого в переводе означает «владыка Севера». Греки отождествляли его с Зевсом Касиосом. Его храм высился на холмике Монс-Касиус, лежавшем на узкой полосе материка между Средиземным морем и озером Сирбонис, которое впоследствии получило название озера Бардавил… Озеро Сирбонис лежит на несколько метров ниже уровня моря» [3]. «Поднятые берега в этой местности указывают на разнообразие в уровне воды и земли. Если это было так (а сегодня геология, как мы говорили выше, это доказала. — прим. А.О.), то вода могла уйти на север в низы, составляющие теперь Горькие озера. При постоянном ветре, понижающем уровень воды, что является обычным явлением, земляной мост мог образоваться, разделяя воды севера и юга. Воды стали «стеной», то есть защитой… «Сильные восточные ветры» погнали воды в низ, в залив. Погоня египтян говорит о том, что в этом переходе евреев они не видели ничего особенного или сверхъестественного. Они не могли атаковать израильтян с флангов. Воды в низине на севере и залив на юге стояли «стеной». Египтяне гнались по открытой морской грязи, в которой завязли и были покрыты возвратным приливом воды, благодаря ослаблению ветра» [4]. «Высокий берег, на котором египтяне могли бы укрыться, был слишком далеко, и, таким образом, они погибли в бушующей пучине половодья» [5]. О роли ветра, сыгравшем страшную роль в гибели египтян, говорит и современный английский ученый профессор Майкл Грандт (весьма скептически, кстати, относящийся к Библии): «Так или иначе, сильный ветер на время превратил море в сушу, и они смогли пересечь его. Всех же преследовавших их египтян захлестнула вернувшаяся вода, и они утонули» [6]. Современная геология объясняет и библейское сообщение о том, что «воды же были им стеною по правую и по левую сторону» (Исх. 14:22), которое на первый взгляд противоречит закону притяжения. Вот, что об этом в частности пишет профессор, доктор геолого-минералогических наук Белов С.В.: «Если проанализировать с позиций геологии некоторые библейские сюжеты, то можно увидеть четкую связь между событиями религиозной истории и проявлением внутренних сил Земли. Например, в Ветхом Завете дважды описывается случай, когда водная стихия расступилась, встав стеною. Во время бегства народа Израилева из Египта воды Красного моря разверзлись, давая проход беглецам во главе с Моисеем, а затем сомкнулись, погубив войско преследователей (Исх. 14:5-22). Второй подобный эпизод произошел позже, во время перехода реки Иордан под предводительством Иисуса Навина… (Нав. 3:7-17; 4:1-24). «Неужели такое действительно возможно?» — спросит вдумчивый читатель Библии. «Оказывается, да», — отвечает геология. Многие слышали об огромных волнах цунами, возникающих в океане вследствие определенного вида тектонических подвижек или землетрясений, происходящих на дне моря. Резкое перемещение отдельных участков расколовшегося морского дна приводит к возникновению настоящей водной стены, которая затем, двигаясь по поверхности моря, и создает разрушительную волну цунами. При этом дно моря обнажается, вскоре вода возвращается мощным и стремительным приливом. Возможно, именно такие случаи имели место и в библейской истории? Ведь на Земле имеются особые участки, где выделение внутренней (эндогенной) энергии происходит наиболее активно, и одна из этих своеобразных отдушин, сквозь которые наша старушка Земля «выпускает пар», находится как раз в районе Земли Обетованной. Задумывались ли вы, например, о том, как откликнулась земная твердь на крестную смерть Христа? В это мгновение люди почувствовали, как дрогнула земля, и увидели трещины, побежавшие по камням. Центурион, руководивший казнью, воскликнул: «Поистине этот человек был Сын Божий!» В грозных явлениях природы всем присутствующим был дан знак, что совершилось нечто ужасное и великое (Мф. 27:51-53)… И вот сейчас, когда геологическая наука получила данные о глубинном строении земных недр и о происходящих там скрытых от наших глаз процессах, стало возможным сопоставить эти знания с фактами Священной истории» [7]. Итак, сегодня:

* установлены местонахождения населенных мест, возле которых произошел Исход;

* установлен район перехода;

* доказана ведущая роль восточного ветра в уходе воды и превращении морского дна в сушу и обратное возвращение воды, приведшее соответственно к спасению евреев и гибели египтян;

* объяснен феномен воды, «стоящей стеной».

Это выводы, с которыми согласны даже противники Библии. Однако сегодня, как мы уже упоминали выше, есть открытия, которые вызывают споры и неоднозначные оценки в научном мире. Поэтому, приводя их, хотим оговориться, что эти данные нуждаются в дополнительном тщательном изучении. И автор данной книги так же пока их не принял, как достоверно не проверенный факт. Ибо, чем больше открытие носит характер, пусть хотя бы минимальной, но сенсации, он нуждается в особой проверке. «На этом побережье Рон обнаружил колонну, лежащую неподалеку от воды. На противоположном побережье в Саудовской Аравии он нашел другую, точно такую же колонну, с надписью на древнееврейском языке, которая гласит «Мизраим (Египет), Соломон, Едом, Смерть, Фараон, Моисей, Яхве». Он предположил, что эти колонны были возведены Соломоном в память о переходе через Красное море. Надписи на найденной на берегу колонне были разрушены водой. Впоследствии власти установили ее на бетонном основании. Погрузившись на морское дно в 1978 году, Рон Уайетт и его два сына обнаружили и сфотографировали многочисленные части колесниц, покрытые кораллами. Последующие погружения открывали все большее количество доказательств. Одна из находок Рона представляла собой колесо колесницы с 8 спицами, которое он отдал директору музея «Античности Египта», доктору Нассефу Мохаммеду Хассану. После исследования он незамедлительно заявил, что оно принадлежит 18-ой династии, датируя исход 1446 г. до н. э. Когда его спросили, почему он так решил, доктор Хассан объяснил, что колесо с 8 спицами использовалось только в этот период, время правления Рамсеса II и Моисея. Ступицы колесниц, останки скелетов лошадей и людей, колеса с 4, 6 и 8 спицами — все это лежало как молчаливое свидетельство чуда разделения Красного моря… В марте 1998 г. один исследователь из группы Рона несколько раз погружался с аквалангом в этом месте и сфотографировал останки колеса от колесницы с 4 спицами и поднял со дна человеческие кости, множество которых рассеяно по морскому дну. Один экземпляр был доставлен в отделение Остеологии Стокгольмского Университета, и после анализа было доказано, что это правая тазобедренная кость, принадлежащая когда-то человеку. Хотя трудно определить ее возраст, но очевидно, что она древних времен. Рост человека был определен в 165-170 см, и кости были заменены минералами (окаменели). Они покрыты небольшим количеством обросших на них кораллов. Также, он увидел спуск у южного конца подводного моста из грунта. Он также увидел расчищенную от камней дорогу на дне, которую расчистили израильтяне, чтобы перейти через Красное море, и которая вела от берега и спускалась в море. Израильтяне должны были устранить с пути все камни, чтобы расчистить проход для своих фургонов» [8].

В следующей главе мы будем путешествовать по пустыне, узнаем об отравленных и здоровых перепелах и манне небесной.

Примечания к 5 главе

[1] Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, стр. 156.

[2] Келлер В. Библия как история. — М.: Крон-Пресс, 1998, стр. 139.

[3] Косидовский. Указ. соч., стр. 157; О распространении культа Ваал-Цефона — «хозяина Севера» — по Сиро-Палестинскому побережью до самого Египта см. также: Бернхардт К.Х. Древний Ливан. — М.: Наука, 1982, стр. 123.

[4] Геллей Г. Библейский словарь. — СПб.: Библия для всех, 1996, стр. 131-132.

[5] Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, стр. 157-158.

[6] Грандт М. История Древнего Израиля. — М.: Терра, 1998, стр. 49.

[7] Белов С.В. Храмы на огнедышащей земле. // Наука и религия, 2000, No8, стр. 40.

[8] Маршрут Исхода. Место пересечения Красного моря. / http://www.lipetsk.ru/~wyatt/