Избегайте крайностей в толковании

Стивен Н. Хаскелл, известный служитель Церкви адвентистов седьмого дня последней четверти XIX века, возвратился в Соединенные Штаты после деловой поездки в Австралию, где он обнаружил много «странных учений, проповедуемых ведущими служителями нового поколения». Как и следовало ожидать, «новые служители» так много цитировали из Свидетельств и Библии, желая доказать свою собственную точку зрения, что «всякий человек, не утвержденный в принципах адвентистской вести, мог увлечься ими».

«Я слышал такие, к примеру, странные учения, — писал Хаскелл, — что печать Божья якобы не может быть поставлена на человеке с седыми волосами или изуродованным телом, ибо в заключительной работе мы должны достичь состояния физического и духовного совершенства, когда все физические недостатки будут удалены, и мы уже не сможем умереть и так далее». Некоторые ожидали получить в этой жизни новые зубы, а «одна женщина сказала, насколько убедительным было бы для ее друзей, если бы однажды она возвратилась домой, а ее волосы полностью восстановились, и она верила, что скоро это произойдет» (Письмо С. Н. Хаскелла к Е. Г. Уайт, 1899, 3 октября). Несколько недель спустя Хаскелл столкнулся с подобным сторонником крайностей, который утверждал, что на основании Десяти Заповедей нельзя убивать ядовитых змей и вредных насекомых (см. Письмо С. Н. Хаскелла к Е. Г. Уайт, 1899, 23 ноября).

В истории христианской Церкви было много людей, дававших самые крайние толкования Божьим указаниям, а затем называвших свой фанатизм «верностью». К сожалению, то же самое относится и к адвентистской ветви христианского дерева. Склонность к крайностям является, видимо, составной частью павшей человеческой природы. Бог стремится исправить эту склонность через Своих пророков.

Одна из главных мыслей данной главы состоит в том, что, хотя произведениям Елены Уайт свойственна уравновешенность, она не всегда характерна для тех, кто их читает. Подходящим примером служит совет Елены Уайт врачу, принявшему «крайние взгляды на санитарную реформу» после прочтения ее произведений. «Санитарная реформа, — писала она доктору Крессу, — может стать причиной извращения здорового образа жизни, если занимать крайнюю позицию» (Основы здорового питания, с. 202).

Джеймс Уайт поднимает тот же самый вопрос: «Одних сатана искушает быть слишком медлительными, а других — слишком торопливыми. Труды Елены Уайт становятся сложными, а иногда вызывают недоумение, благодаря сторонникам крайностей, считающим, что единственно правильная позиция — это воспринять крайнюю точку зрения по каждому высказыванию, которое она написала или произнесла, по всем вопросам, вызывающим разные точки зрения.

Эти люди часто опираются на свое толкование определенного выражения, не задумываются о последствиях и полностью игнорируют сказанное г-жой Уайт об опасностях крайностей. Мы предлагаем, чтобы эти люди перестали опираться на некоторые сильные ее выражения, написанные с целью привести в движение медлительных, и на какое-то время сосредоточились на многочисленных предостережениях г-жи Уайт, данных специально для сторонников крайностей. Делая так, они обезопасят себя и освободят для г-жи Уайт путь, чтобы она могла открыто обращаться к тем, кого нужно побуждать к исполнению долга. Теперь любители крайностей стоят между ней и людьми, парализуют ее Свидетельства и являются причиной разделений» (Ревью энд Геральд, 1868, 17 марта, курсив мой. — Дж. Н.).

.Елена Уайт вынуждена была иметь дело со сторонниками крайностей на протяжении всего ее служения. В 1894 году она указала, что «есть люди, всегда готовые повести себя по меньшей мере странно, легко подхватывающие что-то необычное, удивительное и новое. Но Бог желает, чтобы все мы двигались спокойно, рассудительно, выбирая наши слова в соответствии с полной истиной для настоящего времени, которую требуется раскрывать людям по возможности без излишней эмоциональности, но с силой и серьезностью, ей подобающей. Мы должны остерегаться создавать крайности, остерегаться поощрять тех, кто готов кинуться и в огонь, и в воду» (Свидетельства для проповедников, с. 227, 228).

Почти четырьмя десятилетиями ранее г-жа Уайт писала, что она «видела, что многие братья и сестры воспользовались тем, что Бог показал относительно грехов и недостатков других единоверцев. Они довели до крайности значение показанного в видении и делали упор на это до тех пор, пока у многих не ослабела вера в открытое Богом» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 166).

Трагедия заключается в том, что отдельные братья и сестры, приводя крайние высказывания в таких областях, как санитарная реформа, навязывают другим свою точку зрения относительно того, что является самым важным или недопустимым. Признать их правоту означает признать, что Елена Уайт была ложным пророком, поскольку их крайности в толковании свидетельствуют о том, что она противоречит Библии. Например, хотя Павел сказал, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17), ретивые толкователи трудов Елены Уайт поместили вопрос о пище в самый центр ее учения, пренебрегая остальными составляющими адвентистской вести.

Сама г-жа Уайт полностью соглашалась с Павлом. Когда люди в ее время стремились сделать санитарную реформу основой адвентистского учения, поскольку, согласно словам пророчицы, эта реформа была так же тесно связана с Божьей последней вестью для мира «как рука с телом» (там же, т, 1, с. 486), она предостерегала, что «санитарная реформа тесно связана с проповедью вести третьего ангела (Откр. 14), но не является самой вестью. Наши проповедники должны преподавать санитарную реформу, но им не следует проповедовать ее вместо вести». Г-жа Уайт говорила своим читателям, что санитарная реформа играла важную «подготовительную» роль в последних событиях (там же, т. 1, с. 559). Эта идея прекрасно сочетается с ее замечанием, сделанным Б другой связи. «Последние лучи благодатного света, последняя весть милости к погибающему миру является откровением Его характера любви. Детям Бога надлежит провозгласить Его славу. Своей собственной жизнью и достоинством своего характера они должны демонстрировать всем, что сотворила для них благодать Божья» (Наглядные уроки Христа, с. 415,416).

Санитарная реформа выполняет «подготовительную» часть окончательной работы, потому что нам сложнее любить других и даже Бога, если наш желудок нездоров, если болит голова и так далее. Бог хочет наглядно показать на примере Своих детей, что преобразующая благодать действительно может сделать эгоистичных людей любящими и заботливыми. Санитарная реформа — это средство достижения цели, но она не является самоцелью. Поместить ее или другие подобные темы в центр нашей духовной жизни — значит не только не достичь присущих им целей, но лишить их надлежащего места в общей Божьей вести, переданной через Елену Уайт.

Частично наша задача при чтении произведений Елены Уайт заключается в том, чтобы избегать крайностей при толковании и понимать ее весть как гармоничное целое.

Это означает также, что нам следует читать наставления на определенную тему, учитывая оба конца спектра.

Подходящим примером является сильное высказывание г-жи Уайт о разного рода играх. «Погрузившись в развлечения, шахматные соревнования, боксерские состязания, — писала она, — студенты колледжа в Батл-Крике заявили миру, что во всем этом Христос не был их руководителем. В ответ Бог дал Свое предостережение». Сильные высказывания, подобные этому и другим, привели многих братьев к выводу, будто Бог с неодобрением относится ко всем забавам и играм в мяч. Но здесь, как и во всех крайностях при толковании, нужно проявлять осторожность. Ведь уже в следующем предложении мы читаем: «С другой стороны, меня беспокоит опасность ухода в крайность» (Принципы христианского воспитания, с. 378).

Как показывают следующие высказывания, Елена Уайт не впадала в крайности по поводу игры в мяч и других игр. Обращаясь к родителям и учителям, она писала: «Если они будут ближе к детям и покажут им, что любят их, если они проявят интерес ко всем их делам и даже спортивным забавам, иногда сами становясь детьми, то сделают своих детей счастливыми и завоюют их доверие» (там же, с. 18).

Как мы заметили в 10-й главе, прежде чем прийти к окончательному выводу по определенному вопросу, важно прочитать весь доступный материал, написанный Еленой Уайт на интересующую тему. Это означает, что необходимо рассмотреть высказывания, которые кажутся противоречивыми и не только взаимно не уравновешивающими, но иногда даже идущими в разрез одно другому. Конечно, как мы увидим в следующих двух главах, исторический и литературный контекст показывает, что для крайних высказываний Елены Уайт существует своя причина. Когда мы поймем подоплеку, почему она высказалась так или иначе, мы увидим, что утверждения, казавшиеся противоречащими, часто уравновешивают друг друга. Рассуждая подобным образом, мы будем готовы рассмотреть основные принципы изучаемого нами специфического вопроса. К важности основных принципов мы вернемся в главе 16. Между тем, давайте прочитаем третье высказывание Елены Уайт об игре в мяч и вообще об играх: «Я не осуждаю простых упражнений и игр с мячом, но при всей своей простоте они могут привести к переутомлению» (Христианский дом, с. 499). Проблема, поставленная в этом сдержанном высказывании, заключается не в самом действии, а в чрезмерном злоупотреблении игрой в мяч, поскольку оно ведет к потери времени, требует больших приготовлений и может привести к трудностям в межличностных отношениях. Она продолжала обращать внимание, что слишком часто игры в мяч приводили к необычным расходам денег, самопрославлению, жажде превосходства, любви к играм и увлеченности ими больше, чем Христом. К тому же, заметила г-жа Уайт, способ, который люди часто применяют в игре, не укрепляет ум или характер, но отвлекает от занятий и побуждает участников игр больше любить удовольствия, чем Бога (см. там же, с. 499, 500).

Когда мы читаем не диаметрально противоположные, а уравновешивающие, примиряющие выдержки на определенную тему, укрепляющие наше собственное отношение к какому-то вопросу, мы приближаемся к пониманию подлинной позиции Елены Уайт. Мораль повествования ясна. Чтобы избежать крайностей в толковании, нам нужно не только знать все, что сказано Еленой Уайт на определенную тему, но также понимать те утверждения, которые уравновешивают друг друга, находясь на полярных сторонах спектра, освещающего данную тему.

Другой полезной иллюстрацией, подчеркивающей необходимость читать с целью нахождения уравновешивающего совета на какую-либо тему, является совет об употреблении яиц. Вспомните, в главе 1 приводилось такое высказывание Елены Уайт: «Не следует подавать на стол яйца, они вредны вашим детям» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 400). Она дала этот совет семье, в которой дети боролись с похотливостью. Совет относился к их особой ситуации.

Но многие поняли его как абсолютное запрещение. В результате доктор Д. Н. Кресс, добросовестный врач, служивший миссионером в Австралии, полностью отказался от употребления яиц и многих других продуктов. Его скудный рацион в конце концов привел его к несбалансированному питанию, серьезно подорвавшему его здоровье.

В результате в мае 1901 года Елена Уайт написала д-ру Крессу: «Не впадайте в крайности относительно санитарной реформы… Позаботьтесь о том, чтобы приобрести яйца от здоровой птицы. Употребляйте их вареными или же сырыми. А еще лучше смешивайте сырые яйца с наилучшим незабродившим виноградным соком. Это даст вашему организму то, в чем он нуждается. Ни на мгновение не сомневайтесь в правильности такого питания… Я говорю, что молоко и яйца должны быть включены в ваше питание… Вам грозит опасность занять слишком радикальную позицию относительно санитарной реформы и предписать себе рацион, который не обеспечит поддержание ваших сил… Вы поставили себя в опасное положение, придерживаясь слишком радикальной точки зрения относительно санитарной реформы, и предписываете себе диету, которая не подкрепит вас… В яйцах содержатся такие элементы, которые оказывают целительное действие, нейтрализующее различные вредные вещества. И хотя предостережения против употребления этих видов пищи были даны семьям, где дети занимались мастурбацией, мы не должны отказываться от употребления куриных яиц, если за птицей осуществляется хороший уход» (Письмо 37, 1901; многое из этого письма помещено в книге «Основы здорового питания», с. 204). Обратите внимание на контекст данного совета и на то, как Елена Уайт решила столь специфическую проблему. Оцените также принципы, изложенные Еленой Уайт. Например, лучше всего есть яйца от «кур, за которыми осуществляется хороший уход и которых правильно кормят». В следующих главах мы обратимся к вопросам согласования с контекстом и к важности принципов, но вначале вернемся ненадолго к доктору Крессу. Он ответил Елене Уайт в следующем месяце. «Я знаю, — писал доктор, — что категоричная точка зрения относительно употребления молока и яиц, которой я держался, подвергла меня опасности впасть в крайности, и я очень благодарен Господу, что Он исправил меня… Теперь, со своей стороны, я делаю все возможное, чтобы тщательно исполнить указание, посланное мне Богом через вас. Я употребляю яйца и молоко без угрызений совести. Прежде я не мог этого есть, не осуждая себя, и я действительно считаю, что у меня есть надежда восстановить здоровье, иначе Господь не послал бы мне эту весть» (Письмо д-ра Д. Н. Кресса к Е. Г Уайт, 1901,28 июня).

Сорок три года спустя Кресс вспомнил об этом опыте: «Некоторые честные души впадают в крайность, читая кое-какие высказывания Елены Уайт относительно употребления отдельных животных продуктов, особенно молока и яиц». Рассказывая о собственных крайностях, он сказал: «Мое здоровье стало таким слабым, что я едва не умер… Сестра Уайт видела меня в видении и написала мне несколько писем о причине моего состояния. Она убеждала меня изменить мои привычки питания… Получив от нее весть, я сразу перестроил свою диету и начал употреблять яйца и молоко. С Божьим благословением я поправился… Это случилось сорок лет назад. Теперь мне восемьдесят два года, но я вполне способен работать по три часа в день в моем офисе в санатории. За милостиво дарованное мне здоровье я признателен вестям, которые были посланы мне в тот момент, когда с человеческой точки зрения исцеление было просто невозможно. Я до сих пор следую указанию и употребляю молоко и яйца» (Неопубликованная рукопись д-ра Д. Н. Кресса, 1944,6 января).

Д-р Кресс до конца своей жизни был благодарен Елене Уайт за то, что она отвела его от крайности в толковании ее произведений.