Представления Елены Уайт об идеале и реальности

Елена Уайт часто страдала оттого, что отдельные читатели «выбирают из Свидетельств категоричные выражения и, не учитывая обстоятельств, при которых были даны эти предостережения и предупреждения, применяют их в каждом случае… Выдергивая из Свидетельств отдельные цитаты, они относят их ко всем подряд и скорее внушают отвращение, чем приобретают души» (Избранные вести, т. 3, с. 285, 286).

Данное замечание не только убедительно подчеркивает тот факт, что при чтении наставлений Елены Уайт мы должны принимать во внимание исторический контекст ее советов, но также указывает, что одни ее высказывания звучат ярче и убедительнее, чем другие. Эта мысль приводит нас к пониманию того, что в произведениях г-жи Уайт присутствует понимание идеала и реальности.

Когда Елена Уайт показывает идеал, она часто использует самые категоричные выражения. Она будто старается говорить как можно громче, чтобы быть услышанной. Одно такое утверждение мы находим в книге «Принципы христианского воспитания». «Никогда, — увещевала г-жа Уайт, — в этой стране или любой другой стране молодым людям не может быть дано правильного воспитания, если учебные заведения не будут удалены от городов на большие расстояния» (с. 312; курсив мой. — Дж. Н.).

Это пример одного из сильнейших утверждений вестницы Божьей. Оно не только непреклонно, но кажется универсальным для всякого времени и места. Нет более сильного слова, чем «никогда». В самом строгом смысле оно не допускает исключений. Та же категоричность звучит в указании места — «в этой стране или любой другой стране». Ясные слова не допускают исключения. Создается впечатление, что мы имеем дело с универсальным запрещением строить школы в городах. Но здесь сказано даже больше. Такие школы должны быть не просто удалены от городов, но «удалены от них на большие расстояния».

Категоричный тон языка в принципе не допускает исключения.

В этой связи важно рассмотреть исторический контекст, на фоне которого было дано высказывание. В соответствии с приведенной в книге ссылкой указанный совет был впервые опубликован в 1894 году (см. Принципы христианского воспитания, с. 327). Во введении к статье на странице 310 указано, что Елена Уайт говорила о месте, выбираемом для «Австралийской библейской школы» (впоследствии известной как Авондэйлская школа или Авондэйлский колледж).

До создания Авондэйлской школы адвентистские колледжи во многих отношениях оставляли желать лучшего. Первая официальная адвентистская школа была учреждена в Батл-Крике, штат Мичиган, в начале 1870-х. В учебном плане колледжа Батл-Крика преобладало изучение общеобразовательных предметов, мало времени отводилось изучению Библии и еще меньше приобретению практических навыков. К тому же колледж имел менее десяти акров прилегающей территории. Другие ведущие адвентистские школы в Северной Америке, образованные в 1880-х гг., в значительной степени следовали примеру колледжа в Батл-Крике.

Создавая Авондэйлскую школу, Елена Уайт надеялась сформировать новый подход к адвентистскому образованию. В результате она настаивала на открытии школы, в которой упор делался бы на изучении Библии, миссионерской деятельности и практических занятиях, а изучение «классической» литературы с ее акцентом на древних греческих и латинских авторах, отошло бы на второй план. Как мы прочитали выше, Е. Уайт также настаивала, чтобы школа находилась в сельской местности. В результате школа была основана вблизи небольшого селения Курабонг на 1450 акрах земли. По совету Елены Уайт основатели школы расположили ее на «значительном расстоянии» от города.

Елена Уайт была в восторге от нового учреждения. Позднее в различных контекстах она называла школу в Авондэйле «наглядным уроком», «образцовой школой», «показательной школой» (Очерки жизни Елены Уайт, с. 374; Письмо 88, 1900; Рукопись, с. 186, 1898; Советы родителям, учителям и учащимся, с. 349). В 1900 г. она утверждала, что «школа в Авондэйле является образцом для других школ, которые будут учреждены среди нашего народа» (Рукопись 92, 1900).

И Авондэйл стал образцом для адвентистских школ по всему миру. Колледж Батл-Крика продал свои несколько акров и вновь был организован как миссионерский колледж Эммануил (теперь Университет Андрюса) в местечке Бериен Спрингс, штат Мичиган, а колледж Хелдсбург в Калифорнии был перенесен из города на вершину горы Хоуэл, где он стал Тихоокеанским унионным колледжем. Оба учебных заведения были удалены «на большое расстояние» от городов. Помимо этих школ создавались новые учреждения по образцу Авондэйлского колледжа на больших площадях в сельской местности.

Но это были исключения. Например, к 1909 году адвентистская работа развернулась в больших городах, поскольку в них жили семьи, не имевшие возможности посылать своих детей в учебные заведения, расположенные в сельской местности. В итоге, Елена Уайт посоветовала строить школы в городах. «Насколько это возможно, — читаем мы, — школы должны создаваться за городом. Но в городах есть много детей, которые не могут посещать школы за городом, и ради них школы следует открывать в городах, как и в сельской местности» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 201; курсив мой. — Дж. Н.).

Вы вправе задать вопрос, как один и тот же человек может заявлять, что правильное образование «никогда» не будет возможным в Австралии «или любой другой стране, если учебные заведения не будут удалены от городов на большие расстояния» (Принципы христианского воспитания, с. 312) и все же ратовать за создание школ в городах.

Ответ заключается в том, что обучение детей в сельской местности являлось идеалом, к которому Церковь должна была стремиться «по мере возможности». Однако суровые жизненные обстоятельства для кого-то делают такое образование невозможным. Следовательно, реальность диктовала компромисс, поскольку дети из бедных семей также должны были получить христианское образование. Елена Уайт понимала и принимала конфликт между идеалом и реальностью.

К сожалению, многие ее читатели не учитывают этот факт. Они просто акцентируют свое внимание на самых «сильных» высказываниях г-жи Уайт, выражающих идеал, и игнорируют умеренные ее выражения. В результате, как мы отметили выше, «выдергивая из Свидетельств отдельные цитаты, они относят их ко всем подряд и скорее внушают отвращение, чем приобретают души» (Избранные вести, т. 3, с. 286).

Елена Уайт имела более уравновешенную точку зрения, чем многие ее так называемые последователи. Истинные последователи, применяя совет вестницы Божьей, должны учесть ее понимание конфликта между идеальным и реальным.

Другая иллюстрация гибкости произведений Елены Уайт имеет отношение к основанию в начале XX века нового Вашингтонского подготовительного колледжа (в настоящее время Колумбийский унионный колледж). Это учебное заведение и примыкающий к нему Вашингтонский санаторий располагались на площади в 50 акров в предместье столицы страны. Каждое учреждение занимало по 25 акров. На небольшой территории была построена школа, и она не была удалена на «большое расстояние» от города. Следовательно, школа едва ли соответствовала Авондэйлскому образцу.

Все же Елена Уайт сказала адвентистам: «Приобретение этой земли было Господним провидением». Несколько дней спустя она написала: «Местность, которая была приобретена для нашей школы и нашего санатория, — лучшее из того, что только можно пожелать. Земля напоминает показанную мне Господом… На ней достаточно места для школы и санатория, они не будут стеснять друг друга» (Очерки жизни Елены Уайт, с. 397).

Мы вправе спросить: «Как такое может быть?» Налицо вроде бы принципиальное противоречие. Прежде чем спешить с выводами, нам следует обратить внимание на слова Е. Уайт о том, что «земля хорошо приспособлена для цели, ради которой она будет использоваться» (там же; курсив мой. — Дж. Н.).

Слово «цель» является здесь ключевым. С самого начала Вашингтонская школа предназначалась для иной цели в сравнении с Авондэйлской и прочими адвентистскими образовательными учреждениями. Следовательно, условия для размещения она имела другие.

Елена Уайт отличалась большой гибкостью при применении ее советов. Она, к примеру, писала, что «мы делаем большую ошибку, не рассматривая тщательно цель, ради которой была учреждена каждая наша школа» (Советы

родителям, учителям и учащимся, с. 203, 204). Вестница Божья никогда не была косным человеком. Итак, несмотря на высшую оценку, данную Е. Уайт Авондэйлской школе, она заявила в 1901 году, что «Господь не предназначал какой-нибудь один, особый, точный план организации образования» (Избранные вести, т. 3, с. 227). Вновь в 1907 году она написала относительно Медисонской школы, которая под началом самых ревностных реформаторов в области образования делала все возможное, чтобы следовать Авондэйлскому «образцу», что «для организации школ на новых полях не может быть предложено никакого точного образца. Климат, окружающая обстановка, положение страны и средства, находящиеся в распоряжении, — все это влияет на процесс организации» (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 531).

В заключение я повторяю, что Елена Уайт была более гибкой в толковании своих произведений, чем многие об этом думают. Ее интересовали не только контекстуальные факторы при применении наставлений к различным ситуациям, она также четко понимала различие между идеальным Божьим планом и реальными человеческими возможностями, которые иногда неизбежно влекли за собой отклонение от идеала. По этой причине важно, чтобы мы не акцентировали внимание только на «самых сильных выражениях» из ее произведений и не стремились «относить их к каждому человеку» (Избранные вести, т. 3, с. 285, 286).