Часть 1. Предварительный анализ

Какой из советов является вдохновленным свыше?

В конце 1860-х гг. Елена Уайт написала: «Не следует подавать на стол яйца, они вредны вашим детям» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 400). Это высказывание кажется нам предельно ясным. Однако в 1901 году она же написала следующее: «Позаботьтесь о том, чтобы приобрести яйца от здоровой птицы. Употребляйте их вареными или же сырыми. А еще лучше смешивать сырые яйца с наилучшим незабродившим виноградным соком. Это даст нашему организму то, в чем он нуждается. Ни на мгновение не сомневайтесь в правильности такого питания… Я говорю, что молоко и яйца должны быть включены в ваше питание… В яйцах содержатся такие элементы, которые оказывают целительное действие, нейтрализующее различные вредные вещества» (Основы здорового питания, с. 204).

Даны два совершенно противоположных совета. Не ешьте яиц! Ешьте сырые яйца! Оба совета представляют собой полный спектр вопросов, относящихся к данной теме.

И все же оба они высказаны одним и тем же автором. Возможно ли такое? Как один и тот же человек может давать столь противоречивые советы? Поставленные вопросы показались бы достаточно трудными, если бы совет написали мы с вами. Люди просто сказали бы, что мы запутались. Но в данном случае речь идет о Елене Уайт, которая во весь голос заявляла, что она имела свет от Бога.

Не запуталась ли г-жа Уайт в трактовке темы? — можем спросить мы. А может быть, между 1870 и 1901 годами Бог изменил ее мысли?

В конце концов мы бьемся над дилеммой: «Какое из двух высказываний является советом, вдохновленным свыше?»

Хотя вопрос об употреблении яиц может показаться незначительным в произведениях Елены Уайт, так много писавшей о грандиозных, основополагающих истинах о спасении и грехе, проблемы, поднятые в вышеупомянутых цитатах, далеко не пустячные. Фактически, они касаются того, как следует понимать вдохновенных свыше писателей. Книга «Читая труды Елены Уайт» стремится помочь людям найти ответы на такие вопросы.

Приведенный пример об употреблении яиц освещает следующий важный факт: если мы желаем читать труды Уайт осмысленно, нам следует усвоить принципы их толкования. Мы должны также признать, что каждый читатель произведений Елены Уайт (и произведений любого другого автора) уже пользуется рядом принципов толкования. Даже люди, отрицающие необходимость толкования вдохновенных свыше авторов, толкуют их — вопреки собственному мнению. Следовательно, когда они читают в Библии: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс. 136:9), то автоматически начинают понимать данный текст в свете непосредственного контекста. Ведь люди знают о любви Божьей, которая сформулирована в повелении Его народу — любить даже своих врагов (см. Мф. 5:43-48).

Невозможно читать Пс. 136:9 и не толковать его, если только не отключить половину своих мыслительных способностей. Ведь данный текст вряд ли согласуется с новозаветными заповедями блаженства: «Блаженны милостивые… Блаженны миротворцы» (Мф. 5:7-9). Наш разум старается совместить столь несовместимые вещи, содержащиеся в святом Слове Божьем.

Подобным образом мы толкуем слова Иисуса в Мф. 5:27-29 о том, что лучше вырвать у себя правый глаз, нежели с вожделением смотреть на женщину. Покажите мне общину, которая не толкует этот текст, и я вам покажу человека, добровольно ослепившего себя.

Пытаясь понять Библию, мы вырабатываем свои принципы толкования Священного Писания. Все мы имеем такие принципы, независимо от того, сознаем мы это, или нет.

Цель настоящей книги — осветить основные принципы, которые мы должны использовать при толковании трудов Елены Уайт. В большинстве случаев те же принципы применяются при изучении Священного Писания, хотя данная книга главным образом рассматривает труды Елены Уайт. Поэтому большинство использованных примеров будет взято из книг г-жи Уайт, хотя, где это было целесообразно, я использовал отдельные библейские иллюстрации.

«А как же насчет яиц? — подумаете вы. — Какое высказывание является действительно вдохновленным свыше советом?» Ответ: «Оба». И вновь вы вправе задать вопрос: «Какое из них относится непосредственно ко мне?» Это зависит от вашей ситуации. Будучи отдельными личностями, мы имеем разные физиологические особенности, несхожие нужды и проблемы. И как хороший врач предписывает неодинаковое лечение разным людям с аналогичными проблемами, так же поступает и Бог. Его указания, данные одному человеку, могут быть противоположны советам, данным другому человеку. Вот почему читатели трудов Елены Уайт не должны бездумно применять взятые из них цитаты к своей жизни. Читателям следует не только читать советы, но, главное, использовать их разумно и ответственно. К сожалению, люди иной раз неразумно и безответственно читают и применяют советы Духа пророчества (впрочем, как и библейские). Книга «Читая труды Елены Уайт» стремится наставить нас в этом жизненно важном вопросе, наглядно отображая принципы толкования на основе произведений Елены Уайт, дабы определить их суть и, по возможности, продемонстрировать, как сама г-жа Уайт объясняла собственные произведения.

Но как же все-таки насчет яиц? Не беспокойтесь. На следующих страницах мы еще вернемся к этой и множеству других более и менее важных тем. Но вначале нам нужно рассмотреть несколько основных вопросов, которые подготовят почву для нашего прочтения трудов Елены Уайт.