8. Прах земной

Библейская химия и физика

Природа материи

Вероятно, самые передовые из всех наук, если судить по степени осмысления человеком их материала и взаимоотношений, — это так называемые точные науки: физика и химия. Изучаемые ими явления оказались более подходящими для математического анализа и точных описаний, чем другие явления, в основном из-за меньшего, чем в науках о жизни и земле, количества задействованных переменных. Астрономия, уже рассмотренная в отдельной главе из-за той важной роли, которую ей приписывает Библия, часто считается отраслью физики. Термодинамика, которой также посвящена отдельная глава, — важное ответвление как химии, так и физики, но она (и мы это указывали) имеет прямое отношение ко всем другим наукам.

Химия изучает основную структуру материи с точки зрения составляющих ее атомов, молекул и компонентов, а также взаимодействия и реакции между ними. Физика изучает прежде всего силы и энергии, влияющие на различные материальные объекты, а также реакции материальных объектов на Действие сил и энергий. Две эти науки могут сходиться, в особенности когда речь идет об изучении внутреннего строения атома, и потому ядерная химия и ядерная физика — почти синонимы.

Обе науки изучают вещество и энергию, общее количество которых, согласно закону сохранения массы/энергии, всегда постоянно. Вещество может изменять свое состояние (газообразное, жидкое или твердое), может быть очень плотным или же очень разреженным, но общая его масса никогда не меняется. Энергия может изменять свою форму (гравитация, упругость, сжатие, вязкость, звук, тепло, свет, химическая, электрическая, магнитная энергия и т.д.), но общее ее количество остается неизменным. Единственным исключением в обоих случаях оказываются ядерные реакции, в ходе которых или масса преобразуется в энергию, или наоборот, но тогда постоянна общая сумма массы и энергии. Как уже рассматривалось в предыдущей главе, этот принцип — самый универсальный и доказанный в науке закон, закон сохранения массы/энергии, или первый закон термодинамики. Он подтверждается — разумеется, не техническим языком — многими стихами Библии: их перечень приводился в предыдущей главе. Все они были написаны за много веков до того, как современные ученые сформулировали и доказали сам закон.

Все материальные предметы состоят из одних и тех же основных элементов независимо от того, одушевлен этот предмет или нет. Другими словами, и наши человеческие тела, и горные породы состоят из водорода, углерода, кислорода и подобных элементов. В природе обнаружено 96 таких элементов, а ряд более тяжелых элементов ученые получают в гигантских ускорителях. Все на Земле, а также на других планетах и на звездах состоит из определенных комбинаций этих элементов, причем особенности и свойства объекта (плотность, твердость, инертность, кристаллическая структура и т.д.) определяются своеобразием их сочетания.

Важно, что задолго до осознания человеком универсальности материальной структуры в Библии было сказано, что все, в том числе даже человеческие тела, состоит из праха земного.

Эти мельчайшие элементы были первоначально сотворены (Быт. 1:1) всемогущим Словом Божиим (Ин. 1:1-3) как фундаментальные компоненты материи в пространственно-материально-временном космосе («небо» — «земля» — «начало»). Из этого исходного, «безвидного» (Быт. 1:2) земного материала Бог сотворил или сделал затем сложные структуры. Все элементы, первоначально растворенные и рассеянные в обширном водяном пространстве (Быт. 1:2; 2 Пет. 3:5), были оформлены в гигантский массив земных и небесных тел (1 Кор. 15:40) и органических и неорганических систем на Земле.

Газы атмосферы появились из этих элементов на второй день творения (Быт. 1:6-7), а земная твердь — на третий день (Быт. 1:9-10). На третий день Бог выстроил из этих элементов сложные химические размножающиеся системы, называемые растениями, — их «произвела земля» (Быт. 1:12). Затем Он сотворил Солнце, Луну и звезды из тех же самых элементов. На пятый и шестой день вода и земля «произвели» животных всех видов (Быт. 1:21,24), причем все они были сделаны и з тех же самых элементе в.

Наконец, «из праха земного» были созданы тела человеческих существ (Быт. 2:7). Задолго до того, как у людей возникла мысль, что все в физическом космосе состоит из одного и того же «праха», Библия сообщила нам в своем самом первом стихе уникальную весть об изначальной сотворенности всей материи из земли. Никакое другое появившееся позже вещество уже не называется сотворенным, а только созданным, «сделанным». То есть элементы, произведенные по Божьему изволению в начале творения, составляют основу, из которой образовались впоследствии все вещества на Земле, органические и неорганические, а также все вещества на всех звездах космоса. Это важное учение Библии было подтверждено наукой только в прошлом столетии.

Исходные элементы, очевидно, и являются библейским «прахом земным», и существенно, что великому проклятию за грех Адама (Быт. 3:17) предается «земле». Среди последствий проклятия — конечный распад всего (в том числе и самой сложной структуры из всех, человеческого тела), возвращение в «прах» (Быт. 3:19). Этот принцип, как мы уже видели, научно сформулирован сейчас в виде второго закона термодинамики.

Химические реакции

Удивительно, что сравнительно немногочисленные основные элементы — прах земной — могут образовывать огромное количество молекул, соединений и составов, включая самые разнообразные вещества и материалы, живые и неживые. Эти комбинации и взаимодействия не произвольны, а, например, в случае химических соединений, зависят от порядкового номера элемента (от 1 до 96) и в определенной степени от атомной массы. Элементы можно соединить в замечательную таблицу из чередующихся групп со сходными свойствами (то есть со сходными типами химической активности), известную под названием Периодической системы элементов. Она оказалась чрезвычайно полезной для описания элементов и предсказания различных возможных взаимодействий этих элементов. От количества и уровня организации электронов на внешней орбите атома каждого элемента зависит величина, называемая валентностью данного элемента;

это всегда интегральная величина, выражающая сравнительную способность данного типа атомов вступать во взаимодействие с другими типами атомов. Собственно валентность равняется количеству атомов водорода (или его эквивалентов), с которыми данный элемент может соединяться (например, двум в случае с кислородом, при образовании воды).

Подобные качества делают химию количественно измеряемой, точной наукой. Они свидетельствуют о мудрости и предведении Творца этих элементов. Который Своей укрепляющей силой сохраняет их целостность.

Об этой целостности и даже о количественном характере валентности прекрасно говорится в главе 40 Исаии: «Кто исчерпал воды горстию своею, и пядию измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?» (Ис. 40:12). Творец очень точно размерил все компоненты сотворенной Им Вселенной, от фантастических просторов межзвездного пространства, от широт океанов и материков Земли вплоть до внимательно сберегаемой малости — праха, мельчайшего из известных в древности объектов. Стих ясно показывает, что эти элементарные частицы вполне упорядочены. В стихе 26 говорится, что Творец всех вещей «выводит воинство их счетом», то есть точно помнит число, состав, размер и функции даже элементов земли.

Все взаимодействия элементарных частиц, частиц праха Божьего творения, обусловлены их структурой. Они были задуманы и сосчитаны своим Творцом, так что теперь их может использовать даже человек, которому изначально было ведено «обладать» землей (Быт. 1:28).

Взаимодействия химических элементов, или химические реакции, как они называются сегодня, очень многочисленны, и все же количественно ограничены валентностью атома каждого элемента. Некоторые из этих реакций (например, ферментация в случае с хлебом и вином) описаны в Библии, причем всегда точно (смотрите, например, Мф. 9:17; 1 Кор. 5:6).

Многие элементы, в особенности металлы, упоминаются в Библии непосредственно — это железо, олово, золото, серебро, сера, медь и другие. Также упоминаются здесь и многие минералы — то есть стабильные неорганические соединения двух или более элементов, залегающие в разных местах земли и в разных количествах. К ним относятся многие драгоценные камни, как то: аметист, рубин, изумруд и другие.

Самое распространенное и важное из всех химических соединений — вода- Фактически, все остальные элементы были первоначально сотворены и оформлены из громадной водной стихии (Быт. 1:2). Вода продолжает оставаться полезнейшим из известных нам химических веществ, она участвует в большем количестве реакций и процессов, чем любое другое вещество. Вода не только наполняет огромные океаны мира; по процентному содержанию во всем живом она далеко обходит любое другое вещество. Все процессы питания и пищеварения происходят посредством водной среды. Практически все важные химические и биологические процессы так или иначе предполагают участие воды.

Этот замечательный факт содержится во 2 Послании Петра, где говорится о первоначальном частном сотворении, что » небеса и земля составлены из воды и водою». От греческого «составлены», sunistemi, образовано английское sustaining — сохранение, удержание частей в единстве, сопряжении. Это же слово использовано в Колоссянам 1:17: «Все Им стоит». Итак, земля — то есть все ее вещества и процессы — была сотворена из начальной водной субстанции и поддерживается этой субстанцией. Этот стих, наряду с другими многочисленными библейскими стихами, где говорится о воде (см. главы 9 и 10), кажется, предвосхитил в каком-то роде более поздние открытия химии, геологии, гидрологии, метеорологии и прочих наук, в ходе развития которых человеку предстояло постепенно научиться подчинять себе землю и образовавшую ее водную среду.

Сила и мир

Так как все в физической Вселенной есть энергия, а любое явление предполагает энергетический обмен, неудивительно, что темы занятий по физике, или ее программа, подразделены и названы в соответствии с разными типами энергии: термодинамика, электричество и магнетизм, упругость, оптика, механика и т.д., даже ядерная энергия. Разумеется, с понятием энергии тесно связаны понятия силы и работы, или использованной за единицу времени энергии. Все библейские упоминания об энергии и силе, как и следовало ожидать, не противоречат научному знанию, хотя в техническом смысле соответствующие открытия сделаны недавно.

Христиане часто и вполне справедливо говорят о силе Слова Божия; вспомним хотя бы такой стих, как Евреям 4:12: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». В Писании, да и в жизни любого христианина, помышляющего не только о своем спасении, можно найти множество примеров того, как сила Слова Божьего обличает падшего человека, просвещая его ум и сердце, и приводит его ко Христу.

Но мы далеко не всегда сознаем, сколь неразрывно связана сила Бога, понимаемая не только в духовном, но и физическом смысле, со Словом Божиим. Конечно, сочетание «слово Божие» встречается в Писании в разных значениях. Оно относится к самой Библии, записанному Слову. Слово Божие — это и любая весть, адресованная Богом человеку, независимо от способа, который Бог избрал: услышанный голос, видение, мысль в сознании человека или даже явление природы. Слово Божие — это и одно из великих имен Самого Господа Иисуса Христа, Живого Слова, через Которое Бог наиболее ясно и полно открылся человеку во всем совершенстве любви Своей. Но когда бы ни использовалось это сочетание, речь фактически идет об общении человека с Богом, открывающим Себя в человеческом опыте.

Слово силы Его

В Евреям 1:3 мы найдем поразительное указание: Слово Божие ассоциируется с физической силой. Первые два стиха послания напоминают нам и о записанном, и о Живом Слове: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне…»

Затем следует величественное провозглашение того, что Сын, Живое Слово, не только «веки сотворил», но и «держит все словом силы Своей», то есть что вся материя и все физические явления во Вселенной поддерживаются словом Его силы.

Поразительно практический смысл этого стиха был понят только в последние десятилетия (да и то в очень незначительной степени), когда было открыто, что первоосновой всего в физической Вселенной оказывается энергия. Все явления, воспринимаемые нашими органами чувств, такие, как свет, звук, тепло, а также сама материя — всего лишь разные формы энергии. Энергия измеряется способностью производить механическую работу, и все естественные процессы предполагают использование той или иной формы энергии. Эйнштейн сформулировал уравнение, описывающее эквивалентность материи и энергии, которое, как широко известно, послужило основой современных открытий в области ядерной энергии. Сама материя, состоящая из молекул, атомов, электронов, протонов, нейтронов и многочисленных частиц, не видных даже в микроскоп, — это, мы теперь знаем, вообще не «твердая» субстанция, а скорее грандиозный сгусток энергии. Когда часть этой энергии освобождается, при делении атомного ядра или в реакции термоядерного синтеза, физические результаты данного процесса тоже грандиозны. Таинственная «связующая» энергия, обычно удерживающая атом в целости и противодействующая могучим силам, всегда готовым вызвать его распад, очевидно, как-то связана с первозданной и фундаментальной энергией сотворения.

Энергия сообщает о своем существовании в различных явлениях в зависимости от природы и скорости движения, в которое она облекается. От вида движения зависит, проявляется она как материя, как свет, тепло или в какой-либо иной форме.

В процитированном выше стихе Писания (Евр. 1:3) сказано, что Господь Иисус Христос есть изначальный источник безграничной энергии (или мощности), которая, реализуясь в Его работе (Слове), является силой, «держащей» всю физическую Вселенную. Вот вам современное открытие эквивалентности вещества и энергии, сформулированное 1900 лет назад, и следующее из него учение о том, что живое Слово Божие обладает силой, сохраняющей материальную Вселенную от распада и позволяющей происходить всем многочисленным физическим явлениям, которые составляют творение Божие.

Сила в Писании

В Новом Завете есть несколько греческих слов, которые переводятся как «сила», «власть»; каждое из них обладает своеобразным оттенком значения, но все они совершенно обоснованно могут считаться синонимами нашей «силы». Тем не менее, очень важно, в каком контексте Слова Божия используется каждое из них.

Одно из этих слов — exousia, «власть». Его произносит Иисус в Матфея 28:18: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». Это же слово употребляется в Луки 4:32: «И дивились учению Его, ибо слово Его было со властию».

Другое греческое слово, и оно часто переводится именно как «сила», — dunamis. От него образовалось наше «динамика», то есть «сила», «мощность». Его использует автор Послания к евреяу «слово силы Своей» (1:3), а также Матфей, поставивший в один ряд Писания и «силу Божию» (22:29).

Еще одно интересное греческое слово — energes, от него произошло наше «энергия». Термин этот употребляется в Евреям 4:12, где Слово Божие названо «живым и действенным» (курсив наш). Этот стих говорит, что Слово Божие полно энергии, наполняет энергией, производит работу посредством собственной энергии.

Ветхозаветное еврейское koach очень часто переводится словами того же корня, что и «сила». В псалме 28, знаменитом псалме о гласе Господа (а значит, и о слове Божием), сказано: «Глас Господа силен, глас Господа величествен» (ст. 4).

Итак, Слово Божие исполнено силы — это говорит нам и Ветхий, и Новый Завет, причем используются разные слова для передачи разных оттенков понятия силы.

Представления современной науки о силе и энергии

Понятие силы, или энергии, чрезвычайно важно в современной науке и технологии, и, надо заметить, наше техническое значение этих слов поразительно совпадает с их библейским значением. Энергия — не вещество, а понятие, обозначающее способность материи или явления выполнять полезную работу, перемещать что-то на какое-то расстояние, «заставляя колеса крутиться». Фактически, термин «работа» почти эквивалентен «энергии», так как количество произведенной работы численно равно энергии, потраченной на совершение этой работы.

Мощность — подобное им понятие; это скорость, с которой используется энергия или совершается работа. Знакомая всем нам «лошадиная сила», например, — это 75 кгсּм работы, производимой за секунду (1 кгсּм — количество работы, требующееся, чтобы поднять груз весом в 1 кг на высоту 1 метр).

Понятие энергии сыграло первостепенную роль во всех великих современных достижениях науки и техники, так глубоко повлиявших на развитие современной цивилизации. Вот как определяет ее Р.Б.Линдсей, много лет преподававший физику директор лаборатории ультразвука и декан в Университете Брауна: «Из всех унифицирующих понятий в области физической науки понятие энергии оказалось самым значительным и полезным. Оно не только сыграло главнейшую роль в развитии науки. По общему мнению, это физическое понятие до сих пор оказывает широчайшее влияние на человеческую жизнь во всех ее. аспектах».[97]

Важность понятий силы и энергии видна из того факта, что самое общепринятое определение машиностроения (по меньшей мере, среди конструкторов) таково: это «искусство и наука, посредством которых природные свойства материи и источники энергии становятся полезными человеку в виде конструкций, механизмов и предметов производства». Исследование свойств материи (а материя сама ныне становится «источником энергии») и источников энергии привело в Америке более чем к стократному увеличению потребления энергии надушу населения за последние сто лет. То есть теперь каждый американец может сделать в среднем в 100 раз больше, чем мог 100 лет назад, с помощью механизмов и методов, появившихся благодаря развитию представлений об энергии, что, конечно же, является причиной современного повышения уровня жизни.

Два энергетических закона

Как уже отмечалось выше, основополагающие для науки представления об энергии воплощаются в двух великих законах, которые являются самыми коренными, универсальными и важными из всех научных законов, — в первом и втором законах термодинамики. Хотя эти законы получили свое название в силу исторических обстоятельств — их открыли при изучении термодинамики, науки о тепловой энергии, — впоследствии было выяснено, что их применение простирается буквально на все сферы научного знания. Выдающийся физик из Гарварда П.У.Бриджмен, например, сказал: «На мой взгляд, оба закона термодинамики признаются физиками, вероятно, как самые надежные обобщения накопленного нами опыта. Физик без колебаний применяет эти два закона в любой конкретной ситуации, уверенный, что природа его не подведет».[98]

Как представляется, все основные уравнения и методы всех отраслей науки и техники изначально основаны на этих двух великих принципах или тесно связаны с ними, что уже детально обсуждалось в главе 7.

Аналогия Слова и физической силы

Учитывая, что в Библии Слово и сила Божия, как правило, тесно связаны, мы не так удивимся, если, изучая Писания, обнаружим, что влияние Слова на сердца людей часто сравнивается с физическими явлениями, в которых задействованы разные формы энергии. Можно даже увидеть связь между тем фактом, что изначально сотворенную энергию никак нельзя ни уничтожить, ни увеличить, и откровением, что записанное Слово Божие совершенно и его также нельзя ни дополнить, ни сократить (Отк. 22:18-19).

Второму же закону термодинамики не удастся подобрать подобную аналогию, так как он раскрывает положение вещей в физической Вселенной, явившееся результатом грехопадения и последовавшего Божьего проклятия земли. Неизменное снижение уровня энергии — это постоянное напоминание о том, что творение находится в рабстве у тления и все дальше отходит от первоначально задуманного состояния вечного совершенства. С другой стороны. Слово Божие полностью совершенно и от вечности чисто. «Закон Господа совершен… откровение Господа верно… повеления Господа праведны… заповедь Господа светла…» (Пс. 18:8-9).

Энергия света

Самая фундаментальная форма энергии — световая; к ней относится не только энергия видимого света, но и все другие формы излучения, от рентгеновских и космических лучей с самой короткой длиной волны на одном полюсе до длинноволновых тепловых и электромагнитных излучений, применяемых в теле- и радиосвязи, на другом. Все эти формы света распространяются волнообразно с громадной скоростью, называемой скоростью света. Сюда относится также радиоактивная энергия — выделяющаяся при распаде материи, и даже энергия самих атомов соотносится со световой» Уравнение Эйнштейна выражает взаимосвязь материи и энергии через простую постоянную величину, и величина эта — скорость света.

Таким образом, световая энергия есть первичная форма энергии; и у нее есть духовная аналогия: затемненную грехом душу сначала должно осветить Слово Божье, и лишь потом эта душа сможет проявлять в своей жизни любые другие формы духовной энергии. В псалме 118:130 говорится: «Откровение слов Твоих просвещает…»

Во 2 Коринфянам 4:6 написано: «Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». Важно, что самое первое повеление Бога при сотворении, запечатленное в Писании (то есть первое приведенное высказывание Бога, собственно Слово Божие) было: «И сказал Бог: да будет свет. И был свет» (Быт. 1:3). Другое важное повеление записано в Бытии 1:17, когда сотворенные солнце, луна и звезды предназначаются к тому, чтобы «светить на землю».

Современной науке известно, что свет, или лучевая энергия, приходящая на Землю от Солнца, является источником практически всей земной энергии, благодаря которой возможны все природные процессы и сама жизнь на Земле. Фактически, вся земная энергия, за исключением энергии ее собственного движения в космосе, вращения вокруг своей оси и атомной энергии, которая заключена в материи, приходит от Солнца. Было подсчитано, что все энергетические запасы Земли: ее уголь, нефть, газ, древесина и другие горючие материалы, прибавив к ним даже уран и другие вещества, выделяющие энергию при распаде, — могут дать столько энергии, сколько Земля получает от Солнца всего за три дня.[99] Солнце в его отношении к физическим явлениям и биологической жизни на Земле — это поистине «свет мира».

Данные факты подчеркивают, как важно для нас торжественное заявление Иисуса Христа, Живого Слова: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). Солнце является источником физической энергии Земли, Иисус же — источник духовного света и силы верующего. Священное Писание тоже названо источником света для питаемого Божией энергией человека. «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105). «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте…» (2 Пет. 1:19).

Атомная энергия

Мы упомянули, что атомная энергия тесно связана со световой. Вся материя Вселенной в основе своей — энергия, а следовательно, в некотором роде энергия световая. Однако обычно она явлена не в виде света, а в виде физического вещества, характеризующегося определенным весом, твердостью и т.п. Эта форма энергии также была сотворена и поддерживается Словом Божиим: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:3). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32:6).

Миры не только были вызваны к жизни Словом Божиим, но и сохраняются им. В этой связи мы уже цитировали Евреям 1:3. Другое важное для нас место можно найти у Петра, когда он пишет в своем втором послании о тех, кто в будущем станет высмеивать все сверхъестественное: «Думающие так не знают, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Пет. 3:5-7).

Во 2 Петра 3:10 содержится пророчество о том, что в грядущий день Господень энергия Слова Божьего, сохраняющая ныне мир, перестанет удерживать целостность всего материального (Кол. 1:17), связующая сила перестанет действовать и все атомные структуры земли мгновенно распадутся, перейдя в другие формы энергии: звук, тепло, огонь.

Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на вей сгорят. Если так все это разрушится [букв. будет высвобождено, распущено], то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса [то есть небо-атмосфера] разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? (2 Пет. 3:10-12).

Как Слово Божие сотворило и сохраняет структуру физической Вселенной силой ядерного взаимодействия, так оно творит и охраняет духовную жизнь того, кто верит, проникшись светом Слова. Эту истину сообщают нам следующие стихи:

Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, во всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5:24).

…Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век (1 Пет. 1:23).

Энергия звука и тепла

Звук — еще одна форма энергии, распространяющейся волнами от своего источника. Из всех известных авторам Библии звуков удар грома более всего заставлял людей трепетать, и потому с ним часто сравнивали голос Бога. Например: «Глас Господень над водами; Бог славы возгремел. Господь над водами многими» (Пс. 28:3).

У просвещенного, искупленного и хранимого Словом Божиим человека энергия, вошедшая тем самым в его дух, вырывается наружу в виде устного свидетельства, передавая через него Слово Божие к другим, над многими водами и до самых дальних уголков земли, как распространяются звуковые волны от своего источника. «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, «по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их»» (Рим. 10:17-18).

Процитированные Павлом слова взяты из псалма 18:5, который далее говорит о Солнце и обращает наше внимание на энергию тепла, излучаемую Солнцем на Землю и необходимую для поддержания жизни. Тот же источник энергии служит конечной причиной грома во время дождя. Таким образом, тепловая энергия Солнца почти так же важна, как световая, а мы уже указывали, что тепло в действительности является одной из форм света. Важно, что в восемнадцатом псалме сразу же за упоминанием о солнечном тепле следует провозглашение преобразующей силы Слова Божия. «От края небес исход его [солнца], и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его. Закон Господа совершен, укрепляет душу…» (Пс. 18:7-8).

Итак, тепловая энергия, как и звуковая, представляется нам аналогией процессу, в ходе которого Слово Божие посредством личного и церковного свидетельства христиан используется для убеждения и обращения. Одно устное свидетельство, сообщающее человеку Благую Весть, не преобразит душу, если не будет подкреплено теплотой и рвением, искренностью и честностью. Но Слово Божие, возвещенное в сердечной теплоте любви ко Христу и к заблудшим людям, растопит холод сердец. «Пошлет Слово Свое, и все растает» (Пс. 147:7).

Электрическая и химическая энергия

Так как в библейские времена люди ничего не знали об электричестве и химии, можно подумать, что Библия не может даже упоминать об этих двух важных видах энергии. Однако они там упоминаются, и мы снова видим, что они сравниваются со Словом Божиим. Электрическая энергия и теперь, как в древние времена, нагляднее всего проявляется в виде молнии. В Писании молния, подобно грому, является символом голоса Бога. «Слушайте, слушайте голос Его, и гром, исходящий из уст Его. Под всем небом раскат его, и блистание его до краев земли» (Иов 37:2,3; ср. Иов 38:35). «Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их» (Пс. 17:14-15).

Бог наносит поражение и обращает Своих врагов в бегство, изъясняясь с ними через молнию. Молния как громадная стрела в Его руке. Слово Божие, подобно ей, — меч Духа, который защищает христиан в их противоборстве с сатаной и поражает его (Еф. 6:17; Евр. 4:12).

Огромные запасы химической энергии заключены в земных месторождениях угля, нефти, торфа, газа, в запасах леса и т.д. Все это возникло благодаря энергии солнечного света, которая при посредстве удивительного процесса фотосинтеза подпитывала растительную жизнь, а та, в свою очередь, служила для поддержания жизни животных. Когда растения и (по меньшей мере, в некоторых случаях) животные умирали и их погребала земля, ей передавалась энергия, накопившаяся в клеточных тканях.

Химическая энергия в своих самых разнообразных формах остается, если можно так выразиться, связанной, пока не освобождается в процессе горения. При воспламенении же она выделяется в больших количествах, что используют в промышленности и транспорте. Слово Божие подобно огню, совершающему работу. Иеремия писал: «Посему так говорит Господь Бог Саваоф:

за то, что вы говорите такие слова, вот, Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а этот народ — дровами, и этот огонь пожрет их» (5:14). «И подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и — не мог» (20:9).

Механическое напряжение и деформация: вес

Химическая энергия — это один вид потенциальной энергии, которая накапливает способность совершения работы, но остается незаметной и не используется, пока ее не высвободить. Другой вид потенциальной энергии заключен в любом сжатом или растянутом эластичном материале: материал, к которому было приложено усилие, высвобождаясь, приобретает свою первоначальную форму, при этом выполняя работу. Примерами могут служить сжатая или растянутая пружина, вода, которую удерживает плотина или сжимает давлением насос, сжатый воздух или пар под давлением. Один из законов физики гласит, что напряжение пропорционально деформации, то есть, что потенциальная энергия материала прямо пропорциональна линейному изменению его формы. Запас энергии по сути является результатом напряжения и деформации.

Очевидно, о высвобождении из Слова Божия духовной параллели этому виду энергии говорит Лука: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (16:16-17). Здесь сказано, что, когда проповедуется Слово, на слушателей оказывается давление, заставляющее их «усилием входить» в Царствие Божие, или «силою брать» его, как сказано в параллельном месте у Матфея 11:12. Только когда слушающий Слово перестает сопротивляться силе Духа, которая тянет его в Царство Божие, и «напряжение», или «деформация», его сердца исчезает, — только тогда он действительно «освобождается от закона» (Рим. 8:2).

Гравитационная энергия, проявляющаяся как вес предметов, — еще один вид потенциальной энергии. Ею выражается способность предмета, поднятого вверх вопреки гравитации, упасть, когда он будет отпущен. Эта энергия измеряется произведением веса предмета и его высоты над землей или другой поверхностью, на которую он должен упасть. Так и Слово Божие — огромное бремя, тяготеющее над теми, кто ему сопротивляется. Например, кто-то в коринфской церкви смеялся над внешностью апостола Павла и его манерой речи, но отмахнуться от его вдохновенных свыше посланий, заключающих в себе Слово Божие, было уже не так просто. «…Некто говорит:

«в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна»» (2 Кор. 10:10).

Механическая энергия

Большинство разнообразных форм, которые энергия может принимать, представляют собой лишь потенциал к выполнению работы. Электроэнергия, химическая энергия, энергия деформации и т.д. должны быть превращены в механическую энергию для того, чтобы совершить необходимую работу. Механическая энергия — это энергия движения, вращения колес, перемещения грузов, ударов молота. Такой вид энергии называется кинетической.

Следующие стихи соотносят духовное влияние Слова с энергией движения и механической работой: «Посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его» (Пс. 147:4). «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (Иер. 23:29).

Посредством Слова, говорит нам Библия, Бог также производит работу, аналогично тому, как физическая работа в мире совершается после преобразования других видов энергии в кинетическую, выполняющую полезную работу. «Так и Слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55:11).

Далее, как уже было отмечено, любая энергия проявляется прежде всего в движении. Различные формы энергии по сути представляют разные виды и скорости движения. Наиболее очевидная ее форма — уже упомянутая механическая энергия; самая фундаментальная форма энергии, световая, также связана с движением — распространением света со скоростью около 300 тысяч километров в секунду.

Очень важно, что само Слово Божие берет свое начало в Движении. В Писании сказано, что еще до первого повеления Бога сотворить что-либо «Дух Божий носился над водою». Способ, посредством которого Бог вдохновлял Свое записанное Слово, каким бы загадочным и необычным он ни казался, очевидно, характеризовался прежде всего как движение: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).

Вечное Слово

Параллели между духовной силой Слова Божьего и различными формами физической энергии в Его Вселенной слишком многочисленны, чтобы быть случайными. Они свидетельствуют и о богодухновенности Библии, в которой записаны, и о божественном происхождении физического творения от руки Вдохновителя Писаний.

Мы уже видели, что это более чем аналогии. Сам источник физической энергии Вселенной — Слово Божие, которым содержится все существующее.

Однако в одном отношении они не сходны. Закон сохранения энергии гласит, что общее количество энергии творения конечно и неизменно, и закон энтропии гласит, что Вселенная стареет и изнашивается. Слово Божие, с другой стороны, бесконечно; оно не имеет границ. Оно непреходяще, не подвержено старению и разложению, оно вечно.

На веки. Господи, слово Твое утверждено на небесах (Пс. 118:89).

Основание [в прошедшей вечности] слова Твоего истинно, и вечен [в будущей вечности] всякий суд правды Твоей (Пс. 118:160).

…Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего (Пс. 137:2).

Трава засыхает, двет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно (Ис. 40:8).

Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24:35).

…Для слова Божия нет уз (2 Тим. 2:9).

Биохимия и происхождение жизни

Сфера биологической химии, или химии живых систем, находится на границе физических наук и наук естественных. Изучение происхождения живых систем на первозданной Земле касается также и наук о Земле, так что возникновение жизни — проблема явно междисциплинарная. В лабораторных исследованиях по этому вопросу, однако, используются химические и физические методы, так как все должно было начинаться по меньшей мере с неорганических веществ в энергий.

Вера в самозарождение жизни — мысль, что живые организмы могли возникнуть из неживой материи, — очень древняя. Греческий философ Аристотель, как и большинство других древних философов, верил в спонтанное зарождение живого, и человечество продолжало в это верить вплоть до конца XIX века. Однако великий химик, биолог и креационист Луи Пастер в ходе тщательно спланированных и проведенных экспериментов убедительно показал, что самозарождения не происходит, и тогда в биологии стала господствовать доктрина биогенеза (живое рождается только от живого).

Биологи-эволюционисты, которых не устраивал этот явно креационистский вывод, тут же принялись разыскивать другие способы натуралистического объяснения жизни. Если такие сложные существа, как мыши и личинки (или даже бактерии), не развиваются в настоящее время из неживых субстанций, тогда, может быть, из последних появились какие-нибудь очень простые протоструктуры в какую-нибудь древнюю эпоху. И впоследствии было предпринято множество теоретических и экспериментальных попыток разыграть какой-либо воображаемый сценарий в первозданном мире.

Наибольшей популярностью за последние полвека пользовалась выдвинутая советским химиком А.И.Опариным в 1938 году теория абиогенеза, по которой первые формы жизни развились в первозданном «бульоне» из сложных химических соединений под действием электрических разрядов в условиях предполагаемой редуцирующей (не кислородной) первозданной атмосферы.[100] Знаменитый эксперимент Стэнли Миллера, результаты которого были опубликованы в 1953 году, казалось, подтвердил, что такое могло произойти, и с тех пор это объяснение стало традиционным, когда в учебниках надо было что-то сказать о зарождении жизни. В лабораторном опыте Миллера смесь подогретых газов (водяного пара, метана, аммиака и водорода) неоднократно пропускалась через электрический коронный разряд. Каждый цикл приводил к образованию ничтожного количества жидкости, содержащей аминокислоты и другие соединения, которая сохранялась в накопителе внизу аппарата. Потребовалась неделя опытов, чтобы собрать достаточно жидкости для анализа с достоверной точностью, и, поскольку аминокислоты — составная часть белков, результат был широко разрекламирован как наконец-то полученное экспериментальное подтверждение возможности первозданного абиогенеза, теоретически предположенного Опариным.

Разумеется, в тексте учебников почти всегда упускается, что Миллер использовал накопитель, а также что такого накопителя не могло существовать в первозданной атмосфере и ничто не сохраняло бы там аминокислоты от немедленного разложения под действием тех же самых электрических разрядов, которые, как предполагают, их породили. Предается забвению и то, что многие простые аминокислоты — неизмеримо менее сложная система, чем простейшая из белковых молекул, и что даже известные нам живые системы самого низкого уровня, простейшие, состоят из огромного количества высокоорганизованных, специфически функционирующих ферментов и других белков разнообразных сложных форм.

В последние годы в результате проведенных исследований, по крайней мере, частично стали понятны система кодирования информации в живой клетке, заключенная в двойной спиральной структуре молекулы ДНК, и функции связанных с ней систем, так что ученые начали сознавать крайнюю сложность «генетического кода». Если жизнь даже на простейшем уровне зависит от системы ДНК, любое предполагаемое эволюционное происхождение жизни требует развития всей этой системы каким-либо образом в ходе естественных процессов из гипотетического «первозданного бульона», а такое попросту невозможно представить. Один из ведущих американских ученых в этой области заключил: «Мы до сих пор не понимаем даже в общих чертах, как образовался генетический код… Происхождение генетического кода — самый непостижимый аспект происхождения жизни, и для сколько-нибудь существенного прогресса в этом вопросе необходим глубочайший прорыв в концептуальной и экспериментальной области».[101] В настоящее время каждый организм получает генетическую информацию от своих родителей, и другого способа сделать это нет. Но как начался весь процесс? Единственный приемлемый ответ — сотворение!

У живых существ есть много других свойств, которые невозможно объяснить случайностью. Один из самых непонятных вопросов — это присутствие исключительно «левых» изомеров аминокислот в живых организмах, в то время как в неживой материи содержатся и «левые», и «правые» по оптической активности изомеры аминокислот. У нас нет никаких объяснений тому, как могла возникнуть эта удивительная система.

Со времен Луи Пастера возникновение оптической активности в биологических системах привлекало к себе огромное внимание. Нужно дать ответ на два разных вопроса. Во-первых, почему все аминокислоты в белках и все нуклеотиды в нуклеиновых кислотах имеют одинаковую оптическую активность? Во-вторых, почему все аминокислоты представлены (изомерами, а все нуклеотиды — d-изомерами? Мы не знаем ответа ни на один из этих вопросов…[102]

Когда организм умирает, его аминокислоты постепенно «рацемизируются», то есть постепенно утрачивают свою строгую l-изомерность, пока не остается равное количество l- и d-изомеров молекул, как во всех неживых субстанциях, где содержатся аминокислоты. Аминокислоты, полученные Стэнли Миллером в лабораторных условиях, были, конечно же, рацематом. Но вот вопрос, почему во всех живых организмах встречаются только (-изомеры аминокислот, тогда как породившие якобы их неорганические прародители, а также их разлагающиеся останки (после смерти) имеют одинаковое количество и «левых», и «правых» изомеров аминокислот? Опять же, единственный ответ, кажется, тот, что такими они были сотворены.

Даже воображаемая простейшая воспроизводящаяся молекула белка, если бы она существовала, должна быть столь невероятно сложной — чтобы кодировать и управлять воспроизведением подобных себе из элементов окружающего «бульона», что возможность случайного образования исключается полностью. Сэр Фред Хойл, бывший ученый-агностик, склонился к креационизму, когда попытался высчитать вероятность такого случайного соединения. «На Земле могло бы произойти очень немногое из биохимической эволюции. Если посчитать, сколько комбинаций аминокислот вообще возможны при образовании ферментов, вероятность их случайного появления путем беспорядочного перебора оказывается меньше чем 1 на 1040000«.[103]

Это число столь мало, что почти равно нулю. То есть нет никаких шансов, чтобы это произошло случайно. Подобные расчеты были произведены исследователем информатики Марселем Голэ. Для возникновения такой системы, считает Голэ, должны были в строгом порядке произойти 1.500 случайных событий, вероятность каждого из которых полшанса. И вероятность того, что последовательность 1.500 случайных событий породила жизнь на простейшем уровне, будет равна 0,51500, или один шанс из 10450.

Предположим, что Вселенной три триллиона лет, то есть 1020 секунд. Предположим также, что радиус Вселенной — 5 миллиардов световых лет, то есть она вмещает максимум 10130 частиц размером с электрон. Предположим, что каждая частица может взаимодействовать 1020 раз в секунду. Тогда максимальное количество взаимодействий частиц, возможное за всю историю Вселенной, будет равно:

1020х10130х1020 = 10170.

Максимальное число последовательностей из 1.500 событий будет равно:

10170: 103 = 10167.

А вероятность, что одна из необходимых 1.500 последовательностей будет той единственно правильной, которая породит жизнь, равна:

10167:10450 = 1 из 10288 = 0! [так как это меньше, чем 1 из 10170].

Вероятность, что простейшая из предполагаемых воспроизводящихся систем могла сформироваться естественным образом из неживых химических веществ, даже при самых больших допущениях оказывается по сути равной нулю. Жизнь может произойти только от жизни.

В результате таких подсчетов сэр Фред Хойл, доктор Орджел, доктор Франс Крик (сооткрыватель структуры молекулы ДНК) и другие ученые почувствовали необходимость допустить, что жизнь, должно быть, возникла где-нибудь в другом месте Вселенной, а затем была перенесена на Землю, раз уж она не могла образоваться на Земле.

Это, конечно, свидетельствует об отчаянии поражения, потому что, как обсуждалось в главе 5, у нас нет ни малейшего свидетельства о существовании инопланетной жизни где-либо во Вселенной. Фактически, многочисленные исследования показали, что условия, необходимые для поддержания жизни, так редко встречаются в космосе, что возникнуть они могли максимум однажды. «Большинство людей имеет глубоко укоренившееся убеждение, которое подкрепляется научной фантастикой и собственной фантазией, будто бы Вселенная устроена так, что, если существует возможность для появления гуманоидов, они тут же появляются. Каковы бы ни были основания для такого убеждения, их явно нужно искать вне поля деятельности науки».[104]

Мы можем только с облегчением вздохнуть, когда обращаемся от бесплодности невразумительных домыслов о происхождении жизни к достоверному, ясному, последовательному Слову Бога. Жизнь может произойти лишь благодаря Тому, у Кого есть жизнь, порождающая другую жизнь. Первую жизнь на Земле должен был произвести живой Бог на небе. На пятый день недели творения, сказано в Писании, «сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:21).

Таков второй акт творения Божьего; первым было сотворение первозданного пространственно-материально-временного космоса (Бытие 1:1). Первые сотворенные сущности были физическими; сотворенные затем существа — биологическими, «душами животных пресмыкающихся» (евр. nephesh обычно переводится как «душа» или «жизнь»). Слово «животных» (евр. chay, живой) здесь, очевидно, синонимично «пресмыкающимся» из Бытия 1:20 и подчеркивает, что эти живые существа были движущимися, или обычными животными.

Итак, по Библии, «жизнь» требует частного акта сотворения, и потому совершенно невозможно, чтобы неживые реагенты когда-либо превратились в живых животных. Неудивительно, что все попытки биохимиков и других ученых породить жизнь в лабораторных условиях оказались бесплодным занятием.

Существа, обладающие сознанием, жизнь, существующая дыханием жизни (Быт. 2:7), и жизнь тела, заключенная в крови (Быт. 9:4), — это особое творение, совершенно несопоставимое с химическими и физическими явлениями. Растения, с другой стороны, не обладают жизнью в этом смысле. Они неодушевлены (хотя растут), не дышат (хотя всасывают воздух), не имеют крови (хотя поглощают воду и питательные вещества через свою корневую систему) и, что самое главное, не обладают сознанием. Это крайне сложные химические системы, запрограммированные на воспроизведение посредством замечательного генетического кода молекул ДНК, но они не живые в библейском смысле. Они были сотворены специально для того, чтобы постоянно пополнять запас пищи для людей и животных. «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт. 1:29,30).

Таким образом, общее отличие растений от животных достаточно ясно, по меньшей мере насколько это касается высших животных, но точную границу провести трудно; здесь необходимы дальнейшие исследования. В любом случае, в Писании отмечено это различие. Растения были сделаны из праха земного и не обладали жизнью nephesh, a nephesh, которой обладают животные, была частным образом сотворена. Тела животных во многих отношениях похожи на тела растений, так как состоят в основном из тех же химических элементов, генетически воспроизводят себе подобных и развиваются по коду молекул ДНК. Но, несмотря на сходство, тела животных гораздо сложнее, чем тела растений, а основное различие поистине громадно: сотворенная душа, или жизнь, — nephesh. He может быть никаких сомнений, что жизнь обладающих мозгом животных произошла не из мертвых химикатов. Это две разные сферы реальности.

Далее. Как мы понимаем, все организмы состоят из тех же химических элементов, «праха земного», но сложность строения Даже простейшей одноклеточной бактерии слишком велика, чтобы изначально возникнуть случайно или благодаря какому-либо из известных природных процессов.

Не только происхождение жизни, но и ее воспроизведение относится к биохимическим процессам. Замечательный процесс порождения потомства и развития зародыша до сих пор не понят до конца, но известно, что в центре его находится, в частности, двуспиральная структура молекулы ДНК и содержащаяся в ней генетическая информация. Двойная спираль служит матрицей, на основе и вокруг которой формируется тело эмбриона, шаг за шагом, клетка за клеткой.

Много лет назад этот процесс описал прекрасным поэтическим языком Давид в псалме 138:

Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я создан был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (ст. 13-16).

Чтобы лучше понять этот фрагмент, нужно внимательнее рассмотреть некоторые ключевые слова. Еврейское qanah в стихе 13 (устроил, воздвиг) объясняет, почему Бог есть Господь нашей жизни: Он образовал человеческое тело. Словом kilyah, «внутренности», называли в основном почки, но в Ветхом Завете оно обозначает человеческие внутренности вообще, особенно как место сосредоточения глубоких чувств. Слово «соткал» (евр. sakak) означает «перевязать, обмотать для сохранности». Им передается мысль не только о сокрытии хрупкого плода во чреве, но и о сохранении его на каждом этапе развития, которое происходит по надежному образцу, предусматривающему благополучный рост, совершенствование и усложнение структуры.

Еврейское palah оригинала переводится в стихе 14 двумя словами «дивно устроен» и означает буквально «сделанный неповторимым образом».[105] То есть Бог спланировал удивительную систему воспроизведения и рождения новых людей так, что принципы воспроизведения и образцы (=молекулы ДНК) одинаковы для всех, но генетический код отдельного человека неповторим. Один известный генетик[106] подсчитал, что потенциальные изменения в генах одной человеческой пары настолько велики, что у нее могут родиться 102017 детей, не являющихся близнецами. Это число непостижимо велико — понадобилось бы по меньшей мере 100 миллиардов миллиардов Вселенных размером со все космическое пространство, чтобы просто вместить такое огромное количество людей. Неудивительно, что автор псалма пишет: каждый человек дивно устроен — не так, как другие!

Затем в тексте идет речь о «костях». По-еврейски это ostem, и означает оно буквально «вещество тела», вероятно, относясь именно к костной структуре. Еще до того, как новорожденного могут увидеть глаза человека, и даже до того, как мужские и женские клетки соединятся в момент зачатия. Господь видит будущее тело, и не только в пророческом предведении, но уже как неповторимую совокупность всех атомов углерода, кальция, кислорода и других элементов, которые, как Он знает, будут соединены в соответствии с сотворенной Им программой, заложенной в ДНК, и сформируют единое тело.

Одна из самых поразительных особенностей этого процесса — действие генов как матрицы в сложно переплетенной, закрученной по двойной спирали молекуле ДНК, которая каким-то образом соединяет все необходимые атомы, когда они попадают во чрево, и строит из них органы, составляющие растущее тело. Подобным образом на лоскуте тонкого шелка начинает проступать рисунок, когда, стежок за стежком, вышивальщица наносит его яркими нитками по контуру образца, скрытого под тканью. В тексте оригинала использовано еврейское слово raqam, («образуем был»), буквально означающее «вышитый»! Обычно оно переводится именно как «узорчатый», «вышивать».

Фраза «во глубине утробы» звучит загадочно. В Ветхом Завете она встречается еще восемь раз и переводится как «пределы земли», «преисподняя земли» или «преисподняя страна». Во всех этих случаях из контекста ясно, что речь идет об огромной пропасти, уходящей в глубь земли, где находятся души умерших людей — и тех, что умерли верующими, и тех, что умерли нераскаявшимися грешниками. Ее греческий эквивалент мы находим в Ефесянам 4:9, где говорится, что перед Своим вознесением Христос «нисходил прежде в преисподние места земли». Из контекста мы узнаем, что, вознесшись. Он «пленил плен», то есть Своими страданиями на кресте освободил души верующих ветхозаветного периода, позволив им пребывать с Ним в раю.

Но как можно отнести такую фразу к зародышу, который формируется во чреве? По мнению большинства комментаторов, кромешная тьма преисподней в центре земли, скорее всего, образно сравнивается с темнотой и безопасностью чрева. Однако возможно и другое толкование, более соответствующее точности декларативного повествования стиха. Вот оно: хотя зародыш «вышивается» непосредственно во чреве, элементы, которые один за другим добавляются к его структуре, изначально происходят из глубин земли. А также: информация, заложенная в молекуле ДНК зародыша, передавалась от одного поколения к другому, по родословию — от самого Ноя, а тому в конечном счете от Адама и Евы. Ко времени, когда Давид писал этот текст, души всех его собственных предков уже отправились в преисподнюю, но их генетическое наследие (а возможно, и их духовное ходатайство) продолжало влиять на развитие еще не родившихся потомков на земле.

Таким образом. Бог видел развитие зародыша на всех этапах, даже до зачатия. Слова «зародыш мой» (ст. 16) передают одно слово оригинала (евр. golem), означающее «сокрытая бесформенная масса», что вполне соответствует свойствам зародыша. Даже «дни» его сочтены в книге Божией заранее. На месте английского in continuance по переводу короля Иакова в оригинале стоит еврейское слово yamim, дни. В этом же переводе курсивом выделена добавленная фраза ту members: «in thy book all my members were written» («в Твоей книге [мои кости] записаны все») — это значит, что ее можно опустить, но развитие зародыша, несомненно, должно включать в себя развитие всех частей тела. Даже дни человека заранее планируются Богом, и все это неким загадочным образом регулируется биологическими часами, закодированными в генетической системе. Дни, как сказано, действительно «назначаются» (yatsar) заранее. Здесь использовано то же самое еврейское слово, которое встречается в Бытии 2:7: Бог «создал» (yatsar) человека из праха земного.

И хотя эти стихи написаны возвышенным, поэтическим языком, они изумительно гармонируют со всем, что известно науке о замечательном биохимическом процессе, который Бог предназначил для размножения рода человеческого. Сначала Бог сотворил материю («безвидную» землю), потом «прах земной» (основные элементы), потом создал из этих элементов человеческое тело (как и остальные материальные предметы) и, наконец, внедрил в это тело систему воспроизведения и генетический механизм, обеспечивающий людям неограниченную возможность плодиться и размножаться, пока они не наполнят землю. Этот важнейший из всех биохимических процессов до сих пор не понят до конца и еще меньше оценен, но он является восхитительным свидетельством могущества, мудрости и любви нашего Небесного Отца, «от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3:15).