Библиотека soteria.ru
Библейские основы современной науки
Джон Оллер
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 16618 Все тексты автора Джон Оллер
10. Вода и Слово
Библейская гидрология и метеорология
Гидрологию, «науку о воде», можно рассматривать либо как часть геологии — «науки о земле», либо, что предпочтительней, как самостоятельную научную дисциплину. Это очень древняя наука, поскольку люди всегда пытались использовать мировые водные ресурсы для собственных нужд. Среди развалин древнейших цивилизаций сохранились следы дамб, оросительных каналов, водопроводов и прочих гидротехнических сооружений.
Существует множество причин, дающих основание считать, что вода жизненно необходима как для каждого отдельно взятого человека, так и для всего человечества в целом.
Более семидесяти процентов земной поверхности покрыто водой; если бы рельеф планеты был плоским, то вода покрыла бы ее поверхность слоем высотой в 2 километра 800 метров.
Вода играет важную роль в большинстве геологических и химических процессов, но особенно велико ее значение в биологии.
Живые ткани людей и животных примерно на две трети состоят из воды. «Душа тела в крови» (Лев. 17:11), а в сыворотке крови 92% воды. Вода необходима для процессов питания, пищеварения и вегетации растений.
Любое из высших проявлений жизни было бы невозможно в отсутствие достаточного количества воды в жидком состоянии, а из всех планет таким количеством располагает только Земля. Не случайно она получила название «голубая планета».
Круговорот воды
Процессом, составляющим основной предмет изучения гидрологии, с которым в той или иной мере связаны все прочие гидрологические процессы, является так называемый гидрологический цикл или, другими словами, круговорот воды. В этом замечательном феномене ученые начали хорошо разбираться только в последние несколько веков, хотя на страницах Библии он описан уже давно. Ввиду огромного значения для жизни и деятельности человечества такого замечательного вещества, как вода, в Библии мы не раз встречаем упоминания о ней. Хотя считается, что Библия была написана в «донаучную» эпоху, все эти упоминания вполне современны и точны с научной точки зрения. Разумеется, язык, которым они изложены, отличается от современного нам научного жаргона, однако в том, что касается описания реальности, они абсолютно истинны.
Гидрологический цикл представляет из себя замечательный механизм, при помощи которого вода за счет энергии Солнца испаряется, поднимаясь вверх с поверхности океана, ветром переносится в глубь материков, где, конденсируясь, выпадает на землю в виде дождя, снега или града, а затем, уже как вода рек или грунтовые воды, попадает обратно в океан (см. рис. 17). Каждая из фаз этого процесса по-своему важна. Каждая из них изучается отдельной областью гидрогеологии. Так, океанография имеет дело с водой океанов, метеорология — с атмосферными фазами этого процесса (испарением, переносом, выпадением осадков), потамология изучает речные потоки, лимнология — озера, а геогидрология — грунтовые воды.
Удивительно, что, несмотря на действие гравитации, огромные массы воды могут подниматься на сотни метров и находиться во взвешенном состоянии до тех пор, пока не попадут в глубь суши, то есть туда, где они наиболее необходимы. Поскольку на Земле не существует источника энергии, позволяющего решить эту задачу. Бог использовал энергию Солнца, находящегося от нас на расстоянии 150 миллионов километров.
Жидкая вода способна превращаться в пар, причем скорость и продолжительность этого процесса зависят от температуры, степени насыщенности окружающего воздуха водяными парами и т.п. Этот пар, благодаря турбулентным и диффузным процессам атмосферы, устремляется вверх. Поскольку газы, и водяной пар в том числе, при нагревании расширяются, то более теплый воздух, находящийся у поверхности планеты, стремится подняться вверх. В общепланетном же масштабе огромные массы нагретого воздуха в районе экватора поднимаются вверх и движутся к полюсам, где более плотные массы холодного воздуха опускаются вниз. Таким образом происходит непрерывное перемещение теплого, насыщенного влагой экваториального воздуха к полюсам, в то время как под ним холодный и сухой воздух движется от полюсов к экватору.
Рисунок 17. Атмосферный водяной цикл.
Кругооборот воды, лежащий в основе всего водного хозяйства планеты, как и основополагающие принципы гидрологии и метеорологии, упоминается во многих стихах Писания.
Но это не все. Деятельность Бога была бы неполной, если бы Он предоставил воде, испарившейся с поверхности океана, оставаться непосредственно над своим прежним вместилищем.
Мы уже упоминали о перемещении огромных масс воздуха от экватора к полюсам и обратно. Направления ветров на планете. объясняются не только этим: на них влияет также вращение Земли, рельеф местности и прочие факторы. Однако глобальные перемещения масс воздуха имеют схожую природу и совершаются в основном по одним и тем же маршрутам, выполняя, помимо всего прочего, задачу доставки несущей жизнь воды, очищенной от всех солей и примесей, обратно на сушу. Примечательно, как в Иеремии 10:13 Господь сообщает нам, что «Он… изводит ветер из хранилищ Своих». Показателен также стих 6 из главы 1 Екклесиаста: «Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои». Это поразительный пример того, как данные современной науки нашли отражение в Слове Божьем почти три тысячи лет назад.
Еще более интересна цитата из Библии, касающаяся процесса образования облаков. Обычный водяной пар прозрачен и в некотором количестве практически всегда присутствует в атмосфере. Но Бог создал гениальный механизм, позволяющий вернуть воду обратно на землю. После перемещения масс влажного воздуха на сушу водяной пар может снова конденсироваться в виде облаков, росы, тумана и т.п.
Однако, чтобы частицы водяного пара могли соединиться в капельки жидкой воды, необходимо присутствие в воздухе неких твердых частиц пыли или другого инородного вещества. Упоминание в Притчах 8:26 «начальных пылинок вселенной» могло подразумевать частицы пыли метеоритного или другого происхождения, содержащиеся в нижних слоях атмосферы и служащие своего рода ядрами, вокруг которых происходит конденсация водяного пара, приводящая к образованию непрозрачных скоплений мельчайших капель жидкой воды, из которых и состоят облака (или туман, если этот процесс происходит у поверхности земли).
Однако даже после образования облаков частицы воды остаются во взвешенном состоянии, словно законы гравитации для них не существуют. Фактором, удерживающим их от падения, являются все те же мощные восходящие потоки воздуха, которые ранее вызвали их конденсацию. Они продолжают уравновешивать вес частиц воды, пока мелкие капли не соединятся в более крупные, которые и выпадают на землю, несмотря на мощные восходящие потоки.
Все это является блестящим свидетельством искусности и мудрости Творца. Если бы не этот Божий замысел, то после достижения определенной температуры вся вода, содержащаяся в облаке, мгновенно конденсировалась бы и обрушивалась на землю, вызывая бедствия. Три с половиной тысячи лет назад Елиуй задал Иову очень уместный вопрос: «Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании?» (Иов 37:16). Даже при всей той информации, которой располагает на сегодняшний день наука, полного ответа на этот вопрос до сих пор нет. Обратите внимание на слова Иова: «Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними» (Иов 26:8).
Итак, при выполнении соответствующих условий мельчайшие капельки воды (в среднем по 0,2 миллиметра), из которых состоят облака, сливаются друг с другом до тех пор, пока размер и вес их не становится достаточно большим, чтобы преодолеть мощь потока восходящего воздуха, после чего они выпадают на землю в виде дождя, снега или града (в зависимости от температуры и других свойств восходящих потоков воздуха). Средний диаметр дождевой капли составляет 2,5 миллиметра. «Также влагою Он наполняет тучи» (Иов 37:11). «Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь» (Ек. 11:3). Обратим внимание также на Иова 28:24-27: «Ибо Он презирает до концов земли, и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес, и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной: тогда Он видел ее и явил ее…»
После выпадения дождя на землю часть входившей в него воды впитывается в почву. Эти грунтовые воды могут поступать в колодцы, выходить на поверхность земли в виде родников или потребляться растениями, но все же большая их часть сквозь поры в земле и трещины в скальных породах попадает в водоносный слой. Кроме того, часть воды, выпадающей на землю с осадками, непосредственно усваивается теми растениями, на которые она выпадает, часть снова испаряется и, наконец, довольно большая часть стекает по поверхности земли в ближайшую реку или в один из ее ручьев-притоков. Эта стадия гидрологического цикла представляет громадный интерес для людей во всех отношениях, поскольку именно на ней вода наибольшим образом затрагивает жизнедеятельность человека вне зависимости от того, является ее влияние позитивным или негативным.
Интересно, что большая часть воды, выпадающей в виде осадков на сушу, образовалась в результате испарения с поверхности океана, а вовсе не с поверхности суши или внутренних водоемов, как считалось всего несколько десятилетий назад. Весьма большой объем работ по измерению температуры, давления, влажности и направлений ветра, проведенный Министерством сельского хозяйства США, убедительно показал, что единственным по-настоящему значительным источником той влаги, которая впоследствии выпадает на материки, является именно поверхность океанов.
Насколько важным выглядит в свете этого факта утверждение Соломона, приведенное у Екклесиаста в 1:7! Сразу же вслед за красивым и точным описанием направлений движения ветров в мире он с поразительной точностью описывает круговорот воды следующими словами: «Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь».
Как известно, сложившийся баланс между сушей и водой, между воздухом и водой, расстояние от Земли до Солнца, состав атмосферы, место горных хребтов и экваториальных океанских течений и многие другие факторы, влияющие на гидрологический цикл, выдержаны настолько точно, что любое изменение установившихся на сегодня соотношений привело бы к тому, что существование жизни на Земле стало бы затруднено, а то и вовсе невозможно. В связи с этим весьма уместно звучит вопрос Исаии: «Кто исчерпал воды горстию своею, и пядию измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?» (Ис. 40:12).
Исаии принадлежит еще одно упоминание о круговороте воды, где он сравнивает воду со Словом Божьим: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю, и делает ее способною рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55:10-11). Подобно тому, как Слово Божие Должно выполнить свое божественное предназначение, прежде чем вернуться обратно к Пославшему его, дождь и снег возвращаются на небеса только после выполнения своей задачи — насыщения земли водой.
В Библии есть еще много упоминаний об одной или нескольких фазах гидрологического цикла, и некоторые из них также предвосхитили открытия современной науки. Например, хотя и очевидно, что между дождем и молнией существует некая связь, не совсем ясно, что здесь является причиной, а что — следствием. Метеорологи и специалисты по физике атмосферы все еще заняты изучением этой проблемы, однако на сегодняшний день научные факты говорят в пользу того, что для слияния в облаке мелких капель в более крупные необходимо электрическое поле. Присутствие же электрического поля, безусловно, является также и предвестником грозовых разрядов.
В Библии можно встретить ряд стихов, указывающих на непосредственность такой связи. Например: «Возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих» (Пс. 134:7). Практически тот же самый стих мы встречаем в Иеремии 10:13 и 51:16, только там говорится, что Бог «творит молнии среди дождя». В каждом случае подчеркивается важная связь между дождем и электричеством. Примечательно также, что здесь упоминаются четыре фазы гидрологического цикла: испарение, ветер, электричество и дождь. Характерно, что, согласно этим стихам, процесс испарения происходит «от края земли», то есть явно имеются в виду районы океанов, удаленные от суши. Как уже упоминалось выше, утверждение, что дожди, проливающиеся на землю, образуются в результате испарения влаги с поверхности океанов, встречающееся также у Екклесиаста 1:6-7, получило научное подтверждение только в наше время.
Кроме того, связь между дождем и электричеством подразумевается в следующих стихах:
…Когда [Бог] назначал устав дождю и путь для молнии громоносной (Иов 28:26).
Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? (Иов 88:25-27).
Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя? Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: «вот мы»! (Иов 38:34-35).
Другой интересный пример предвидения достижений современной науки мы находим у Иова 28:25: «Когда Он ветру полагал вес…» Мысль о том, что «ветер» или, другими словами, воздух имеет вес, в древние времена была просто невероятной, и единственным исключением в этом отношении является Библия. Теперь-то, конечно, известно, что атмосферное давление представляет из себя не что иное, как «вес столба атмосферного воздуха, расположенного над единицей площади земной поверхности».
Наконец, обратимся к Иову 38:22-23. «Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровища града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?»
Точный смысл этих стихов еще предстоит понять, поскольку Бог «бережет» эти ресурсы. Однако современным гидрологам и гидротехникам в какой-то мере удалось проникнуть в хранилища снега. Ежегодно они превращают запасы снега в высокогорных районах в неоценимые водные ресурсы, столь необходимые для орошения и водоснабжения во время засухи.
Град неоднократно использовался Богом в прошлом в качестве орудия войны в ответ на молитвы Своего народа об избавлении от врагов (например, Нав. 10:11). Он же будет служить орудием Господу в последние дни (например, Иез. 38:22; Отк. 16:21).
В Библии есть еще много стихов, в которых упоминаются различные фазы гидрологического цикла, и все они вполне согласуются с известными научными данными. Да и сам круговорот воды, в силу своей необходимости для жизни людей и животных, является блестящим свидетельством высочайшей предусмотрительности Господа.
Тем не менее, хотя существующий сегодня гидрологический цикл удивительно продуман и является блестящим примером провидения, все же он не входил в первоначальный Божий замысел совершенного творения. Кроме того, он не будет существовать вечно, поскольку на новой земле «моря уже нет» (Отк. 21:1).
Модель паровой оболочки
«…И тьма [была] над бездною» (Быт. 1:2). На первозданной земле существовало единое море; на новой земле моря не будет. Точно так же в начале существования мира в нем царила кромешная тьма, но на новой земле «ночи… не будет» (Отк. 21:25).
В первый день творения Бог рассеял тьму, повелев свету воссиять из тьмы и отделив свет от тьмы и день от ночи. Аналогично этому на третий день Бог разделил единое море, повелев появиться суше и отделив моря от суши, предназначенной для обитания на ней человека.
Однако между двумя этими грандиозными фазами деления была еще одна, когда на второй день Бог разделил сами воды на две огромные части и поместил одну из них над небом (то есть в пространстве, которое, по-видимому, соответствовало сегодняшнему понятию «тропосфера»), а другую — под ним.
Все это происходило в рамках божественного творения, и нам неведомо, какие способы и механизмы использовал Господь для совершения Своих деяний. Поскольку по окончании шести дней творения Бог «почил от всех дел Своих» (Быт. 2:3) и поскольку Его творение охватывало «небо и землю, море и все, что в них» (Исх. 20:11), мы не имеем возможности наблюдать или изучать эти процессы. Они должны были в корне отличаться от тех физических и биологических процессов, которые известны нам сегодня; поэтому даже самое тщательное и научно подкрепленное исследование не может дать нам абсолютно никакой определенной информации относительно имевшихся в распоряжении Бога орудий творения. Современная научная предпосылка о единообразии природных процессов не может быть с достаточным основанием распространена на период творения.
Замечательное пророческое предостережение во 2 Петра 3:3-6, касающееся современных насмешников, которые применяют принцип униформизма именно таким необоснованным способом, сопровождается не менее замечательным указанием на то первостепенное значение, которое имела вода для методов и результатов творения: «…в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою» (2 Пет. 3:5). В различных переводах этот стих передается по-разному, и в различных комментариях к Библии также встречаются различные его толкования. Не исключено, что основным источником трудностей перевода является как раз бессознательное стремление изложить ход творения в рамках современных научных идей и представлений.
Слово «составлены» является переводом греческого sunistemi, буквально означающего «держать вместе» или «состоять» (обратите внимание: это же слово употреблено в Колоссянам 1:17, где говорится, что «все Им стоит»). Сотворенная материя, бывшая поначалу «безвидной» (Быт. 1:2), то есть бесформенной, приобрела форму под действием Слова Божьего и при помощи воды и поныне поддерживается теми же средствами. Первые участки суши, без сомнения, сформировались под действием воды, да и сама жизнь, по замыслу, должна была питаться и поддерживаться в воде или водою. Наконец, часть вод была призвана служить огромным защитным пологом для Земли, который также был распростерт и по сей день удерживается Словом Божьим «над
твердью» (Быт. 1:7).
Чтобы поднятая вверх вода могла удерживаться там за счет движения газов нижних слоев атмосферы и при этом пропускать свет Солнца, Луны и звезд (Быт. 1:14-16), она должна существовать в виде слоя водяных паров внушительных размеров, простирающегося высоко над Землей, причем этот слой должен быть невидимым и в то же время оказывать существенное влияние на климат и условия жизни на Земле. Он был призван обеспечить во всем мире теплый, мягкий климат, не считая небольших его изменений в зависимости от времени года и широты. Это, в свою очередь, должно было ослабить процессы циркуляции воздушных масс огромного масштаба, которые характерны для современного климата и служат основной причиной ветров, дождей и ураганов.
Возможно, первоначально не существовало дождя в том виде, в котором он привычен нам, и эта догадка подтверждается Писанием (Быт. 2:5-6). Однако существовала система рек и морей (Быт. 1:10; 2:10-14), которые, по-видимому, питались водой, находившейся под давлением б подземных резервуарах с момента разделения земли и воды, а также содержащимися в нижних слоях атмосферы водяными парами, которые участвовали в ежедневном процессе испарения и последующей обратной конденсации (Быт. 2:6). Согласно Писанию, эти реки, а особенно та, которая начиналась с мощного артезианского источника, расположенного в саду Едема (Быт. 2:10), и стали основным запасом воды для Адама и его потомков.
Рисунок 18. Теория паровой оболочки и парниковый эффект.
Многие непонятные особенности допотопного мира, описанные в Библии, а также многие геологические явления, следы которых сохранились в земной коре. могут быть объяснены, если выражение «воды над твердью» (Быт. 1:7) понимать как свидетельство существовавшего над первозданной атмосферой толстого слоя невидимых водяных паров. Наличие подобного слоя усилило бы существующий сейчас парниковый эффект и, таким образом, сделало бы климат Земли более равномерным, чем сегодня.
Паровая оболочка (см. рис. 18) также служила эффективной защитой от многочисленных мощных и вредных излучений, которые попадают на Землю и только частично фильтруются существующей ныне атмосферой. Как известно на сегодняшний день, эти излучения могут вызывать нарушения в генетической системе человека, приводящие к пагубным мутациям и общему ухудшению человека как вида. Весьма возможно, эта оболочка являлась тем основным фактором, который обеспечивал больший срок жизни человека на заре его существования.
Приведенное описание свойств паровой оболочки, разумеется, следует воспринимать всего лишь как гипотезу. В Писании прямо о ней не говорится, хотя идея о ее существовании наиболее естественным и логическим образом вытекает из упоминаний «вод над твердью», а также из других стихов Библии. Последствия, к которым должно было привести наличие такой оболочки (парниковый эффект, отсутствие ливней и ураганов, противорадиационный экран и т.д.) согласуются как с научными данными, так и с Писанием. Однако существует целый ряд аргументов, опровергающих данную теорию, в связи с чем этот вопрос требует дополнительного изучения.
Один из таких аргументов состоит в том, что наличие дополнительного количества водяного пара над тропосферой увеличило бы атмосферное давление до значений, представляющих опасность для жизни человека. Утверждается также, что в этом случае парниковый эффект привел бы к тому, что температура земной поверхности стала бы слишком высокой.
Однако в основе этих аргументов лежит спорное предположение о том, какое именно количество воды должен был содержать этот слой, а как раз этого-то мы пока не знаем. На сегодняшний день тоже существуют парниковый эффект и избыточное давление, вызванные содержанием водяных паров в атмосфере (эта добавка составляет менее пятидесяти миллиметров водяного столба). Ясно, что степень проявления парникового эффекта могла быть существенно большей без всякого вреда для жизни человека. Если же говорить о давлении, есть масса свидетельств того, что увеличение атмосферного давления было бы скорее благотворным, нежели вредным. Исследования, проведенные доктором Эдгаром Эндом в Висконсинском университете вместе с другими учеными, показали, что гипербарическая оксигенация, или вдыхание обогащенного кислородом воздуха при повышенном давлении в барокамере, приводит к тому, что у многих пожилых людей улучшается память, восстанавливаются силы и повышается жизненный тонус. «Огромное количество данных убедительно свидетельствует, что гипербарическая оксигенация приостанавливает процесс старения, самым удивительным образом помогает парализованным больным, позволяет успешно бороться с остеомиелитом и газовой гангреной, улучшает зрение, ускоряет заживление тяжелых ожогов, способна спасать жертвы отравления угарным газом… При этом в барокамере создается давление, эквивалентное тому, которое существует на глубине от 15 до 22 метров ниже уровня моря».[130]
Даже то небольшое количество водяных паров, которое ныне присутствует в атмосфере, уже само по себе создает ощутимый парниковый или, другими словами, экранирующий эффект, который и делает сегодня жизнь на Земле возможной. Нет никаких сомнений, что при увеличении содержания водяных паров проявление этих благоприятных эффектов усилится. То, какое именно содержание водяных паров в атмосфере было бы наиболее благоприятно для человека, еще предстоит выяснить в ходе дальнейших исследований. До получения более достоверной информации мы можем предположить, что первоначально помещенные «воды над твердью» содержали именно это оптимальное количество водяных паров, с тем чтобы обеспечить, согласно замыслу Бога, сотворение «весьма хорошей» окружающей среды. Детальное описание физических процессов, идущих в этом слое, безусловно, будет хоть и сложной, но вполне осуществимой задачей. На сегодня эта проблема наиболее тщательно была изучена доктором Джозефом Диллоу[131] в содружестве с компетентными специалистами в области термодинамики, оптики, механики жидкостей и газов и прочих наук, имеющих отношение к исследуемой проблеме. Все они пришли к заключению, что, несмотря на необходимость уточнения некоторых деталей, в основе своей модель парового слоя является вполне обоснованной и прекрасно объясняет как многие научные данные, так и многие стихи Библии.
Говоря о водах над небосводом, нельзя не сказать и о водах, расположенных под ним. Они были отделены друг от друга в результате образования атмосферы во второй день творения (Быт. 1:6-8), и им предстояло вновь соединиться во время великого потопа. Однако в допотопный период вода обеспечивала такой гидрологический цикл, который был еще более благоприятен для Земли, чем нынешний.
Первозданный мир был снабжен настолько совершенной климатической системой, что «Господь Бог не посылал дождя на землю» (Быт. 2:5), и ничто не указывает на то, что климат мог поменяться с момента проклятия (Быт. 3:17-20) и далее, вплоть До эпохи потопа. Наилучшим объяснением подобному факту может служить существование в допотопную эпоху некоего экрана, который за счет поддержания температурного баланса планеты препятствовал циркуляции масс атмосферного воздуха, которая могла бы привести к выпадению океанических испарений в виде осадков над сушей. Тем не менее каждые сутки влага могла Днем испаряться с поверхности внутренних водоемов, а ночью выпадать обратно на землю в виде росы, тумана или измороси: в Бытии 2:6 говорится, что «пар поднимался с земли, и орошал все лице земли».
Однако тогда, как и сегодня, существовали «реки и моря». Вода многочисленных морей была собрана «в одно место» (Быт. 1:9), что подразумевает наличие сообщающихся бассейнов и одинаковый для всех морей уровень воды, а вовсе не существование одного общего океана (в Бытии 1:10 слово «моря» употреблено во множественном числе). В Бытии 2:10-14 перечислены четыре реки, и хотя они имели общий исток, тем не менее каждая из них была достаточно крупной и снабжала водой обширную географическую область.
Поскольку дождя, который мог бы питать эти реки водой за счет поверхностного стока или за счет грунтовых вод, не существовало, следовательно, они могли брать начало только от подземных источников, которые действовали как артезианские скважины. Таким образом, вода в реки поступала из расположенных глубоко под землей резервуаров, в которых она находилась под давлением. Чтобы обеспечивать таким образом водой четыре крупные реки, размеры этих резервуаров и давление воды в них должны быть весьма значительными. Текст Библии указывает, что место выхода воды на поверхность находилось в Едеме и главной причиной такого его местоположения являлась необходимость орошать водой сад, который Господь насадил для Адама и Евы (Быт. 2:10). Хотя в Библии не говорится о существовании в допотопную эпоху еще каких-то рек, следует допустить, что подобная система водоснабжения существовала во всем мире, обеспечивая необходимое количество воды для поддержания растительной и животной жизни.
Итак, до потопа гидрологический цикл имел подземную природу и зависел от Земли, в то время как в нашу эпоху он имеет атмосферную природу и поддерживается Солнцем. Давление воды в подземной «бездне», должно быть, обеспечивалось за счет внутреннего тепла Земли, непрерывно поступавшего из ее недр. Покинув эти огромные резервуары, вода, судя по всему, направлялась по природным руслам, созданным Богом с таким расчетом, чтобы теплая вода источников распределялась в нужных количествах по всей Земле. «Источники бездны» были «укреплены» (Пр. 8:28) для того, чтобы они могли выдерживать эти давления и температуры и таким образом безотказно служить весь полагавшийся им срок.
После поступления воды рек в моря уровень последних мог поддерживаться постоянным за счет того, что под давлением морского водяного столба более холодные и потому более плотные воды попадали обратно в подземные резервуары, и таким образом цикл завершался. Каналы обратного тока воды могли обладать своего рода тепловой изоляцией и потому не допускали нагрева воды морей до ее поступления в резервуары. Не исключено, что для этого использовалась некая система обратных клапанов естественного происхождения.
Приведенное выше описание, безусловно, является предположительным и неполным, поскольку Библия предоставляет нам мало конкретной информации на этот счет. В любом случае мы можем быть уверены, что во власти Бога решить любую проблему. Ведь если даже человек, обладающий инженерными навыками, в принципе способен сконструировать подобную систему, которая будет работоспособной, то ясно, что Богу такая задача тем более будет по силам. Основными компонентами этой системы, конечно, были вода и энергия. Воды в великой бездне было вполне достаточно, а энергия в изобилии поступала за счет интенсивного разогрева земных глубин. Разумеется, в подобных рассуждениях есть доля умозрительности, однако весьма высока вероятность существования в прошлом системы, которая подобна той, что изображена на рисунке 19.
Рисунок 19. Подземный водяной цикл в допотопную эпоху.
До потопа не шло дождей и первозданные реки, по-видимому, питались источниками, доставлявшими на поверхность воду из глубоких подземных резервуаров. Этот поток постоянно поддерживался за счет местного нагрева воды, замыкающей цикл после прохождения через систему первозданных морей.
Ответом же скептикам, заявляющим, что сегодня в мире не существует ни резервуаров, содержащих воду под давлением, ни протоков с тепловой изоляцией, ни источников бездны, ни полога из водяных паров, могла бы быть еще одна цитата из Библии: «…тогдашний мир погиб» (2 Пет. 3:6).
Водный потоп
В созданный Богом совершенный мир пришли грех и смерть, вызванная грехом, в результате последовала долгая печальная история ухудшения человеческого вида и неповиновения людей Господу. В конце концов Бог решил навести «на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт. 6:17). В качестве орудия очищения Земли от скверны Бог избрал именно ту стихию, из которой в свое время была «составлена» Земля и которая до той поры поддерживала жизнь на Земле. Именно водой был затоплен и разрушен допотопный мир. То огромное количество воды, которое находилось над твердью небесной, сконденсировалось и обрушилось на землю, и этот ливень продолжался не ослабевая сорок дней и сорок ночей (Быт. 7:12). Да и сама «великая бездна», то есть огромные запасы воды под твердью небесной, содержащиеся в морях, а также под давлением в подземных резервуарах, расположенных в земной коре, была задействована, когда «разверзлись все источники великой бездны» (Быт. 7:11). За этим, по-видимому, последовало извержение находившейся в глубинах земли магмы, затем землетрясения, а затем, в свою очередь, возникли огромные приливные волны в морях. На допотопную землю было ниспослано бедствие, масштабы которого недоступны нашему воображению!
Греческий вариант этого стиха весьма красочен и буквально переводится следующим образом: «Космос [то есть идеально организованная система, в которую входили земля и небеса], существовавший в то время, был катастрофически затоплен своими водами и полностью разрушен».
В конце концов на землю вылилось столько воды, что «покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом», и «лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди» (Быт. 7:19,21). Вновь, как и в начале мира, творение представляло собой всемирный океан. Вода, поддерживавшая жизнь на земле, стала теперь ее саваном.
Кроме того, снова воцарилась «тьма над бездною», хотя это была уже не та полная темнота, что существовала в начале творения. Когда паровой слой конденсировался и изливался на землю, он должен был превратиться в огромную массу облаков такой толщины, что через них могла проникать лишь ничтожная часть солнечного света. И хотя наиболее сильные дожди и наводнения пришлись на первые сорок дней, в более слабой форме они продолжались 150 дней и лишь зате1м «остановились» (Быт. 7:24 — 8:2).
Но как темнота была неполной, так и смерть не была всеобщей. Ной снискал милость Господа, Который послал ему спасение в ковчеге. Те же воды, что принесли смерть «на мир нечестивых» (2 Пет. 2:5), поддерживали ковчег, «в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Пет. 3:20). Потоп наглядно продемонстрировал парадоксальный характер воды и тех духовных начал, которые она олицетворяет. Вода является и орудием жизни, и орудием смерти и наказания. Именно поэтому она не раз используется в Библии в стихах, поражающих своей красотой и поучительностью, символизируя как мудрость и любовь Бога, дарующую жизнь, так и ярость Божьего гнева, который Он изливает на головы непокорных и нераскаявшихся грешников.
Воды потопа, посланные разгневанным Господом, в буквальном смысле хлынули из окон небесных, неся разрушение всему существовавшему тогда миру. Однако это грандиозное крещение водой было крещением не только в смерть, но и в жизнь, поскольку оно уберегло обитателей ковчега от осуждения и развращения прочими жителями допотопной земли — ведь иначе обитатели ковчега вынуждены были бы в конце концов уподобиться им.
В связи с этим обращают на себя внимание глаголы «изливать» и «проливать» (соответствующие древнееврейскому shaphak). Они часто используются в Библии, когда «проливаются» Божье негодование и гнев (например, Пс. 68:25; Ис. 42:25; Ос. 5:10 и т.д.). С другой стороны, они же часто связываются с Божьим благословением, например, когда Господь говорит: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоиль 2:28).
Однако в первый раз это слово встречается практически сразу же после описания потопа, только тогда речь идет не о воде, а о крови! «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6). Таким образом Господь подчеркивает святость человеческой жизни и крови, поддерживающей эту жизнь, причем главный довод тот, что человек создан по образу Божию. Одновременно здесь в конечном счете, несомненно, имеется в виду тот Сын Человеческий, Которому предстоит превратиться в «образ Бога невидимого» (Кол. 1:15) и Чья драгоценная Кровь будет однажды пролита человеком.
Это же самое слово неоднократно используется для описания сцен жертвоприношений, сопровождающихся пролитием крови перед алтарем (например. Лев. 4:30 и др.), символизирующей «Кровь… нового завета, за многих изливаемую во оставление грехов» (Мф. 26:28).
И наконец, слово это пророчески описывает страдания Христа на кресте, когда Он восклицает: «Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей» (Пс. 21:15). Обратите внимание, Иоанн особо подчеркивает тот факт, что из тела Христа пролилась кровь вместе с водой: «Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» (Ин. 19:34-35).
Таким образом мы можем ясно видеть большое значение вод земных не только в вещественном, но и в духовном смысле. Вполне справедливо считаясь основой телесной жизни, вода тем не менее способна стать и орудием, несущим страдания и смерть. Она неразрывно связана с жизнью человека через кровь не только потому, что та почти полностью состоит из воды, но и потому, что для извлечения питательных веществ из принятой человеком пищи кровь использует содержащуюся в организме человека жидкость. Душа тела — в крови, а кровь и вода обе являются жидкостями. Когда проливается кровь подобно тому, как некогда пролились воды потопа, наступает смерть. Однако кровь и вода, пролитые у основания креста, неким непостижимым образом стали «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). В духовном смысле это свидетельствует как минимум об излиянии Святого Духа при великом крещении в Самого Христа Иисуса. «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Титу 3:5-6).
Итак, вода, кровь и Дух Святой знаменуют собой гибель греха и вечную жизнь во Христе, которую мы можем обрести через веру в Него и благодаря Его искупительной смерти. «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию; и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина… И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1 Ин. 5:6-8).
После выпадения парового слоя на землю в виде осадков пришел конец существовавшему на всей земле теплому климату, который препятствовал появлению ветров и ураганов. Вскоре начали дуть сильные ветры (Быт. 8:1), послужившие причиной перемещений громадных масс воды (Быт. 8:3); возможно, они дали толчок тектоническим силам, под действием которых «воды… быстро уходят. Восходят на горы, нисходят в долины [горы поднялись, долины покрылись водой], на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю» (Пс. 103:6-9).
С этого момента начал действовать совершенно другой климатический механизм. Появилась четкая смена времен года (Быт. 8:22), засияла радуга (Быт. 9:13). Ни то, ни другое не было возможно при сохранении парового слоя, существовавшего до потопа. Более того, продолжительность человеческой жизни стала уменьшаться, видимо, в результате увеличения мощности излучения, проникавшего теперь через атмосферу, а также общего ухудшения климата и условий жизни.
Однако, несмотря на утерю многих ценных особенностей климата раннего периода, даже существующий сегодня гидрологический цикл поразительно подходит для сохранения жизни на Земле. Хотя некоторые детали остаются неясными, общие закономерности все же удалось постичь, и примечательно, что многие библейские упоминания о различных фазах этого цикла прекрасно согласуются с большинством современных научных взглядов на него.
Разумеется, нынешние океаны гораздо крупнее тех, что существовали до потопа, поскольку они содержат и воду, находившуюся «над твердью», и воду из «источников великой бездны». Именно океаны сегодня являются теми огромными «хранилищами» воды, которые необходимы, чтобы действовал механизм кругооборота (Пс. 32:7). Вода испаряется с поверхности океанов (Пс. 134:7), переносится ветром в глубь суши (Ек. 1:6), обязательно перемешивается с частицами пыли и морской соли, которые служат как бы центрами конденсации (Пр. 8:26), конденсируется в мельчайшие капельки, которые образуют облака (Иов 26:8) и, в свою очередь соединяясь при определенных условиях, проливаются на землю в виде дождя (Иов 36:27-28), поставляя таким образом воду, необходимую для поддержания жизни (Ис. 55:10), и, наконец, вода по рекам возвращается в океан, откуда она вышла (Ек. 1:7).
Содержание воды в нынешней атмосфере значительно меньше, чем то ее количество, которое в допотопную эпоху располагалось «над твердью». Общая эквивалентная толщина слоя водяных паров составляет менее пяти сантиметров, и он равномерно простирается над всей поверхностью Земли. Это твердо гарантирует, что, как и обещал Господь, повторение дождя, равного по силе тому, которым был вызван потоп, невозможно (Быт. 9:11). Однако, несмотря на относительно небольшую долю, водяные пары, содержащиеся в атмосфере, имеют очень большое значение, поскольку они не только являются источником влаги для формирования осадков, но и продолжают служить своего рода экраном, в отсутствие которого космическое излучение было бы смертоносным. Они также создают тепловой экран, который удерживает и рассеивает световые и тепловые лучи, поступающие на Землю от Солнца. Круговорот воды в его нынешнем виде весьма эффективен во всех отношениях и красноречиво свидетельствует, что даже в более жестких природных условиях, которые наступили после потопа, Господь продолжает заботиться о Своих детях.
Море — великое и пространное
Все воды, которые до потопа находились в слое, располагавшемся над твердью небесной, а также содержались под давлением в резервуарах под земной корой, во время потопа вновь соединились, а после него собрались в новообразованные бассейны океанов. Поэтому нынешние океаны гораздо обширней и глубже, чем моря в допотопном мире. Безусловно, именно в этом и состоит ответ на часто встречающийся вопрос: куда делись воды потопа после его окончания? Логично предположить, что в период наивысшей активности разрушительных сил существовавшие до этого горы и моря выровнялись, так что Земля должна была представлять из себя гладкую сферу, покрытую слоем воды толщиной примерно в три километра. В результате процесса горообразования, начавшегося после потопа, сегодня суша занимает около 30% земной поверхности, в то время как остальные 70% покрыты водой.
Однако процесс горообразования, по-видимому, занял много веков. В самых разных точках Земли можно найти свидетельства того, что было время, когда уровень воды превышал сегодняшний. Во всех внутренних озерах и морях (к числу которых относятся, например. Каспийское море и Большое Соленое озеро) можно обнаружить следы прежней береговой линии, расположенные высоко на близлежащих склонах. Это же справедливо и для рек: в долинах практически всех их можно встретить следы прежних речных террас. Можно также утверждать, что размеры практически всех рек в мире уменьшились на протяжении их истории, поскольку они протекают в долинах, размеры которых не позволяют допустить, что они образовались в результате размывания нынешними водными потоками. Проблема не только в том, что эти долины слишком широки и глубоки; постели аллювиальных отложений в долинах и устьях рек также в большинстве своем слишком обширны и не могли образоваться в результате намыва нынешними реками. Все это явственно говорит о том, что в недавнем прошлом в озерах и реках всего мира содержалось гораздо большее количество воды, чем сегодня.
Величайшие пустыни мира в свое время тоже обильно орошались. Сахара, Гоби, Аравийская пустыня. Большой Бассейн на западе США — все они в изобилии содержат археологические свидетельства того, что в прошлом на их территории находились реки и озера, а также проживали большие сообщества людей. Другими словами, рельеф земной суши повсеместно указывает, что современный мир постепенно поднялся из вод мирового океана. Даже сегодня можно найти свидетельства того, что мир продолжает «высыхать»: на это указывает падение уровня воды в озерах и глубины залегания грунтовых вод, наступление пустынь и т.д. Все это довольно убедительно подтверждает правдивость библейских свидетельств о всемирном потопе, происшедшем на заре человеческой истории.
Библия описывает район Мертвого моря, в настоящее время совершенно пустынный, как «всю окрестность Иорданскую», которая при Аврааме, то есть примерно за 2000 лет до Р.Х., «прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская» (Быт. 13:10).
Археологические открытия, сделанные за последние годы, убедительно показали, что эти два города, расположенные в долине, являлись крупными центрами с большой численностью населения и высокоразвитой культурой. Ныне бесплодная пустыня Негев в южном Израиле некогда была покрыта сложной сетью озер и каналов, позволявших развивать сельское хозяйство на огромной площади. Можно привести целый ряд подобных примеров, касающихся древних поселений во всем мире.
Само утверждение, что мир был полностью затоплен водой, приведенное в Библии, оказывается крайне важным, поскольку трудно даже допустить, что первые люди заселяли районы высочайших горных хребтов. Тем не менее состав ископаемых организмов и строение осадочных пород, обнаруженных современными геологами на горных вершинах, неопровержимо доказывают, что воды океана действительно какое-то время покрывали их в прошлом.
Рельеф суши представляет огромный интерес для изучения, но то же самое можно сказать и о рельефе морского дна. Однако до недавнего времени люди были просто не в состоянии осознать размеры океанов, сложность рельефа морского дна, многообразие живых организмов, обитающих в морских глубинах, удивительные свойства морских течений и другие замечательные особенности, присущие этим огромным массам воды. Люди видели только поверхность воды и полагали, что весь океан, включая даже глубоководную его часть, имеет такое же песчаное, плавно понижающееся дно, как и на мелководьях.
Современные гидрографические исследования показали, что такая точка зрения была, мягко говоря, неполной и неточной. В то же время Библия отдает должное величию морей и сложности явлений, происходящих в них.
Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это море — великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими (Пс. 103:24-25).
Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах, видят дела Господа и чудеса Его в пучине (Пс. 106:23-24).
Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах (Пс. 134:6).
В этих стихах море называется «великим и пространным», в них говорится, что оно населено многочисленными животными и является местом, где Бог творит «чудеса»; и наконец, упоминаются «пучины» и «бездны» — нечто большее, чем просто «моря», которые также упоминаются в тексте.
Столь частое использование слов «пучина» и «бездна» при описании океанов (это же древнееврейское слово tehom употреблено при описании первозданной «бездны» в Бытии 1:2) указывает, что в океане действительно имеется великое множество ущелий. Глубину океана в этих местах никто даже приблизительно себе не представлял, пока метод эхолотирования наряду с другими методами, разработанными в последние десятилетия, не позволил провести точные измерения. Тогда на дне океана были обнаружены огромные расщелины, практически опоясывающие весь земной шар, причем глубина некоторых из них превышает 11 километров! В целом оказалось, что рельеф морского дна гораздо сложней, чем на суше, и изобилует огромными горами и большим числом вулканов. Когда Иона, выброшенный за борт в штормовое море, взывает к Господу, он упоминает и о существующих в океане горах: «Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел…» (Иона 2:6-7). Не исключено, что те горы, которые он увидел (возможно, даже мысленным взором), и были горными хребтами, которыми, как известно сегодня, буквально испещрено морское дно. Во 2 Царств 22 и в псалме 17 практически одинаково воспроизведена песнь Давида, воспетая по случаю избавления его Господом от врагов. Поэтика псалма образна и ярка, однако, несмотря на это, вполне вероятно, что он содержал указание на реальные события, которые могли бы произойти в предстоящий судный день со всеми врагами сынов Божьих (не исключено также, что речь идет о событиях, происходивших во время потопа). Так или иначе, многие образы свидетельствуют о гениальном понимании отдельных деталей строения глубоководной части океанов. «И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа твоего. Господи, от дуновения духа гнева Твоего. Он простер руку с высоты, и взял меня, и извлек из вод многих» (Пс. 17:16-17).
Только в последние годы удалось установить, что океаническое дно изрезано столь глубокими впадинами и ущельями, что по сравнению с ними даже Большой Каньон может показаться лилипутом. И тем не менее Давиду откуда-то было известно, что глубоко внизу, возле самых оснований мира, в скальных породах, образующих земную кору в пучине океана, существуют огромные каналы, скрытые «водами многими». Впрочем, не исключено, что этот стих содержит воспоминание об огромных подземных каналах, являвшихся частью системы кругооборота воды в допотопную эпоху и разрушенных во время потопа.
На дне океана расположены не только огромные горы, хребты (такие, например, как Срединно-Атлантический хребет), вулканы и ущелья. Оно изобилует и множеством источников, через которые в океан поступают мощные потоки теплой пресной воды из подземных глубин планеты. Возможно, некоторые из них являются выходными отверстиями источников, расположенных высоко в материковых горах. Так или иначе, послание Бога к Иову и его друзьям содержало упоминание об этих источниках задолго До того, как они были обнаружены нашими современниками. «Нисходил ли ты во глубину [в английском переводе springs, источники — прим. перев.} моря, и входил ли в исследование бездны?» (Иов 38:16).
Одно из наиболее замечательных открытий в области океанографии было сделано Мэтыо Мори, которого называют «отцом океанографии». Он подробно исследовал направления ветров и течений Атлантического океана. Мори также удалось вскрыть причинно-следственные связи между циркуляцией воздуха на планете и мощными океаническими течениями. Все это позволило ему составить карты оптимальных маршрутов морских путешествий, позволяющих использовать энергию океанических течений. Как истинный христианин, он верил тому, что сказано в Библии, и был убежден, что такие связи существуют и что такие маршруты могут быть проложены, поскольку на существование этой возможности указывали следующие стихи Писания: «…птиц небесных и рыб морских, все преходящее морскими стезями» (Пс. 8:9), а также «…Он речет, — и восстает бурный ветер, и высоко поднимает волны его» (Пс. 106:25). За свои заслуги Мори удостоился прозвища «морской поводырь», которое даже было выбито в эпитафии на его надгробии.
Вода чрезвычайно важна для жизни Земли и ее обитателей, и Библия содержит более двух тысяч различных упоминаний о воде (вода, река, дождь, море и т.д.). Весьма примечательно, что ни одно из этих упоминаний не противоречит современным научным взглядам; более того, многие стихи задолго до времени, когда их библейские иносказания были подтверждены наукой, указывали на факты и явления, которые были открыты в течение последующих тысячелетий.
Навигация и ковчег Ноя
Поскольку, как уже упоминалось, 70% земной поверхности покрыто водой, вполне естественно, что среди древнейших цивилизаций получили развитие такие науки, как кораблестроение и навигация. Крупнейшие города древности почти всегда возникали либо на морском побережье, либо на судоходной реке, и с самого момента появления письменности мы встречаем в документах информацию о том, как различные товары доставлялись торговыми кораблями из одного города в другой или из одной страны в другую.
Наиболее выдающимися мореплавателями древности по праву считаются финикийцы, которым принадлежали два крупных морских порта на восточном побережье Средиземного моря — Тир и Сидон, а также обитатели их многочисленных колоний, таких, например, как Карфаген в Северной Африке, Кадис в Испании и многие другие. Однако задолго до них флот существовал на Крите, и все больше и больше свидетельств указывает, что древние египтяне и халдеи также путешествовали по морям на довольно большие расстояния. Древние Индия и Малайзия торговали с Вавилонией по морю. Среди греческих мифов хорошо известны легенды об Одиссее и аргонавтах, и в последнее время все больше и больше ученых склоняется к тому, что и американский континент тоже посещался финикийцами, египтянами» а может быть, даже израильтянами и прочими древними мореплавателями за тысячи лет до Колумба.
В Библии Иаков примерно в 1700 году до Р.Х. пророчествовал, что будущий дом его сына Завулона должен находиться «у пристани корабельной» (Быт. 49:13), а Иов, возможно, даже еще раньше говорил про «легкие ладьи» (Иов 9:26). Древнейшие исторические анналы свидетельствуют о существовании огромных кораблей и могучих флотов, приводимых в движение парусами или веслами. Примерно в 1000 году до Р.Х. уже существовал могущественный флот и у царя Соломона (3 Цар. 9:26), и у Тирского царя Хирама (3 Цар. 10:22).
Однако самым первым и самым крупным из всех кораблей древности — фактически, их прототипом — был Ноев ковчег. Неудивительно, что древние люди вскоре после потопа научились создавать корабли, способные Противостоять морской стихии, — ведь они были прямыми потомками тех, кто строил и направлял огромный плавучий дом, в котором древние обитатели погибшего Допотопного мира были благополучно доставлены в новый мир, поднявшийся из вод потопа.
Ковчег является единственным упоминающимся в Библии кораблем, размеры которого указаны точно, и размеры эти представляют огромный интерес, поскольку до появления современных технологий ковчег продолжал оставаться самым крупным в истории плавучим средством! Его постройкой управлял Сам Господь:
Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге, и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; широта его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье (Быт. 6:14-16).
Рисунок 20. Размеры ковчега.
Приведенные ниже цифры основаны на предположении, что один локоть равнялся минимальному из возможных расстоянию 44,5 сантиметра (17,5 дюйма). Даже при этом допущении ковчег должен был иметь объем, равный суммарному объему 522 стандартных товарных вагонов. Этого объема было бы достаточно, чтобы вместить 125.000 животных размером с овцу, и более чем достаточно, чтобы вместить по паре животных каждого вида, как ныне существующих на Земле, так и вымерших.
Объем 39.655 м3. Водоизмещение 13.960 т
Таким образом, ковчег по существу представлял собой огромный ящик (его древнееврейское название также подтверждает это), предназначенный в первую очередь для того, чтобы сохранять устойчивость в водах потопа, а вовсе не для передвижения по ним. Если допустить, что один локоть равнялся 44,5 см (это наименьшее из диапазона предполагаемых значений), то размеры ковчега должны были соответствовать приведенным на рисунке 20.
Высота ковчега превышала высоту среднего трехэтажного здания, а длина в полтора раза превышала длину футбольного поля. Его полный объем был равен 39655 кубометрам. Поскольку полезный объем обычного товарного вагона составляет около 76 кубометров, то можно считать, что полный объем ковчега был эквивалентен суммарному объему 522 вагонов. Безусловно, такое сооружение было вполне способно вместить в себя огромное количество животных и явно подходило для того, чтобы служить домом для представителей всего животного мира Земли. С учетом того, что в обычный товарный вагон входят 240 овец, ясно, что ковчег был бы способен вместить более 125 тысяч овец. Средний размер земных животных меньше, чем размер овцы, а на сегодняшний день известно менее 18 тысяч видов животных, обитающих на Земле (сюда относятся птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся и земноводные). Что же касается числа видов ископаемых животных, то оно еще меньше, так что ясно, что размеры ковчега были вполне достаточны.
В условиях многообразия гидродинамических и аэродинамических процессов, протекавших во время потопа, необходимо было, чтобы ковчег оставался на плаву в течение целого года. Дерево гофер, из которого делали ковчег, несомненно, отличалось чрезвычайной прочностью и долговечностью. Бревна, послужившие материалом для дна, бортов и палуб ковчега, по-видимому, были изготовлены из огромных деревьев, росших на земле с момента ее основания, то есть в течение более 1600 лет. «Смола» (евр. kaphar, что значило «оболочка»), безусловно, являлась идеальным водоотталкивающим материалом, хотя точный ее состав нам неизвестен.
Помимо плавучести, ковчег еще должен был обладать остойчивостью, то есть не опрокидываться под воздействием волн и ветра. В Писании сказано, что воды потопа поднялись на пятнадцать локтей выше самых высоких гор (Быт. 7:20). По-видимому, это сделано для того, чтобы подчеркнуть, что ковчег мог свободно плавать везде, куда его несли воды. Высота ковчега равнялась 30 локтям, поэтому величина осадки нагруженного ковчега в 15 локтей выглядит весьма правдоподобной.
Когда ковчег плавал, погрузившись на эту глубину, то, согласно закону Архимеда, его вес должен был уравновешиваться выталкивающей силой, величина которой равняется весу вытесненной воды. Плотность пресной воды 1.000 кг/м3, а морской — 1025 кг/м3. Из-за присутствия в воде потопа большого количества растворенных солей и взвешенных осадков ее плотность должна была быть не меньше, чем нынешняя плотность морской воды.
Рисунок 21. Остойчивость ковчега.
Размеры ковчега были таковы, что он практически не мог перевернуться. При наклоне на любой угол, меньший 90, линия действия выталкивающей силы не будет совпадать с линией действия силы тяжести, что будет приводить к возвращению ковчега в нормальное положение.
В этом случае плотность воды должна была примерно в два раза превосходить среднюю распределенную плотность ковчега (примерно 513 кг/м3). Центр тяжести ковчега при условии симметричности его конструкции и равномерности распределения внутри него животных и прочего груза, видимо, должен был примерно совпадать с его геометрическим центром.
Имея такие характеристики, ковчег должен был обладать весьма высокой остойчивостью. При размерах поперечного сечения 30 локтей в высоту и 50 локтей в ширину и осадке в 15 локтей вероятность опрокидывания была практически исключена даже при самом сильном волнении и ураганном ветре. В качестве примера рассмотрим, что произойдет, если ковчег накренится настолько, что его верхняя палуба будет практически касаться поверхности воды, как изображено на рисунке 21. Это соответствует углу наклона, равному 31°, то есть углу, тангенс которого равен 30/50. Поскольку вес ковчега при этом не изменяется, он будет по-прежнему вытеснять объем воды, равный половине своего объема. Поэтому линия поверхности воды будет совпадать с диагональю поперечного сечения ковчега. Величина выталкивающей силы В будет при этом по-прежнему равняться весу ковчега W.
Однако теперь линии действия этих двух сил будут отличаться. Вес ковчега W приложен к центру поперечного сечения ковчега и направлен вертикально вниз. Сила же В направлена вертикально вверх и приложена к центру треугольника LQN, поскольку именно эта точка соответствует центру тяжести объема воды, вытесненного ковчегом.
Силы В и W, равные по величине, но противоположные по направлению, образуют пару сил, момент которой равен произведению любой из этих сил на расстояние между линиями их действия. Поскольку линия действия силы В сдвинута относительно линии действия веса W в сторону погруженной части ковчега, то данная пара сил будет оказывать «выравнивающее действие», то есть возвращать судно в горизонтальное положение. При этом наибольшее значение имеет не величина момента, а положение точки М, так называемого метацентра. Пока точка М на оси симметрии судна находится выше точки G (геометрического центра поперечного сечения всего судна в целом), судна будет сохранять остойчивость.
Для случая, приведенного на рисунке, расчеты показывают, что расстояние между точками М и G на оси симметрии равняется примерно 8,9 локтя:
Таким образом, метацентр оказывается расположенным почти на 4 метра выше центра тяжести, что говорит об очень высокой остойчивости ковчега даже при таком угле крена.
Расстояние GM, или метацентрическая высота, будет оставаться положительным даже для гораздо больших углов наклона. Допустим, что судно накренилось на 60°, как показано на нижнем рисунке. Из геометрических построений видно, что центр поперечного сечения погруженной части по-прежнему будет находиться справа от линии действия силы тяжести, то есть момент сил будет оказывать «выравнивающее» действие, а метацентрическая высота GM будет положительна.
По существу, для того чтобы линии действия М и G совпали, ковчег должен был встать точно вертикально. При любом же крене меньше 90° ковчег автоматически возвращался в нормальное положение.
Кроме того, относительно большая длина ковчега (в шесть раз превышавшая его ширину) приводила к тому, что ковчег не подвергался воздействию волн равной амплитуды по продольной оси, поскольку морское волнение, как правило, нерегулярно и хаотично, а особенно в таком бессистемном в своей сущности волновом процессе, каковым являлся потоп. Воздействия любых вихревых явлений, которые могли возникать среди вод потопа, также ослаблялись или полностью компенсировались благодаря большому отношению длины ковчега к его ширине.
Под воздействием гидродинамических сил ковчег должен был располагаться в воде так, чтобы его продольная ось была параллельна преобладающему направлению волн или течений. Таким образом, его можно рассматривать как полуобтекаемое тело, для которого суммарная сила лобового сопротивления обычно минимальна.
Итак, во всех отношениях ковчег был весьма устойчив и превосходно отвечал своему предназначению — в течение года противостоять бушующим водам великого потопа.
При съемках известной голливудской картины «В поисках Ноева ковчега», осуществлявшихся компанией «Сан Классике», изложенные выше выводы нашли подтверждение в ходе испытаний на масштабной модели ковчега, которые были проведены Скриппсовским океанографическим институтом в Ла-Хойе, Калифорния. В специальном бассейне при помощи механического генератора создавались гигантские искусственные волны, размер которых по отношению к макету в соответствующем масштабе превышал максимальные размеры волн, когда-либо существовавших на Земле. В полном соответствии с вышеприведенными рассуждениями, ковчег действительно оказался чрезвычайно устойчивым. Разумеется, он создавался не для того, чтобы развивать высокую скорость, а лишь для сохранения остойчивости, и в этом смысле названные Богом размеры были оптимальны.
Что же касается навигации, то ковчег явно направлял Сам Господь так, чтобы его обитатели были в безопасности все то время, пока снаружи бушевали волны и ветер, и в конце концов Он направил его (как уже указывалось в главе 9) почти точно в пункт, являющийся геометрическим центром тех очертаний суши, которым предстояло сформироваться после потопа, — к только что образовавшейся вершине вулканического происхождения, возвышавшейся над окрестными равнинами. Эта вершина, известная с тех пор как гора Арарат, имеет высоту 5165 метров над уровнем моря и является одной из высоких и величественных вершин мира.
Вскоре после того, как воды потопа отступили, обитатели ковчега, оставив его возле вершины, спустились по склону горы в долину, чтобы начать жизнь в новом мире. Через некоторое время климат на Земле изменился и начались снегопады. В результате вершина горы оказалась навечно скрыта под шапкой из льда и снега. Не исключено, что и сам ковчег в течение тысячелетий оставался закованным в лед, словно безмолвное свидетельство Божьего суда над грешным миром.
Во время не раз случавшихся на протяжении последующих веков таяний льдов от многих путешественников стали поступать сообщения о том, что сквозь толщу льда им удалось разглядеть корпус ковчега. Подобные сообщения были настолько частыми и правдоподобными, что в конце концов был организован целый ряд экспедиций, ставивших цель обнаружить ковчег и документально засвидетельствовать факт его существования. Все эти экспедиции оказались трудными и опасными, некоторые даже закончились трагически, и на сегодняшний день успеха они пока не принесли.
Вода жизни
Ввиду того огромного значения, которое имеет вода для жизни человека в современном мире. Бог часто использует этот o6paз для обозначения великих духовных истин, непосредственно связанных с идеей вечной жизни. Вода как вещество крайне необходима для жизни телесной, а для жизни духовной необходима «вода живая» — та, которую дает Господь Иисус Христос и вьпив которую человек «не будет жаждать вовек» (Ин. 4:10,14). Эта вода, вечно бьющая из источника, есть не что иное, как Дух Святой. «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, и чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:38-39).
«Начальник Иудейский» Никодим, несомненно, либо был среди фарисеев, либо слышал их рассказ о том, как Иоанн, совершая крещение водой, произнес следующие слова: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» и я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:33-34). Поэтому когда некоторое время спустя Никодим пришел ночью к Иисусу с вопросами. Господь напомнил ему о символическом значении крещения Иоанна, сказав: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и [= даже] Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).
Таким образом, христианский обряд крещения водой наполнен глубоким духовным смыслом не только для тех, кого крестят, но и для тех, кто лишь присутствует при крещении. Он знаменует уничтожение старой жизни, подобное тому, что произошло в водах потопа: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21). Этот обряд также знаменует возрождение к новой жизни, подобно тому, как Иисус воскрес из мертвых (Рим. 6:3-5). Он символизирует очищение от греха, подобно тому, как вода очищает плоть. Наконец, животворящие свойства, присущие воде, являются как бы символом излития Святого Духа на жизнь всех, кто принял Христа, то есть тех, что «крестились в одно тело… одним Духом» и «напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13).
Наконец, поскольку все эти блага передаются нам через Слово Божие, оно само тоже может быть связано с образом воды. «…Христос… возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова» (Еф. 5:25-26).
«Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13:10). Когда все обещания, данные Словом Божиим, будут выполнены и мы вступим в жизнь во всей ее божественной полноте, то окажется, что нет необходимости в существовании земли и неба, то есть атмосферы, в их нынешнем виде: «…и не нашлось им места» (Отк. 20:11). «Земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10). Такая же участь, видимо, должна постигнуть и самую обширную часть земли, ее «море — великое и пространное» (Пс. 103:25).
Но прежде «отдало море мертвых, бывших в нем» (Отк. 20:13). Однако смерть и ад также отдадут своих мертвых, и они будут повержены в озеро огненное. Казалось бы, этими двумя фразами должны одинаково называться все мертвые, заслуживающие
наказания. Почему же мертвые, находящиеся в море, упоминаются особо?
Чтобы разобраться, нужно вспомнить о Божьем наказании — великом потопе, в ходе которого образовалось нынешнее море, а «тогдашний мир погиб, быв потоплен водою» (2 Пет. 3:6). Те, кто погиб в водах потопа, были порочны в гораздо большей степени, чем остальные люди. «Всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6:12), и это извращение настолько глубоко проникло в души людей, живших до потопа, что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Исполины, огромные люди, рождавшиеся от чудовищного союза сынов Божиих с дочерями человеческими (Быт. 6:4), вместе со своими грешными предками явно были выбраны Богом для особого проклятия и наказания во время судного дня (1 Пет. 3:19-20; 2 Пет. 2:4; Иуд. 6).
Показательно, что могилой этих людей стало именно море. В определенном смысле именно для этого море и было создано. Таким образом, море в прямом и в переносном смысле стало «темницей» для их грешных «духов» (1 Пет. 3:19). Однако они вместе с теми, чьи неискупленные души находятся в аду, а тела преданы земле, будут освобождены из темницы и предстанут перед великим белым престолом, чтобы быть судимыми в последний раз сообразно сделанному. После того как старые небо и земля исчезнут, моря также не будет. Вместо него будет великое озеро, но наполнено оно будет не водой, а огнем!
Разумеется, с этого момента необходимость в существовании моря отпадет. Вода уже не будет нужна для очищения, так как не останется ничего нечистого (Отк. 21:27). Не нужна она будет и для того, чтобы, как сегодня, день заднем поддерживать жизнь и биохимические процессы в теле человека, поскольку смерть и проклятие исчезнут. Жизнь плоти больше не будет заключена в крови, поскольку плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, а воскресшему духу не будет нужна оболочка в виде плоти и костей (1 Кор. 15:50; Лк. 24:39). Вода не нужна будет людям и для утоления жажды, «ибо они не будут уже ни алкать, ни жаждать» (Отк. 7:16).
Далее, все современные символы воды станут тогда реальностью. С одной стороны, вода символизировала смерть и наказание, особенно во время потопа, когда Бог излил на людей Свой гнев. Потоп был прообразом грядущего наказания огнем во время второго пришествия Христа (Мф. 24:37-39; 2 Пет. 3:5-7). Как море сегодня служит вечным напоминанием о Божьем наказании водой, так и озеро огня будет вечным напоминанием о еще большем Божьем наказании — наказании огнем.
С другой стороны, вода символизирует вечную жизнь. Духа Святого и Слово Божие. Вода поистине незаменима для жизни в связи с необходимостью постоянного обновления плоти, но эта необходимость возникла только из-за того, что первоначальный акт творения имел преходящий характер, в первую очередь из-за проклятия. В этих условиях, которые характеризовались духовной смертью и разъединением с Богом, вода идеально отвечала и отвечает предназначению олицетворять возврат к духовности, возрождающее действие Святого Духа и, наконец. Олово Божие, восстанавливающее разрушенные узы общения и понимания между Богом и человеком.
Однако на новой земле проклятия уже не будет и наступит вечная жизнь во всей ее полноте. Людям не нужно будет изучать Слово Божие, чтобы познать Бога, «ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Авв. 2:14). Сегодня мы можем лишь знать, «что мы пребываем в Нем и Он в нас… из того, что Он дал нам от Духа Своего» (1 Ин. 4:13). На новой же земле мы «так всегда с Господом будем» (1 Фее. 4:17).
В новом Иерусалиме будет вода: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Отк. 22:1; речь здесь идет об одном престоле, поскольку Бог и есть Агнец, закланный от создания мира). Тот очистительный ключ Крови и воды, что открылся в Теле распятого на Голгофе Агнца, будет вечно источать, образно выражаясь, чистую воду жизни, даруемую Агнцем, восседающим на Своем престоле.
Прообразом этого источника была самая первая река, которая выходила на поверхность в Едеме, чтобы орошать райский сад. Он — та самая «вода живая», которая была обещана Иисусом грешной самарянке и должна была стать в ее душе «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:10,14). Воду именно из этого источника предлагал Иисус, когда восклицал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). Тем же, кому суждено пережить великую скорбь, по благодати обещано, что «Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод» (Отк. 7:17).
И когда Израиль в вере воззрит на Того, Которого они распяли, то «откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (Зах. 12:10; 13:1). Во время тысячелетнего царства Христа потечет из Иерусалимского храма явно физический по своей природе великий поток воды исцеляющей (Иез. 47:1-12; Зах. 14:8), но поток этот будет пророчески предвосхищать «чистую реку воды жизни» и станет видимым обетованием и приглашением для тех, кому предстоит населять землю на протяжении Тысячи лет.
Сегодня же Господь в Своей благодати взывает к нам: «Жаждущие! идите все к водам» (Ис. 55:1). Но удивительно закономерно и убедительно то, что последнее приглашение Слова Божия звучит из уст Самого Господа Иисуса Христа, говорящего: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Отк. 22:17)!