II. Физические науки

5. Сотворение мира

Библейская космогония

В космогонии исследуются теории зарождения космоса. Эта дисциплина тесно связана с космологией — наукой, изучающей космос во всех его аспектах. Космогония считается той частью космологии, которая говорит о начале начал космоса. Космос же, в самом своем простом определении, — это Вселенная пространства, массы и времени и всех входящих в нее сложных систем.

Фундаментальная эволюционная модель космогонии по сути не предполагает никакого абсолютного качала космоса. Космос в этой системе — высшая реальность, вечно существующая сама в себе. Таким образом, эволюционная космогония начинается с космоса, который уже существует. И космогонисты занимаются объяснением того, каким образом космос достиг нынешнего состояния из некоего первобытного, предполагаемого или подразумевающегося.

Фундаментальная креационистская модель, с другой стороны, исходит из того, что Вселенная имела начало. Только Бог является абсолютной реальностью. Пространство и время, как и материя, не существовали, пока Бог не произвел их из ничего по Своему всемогуществу.

Именно об этом первом случае частного сотворения сообщает первый стих божественного откровения. Бог сотворил небо (то есть пространство) и землю (то есть материю) в начале (то есть во времени). Космос — это континуум пространства, материи и времени, три неотъемлемых для осмысления космоса универсалии, которые появились одновременно.

Распространенность эволюционной космогонии

Важно, что в Библии раскрывается единственно подлинная креационистская космогония. Все другие космогонические системы — древние и современные — начинаются с уже существующей Вселенной из пространства, массы и времени, которую считают вечной. Отправной точкой системы древних вавилонян был первобытный водный хаос; современные эволюционные космогонисты полагают, что Вселенная началась с сильного взрыва элементарных частиц. В истории человеческой философии существовало много других концепций, но все они соединялись в молчаливом признании того, что космос — высшая реальность. Многие из них представляли Вселенную постоянно проходящей через циклы усложнения и распада. Именно это представление особенно характерно для древней индуистской космогонии и современной теории пульсирующей Вселенной, да и не только для них.

В любом случае, все эти системы по сути своей эволюционны. Ни одна из них не допускает существования вечного, трансцендентного Творца, Который словом Своим произвел Вселенную. Одни системы, например, у греческих атомистов и древних китайских философов, более изощренны с научной точки зрения. Другие погружаются в идолопоклонство и политеизм с ордами демонических духов, в поклонение звездам, ветру и разнообразным явлениям и силам природы, но и эти таят в себе всеохватывающий пантеизм, уравнивающий творение с Творцом. Римлянам 1:25 пишет о них, не оставляя возможности для споров: «[они] поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь».

Поскольку наша книга — не учебник по сравнительному религиоведению, мы не будем рассматривать все эти древние космогонии. Дошедшие до наших дней великие религии в большинстве своем приспособились к современным «научным» космогониям. Буддизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и шаманизм, например, ставят в центр мироздания человека и по существу игнорируют или отвергают идею о трансцендентном Создателе. Таким образом, они по сути атеистичны и легко приспособили свои системы к дарвинизму и другим современным эволюционным концепциям. То же касается и современных псевдонаучных оккультных религий: спиритизма, колдовства, астрологии, теософии и других заимствованных на Востоке культов. К этому списку можно добавить сайентологию, церковь единения, трансцендентальную медитацию, кришнаитов, тихоокеанский культ тысячелетнего благоденствия и так далее — «много богов и господ много», «лжехристы и лжепророки» (1 Кор. 8:5, Мф. 24:24). Ни одно из этих течений не верит во всемогущую Личность Бога, все они приспособились к той или иной современной эволюционной космогонии.

Из всех древних и современных книг, претендующих на божественное происхождение и авторитет, только Библия рассказывает, как совершалось сотворение Вселенной. И мы увидим, что это учение красной нитью проходит через все Писание, исключая всякую возможность гармонически увязать его с любой, древней или современной, эволюционной космогонией.

Конечно, не только христианство, но и многие другие религии приняли Ветхий Завет в качестве божественного Писания — это иудаизм, ислам и разнообразные мелкие культы разных времен. Их приверженцы придерживаются креационистских космогонии в той степени, в какой они сохранили веру в книгу Бытия. Существуют, например, еврейские креационисты и мусульманские креационисты.

К сожалению, все нехристианские креационистские религии отказались признать, что творение сможет достичь своего Божьего предназначения только посредством Его же искупительных действий. Они придерживаются подчеркнуто гуманистического предположения, будто человек в состоянии искупить себя. Они признают Иисуса Христа великим человеком, иногда даже наивысшим из творений, но не Творцом. Но с отрицанием абсолютной Божественности Христа Бог становится непознаваемым в Своей сущности и осознание всевышнего, всемогущего (и в то же время любящего) Бога-Личности мало-помалу исчезает. Поэтому даже в иудаизме и исламе истинный креационизм размывается, а компромиссы с эволюцией становятся делом простым и обычным. То же справедливо и для таких периферийных разновидностей этих вероучений, как бахаи, давно уже приспособившихся к эволюционной космогонии.

Но гораздо более огорчительно, что многие течения внутри так называемого христианского мира тоже усвоили эволюционные взгляды в своих космогонических системах, отрицая либо сотворение, либо искупительное служение Христа, либо в то и другое. Это относится и к основным течениям христианства, и к культам, возникшим на его основе. Существует множество псевдохристианских культов («христианская наука», «единство», «божественная наука», унитарии, универсалисты), для которых особенно характерно такое положение. Другие культы (мормонизм, братья Христовы, свидетели Иеговы) придерживаются в некоторых случаях антиэволюционных воззрений (хотя в настоящее время большинство мормонов, вероятно, принимает эволюцию; многие полагают, что это вполне согласуется с их учением о вечно существующем космосе). Отвергая Троицу и полноту Божественности Христа, такие культы трагически искажают библейское откровение об абсолютном Творце, Который одновременно является и абсолютным Искупителем, и грядущим всевышним Царем всего творения.

Среди основных течений христианского мира католики, протестанты и индепенденты традиционно признавали частное сотворение космоса и абсолютную Божественность Иисуса Христа наряду с тройственностью Его служения (в прошлом, настоящем и будущем), состоящую в завершенном сотворении, искуплении через Его заместительную жертву и будущем примирении творения с Ним.

К сожалению, даже эти ортодоксальные вероисповедания в большинстве своем капитулировали перед эволюционизмом за сто лет, прошедших со времен Дарвина. Почти в каждом из них возникли серьезные размолвки между креационистами и эволюционистами, и в большинстве случаев эволюционисты и либералы возобладали в семинариях и в других образовательных учреждениях. Целые деноминации стали в результате гуманистами в богословии и социалистами в сотериологии, хотя большинство их представителей, по крайней мере номинально, придерживается основ христианского учения (включая сотворение), которыми умиротворяется их консервативное крыло.

Таким образом, большинство христианского мира последовало за другими религиями и философиями, впитав ту или иную форму эволюционной космогонии. Это трагическое отступничество было преждевременным. Эволюция не только полностью противоречит Писанию, но и полностью ненаучна. Запуганные высокими авторитетами, богословы почувствовали необходимость приспособить Писание и библейское богословие к той или иной форме эволюционной космогонии. Однако сами ученые, чья аура так прельщала богословов, отвергали эти эволюционные космогонии одну за другой. И для всех истинных христиан давно уже наступило время возвратиться к креационистской космогонии, которой учит Библия.

Космогония по Библии

Позже в этой главе мы критически рассмотрим современные эволюционные космогонии, но сначала необходимо выяснить, что же говорит Писание о происхождении Вселенной. Совершенно ясно, что никакая теория, освещающая данный вопрос, не может быть доказана научно. Ни один ученый не наблюдал зарождение космоса, как ни один ученый не может воспроизвести или хотя бы смоделировать этот процесс в лаборатории. Размеры и сложность Вселенной по сути бесконечны, и любые попытки человека с его ограниченными возможностями рассуждать о ее происхождении — не что иное, как надменность и самонадеянность.

Существует единственная возможность узнать что-либо о возникновении космоса — через божественное откровение. Уже было показано, что есть только одна достаточная причина существования Вселенной — это всемогущий Бог, и только через Его откровение мы можем узнать, как Он сотворил ее.

Самое важное, что мы узнаем из откровения — это, конечно, то, что в прошлом Вселенная существовала не всегда, хотя в будущем она будет существовать вечно. Вселенная имела начало! Даже время имело начало.

Наше связанное рамками времени сознание не в состоянии вообразить себе что-либо из существовавшего «до» начала времени, хотя это необходимый компонент представлений о всемогущем Боге. То есть, если время существует вечно, тогда оно соравняется всемогущему Богу, что невозможно по определению.

Более того. Вселенная — это континуум времени, пространства и массы/энергии. Никакая из ее составляющих не может существовать без другой, и каждая непостижимо переходит в другую. Начало времени должно совпадать с возникновением пространства и массы/энергии. Вселенная — одна в себе, а не множество в одной.

Как мы обсудим позднее, в главе 7, тот факт, что время должно иметь начальную точку, подтверждается вторым законом термодинамики. Вселенная сейчас умирает. Стрела времени направлена вниз, и если второй закон продолжит действовать, со временем Вселенная умрет. Так как она не мертва, значит, время имело начало. Если бы время простиралось в обратном направлении вечно, то Вселенная уже была бы мертва.

Таким образом, второй закон показывает, что Вселенная должна быть сотворена, в противном случае она была бы мертва. Первый же закон показывает, что Вселенная не могла возникнуть сама по себе, так как в настоящее время структуру природной энергии нельзя ни создать, ни уничтожить. Следовательно, в какой-то начальный момент Вселенная должна быть сотворена внешней причиной, которой по силам сотворить сложную, безграничную, вечную Вселенную.

Таким образом, в первом стихе Библии раскрывается глубочайший (но очень простой) и самый фундаментальный факт из всех, что когда-либо приходили в голову или передавались человеку: «в начале сотворил Бог небо и землю».

Субъект этого неисчерпаемого по смыслу заявления — Бог (евр. elohim, имя, обозначающее всемогущего Бога творения формой множественного числа). Объект же — Вселенная (4 в начале… небо и землю»), то есть пространство и материя в рамках времени. Действие субъекта по отношению к объекту — «сотворил». Это завершенное, а не продолжающееся действие. Бог не создает Вселенную все время; Он сотворил ее раз и навсегда, в начале. И с того момента физическое существование Вселенной из пространства, материи и времени уже не прекратится. «Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек» (Ек. 3:14). Бог есть Творец, а не разрушитель. Начиная с момента сотворения пространство и время, материя и энергия навсегда «сохранятся».

Некоторые переводчики и комментаторы утверждали, будто бы есть основания переводить Бытие 1:1-2 таким образом: «в начале сотворения Богом неба и земли земля была безвидна и пуста…» — как если бы Вселенная уже существовала в некоем хаотическом состоянии, когда Бог только приступил к ее созданию.

Специалисты по древнееврейскому языку не пришли к единому мнению о том, верен ли этот перевод с точки зрения лингвистики, хотя он, безусловно, неверен с точки зрения контекста. Основная задача Бытия 1 — описать возникновение Вселенной, в том числе Солнца, Луны и звезд, настолько ясно, чтобы никто не смог даже вообразить что-то иное, конечно, если ему не захочется найти способ растянуть хронологию Бытия и пойти на поводу эволюционной космогонии, которую не интересует, как все на самом деле началось.

Более того, это не единственный стих в Библии, рассказывающий об абсолютном начале Вселенной. Только Бог вечен. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Только триединый Бог существовал вечно, и Он Словом положил всему начало. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).

Чтобы подчеркнуть важность библейских свидетельств, мы приведем далее множество стихов на эту тему и кратко обсудим ее.

Предсуществование Бога

Основной факт, отношением к которому истинный креационист неизменно отличается от истинного эволюциониста, — это существование Бога до творения. Существование Бога никоим образом не может быть обусловлено существующим вне Его космосом, так как именно Он произвел весь космос в «нулевое время». Вселенная, законы Вселенной, ее основные системы и процессы, все виды живущего в ней (включая даже ангелов) просто обрели существование словом Бога, Который один всемогущ от вечности. Рассмотрим для примера следующие стихи:

Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века до века, Ты — Бог (Пс. 89:3).

Господь имел меня [то есть божественную Премудрость, вечное Слово, Христа до воплощения, см. контекст] началом пути своего, прежде созданий Своих, искони: от века я помазана, от начала, прежде бытия земли (Пр. 8:22-23).

Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям, и говорящие: «где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же». Думающие так не знают, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою (2 Пет. 3:3-5).

Обратите внимание на очевидное отрицание в этих примерах вечности «всего», пребывающего «от начала» (не от конца) сотворения, и явное утверждение о частном сотворении небес и земли божественным Словом. «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:16-17).

Приведенный выше текст определенно называет Иисуса Христа Творцом, Который существовал прежде всего. На небесах и на земле все обязано своим существованием именно Ему.

Есть много других стихов, также провозглашающих существование Творца до сотворения, но и приведенных, несомненно, достаточно, чтобы открыть эту истину. Ocновная предпосылка эволюционной космогонии (то есть вечного существования материи и Вселенной в некой форме) таким образом полностью опровергается Писанием.

Завершенность сотворения

Творение — не продолжающийся процесс, а окончившееся в прошлом событие. Вот еще одна библейская истина, которая целенаправленно опровергает эволюционную космогонию. Согласно последней (теория большого взрыва, теория неизменного состояния и др.), процессы, протекавшие «от начала творения», «остаются так же» (2 Пет. 3:4), так что в ходе эволюции звезды, галактики, формы жизни и т.п. продолжают возникать в различных точках Вселенной.

Стихи, приведенные выше, в разделе о предсуществовании Бога, совершенно четко указывают на завершенность творения. Об том же говорят многие другие стихи, как явствует из факта, что во всех этих случаях ключевой глагол используется в прошедшем времени: «сотворил», «создал» и т.д. Приведем еще несколько примеров:

Ты, Господи, един. Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются (Неем. 9:6).

Его — море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его (Пс. 94:5).

Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает (Ис. 40:26).

Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса. Он — Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее; не напрасно сотворил ее: Он образовал ее для жительства; Я — Господь, и нет иного (Ис. 45:18).

[Он] в мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал (Ин. 1:10).

Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворениых храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду. Сам дал всему жизнь и дыхание и все (Деян. 17:24-25).

В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих (Евр. 1:10).

Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено (Отк. 4:11).

Сотворение как заповедь

Писание не только утверждает, что сотворение завершилось в прошлом, но и что оно было по сути скоротечным — последовательностью событий, продолжавшихся шесть дней. Некоторые псевдокреационисты называли эволюцию «методом творения», пытаясь каким-то образом приравнять к сотворению эволюционную космогоническую историю. Библия, тем не менее, прямо учит, что сотворение — не эволюция. Творение появилось ex nihilo по одному слову Творца, которое немедленно исполнилось. Обратите внимание на Евреям 11:3: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое».

Этот важный стих из великой «главы веры» в Послании к евреям показывает, что основой всякой истинной веры является веpa в частное сотворение Богом всего, а также подчеркивает, что ни время творения Бог ни разу не использовал уже существующие материалы. «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их. Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной. Ибо Он сказал, и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс. 32:6-9).

И создавая небеса, и собирая воды великой бездны. Слово Божие исполнялось мгновенно. При каждом деянии Он просто говорил: «Да будет…» — и оно появлялось! Псалмопевец писал:

«Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились» (Пс. 148:3-5).

«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил» (Исх. 20:8-11). Это место закрепляет настолько, насколько в состоянии выразить слово, тот факт, что шестидневная рабочая неделя людей явно берет начало от шестидневной недели деяний Бога. Нет никакого правомочного способа истолковать эти божественные дни не настоящими днями, а чем-то иным. Если это шесть эпох или просто описательное обозначение геологических периодов, шести дней откровения или чего угодно другого, но не рабочей недели из шести обычных дней, тогда еженедельная субботняя заповедь, соблюдения которой так настоятельно требовал Бог, становится пустым, бессмысленным каламбуром. Любое такое предположение, конечно же, нелепо. Богу для сотворения космоса и всего остального явно не требовалось долгих воображаемых эпох, по крайней мере, если не сомневаться в истинности и прямоте Библии. Единственной и очевидной причиной, по которой творение длилось шесть дней, в действительности была необходимость дать человеку пример для подражания. «Суббота для человека», — сказал Иисус (Мк. 2:27). Бог знал, что раз в неделю людям будет необходимо отдыхать и им понадобится Его пример и заповедь, чтобы установить такой день. Иначе все творение завершилось бы в одно мгновение.

Сохранение творения

Обобщенно говоря, библейская креационистская космогония показывает, что Бог не является частью космоса, а предшествует ему и превосходит его, что творение совершилось не как процесс, а как заповедь, что оно было завершено в прошлом и появилось из ничего. По всем этим пунктам библейская космогония прямо противоположна эволюционной.

Далее. Космос, сотворенный однажды, сохранится вечно. Законы космоса непреложны, и множество небесных тел также сохранится, каждое со своей структурой и своим божественным предназначением. «Звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). Сама Земля удивительно отличается от всех небесных тел, звезд и планет. «Иная слава небесных, иная земных» (1 Кор. 15:40).

Бог не поступает по прихоти. Он ничего не делает без цели и всегда достигает ее. Хотя на данном этапе истории мы не осознаем конкретное предназначение и функции всех звезд и планет, но мы можем быть уверены, что это откроется нам в грядущих веках. Тот факт, что Вселенная будет существовать вечно со всеми своими миллиардами звезд, открывается нам в следующих стихах:

Ты создал небо, небеса небес и все воинство их… и Ты живишь все сие (Неем. 9:6).

И устроил, как небо, святилище Свое, и как землю, утвердил его навек (Пс. 77:69).

Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки (Пс. 103:5).

Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. …Поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет (Пс. 148:3-6).

Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки (Ек. 1:4). 133

Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек; к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить; и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его (Ек. 3:14).

Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью… Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда (Иер. 31:35-86).

И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, во веки, навсегда (Дан. 12:3).

…Держа все словом силы Своей (Евр. 1:3).

Эти и другие места Писания ясно свидетельствуют о существовании завершенного, вечно пребывающего творения. Как уже отмечалось, эта чудесная истина подкрепляется и законом сохранения массы/энергии, законом самым универсальным, самым обоснованным в науке. Это закон физики, но если он верен в малом, то должен быть верен и в большом, а значит, и все сотворенные духи также вечны.

Давайте вспомним, что в Бытии 1 упоминаются три случая сотворения ex nihilo: 1) сотворение Вселенной пространства-массы-времени, а также «материи» в элементарной форме (Быт. 1:1); 2) сотворение принципа «жизни», предполагающего не просто запрограммированное генетическое воспроизведение, а еще и сознание, как у животных (Быт. 1:21); 3) сотворение мужчины и женщины «по образу Божию», что явно указывает на богоподобные качества человека, отличающие его от животных, — прежде всего на нравственность и духовность человеческой природы (Быт. 1:27).

Принцип сохранения в отношении этих трех категорий творения можно представить себе приблизительно следующим образом. Закон сохранения массы/энергии не предполагает, что каждое отдельное материальное образование или проявление энергии должно сохраняться, но подразумевает, что при любых преобразованиях количество материи, количество энергии, а также количество материи/энергии останется постоянным. Кроме того, Библия называет конкретные системы из материи и энергии (например, солнце, землю, звезды), определенные типы веществ (например, вода, золото) и даже определенные виды растений (например, дерево жизни), которые останутся на новой земле и, следовательно, вечны. Эти упоминания недостаточно детализированы, чтобы делать окончательный вывод, но они, по крайней мере, Дают понять, что все основные типы материальных сущностей, образованных Богом в начале времен из сотворенной материи и энергии, сохранятся в нынешнем (или преображенном) виде на новых небесах и новой земле. Это же подразумевается самим указанием на то, что у Бога есть намерения, которые, по-видимому, еще не до конца реализованы во всех этих материальных системах.

Аналогично и принцип сохранения применительно к сотворенной сущности сознательной жизни требует сохранения не конкретной «души» или «жизни», а, скорее, каждой категории животных. То есть сотворенная сущность кошки, лошади, медведя и т.п. должна сохраняться неизменной. Генетическая структура кошки не может быть трансформирована, например, в систему, воспроизводящую собак. Каждый вид, со своим собственным семенем, мог воспроизводить только себя самого. Сотворенный образец каждого вида будет вечно сохраняться в неизменной форме. В каждой изначально сотворенной паре (а что касается наземных животных, то в каждой паре с Ноева ковчега) были генетически заложены «жизни» всех последующих животных этого вида так, чтобы общий nephesh каждого вида, сконцентрированный в изначальной паре или распространившийся затем на все потомство, неизменно держался в отведенных границах.

Даже в случаях, когда целый вид исчезает с лица земли, образец или код этого вида в принципе никогда не исчезнет, как категория, предназначенная для вечности. Это наталкивает нас на мысль — хотя библейские авторы высказываются на этот счет несколько туманно, — что каждый вид по крайней мере наземных животных может быть возрожден божественной творческой силой на новой земле. Однако, поскольку на новой земле «моря уже нет» (Отк. 21:1), сотворенный nephesh для водных видов продолжит, предположительно, свое существование и после, но только как образец, в бездействии. В любом случае, принцип сохранения гарантирует, что ни один род nephesh никогда не сможет развиться в какой-либо другой род nephesh.

Что касается сотворения отдельного человека, то здесь закон сохранения действует гораздо более понятно и определенно, чем в случае с материей/энергией и с категорией жизни вообще. Каждая отдельная личность со своей индивидуальностью должна сохраниться вечно. Так происходит потому, что она сотворена «по образу и подобию Божию» (Быт. 1:27), то есть как неповторимая личность, обладающая не только сознанием, но и самоосознанием, способностью абстрактно мыслить, различать добро и зло, выражать и испытывать на себе любовь, духовно поклоняться. Эта категория — личность — имеет смысл только в рамках индивидуальности, и, таким образом, каждая личность (как Бог, по образу и подобию Которого она и была создана) должна продолжать существование вечно — где-то и как-то.

Несмотря на то, что личность могла бы в принципе существовать независимо от физического тела (состоящего, подобно земле, из материальных элементов) и от биологических жизненных процессов (как у животных), да и на самом деле будет существовать так в промежутке между физической смертью и воскресением, Бог обещал однажды возвратить ей и то и другое в нетленной форме, по пришествии Христа. Бог безусловно сохранит во всей полноте наш дух, душу и тело (1 Фес. 5:23) и в тот день воссоединит их как неделимое целое.

Итак, удивительным и великим принципом сохранения пронизано все сущее. Бог не поступал по прихоти в Своих делах сотворения, и Его великое служение искупления и возрождения убеждает нас, что все задуманное Им для творения исполнится. Все, что делает Бог, вечно!

Ошибки эволюционных космогонии

Ясное библейское свидетельство о частном, преднамеренном, завершенном и сохраняемом сотворении космоса весьма недвусмысленно поддерживают два великих закона термодинамики — два самых надежных обобщения, распространяющиеся на Вселенную. Эти законы универсальны, если универсальные законы вообще существуют. Нам неизвестно ни одного исключения из них. Первый, универсальный закон сохранения, мы только что обсудили. Второй, называемый иногда «стрелой времени», является универсальным законом распада, мы обсудим его позднее.

Оба эти закона вместе и каждый из них в отдельности явно противоречат эволюционной космогонии. В эволюционизме космос обретает существование и совершенствует свою организацию до более высоких и сложных уровней в ходе чисто природных процессов Вселенной — самодостаточной вещи в себе. Эволюция представляется универсальным принципом обновления и интеграции, действующим в закрытой системе Вселенной. Законы же термодинамики, со своей стороны, формулируют универсальный принцип сохранения и распада, действующий во Вселенной, которая по крайней мере в начале должна быть открытой системой, сотворенной и получившей энергию силой трансцендентного ей Творца/Инициатора. То есть два универсальных научных закона приводят к тому же выводу, что и Бытие 1:1: «В начале сотворил Бог небо и землю».

Фактически, первый закон утверждает, что Вселенная не могла сотворить себя. Второй закон утверждает, что ее должны были сотворить, иначе она бы уже полностью распалась. «Стрела времени» указывает вниз, и если нынешние законы продолжат действовать. Вселенная в конце концов «умрет», когда полностью истощатся Солнце и другие хранилища полезной энергии. Она не прекратит существование (по первому закону), но будет мертва (по второму закону). Поскольку она еще не мертва, она должна была иметь начало; а если бы она была бесконечно старой, она уже была бы мертва.

Рисунок 6. Креационистская космогония

(основанная на законах термодинамики) и эволюционные космогонии.

Два закона термодинамики, основанные на всех наблюдаемых научных данных, указывают на частное сотворение Вселенной. Два основных направления эволюционной космогонии, с другой стороны, должны опираться на ненаблюдаемые процессы, чтобы обойти возможность сотворения.

Эволюционизм исходит из предположения, что нет внешней силы, способной омолодить ее. Вселенная — закрытая система, действующая сама по себе. Но, по второму закону, закрытая система должна идти по пути распада, она не может взойти на более высокие уровни интеграции и организации, как того требуют эволюционные представления. Таким образом, два наиболее достоверных научных закона категорично и прямо противоречат эволюционной космогонии. Эволюционная же космогония может быть верна только тогда или только там, где неверны законы науки.

Космос — это пространственно-временной континуум, и законы термодинамики соблюдаются во всех когда-либо наблюдавшихся и измерявшихся во времени и пространстве системах массы и энергии. Но можно допустить, что на некоторых участках пространства и времени, не поддающихся наблюдению и измерению, эти законы не действуют. В таком случае можно было бы допустить и эволюционную космогонию.

Мы уже касались подобного поворота мысли, но мы возвращаемся к нему из соображений принципиального порядка. Есть только два основных типа эволюционных космогонии, с помощью которых мы могли бы обойти законы термодинамики. Один предполагает существование ненаблюдаемого пространства, другой — ненаблюдаемого времени (см. рис. 6).

Первый тип постулирует, что постоянная «смерть» доступных наблюдению участков космоса может быть компенсирована постоянным «рождением» соответствующих участков Вселенной, недоступных наблюдению. Где-то в ненаблюдаемом пространстве идет непрерывная эволюция (из ничего!) массы/энергии в некой форме, которые затем включаются в космический процесс, помогая сохранить его баланс, в то время как наблюдаемый космос разрушается. Это и есть знаменитая теория неизменного состояния, которую выдвинул и популяризировал тридцать лет назад великий британский астроном сэр Фред Хойл.

Во втором случае материя и энергия космоса каким-то неизвестным способом обрели существование и приняли сложную форму в первоначальном разрыве времени. Это провозглашает еще более знаменитая теория большого взрыва, в соответствии с которой материя, энергия и упорядоченность космоса возникли в течение очень короткого периода ненаблюдаемого времени, непосредственно перед установлением существующего порядка вещей, который подчиняется законам термодинамики.

Таким образом, эволюционная космогония предположительно способна взять верх над креационистской космогонией, опирающейся на два научных закона, с помощью простого отрицания всекосмической действенности законов. На ненаблюдаемое пространство или На ненаблюдаемое время эти законы не распространяются. Но не будем забывать, что они действуют и в наблюдаемом пространстве, и в наблюдаемом времени! Именно ими занимается наука, остальное же — просто метафизические измышления. В космогонии здравый научный подход указывает на частное сотворение космоса, а точку зрения эволюционной космогонии можно принять лишь ценой отказа от истинной науки.

Помимо главной ошибки, а именно: несоответствия важнейшим и фундаментальным научным законам, первому и второму законам термодинамики, — концептуальному аппарату обеих этих космогонии свойственны и другие серьезные недочеты, и ни одна из них не подкрепляется реальными и однозначными свидетельствами.

Отказ от теории неизменного состояния

От теории неизменного состояния или, как ее называли ранее, теории непрерывного творения теперь отказались даже ее бывшие сторонники. Она никогда не была подкреплена реальными доказательствами. Представьте себе всю космогонию, основанную на внезапном возникновении атомов водорода из ничего, появлении из ниоткуда! Эти воображаемые атомы никто никогда не мог наблюдать, поскольку считается, что их предполагаемая материализация каждый раз происходит в такое время и в таком месте, что ее нельзя зафиксировать. Единственной причиной распространения подобного абсурда была необходимость избежать креационистских выводов из законов термодинамики. Хойл и его последователи просто выдумали свой так называемый «совершенный космологический принцип», утверждая, что крупномасштабная структура Вселенной должна быть всегда единой в пространстве и во времени. Поскольку оказалось, что Вселенная расширяется в пространстве и распадается во времени, этот принцип потребовал непрерывности процесса сотворения (фактически эволюции) материи и энергии из ничего по всему пространству и на протяжении всего времени в целях компенсации явных изменений, чтобы таким образом сохранялось «неизменное состояние». Разумеется, «совершенный» космологический принцип никоим образом не был основан на научных наблюдениях или экспериментах. Это была лишь метафизическая спекуляция в чистом виде, понадобившаяся только для того, чтобы найти повод не признавать сотворение и существование Творца.

Во всяком случае, сам сэр Фред Хойл сейчас отказался от своей теории, как практически и все остальные, так что разбирать ее дальше нет необходимости. В настоящее время общепринятой эволюционистской космогонией является теория большого взрыва, которую эволюционисты всех направлений признают почти за ортодоксию.

Противоречия теории большого взрыва

Астрофизики начинают испытывать сомнения и по поводу теории большого взрыва. Один выдающийся астроном после обсуждения различных свидетельств заключил: «Эти аргументы показывают сомневающимся, что картина большого взрыва ни в теории, ни в наблюдениях не выглядит так красиво, как ее обычно представляют, и современные астрофизики, уверенные, что «основополагающая космологическая проблема» более или менее разрешена, вполне могут ожидать нескольких сюрпризов еще до окончания этого столетия».[55]

Основным свидетельством в пользу большого взрыва было так называемое реликтовое излучение с температурой 3 К, которое, по предположениям, представляло собой однородный низкоэнергетический след изначального космического взрыва. Однако Джейант Нарликар и другие ученые показали, что этот фон можно объяснить разными причинами, а не только гипотетическим взрывом.

У теории большого взрыва есть и другие серьезные проблемы. Некоторые из них перечислены ниже:

1. Изначальный взрыв должен был привести всю материю/энергию космоса в движение по радиусу от его центра, а по принципу сохранения углового момента в ней не было бы возможно никакое спиральное движение. Если принять во внимание все виды спиральных и орбитальных движений звезд и галактик космоса, то начало Вселенной с большого взрыва представляется совершенно невозможным.

2. Точные измерения, проведенные в последние годы, показали, что радиационный фон является не однородным и не изотропным (то есть не одинаковым во всех направлениях), каким он должен быть в результате большого взрыва; он анизотропен во всех направлениях.

3. Вселенная предстает нам какой угодно, но только не однообразной в своей крупномасштабной структуре, как того требуют теории неизменного состояния и большого взрыва; наоборот, она наполнена огромными скоплениями материи в одних областях и обширными пустотами в других, разбросанными по космосу далеко не однообразно. Некоторые астрономы пытаются сегодня говорить о первоначальном большом взрыве сгустков материи!

4. Если Вселенная началась с огненного шара, трудно объяснить, как в одном месте скопилось хоть какое-либо количество материи (например, там, где находится звезда). Если из-за взрыва все галактики стали удаляться друг от друга, постепенно расширяясь, то почему он не разъединил все атомы, прежде чем из них образовались галактики?

5. Наиболее серьезное возражение снова возвращает нас ко второму закону термодинамики. Взрывы создают беспорядок, а не порядок! Изначальный супервзрыв, несомненно, произвел бы абсолютный хаос и совершенный беспорядок. Если Вселенная, по утверждениям эволюционных космогонистов, действительно является закрытой системой, тогда ради здравого смысла и науки скажите, каким образом этот первобытный хаотический беспорядок породил такую прекрасно организованную и упорядоченную Вселенную, как нынешняя? Теория большого взрыва в этом свете не менее абсурдна, чем теория неизменного состояния.

Космогоническая фантазия

Теория большого взрыва, пускай физически невозможная, — еще далеко не предел веры для эволюционистов. Поскольку этот космический атом и его доисторический взрыв являют собой вопиющее противоречие законам термодинамики, многие астрофизики (например, Роберт Джастроу и Пол Дейвис) предположили, что здесь, возможно, не обошлось без божественного чуда и что, возможно, этим чудом могло быть даже доисторическое божественное сотворение. Большой взрыв естественно вписался в свойственную теистическому эволюционизму и прогрессивному креационизму схему толкования Бытия, так что Бытие 1:1 начали понимать как извержение энергии и материи во Вселенную в начале начал.

Однако подавляющая часть ученых — сторонников большого взрыва даже это удивительное событие попыталась включить в схему эволюционного натурализма. Самый плодовитый писатель-ученый нашего поколения, Айзек Азимов является типичным представителем последних. Как атеист, он не мог позволить себе думать, что космос имел абсолютное начало и, следовательно, абсолютную причину. «Библия описывает Вселенную, созданную Богом, сохраняемую Им и непосредственно и постоянно управляемую Им, тогда как наука описывает Вселенную, постулировать существование Бога для которой вообще не обязательно».[56] Азимов видит очевидную несогласованность со вторым законом термодинамики, но обходит ее, допуская, что изначальное космическое яйцо было по каким-то причинам очень высоко упорядоченным, так что оно смогло произвести все упорядоченные системы Вселенной, хотя со временем его упорядоченность должна была снижаться. «Космическое яйцо могло быть и бесструктурным (насколько мы знаем), но оно, очевидно, представляло собой высокоупорядоченный конгломерат материи. Его взрыв явился огромным сдвигом в сторону беспорядка, и с тех пор степень беспорядка во Вселенной увеличивается».[57]

Можно только ломать голову, каким образом изначальная Вселенная совершенно не имела структуры и в то же время обладала высокой степенью упорядоченности. В обычном употреблении слова «структура» и «порядок» по сути синонимы. Но даже если мы не будем обращать внимания на эту аномалию, все равно непонятно, как объяснить высокую начальную упорядоченность при отсутствии Упорядочивающего- Айзек Азимов, по крайней мере, признает эту проблему. «Однако в самом существовании космического яйца есть нечто аномальное. Если Вселенная в целом движется от порядка к беспорядку, то как возник порядок (который предположительно существовал в космическом яйце)? Откуда он появился?»[58] Поскольку Азимов не мог прибегнуть к объяснению порядка сверхъестественными причинами, ему требовалась природная организующая сила. Но, по основному закону природы, со временем беспорядок увеличивается, и Азимову оставалось лишь предположить, что до начала времени (то есть до момента большого взрыва) действовал другой основной закон. И он допускает (как большинство современных космогонистов), что перед большим взрывом действовала прямая противоположность второй) закона. То есть ему приходится поверить в вечно пульсирующую Вселенную: когда она сжимается, упорядоченность возрастает, когда она расширяется (как сейчас), упорядоченность уменьшается.

Это представление, конечно же, не более чем игра воображения. Нет никаких доказательств того, что современная Вселенная расширяется, хотя именно так обычно интерпретируют «красное смещение», эффект Доплера, — смещение спектра световых лучей от отдаленных галактик к красной границе оптических волн. Полагать, будто Вселенная сейчас расширяется и энтропия увеличивается, а когда-то, давным-давно, сжималась и теряла энтропию (то есть ее упорядоченность возрастала), можно только в фантазиях, но не в научных исследованиях. Даже если бы Вселенная вдруг начала сжиматься, нет ни малейшей причины считать, что закон энтропии при этом изменил бы свою направленность. Гораздо вероятнее, что в ходе сжатия ее компоненты будут чаще сталкиваться и распадаться в полнейшем беспорядке.

Даже если игнорировать эту проблему, единственной силой, способной заставить галактики сближаться, будет гравитация, но сила гравитации зависит от массы, а общая масса всех галактик, включая межгалактическую пыль, во много раз меньше той, что необходима для осуществления такого гравитационного коллапса. Азимов признает и эту проблему, хотя по сути игнорирует ее: «У меня есть предчувствие, что «недостающая масса», требуемая для увеличения плотности до нужной величины, будет найдена и что пульсацию Вселенной еще предстоит открыть».[59] Таким образом, Айзек Азимов предлагает нам «предчувствие» как причину, по которой мы должны отвергнуть убедительные свидетельства того, что Вселенная сотворена Богом.

В любом случае, истинному эволюционисту приходится считать, что Вселенная и материя (в определенной форме) вечны и что, несмотря на второй закон термодинамики, эта первоначальная материя каким-то образом была способна сама по себе организоваться в сложные системы. Первые два положения известного Гуманистического манифеста[60] гласят: «Первое. Религиозные гуманисты считают, что Вселенная существует сама по себе, а не была сотворена. Второе. Гуманисты полагают, что человек — это часть природы и что он появился как результат продолжительного процесса». Влиятельный биолог из Гарварда выразил эту замечательную философию «от элементарных частиц к человеку» прямо:

Основным положением эволюции является то, что не было никаких внешних факторов, оживотворивших материю. Материя принимает определенную форму, потому что ей присуща способность принимать такую форму. …Это один из самых замечательных и таинственных фактов Вселенной: существует материя, которая обладает способностью преобразовывать себя в самые сложные формы жизни. Под этим я не подразумеваю существование жизненной силы, энтелехии или вселенского разума, а просто говорю о свойстве материи, представленной известными нам атомами и молекулами.[61]

Таким образом, во взглядах последовательного эволюциониста существующая и организующаяся сама по себе материя, управляемая случайными природными процессами в течение вечности, заменяет Бога как высшую реальность.

Вопрос, как именно материя делает это, несмотря на закон возрастания беспорядка во Вселенной (второй закон термодинамики), по-видимому, входит в символ веры эволюционизма. В объяснениях и свидетельствах нет необходимости, поскольку единственная альтернатива — Бог, а концепция Бога ненаучна!

Чем менее вероятно событие с точки зрения статистики, тем менее мы способны поверить, что оно произошло по слепой случайности. Внешне очевидной альтернативой случайности является разумный Архитектор.

…Что касается Бога, то, боюсь, разговор будет коротким… как объяснение упорядоченности Он просто не подходит. А мы пытаемся объяснить именно упорядоченность, поэтому было бы неразумно в объяснении ссылаться на существо достаточно организованное и сложное, чтобы создать ее.[62]

Это замечательное признание профессора зоологии Оксфордского университета, который ввел не менее замечательное понятие «себялюбивых генов» (selfish genes), было явно сделано со всей серьезностью! Неразумно, говорит он, пытаться объяснить результат причиной, достаточной для получения этого результата. Стало быть, объяснять результат причинами, недостаточными для его получения, более научно. Наверное, именно такой ход мышления имел в виду Павел, когда писал о людях, которые, «называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1:22). Может, Бог и неприемлем для таких людей, но они просто не могут предложить никакого лучшего (по сути никакого другого) объяснения упорядоченности космоса.

Современная космофилософия удачно дополняет рассуждения Доукинса, открываясь неспециалисту сказочной страной большого взрыва и пульсирующей Вселенной. Там есть и черные дыры, и искривленное пространство, и обратное время, и антиматерия, и кварки, и пространственно-временные аномалии, и много других таинственных и удивительных явлений, берущих начало в релятивистской математике. Стоит ли за подобными абстракциями хоть какая-то физическая реальность — вот предмет споров даже среди эволюционистов-астрофизиков, поскольку ничего подходящего в материальном мире до сих пор не обнаружено!

Во всяком случае, нет необходимости обсуждать подобные проблематичные явления в разговоре о библейской космогонии. Какими бы достоинствами эти умозаключения ни обладали с позиций релятивистской математической метафизики, они, по-видимому, навсегда останутся вне пределов экспериментального исследования, и Библии попросту нечего сказать на этот счет.

Итак, четкое утверждение Писания о сотворенности космоса можно понимать в самом естественном и буквальном смысле, нимало не сомневаясь, что все рассуждения эволюционной космогонии безосновательны и недоказуемы. Предоставляемые физикой и астрономией факты полностью соответствуют библейскому откровению о частном, недавнем, преднамеренном и завершенном сотворении Вселенной.