Седьмой шаг – определение путей достижения цели проповеди

Как теперь наилучшим образом преподнести извлечённую гомилетическую идею? Какой путь избрать для того, чтобы цель проповеди была успешно достигнута. Никто, думается, не будет спорить, что от того, каким путём мы будем двигаться, зависит – или мы достигнем цели или нет. Путей достижения цели проповеди, конечно, может быть много, много различных вариантов движения мысли. Но все они, в сущности, могут быть сведены к нескольким основным закономерностям.

1. Причина – следствие.

Зная результат, можно выяснить причину того или иного явления. И наоборот. Зная каким путём идёт человек, можно предположить, где он в итоге окажется. Эти пути можно показать в проповеди.

2. Аналогия.

Зная пути движения мысли по одному объекту, в одной какой либо сфере жизни и мысли, можно выявить и продемонстрировать пути движения по другому участку жизни. Этот способ используется в проповедях по Ветхому завету. Хороший пример аналогии есть в первом послании Павла Коринфянам 10:1-11. Там Павел анализирует исход Израиля из Египта и делает заявление, о том, что наш путь во многом похож на их путь. В этом плане книга «Патриархи и пророки» Е. Уайт может дать множество ценнейшего материала для составления проповедей по принципу аналогии.

3. Дедукция – индукция.

Движение от частного к общему (индукция) или, наоборот, от общего к частному (дедукция). В проповеди чаще всего отличается тем, что дедуктивная проповедь начинается с какого либо конкретного утверждения, которое затем на протяжении всей проповеди последовательно доказывается. Индуктивная проповедь обычно начинается как бы издалека, не касаясь никого конкретно. Начинаясь с каких либо общих положений, мысль постепенно подходит к выводам о конкретных предметах, явлениях и вещах.

В рамках нашего семинара мы не будем подробно останавливаться на путях достижения цели проповеди. По этой теме есть хороший, исчерпывающий материал в книгах Стивена Витрано «Искусство проповеди» глава 4, а так же в книге Чарльза Е. Бредфорда «Проповедование ко времени» в главах 3 и 4.