Девятый шаг – наполнение проповеди

Мы вооружились всеми необходимыми инструментами, чтобы эффективно работать со всей той информацией, которую получили из экзегетического исследования. Имея на руках план проповеди, своего рода карту, мы уже не заблудимся в этом море информации, которую обрушили на нас словари, справочники, симфонии и прочие источники. Теперь мы будем наполнять проповедь той информацией, которая у нас накопилась. Двигаясь по приготовленному нами плану, мы будем выбирать из кучи определённый материал, и решать, в каком месте проповеди его было бы разумнее разместить и произнести. В этой работе необходимо соблюдать два правила:

1. Строго следовать плану. (Иначе для чего мы работали над ним?)

2. Продумать, как связать части проповеди, чтобы не выпирал скелет.

Не стоит просто набивать проповедь как попало, лишь бы занять место во времени. Плоть должна быть живой тканью, органически связанной со скелетом. Следует так же избегать раздутости и громоздкости проповеди. При отборе материала следует руководствоваться следующими принципами:

1. Отбор материала.

а) Помогает – ли материал передать идею проповеди?

б) Помогает – ли он достичь цели проповеди?

в) Пострадает – ли проповедь, если не включить в нее этот материал?

2. Изложение и связывание материала.

а) Засчет логической последовательности.

б) Использование переходных связующих фраз:

Дополняющие: «кроме того», «более того», «в дополнение к сказанному» Суммирующие: «таким образом», «поэтому», «итак», «следовательно»…

Разделяющие: «с другой стороны», «однако», «несмотря на то, что»…

Как уже отмечалось выше, совсем необязательно говорить в проповеди всё то, что вам удалось найти в справочниках, комментариях, энциклопедиях и симфониях. Не стоит пересказывать во время проповеди целую главу из книги «Желание веков» или из комментария Баркли. Понятно желание поделиться своими находками с братьями и сёстрами. Однако нужно понимать – если проповедь будет переполнена информацией, она станет трудной для восприятия. Люди скажут: «ну, опять загрузил…». Поэтому проявите любовь к братьям и сёстрам в том, чтобы сделать проповедь с одной стороны и интересной, содержательной, а с другой стороны достаточно лаконичной. Во всём должна быть гармония и баланс. Краткость – сестра таланта. А если какая то информация, какой то материал, который вы обнаружили в справочной литературе и не будет востребован – не беспокойтесь. В дальнейшей работе, в вашем служении это всё обязательно понадобится.

Среди проповедников нет единого мнения о том, нужно ли записывать текст проповеди дословно, или ограничиться лишь тезисным конспектом. Однако независимо от того, пользуетесь ли вы за кафедрой полным текстом проповеди записанным, или кратким конспектом, а может быть вообще, не берёте с собой за кафедру никаких записей, всё же написание полного текста проповеди кажется нам целесообразным по следующим соображениям:

1. Когда вы записываете, лучше запоминаете.

Это уже многократно проверенное всеми, утверждение. По крайней мере, всякий кто, когда-либо учился, это вам подтвердит.

2. Литературная работа позволяет отточить, усовершенствовать и обогатить ваш язык.

Конечно, мы не должны стремиться к витиеватости речи, сложности и многокрасочности словесных конструкций. Не стоит жонглировать словами, стоя на святом месте. Не стремитесь поразить публику, используя изысканный слог. Бог прославляется не в этом. Однако жемчужина истины слова Божьего заслуживает того, чтобы быть вставленной в достойную оправу из драгоценного словесного материала. Не стоит стремиться к красоте речи ради самой красоты речи. Если славословие используется только ради самого славословия, оно быстро становится суесловием. Тем не менее, истина Божья должна быть облечена в гармоничную и красочную словесную одежду. Поэтому если даже вы никогда не записываете своих проповедей полностью, всё же попробуйте сделать это хотя бы несколько раз, как сказал Павел «всё испытывайте, хорошего держитесь» Будьте уверены, это будет полезный опыт.

В связи с этим возникает ещё один вопрос. Существует известный конфликт между разговорным языком и литературным. Невозможно в письменной форме передать нашу устную речь дословно и точно. С листа это просто не будет восприниматься. Если вы попробуете записать на аудио кассету проповедь любого, самого выдающегося проповедника, а затем изложить это всё на бумаге, дословно, то это будет выглядеть ужасно. С другой стороны, если вы попытаетесь записать текст вашего предстоящего выступления на бумаге, литературным языком, а затем всё это слово в слово произнесёте перед аудиторией, в точности так, как это записано, ваше выступление так же не прозвучит. Ваша речь будет звучать неестественно, механически, сухо. Всё-таки существует большая разница между литературным языком и разговорной речью.

В нашем случае, наверное, допустимо, написать проповедь литературным языком, а затем уже, озвучить её, с учётом особенностей разговорной речи, применяя разговорный язык. Но в то же время, в своей речи вы можете использовать некоторые ваши литературные находки, чтобы обогатить и украсить выступление.

Итак, проповедь готова. Вернее готова её главная часть. Говорилось у нас о том, что вступление и заключение приготовляются в конце всей работы. Сначала же готовится главная часть. Теперь эта работа закончена и пришло время для последнего шага подготовки экспозиционной проповеди.