Проповедник за работой

Процесс подготовки текстуальной проповеди обычно проходит 10 этапов, или 10 шагов подготовки проповеди. Эти десять шагов в кратком изложении представлены в начале нашего курса. Сейчас мы рассмотрим каждый из них подробно. Поскольку мы изучаем текстуальный вид проповеди, работа естественно должна начинаться с определения отрывка.

Первый шаг — определение отрывка.

Какой либо один стих из Библии вряд ли может представлять достаточно материала для проповеди (хотя конечно встречаются достаточно важные, ёмкие тексты). Поэтому для составления проповеди предпочтительнее было бы использовать отрывки текста, состоящие из нескольких стихов, части главы или целой главы, одним словом, отрывка, заключающего в себе и развивающего законченную мысль или идею. Отрывок должен быть смысловой единицей текста, завершённым и целым, затрагивающим одну тему. Это минимальная часть текста, в которой сокрыта полностью выраженная и сформулированная мысль.

Итак, сейчас перед нами стоят два вопроса:

1. Какой отрывок избрать?

2. Как определить его границы?

Вопрос избрания отрывка решается в молитве, в размышлении о церкви, о жизни т. е. достаточно индивидуально и ситуационно. Этот процесс управляется Духом Святым, и поэтому не может быть препарирован и разложен по полочкам учебного пособия. Мы можем только предложить некоторые советы, как эти спонтанные и неконтролируемые человеком, явления увязать с нашей контролируемой, самоуправляемой и распланированной жизнью.

1. Регулярно читайте Библию и другую духовную литературу. Делайте это не только для того, чтобы приготовиться к проповеди, но, прежде всего для своего собственно духовного питания.

2. Создавайте запас заготовок для проповедей. Дух Святой даёт вам ценнейший материал в ваших личных, утренних размышлениях о слове Божьем. Не стоит разбрасываться дарами Неба. Ведите ваш личный духовный дневник. Эти записи в дальнейшем пригодятся и вам и вашим подопечным.

3. Легче выбрать отрывок, если решать этот вопрос за неделю до проповеди. Поэтому не откладывайте этот вопрос до пятницы накануне проповеди.

4. Поддерживайте контакт с членами церкви. Общение с ними подскажет вам, о чём вы должны говорить.

Следующий вопрос: как определить границы отрывка, который мы собираемся исследовать? В начале данного раздела мы говорили о том, что отрывок должен быть смысловой единицей текста, затрагивающим одну определённую тему. Тема должна быть полностью выражена и сформулирована в отрывке. Поскольку мы уже убедились, что в проповеди необходимо развить и осветить только одну конкретную тему, и эта тема должна получить своё полное и исчерпывающее воплощение в нашей проповеди, мы должны признать, что нам необходимо точно определить границы отрывка, который мы будем исследовать. Необходимо, с одной стороны иметь достаточно материала для исследований, с другой стороны, искоренить возможность попадания в наши исследования чего – то лишнего, отвлекающего. Нет жёстких и определённых правил, по которым можно было бы определить границы отрывка. Следующие восемь положений, это просто советы, которые далеко не исчерпывают возможные способы определения границ отрывка.

На начало, и конец отрывка могут указывать:

а) Повторение терминов, фраз, предложений.

б) Повторение ключевых слов, предлогов или мыслей.

в) Грамматические указатели: слова «таким образом», «итак», «тогда», «поэтому» …

г) Риторические вопросы.

д) Изменение места или времени событий.

е) Использование призывов в тексте: «О человек!», «Слушай Израиль!» …

ж) Изменение главных действующих лиц.

з) Указания самого автора на начало новой мысли.

Кроме того, следующие пять общих рекомендаций, необходимо учитывать, при попытке определить границы отрывка:

1. Притчи и псалмы должны рассматриваться как отдельные единицы мысли и не должны дробиться. (Конечно, большие псалмы, как например 118, мы при всём нашем желании не сможем рассматривать как один отрывок, он слишком велик.)

2. В повествовательных отрывках смысловой единицей являются события. Необходимо руководствоваться сменой действия и места событий.

3. В посланиях и речах пророков, большую помощь могут оказать присутствующие в тексте вопросы, восклицания, указания самого автора на начало и конец мысли.

4. В литературе премудрости и поэзии, большую роль играют поэтические структуры. Они обычно совпадают с началом и концом смысловой единицы текста.

5. В апокалиптике, границы отрывков легко определяются по видениям и сценам.

Составители и редакторы нашей Библии позаботились о том, чтобы у нас было меньше проблем с определением границ отрывка. Во многих изданиях Библии, текст уже разбит на отрывки, снабжён заголовками, иногда даже комментариями. В стандартном издании Библии, которым пользуются большинство христиан у нас в России такой разбивки нет, однако в начале каждой главы дано краткое содержание с указанием стихов. В сущности, это и есть список отрывков, которые содержатся в данной главе и на это дополнение тоже можно опираться при определении границ отрывка.

После того, как мы определили границы отрывка, нам необходимо ясно и однозначно определить тему отрывка, его главную мысль. Помните историю с пастором, который проповедовал о грехе. Очевидно, в его проповеди не была чётко сформулирована главная мысль. Всегда очень важно конкретно определить, что собственно вы хотите сказать. И эту мысль вы должны выразить в двух – трёх словах. Если к вам подходит регент хора и спрашивает, о чём будет проповедь, чтобы подобрать псалмы, а вы говорите «Ну это такая глубокая тема, настолько обширная, даже не знаю, как кратко сформулировать…», вы можете не выходить за кафедру! Не тратьте зря времени. Лучше предложите людям просто погулять вокруг церковного здания пообщаться с природой, друг с другом. Это будет полезнее. Если вы не можете кратко сформулировать, о чём будет проповедь и что вы, собственно собираетесь сказать, ваше выступление не будет иметь успех, даже если оно предварялось основательной молитвой и исследованием Библии. Потому что в вашем исследовании не хватает самого главного. Когда вы приступаете к исследованию отрывка, необходимо с самого начала определить, о чём отрывок, и что говорится в нём по поводу обсуждаемого вопроса. Только тогда вы сможете понять, что именно вам необходимо говорить в проповеди. Причём, тема проповеди обязательно должна соответствовать главной теме отрывка. В этом необходима гармония и согласие. Если мы хотим, чтобы проповедь действительно была словом Божьим, мы должны следовать законам, установленным Богом. Существует естественный закон восприятия. Всё что человек слышит, он анализирует не только сознательно, но и на уровне подсознания. И когда тема проповеди, которую человек слышит в церкви, не соответствует теме отрывка, на котором основана проповедь, у слушателя остаётся какое – то неосознанное ощущение незавершённости, недосказанности. Чтобы избежать этого явления, нужно уделить время, для того чтобы определить тему отрывка и уже на основании этой темы готовить проповедь.

Как определить главную мысль? Основной формой мысли всегда является простое предложение. Как уже было сказано выше, если вам не удаётся выразить мысль в простом предложении, это значит что необходимо ещё поработать над темой. (Или вам попросту, нечего сказать) Для того чтобы выразить любую мысль, достаточно составить простое предложение, содержащее в себе подлежащее, сказуемое и несколько определений. В сущности, вся наша работа сводится не к тому, чтобы выразить библейскую истину, а в том, чтобы донести её до сознания слушателей, преодолеть барьеры заблуждений, разномыслия, самомнения. Очень много сил и труда приходится приложить, чтобы убедить в чём-то людей, насадить в их сознании определённые убеждения, переменить их мысли. Сама же по себе истина проста и понятна и, по сути, не требует того, чтобы её формулировать в длинных и пространных предложениях. Для того чтобы словесно передать любую духовную истину, достаточно одного простого предложения.

Простое предложение вполне может выразить мысль т. к. содержит в себе предмет мысли, а так же то, что о нём говорится, утверждается, описывается или отрицается. Всякая мысль должна содержать в себе эти две части, как бы элементарные частицы – предмет мысли, и то, что собственно о нём говорится, как характеризуется предмет, какими свойствами обладает. Эти две части имеют свои названия. Предмет мысли называется субъект. Им может быть какая либо личность, человек или ангел, может быть неодушевлённый предмет. Субъектом может быть какое либо событие, происшествие, явление. В евангельских историях таковыми являются исцеления и чудеса, которые совершал Христос. Субъектом мысли может стать так же и определённое качество, свойство которым обладает личность или предмет. Можем мы говорить, например, о твёрдости камня? Или о любви Божией? Т. е. в центре мысли может находиться не только личность или вещь какая то, но и их свойства, и ещё многое другое. Скажем, не только какое либо явление, но и причина этого явления. Если мы попытаемся ответить на вопрос и объяснить, почему светит солнце, то субъектом нашей мысли будет именно причина, по которой этот космический объект излучает свет.

Итак, с предметом мысли, с субъектом мы разобрались, что у нас остаётся? Всё то, что собственно говорится о предмете мысли. Не может быть мысли без предмета мысли, без субъекта, иначе мы будем говорить ни о чём. Но так же не может быть мысли без того, что собственно мы говорим по этому поводу, что мы говорим о том, о чём говорим. В противном случае, мы по сути ничего не скажем. Мы только обозначим предмет, но о нём не будет сказано ничего. Обе части мысли одинаково важны и должны обязательно присутствовать во всякой мысли, иначе это будет уже не мысль, но простое сотрясание воздуха. Так вот, всё то, что мы, собственно, говорим о том, о чём говорим, называется предикат. Всё то, что характеризует субъект, утверждает или отрицает, в общем, всё что, что мы скажем о нём, о предмете нашей мысли, это и есть предикат. Итак:

Субъект – предмет мысли, то о чём мы говорим, описываем, утверждаем или отрицаем.

Предикат – то, что собственно мы говорим о том, о чём говорим, само утверждение, отрицание, характеристика или описание, как таковое. Таки образом, тема проповеди это объединение субъекта и предиката, собственного говоря, мысль, которая всегда состоит из этих двух элементов. Мысль, которую мы хотим развить в проповеди, мысль, с которой наши слушатели останутся после проповеди. Мысль, которая будет направлять их действия, их мысли, чувства и поступки в дальнейшем, мысль, которую Бог внедряет в сердца людей через проповедь, она достойна того, чтобы над ней основательно поработать и чётко её сформулировать. Необходимо уделить время, чтобы определить, о чём мы намереваемся говорить, и что собственно собираемся говорить по этому поводу.

Как определить субъект и предикат? Приведём примеры. Мы говорим: «В нашем городе необходимо построить молитвенный дом». Что находится в центре нашей мысли? Молитвенный дом. Что мы о нём говорим? Что его необходимо построить. Если мы скажем: «Пришло время сломать наш молитвенный дом, он нам больше не нужен». Можем мы так сказать? Какой у нас теперь предикат? Субъект у нас один и тот – же, но предикаты разные, прямо противоположные.

Можно построить мысль иначе. «Нужно построить молитвенный дом, потому что у нас постоянно возникают проблемы с арендой помещения». О чём мы теперь уже говорим? Не о молитвенном доме как таковом, а о причине, по которой он нам нужен, о нашей нужде в нём. А в предикате мы эту причину обозначаем и называем. Таким образом, увидев предикат, можно определить и субъект. Если бы мы говорили такое: «наш молитвенный дом такой красивый, уютный, в нём так хорошо…», тогда действительно, субъект, это молитвенный дом. Но поскольку мы говорим другое: «Нужно построить молитвенный дом, потому что у нас постоянно возникают проблемы с арендой помещения», то, очевидно, что говорим мы не о молитвенном доме, а о нашей нужде, о причине по которой он нам необходим.

Рассмотрим евангельскую историю из Марка 5 главы. О чём там говорится? Об исцелении бесноватого. Это и есть субъект, он сразу виден. А что сказано об исцелении бесноватого? Здесь несколько предикатов, а именно три. Первый – предыстория, что было до встречи со Христом, второй – как собственно произошло исцеление, изгнание бесов, третий – что было потом. Попытайтесь поупражняться на библейских текстах в определении субъекта и предиката отрывка. Конечно, на практике всё бывает сложнее, и не сразу удаётся так с ходу определить субъект и предикат. Мысли, выражаемые словами, бывают сложные, объёмные, многогранные. Однако всё сложное всегда состоит из простых элементов и чтобы понять сложное, нужно просто увидеть эти звенья, расчленить это сложное построение на составляющие. Необходимо увидеть систему, разложить всё по полочкам, и тогда всё станет понятно. Впрочем, если всё же не удаётся определить составляющие мысли, то может оказаться, что и мысли как таковой нет. Скажем, в той истории про исцеление бесноватого, там бесы говорят Иисусу: «пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них». (Мар. 5:12.) Здесь два субъекта и ни одного предиката. Бесы по сути ничего не говорят, хотя и говорят что — то. Такое тоже бывает, даже и в Библии, но чаще всего такое случается в словах людей грешных. Слово Божие всегда логично и понятно.

Итак, мы определились с границами отрывка, а так же с его темой, и теперь нам предстоит сделать следующий, очень важный шаг в подготовке нашей проповеди. Это экзегетическое исследование.