Третий шаг – извлечение экзегетической идеи

Для того чтобы нам не запутаться во множестве идей, фактов и выводов, нам необходимо зафиксироваться и определить так называемую экзегетическую идею, то, самое главное, что собственно говорит текст, ту истину, которую Бог говорит нам в этом тексте. Экзегетическая идея уже несколько более обширна, чем тема отрывка. Она выражается в нескольких предложениях.

Работа по накоплению различной информации к размышлению, в сущности, необходима не для того, чтобы вывести экзегетическую идею, но скорее для того, чтобы обогатить проповедь, сделать её ярче и выразительнее. Возможно, что для извлечения экзегезы вам достаточно будет лишь немного материала. Поэтому в формулировке экзегетической идеи необязательно должно присутствовать всё то, что вы накопали. Божья истина достаточно проста и для того, чтобы сформулировать её, необязательно применять обширные словесно – грамматические построения. Материал к размышлению, который мы накапливаем в результате исследования, по сути, не для экзегезы, а для самой проповеди. Истина проста, но чтобы донести её до сознания людей необходимо потрудиться и представить её убедительно, рассмотреть со всех точек зрения, применить иллюстрации, сравнения. Необходимо нарисовать яркую словесную картину. А для этого нужны и краски и детали и творчество и знания и талант. Это что касается уже самой проповеди. Экзегетическая идея, хотя и более объемна, чем тема отрывка, но всё же должна быть достаточно лаконична. Идея, которую мы сформулируем на данном этапе, это есть то, что будет управлять всеми нашими дальнейшими размышлениями и исследованиями.

В качестве примера, приведём экзегетическое исследование одного из студентов ЗДА опубликованное в журнале «Богословский вестник» № 2 за ноябрь 1999г © Заокская Духовная Академия.

Обращение Закхея

Экзегетическое исследование Евангелия от Луки 19:1-10

Илья Головко.

«Потом Иисус вошёл в Иерихон и проходил через него. И вот некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что был мал ростом; и, забежав вперёд, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо неё. Иисус, когда пришёл на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошёл и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашёл к грешному человеку. Закхей же став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» Лук.19:1-10.

Исторический контекст

Автор – Лука, врач, он же написал книгу «Деяния Апостолов», спутник апостола Павла (Кол.4:10). Вероятно, он был греком, обращённым в христианство. Он же, единственный евангелист, который не был иудеем.

Адресат. Евангелие адресовано «достопочтенному Феофилу» (с греческого «любящий Бога»), который по всей вероятности занимал высокое положение и был язычником. Таким образом, Евангелие было написано, прежде всего, для язычников.

Время написания. 75 – 85 год Н. Э.

Культурные особенности и обычаи.

Закхей – греческая форма еврейского Zakkai, которое означает «чистый», «невинный». Закхей был начальником сборщиков налогов, (мытарей) для Римской империи. Соответственно он был состоятельным человеком.

Мытарь – сборщик налогов (подати) для Римской власти. Всякий мытарь считался предателем своей родины и религиозным отступником.

Смоковница – не очень большое, ветвистое дерево, внешне напоминающее дуб, с коротким стволом и широкой кроной, что делает его очень удобным для лазания.

«Сын Авраама» — сонаследник благословений и спасения Божьего (см. Гал.3:6-9).

Цель отрывка. Показать следующее: Иисус не отверг Иудеев как нацию. Он жаждал спасти их, и история Закхея – потерянного грешника — яркое тому подтверждение.

Литературный контекст.

Контекст отрывка и его план.

1. Встреча Иисуса с Закхеем. 19:1-6.

а) Вступление. 19:1.

б) Стремление Закхея увидеть Иисуса. 19:2-4.

в) Инициатива Иисуса войти в дом к Закхею.

2. Ропот присутствующих. 19:7.

3. Покаяние Закхея. 19:8.

4. Слова Иисуса. 19:9-10.

а) Заверение в спасении и защита Закхея. 19:9.

б) Иисус о Своей миссии. 19:10.

Ближайший контекст. Данное событие происходит во время последнего путешествия Иисуса в Иерусалим (Лук.18:31), где Он должен был пострадать. Лука уделяет особенное внимание этому путешествию, описывая целый ряд связанных с ним событий. (Лук.18:31 – 19:44)

— Иисус Сын Давидов исцеляет слепого. 18:35-43.

— Иисус реально изменяет жизнь Закхея. 19:1-10.

— Притча о минах, раскрывающая Его божественный авторитет.19:11-27.

— Торжественный въезд Иисуса в Иерусалим. 19:28-40.

— Плач Иисуса об Иерусалиме. 19:41-44.

Контекст книги.

План Евангелия от Луки.

1. Вступление. Явление Иоанна Предтечи и Иисуса. 1:1 – 2:52.

2. Приготовление к служению: помазание Божье. 3:1 – 4:13.

3. Галилейское служение: откровение Иисуса 4:14 – 9:50.

4. Путешествие в Иерусалим: отвержение Иисуса Иудеями и новый путь. 9:51 – 19:44.

5. В Иерусалиме: смерть Невинного и Его воскрешение. 19:45 – 24:53.

Общая тема: Историческое повествование об уникальной, по своей природе, и характеру поступков Личности.

Грамматико-синтаксический анализ.

ст. 4: «Забежав вперёд, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его» — решимость Закхея, во что бы то ни стало увидеть Иисуса.

ст. 5: «Иисус,…взглянув, увидел его» — это была более чем случайная встреча.

ст. 6: «он поспешно сошёл и принял Его с радостью» — цель достигнута, каждое движение и жест выдают в Закхее человека открытого, решительного, питавшего неподдельный интерес к личности Спасителя.

Экзегетическая идея.

Итак, проделанное исследование позволяет теперь определить главную идею отрывка Лук.19:1-10. Описывая встречу Закхея с Иисусом, Лука показывает, что инициатива в спасении человека принадлежит Богу, Который во Христе приобщает кающегося грешника к благословениям, обещанным народу Израильскому. Спасение, таким образом, есть Божье присутствие в жизни человека.

Спаситель направляется в Иерусалим, где должен был принести Себя в жертву за грехи человечества. Увидев Закхея на ветвях дерева, Христос проявил особое участие в его судьбе. Воистину Христос искал и спасал погибшее. Вопреки всем существующим предрассудкам, Он благословлял отверженных, поднимал упавших, исцелял сокрушённых сердцем. Это и было спасением Божьим, явленным, как народу Израильскому, так и всему человечеству.

Богословский анализ.

Целью земного служения Христа было восстановить прерванные человеком взаимоотношения его с Творцом (Лук.5:32). Христос обладал властью, прощать грехи ищущему спасение грешнику (Лук.5:24).Во Христе, грешный человек получает возможность общаться с Небесным Отцом и находиться в Его спасительном присутствии. Жажда грешника, ищущего встречи с Господом, всегда будет утолена Тем, Кто желает ему спасения. Бог проявляет инициативу первым, однако не вторгается в жизнь человека, напротив, Он терпеливо ждёт сердечного отклика (откр.3:20). Миссия церкви сегодня – подражание Христу в Его неутомимом и нелицеприятном поиске Своих заблудших детей.

Так выглядит обычная студенческая экзегеза. Однако на этом наша работа над проповедью ещё не заканчивается. Вся проповедь не может состоять только из того, что мы озвучим нашу экзегетическую идею, и на сём аминь. Необходимо будет подвести слушателей к определённым выводам, может быть показать, каким образом мы пришли к такому заключению. А для этого необходимо ещё потрудиться. Возможно, что из наших дальнейших занятий по предмету «Гомилетика – 1» вам станет понятнее, что такое экзегетическая идея.

Прежде чем приступить непосредственно к составлению текста проповеди как такового, нам предстоит проделать ещё некоторые исследования. Суть этих исследований в следующем: цель работы, которую мы осуществляем – преподнести людям определённую истину, весть, изложенную в Божьем слове. Весть от Бога к определённым людям, которые будут нас слушать в определённом месте, в определённое время. Идеи, с которыми мы сейчас работаем, те истины, которые исследуем, это есть вечные и неизменные истины, потому что их автор и устроитель – Бог, вечный и неизменный. Однако таково положение вещей, что люди, которые их слушают и воспринимают (или нет, это их выбор), так вот, люди не вечны и поэтому не неизменны. Люди меняются. Меняются и на протяжении всей своей жизни и от поколения к поколению. В разных странах различные условия жизни и потому разные принципы мышления людей в них обитающих. Проходят годы, века, тысячелетия, меняются обстоятельства, условия жизни людей (опять же в разных странах по-разному) и поэтому меняется принцип мышления людей, их стиль восприятия, образ мысли и чувств. И поэтому, хотя истина и неизменна, но способы её подачи меняются, как для людей живущих в разных странах (да, впрочем, и в одной большой стране или даже в разных городах), так и для людей разных эпох и столетий. Думаю, с этим никто спорить не будет. И поэтому мы не можем сегодня преподносить людям божественную истину тем языком и с помощью тех же средств, которыми пользовались наши далёкие предшественники, слуги Божьи, скажем лет 300 или 500 назад. Сегодня в эпоху техники, компьютеров и т. д. нам необходимо пользоваться другими выразительными средствами, языком понятным нашим современникам, землякам, соседям.

Однако откуда же мы сегодня черпаем знания о Божественной истине? Прежде всего, всё-таки из Библии. Тем не менее, не следует забывать, что эта книга написана не вчера и не в России. Её писали люди, которые жили совершенно в другой стране, в других условиях, в другом климате, имея совсем другие условия жизни. Кроме того, это было очень и очень давно. И тогда Бог преподавал им такие же вечные и неизменные истины, однако, на том языке, такими способами, которые были понятным тем людям. И может получиться так, что мы, не знающие их языка мышления, (не языка слова, а именно языка мысли, способов их мышления), не сможем правильно и до конца понять то, что написали они. Поэтому для того, чтобы современному человеку стали понятны истины, которые изложены в Библии, нужно выполнить ещё три, очень важные операции.

1. Анализ экзегетической идеи.

2. Теологический анализ.

3. Гомилетический анализ.

Анализ экзегетической идеи это средство понять язык мысли человека, который создал библейский документ, и изложил истину для своих современников. Экзегеза это то, что говорил Бог в библейские времена, для тех людей, на понятном для них языке.

Теологический анализ позволяет сформулировать вечную и неизменную истину, как таковую, в чистом виде, в том изложении, в котором она существовала всегда, и всегда будет существовать. В первом разделе нашей программы мы уже рассматривали один интересный вопрос о том, что библейская вечная истина сама по себе достаточно проста и не нуждается в многочисленных словесных построениях для её формулирования и передачи. Вся проблема в том, что люди не сразу воспринимают её и проповедующим приходится применять достаточно много слов, чтобы достичь результата. Так вот, теологический анализ это и есть формулирование истины как таковой. При помощи экзегетического исследования мы извлекаем, «вытаскиваем» истину из контекстуальной словесной упаковки, в которой она преподана в Библии. Затем мы анализируем истину. И вслед за тем, при помощи гомилетического процесса, вправляем истину в современную упаковку.

Гомилетический анализ позволяет переложить вечную и неизменную истину на язык мысли современных людей, в контексте современных условий нашей страны, нашей местности, нашего города. Позволяет неудобовразумительные, для современного человека вещи сделать понятными, мыслительно усваиваемыми. Эти три операции позволяют построить мост между прошлым и настоящим, чтобы уже в настоящем начать строить мост в будущее, чтобы современный человек мог собрать себе сокровище на небесах.