V. Комментарии Елены Уайт

Елена Уайт много писала о Личности и служении Иисуса Христа. Мы приведем здесь репрезентабельную выборку ее высказываний по этой теме. Другие статьи, в которых будут затронуты специфические аспекты нашей темы, такие как Христос — Творец, Его Божественность, Его первосвященническое служение и Его второе пришествие, позволяют изучить эту тему более основательно.

А. Слово стало плотью

Относительно познания Христа Елена Уайт пишет следующее: «Во Христе обитает вся полнота. Он [Павел] учит нас почитать все за сор ради превосходства познания Христа Иисуса, нашего Господа. Это знание есть высочайшая наука, которой только может овладеть человек. Оно есть квинтэссенция всякого истинного знания. „Сия же есть жизнь вечная, — сказал Христос, — да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»» (РукописЬу 125, 1907 г.; Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 90S).

Что касается воплощения вечного, предсуществующего Слова Божьего, то она объясняет, что «Христос был Богом в высшем смысле этого слова. Он был с Богом от вечности, Бог надо всем, благословенный вовек. Господь Иисус Христос, Сын Божий, существовал изначально как особая Личность, однако же единая с Отцом» (Избранные вести, т. 1, с. 247). «Христос обладает жизнью — самобытной, незаимствованной, изначальной» (Желание веков, с. 530). «Учение о воплощении Христа является тайной, „сокрытой от веков и родов» (Кол. 1:26). Это — великая и глубокая тайна благочестия. „Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин. 1:14). Христос облекся в человеческую природу, низшую по отношению к Его небесной природе. Ничто с такой силой (154) не обнаруживает чудесное снисхождение Бога» (Избранные вести, т. 1,с. 246,247). «Сняв с Себя Свою царскую одежду и царственный венец, Христос облек Свою Божественность в человеческое естество, чтобы поднять людей из состояния вырождения и поставить их на твердую почву. Христос не мог прийти на нашу землю в славе, которую имел в небесных дворах. Грешные люди не выдержали бы этого зрелища. Он сокрыл Свою Божественность под покровом человеческой природы, но не расстался со Своей Божественностью. Спаситель и Богочеловек, Он встал во главе падшего человеческого рода, постигая опыт жизни людей как в детские годы, так и в зрелом возрасте. Чтобы люди могли сделаться причастниками Божьего естества, Он пришел на нашу землю и жил в совершенном послушании» (Ревью энд Геральд, 15 июня 1905 г.).

«Христос, Свет мира, сокрыл ослепительное великолепие Своей Божественной природы и пришел, чтобы жить как человек среди людей, дабы они могли, не погибнув от Божественного сияния, познакомиться со своим Творцом» (Служение исцеления, с. 419). «Став человеком, Христос оставался Богом. Хотя Он унизил Себя, приняв человеческое естество, Он по–прежнему оставался Богом» (Желание веков, с. 663, 664).

Б. Падшее человечество

Иисус из Назарета не только является воплощенным Словом, истинным Богом, Он также является в полном смысле человеком. «Чтобы осуществить Свой план любви в отношении падшего рода человеческого, Он стал костью от нашей кости и плотью от нашей плоти… Божественная и человеческая природа таинственным образом объединились, Бог и человек стали одним целым» (Вера, которой я живу, с. 48). «Христос, не имевший ни единого пятна греха или скверны, принял нашу природу в ее деградировавшем состоянии» (Избранные вести, т. 1, с. 253). «Иисус принял человеческое естество, когда оно было отягощено четырьмя тысячелетиями греха» (Желание веков, с. 49). «Он облек Свою безгрешную природу в нашу греховную природу» (Медицинское служение, с. 181).

Однако в то же самое время Е. Уайт поясняет, что «Ему надлежало занять Свое место во главе человечества, взяв на Себя природу, но не греховность человека» (Знамения времени, 29 мая 1901 г.).

Более того: «Христос был незапятнан, беспорочен и безгрешен, однако Он часто молился со слезами и сильным воплем. Он молился за Своих учеников и за Себя, сопереживая нашим нуждам, нашим слабостям и нашим неудачам, которые так свойственны людям. Он был могущественным Просителем, и Ему были неведомы страсти, которые обуревают нас, падших людей, однако Он имел те же физические немощи и был искушаем во всем так же, как и мы» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 508, 509).

Иисус «взял на Себя человеческую природу и был во всем искушаем так, как искушаемо человеческое естество. Он мог согрешить и пасть, но ни на одно мгновение в Нем не возникло греховной наклонности» (Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1128).

В. Две природы в одной Личности

В трудах Елены Уайт ясно изложено христианское учение о присутствии двух природ в одной Личности Христа.

«Теперь о человеческом: Он „уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти». Он добровольно принял человеческую природу. Это произошло с Его согласия и было Его решением. Он облек Свою Божественность в человеческое естество. При этом Он оставался Богом, хотя внешне это не было заметно. Он скрыл то, что указывало на Его Божественность, внушало почтение и вызывало восхищение Божьей Вселенной. Находясь на земле, Он был Богом, но лишил Себя Божественного вида, сделавшись во всем подобным человеку. Он ходил по земле как человек. Он обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой. Он сложил с Себя славу и величие. Он был Богом, но на время отказался от славного Божественного облика» (Ревью энд Геральд, 15 июня 1905,; Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1126).

«Была ли преобразована человеческая природа Сына Марии в Божественную природу Сына Божьего? Нет, две природы таинственным образом соединились в одной Личности: Человеке Христе Иисусе» (Рукопись 21, с. 418). «Он обладал совершенной человеческой природой, соединенной Божеством… при этом каждая природа существовала особо» (Бюллетень Генеральной конференции, 1 октября 1899 года; Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 918).

Г. Христос — наш пример

Христос, получавший силу от Своего Отца, является нашим примером. «Послушание Христа Своему Отцу — это именно такое послушание, которое требуется от человека. Человек не сможет одолеть искушения сатаны, если Божественная сила не объединится с его немощами. Так произошло и со Христом; Он смог все время держаться за Божественную силу. Он пришел в наш мир не как меньший Бог, повинующийся большему Богу, но как человек, исполняющий святой Закон Божий, и именно в этом Он служит нам примером. Господь Иисус пришел в наш мир не для того, чтобы открыть, что может сделать Бог, но чтобы показать, что может сделать человек, который доверяет Богу в любой нужде и уповает на Его силу. По вере человеку надлежит стать причастником Божьего естества и победить каждое искушение, которое его осаждает» (Рукопись 1,1892 г.; Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 929).

«Поэтому Иисус был „подобно нам искушен во всем» (Евр. 4:15), и Он перенес все испытания, которые переносим мы, и не воспользовался ни единым Своим преимуществом, ничем, что было бы недоступно и нам. Придя на землю человеком, Спаситель боролся с искушением и побеждал силой, данной Ему Богом» (Желание веков, с. 24).

Д. Жертвенная смерть

Смерть Христа, как ее понимала Елена Уайт, была жертвенной смертью, прообразно представленной в жертвоприношениях Ветхого Завета. Описывая смысл и последствия креста, она оперировала такими понятиями, (155) как замещение, выкуп, искупление, умилостивление и примирение, аналогичными терминам из библейских словарей. «На Христа, нашего Заместителя и Поручителя, были возложены грехи всех нас. Он был причислен к злодеям, чтобы спасти нас от осуждения закона. Вина всех потомков Адама угнетала Его сердце. Отвращение Бога ко греху, Его ужасный гнев на всякое нечестие наполняли скорбью душу Его Сына» (Желание веков, с. 753).

«Господь славы умирал, чтобы искупить падшее человечество» (там же, с. 752). «Наш Спаситель заплатил за нас выкуп» (Избранные вести, т. 1, с. 309). «[Христос] уничижил Себя до уровня человека. Он сделал это, чтобы исполнилось Писание. План спасения был введен в действие Сыном Божьим, который заранее знал о всех этапах Своего уничижения. Он понимал, что должен будет сойти, чтобы искупить грехи осужденного, стенающего мира» (Ревью энд Геральд, 15 июня 1905 г., Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1127). «Христос стал умилостивлением за грех человека. Он предложил Свое совершенство характера вместо греховности человека. Он принял на Себя проклятие непослушания» (Избранные вести, т. 1, с. 237). «Благодаря Христу, Правосудие может простить, не жертвуя при этом ни одной каплей своей возвышенной святости… Правосудие сошло со своего высокого престола и, вместе с воинствами небесными, приблизилось ко кресту. Там оно увидело, как Тот, Кто равен Богу, несет наказание за всякую неправду и грех. Полностью удовлетворенное, Правосудие с благоговением склонилось у креста, произнеся: довольно» (Рукопись, 94,1899 г.; Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 936).

Е. Демонстрация Божьей любви

«Смерть возлюбленного Сына Божьего на кресте подтверждает непреложность Закона Божьего… свидетельствуя человеку о его неизменном характере» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 201). Однако, чтобы не допустить неправильного понимания, Елена Уайт пишет: «Эта великая жертва была принесена не для того, чтобы вызвать в сердце Отца любовь к человеку или пробудить в Нем желание спасать. Нет, нет! „Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного» (Ин. 3:16). Отец любит нас не потому, что была принесена великая Жертва искупления. Как раз наоброт Он предусмотрел искупительную Жертву потому, что любит нас» (Путь коХристу, .с. 13). «Смерть Христа доказывает, что Бог любит человечество» (Деяния апостолов, с. 209). Кроме того, Е. Уайт утверждает: «Кто в состоянии созерцать непостижимую любовь, явленную на Голгофском кресте в смерти Христа, дабы мы не погибли, но имели жизнь вечную, и при этом оставаться безмолвным и не прославлять Спасителя?» (С Иисусом на горе благословений, с. 43,44).

Ж. Воскресение Христа

Воскресение Христа ознаменовало конец сатанинского царства и стало завершением в том, что для верующего смерть — это просто сон. «Когда Иисуса положили в гроб, сатана торжествовал. Он осмелился надеяться на то, что Спаситель не примет Свою жизнь снова. Он предъявил Свои права на тело Господа и установил стражу вокруг гробницы, чтобы сделать Христа своим узником. И весьма разгневался, когда его ангелы бежали от лица небесного вестника. Увидев, что Христос восстал в славе, он понял, что его царству пришел конец, а ему — неминуемая погибель» (Желание веков, с. 782).

«Иисус восстал из могилы, окруженный сонмом ангелов, в поразительной силе и славе — соединивший воедино Божественную и человеческую природу. Он взял в Свою руку мир, на который притязал сатана как на свое законное владение, и Своей поразительной жертвой, отдав Свою жизнь, вернул всему роду человеческому Божье благоволение» (Избранные вести, т. 1, с. 343).

«Христос стал одно с человечеством, чтобы оно смогло стать единым в духе и в жизни с Ним. Посредством этого единения и покорности Слову Божьему Его жизнь становится их жизнью. Он говорит кающемуся грешнику: „Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). Христос смотрит на смерть как на сон — молчание, тьма, забытье. Он говорит о ней как о чем–то кратковременном. „Всякий, живущий и верующий в Меня, — говорит Он, — не умрет вовек» (Ин. 11:26). „Кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек» (Ин. 8:52), „Тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8:51). Для верующих смерть не имеет значения. Умереть в Иисусе — значит просто уснуть» (там же, с. 302,303).

З. Вознесение Христа

Комментируя последние дни и часы, которые Христос провел с учениками, и значение Его вознесения на небо, Елена Уайт замечает: «Наступило время Христу вознестись к престолу Своего Отца. Божественный Победитель, Он был готов вернуться с триумфом в небесные обители. Перед Своей смертью Он сказал Отцу: „Я совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4). После Своего воскресения Он некоторое время оставался на земле, чтобы ученики могли пообщаться с Ним — воскресшим и прославленным. Теперь же Он готов был оставить их. Он засвидетельствовал, что Он — живой Спаситель. Его ученики знали, что Он больше уже не во гробе. В Нем они видели прославленного перед всей Вселенной Господа» (Желание веков, с. 829).

«После того, как Христос вознесся на небо, Его последователи продолжали ощущать Его присутствие. Он лично был с ними, исполненный света и любви… Он вознесся на небо в человеческом образе. Ученики Его знали, что Он находится перед престолом Божьим, оставаясь их Другом и Спасителем, что Его любовь к ним неизменна, что Он все так же печется о страждущем человечестве. Христос указывает Богу на Свои заслуги, на Свою драгоценную кровь, на Свои пронзенные руки и ноги, напоминая о том, какой ценой совершено искупление людей. Они знали, что Он вознесся на небо, чтобы приготовить им там место, и что Он придет опять и возьмет их к Себе» (Путь ко Христу, с. 73,74).

И. Первосвященство Христа

О священническом служении Христа и Его славном возвращении вы сможете прочитать в других статьях данной книги. Однако следующая цитата заслуживает особого внимания: «Ходатайство Христа за человека в небесном святилище — такая же неотъемлемая часть плана спасения, как и Его смерть на кресте. Своей смертью Он (156) начал ту работу, для завершения которой Он вознесся на небо после Своего воскресения» (Великая борьба, с. 489).

Личность и служение Христа вдохновляли Елену Уайт на то, чтобы выражать глубокую благодарность Богу. Она пишет: «„Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 113:9J. Вот каким духом проникнута песнь израильского народа о своем избавлении, и такой же дух будет обитать во всех сердцах, любящих и боящихся Бога. Освободив наши души от рабства греха, Бог совершил для нас большее избавление, чем тогда, когда Он спас евреев у Красного моря. Подобно сынам израилевым, нам надо славить Бога сердцем, душой и устами „за Его чудесные дела к сынам человеческим» Тот, кто размышляет над великими милостями Божьими и не забывает даже самых скромных Его даров, опояшет себя радостью, и сердце Его будет воспевать Господу. Нам следует постоянно восхвалять те благословения, которые мы ежедневно принимаем из рук Бога, и более всего смерть Иисуса, Который принес нам счастье и открыл нам небо. Какое сострадание, какую несравненную любовь проявил Бог к нам, погибшим грешникам, когда связал нас с Собой, чтобы мы были Его особенным сокровищем! Какая жертва была принесена нашим дорогим Искупителем, чтобы мы могли называться детьми Божьими! Нам надлежит славить Бога за благословенную надежду, которая предлагается нам в великом плане искупления; нам надлежит хвалить Его за небесное наследие и за Его богатые обетования, нам следует хвалить Его за то, что Иисус живет, чтобы ходатайствовать за нас» (Патриархи и пророки, с. 289).