Библиотека soteria.ru
Суббота
Кэтрин Барнуэлл, Пол Дэнси, Тони Поп
Дата публикации: 23.03.14 Просмотров: 5297 Все тексты автора Кэтрин Барнуэлл, Пол Дэнси, Тони Поп
I. Суббота в Ветхом Завете
А. Пятикнижие
1. Общий обзор
Термины шаббат, шабаш и шаббатон указывают на седьмой день недели, но в разных местах Пятикнижия эта субботняя терминология также используется для обозначения некоторых годичных праздников и седьмого («субботнего») года. В некоторых случаях этот термин употребляется в метафорическом значении, указывая, например, на «покой» для земли.
Три отрывка в Пятикнижии конкретно связывают седьмой день субботу с творением: Быт. 2:1–3; Исх. 20:11; 31:13–17. Другие отрывки говорят о покое в седьмой день недели. В следующем разделе тексты о субботе анализируются в той последовательности, в которой они встречаются в Пятикнижии (см. Творение I.A.14).
2. Упоминания субботы в Пятикнижии
а. Быт. 2:1–3. После описания ежедневных Божьих дел в первые шесть дней творения в Быт. 2:1 делается своего рода обобщение и сообщается о завершении творения. В Быт. 2:2, 3 сказано: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».
Несколько моментов в данном отрывке заслуживают особого внимания: 1. Хотя еврейское существительное шаббат не употребляется, глагол шабат встречается в обоих случаях, указывая на тот факт, что Бог покоился от Своих дел творения. 2. Седьмой день недели выделен особо; он упоминается пять раз, из которых в трех случаях употребляется конкретное выражение «седьмой день», а в двух случаях — местоимение «он». 3. Изречение имеет форму хиазма или инвертированного параллельного высказывания:
A. Бог завершил дела Свои (стих 2)
Б. И почил в седьмой день от всех дел Своих (стих 2)
B. И благословил Бог седьмой день, и освятил его (стих 3)
Б’. Ибо в оный почил от всех дел Своих (стих 3)
А’. Которые Бог творил и созидал (стих 3)
Два вступительных высказывания этого хиазма (А и Б) обращают внимание на творческие дела Бога и на Его покой в седьмой день. Те же две мысли изложены в заключение хиазма, только в обратной последовательности (Б’ и А’). Таким образом, в центре хиазма оказываются слова о том, что Бог благословил и освятил седьмой день. В хиазме, принимающем форму А–Б–В–Б’-A’ центральный элемент обычно несет главный смысловой акцент. Таким образом, в Быт. 2:2, 3 главным смысловым акцентом являются слова о том, что «Бог благословил седьмой день и освятил его».
Еврейский глагол, который употребляется в рассказе о том, как Бог благословил седьмой день, — барах — также используется для описания Божьего благословения, обращенного на животных и людей (Быт. 1:22, 28). Это Божественное благословение не статично, но продолжает иметь особый смысл с того времени, когда оно впервые было дано. Основное значение еврейского термина, переводимого словом «освятил» (от кадашу «быть святым») — это «отделение» чего–либо во исполнение Божественного намерения и/или повеления. Таким образом, слова о том, что Бог «освятил» седьмой день, не только отличают этот день от других шести, но и усиливают идею непрерывной особой значимости этого дня для людей, сотворенных Богом. «Отделенное» должно быть чем–то большим, чем просто памятной реликвией прошедших лет; оно должно иметь непреходящее значение. Эта святость субботы снова и снова подчеркивается в различных последующих текстах Пятикнижия (например, Исх. 16:23; ср. с 31:14–16; (360) 35:2), и ключевые слова всего заявления в Быт. 2:2,3 вновь появляются в заповеди о субботе в Исх. 20:8–11.
б. Исх. 5:5. В Исх. 5:5 употребляется «субботняя» терминология: «Вот, народ в земле сей многочислен, и вы отвлекаете (вынуждаете отдыхать, шабат) его от работ его». Хотя седьмой день недели конкретно не упоминается, из непосредственного контекста следует, что этот покой имел религиозный или духовный смысл.
в. Исх. 16. В Исх. 16 мы встречаемся с первым случаем употребления еврейского существительного шаббат (стих 23). Фактически в данном отрывке это существительное употребляется четыре раза (стихи 23, 25, 26, 29). Непосредственным контекстом является дарование манны сынам Израилевым в пустыне Син за две недели до их прибытия к горе Синай. Согласно Исх. 16:5, в шестой день израильтяне должны были собрать и принести манны «вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни». Далее в этой главе им говорится о том, что в седьмой день манна не появится (стихи 25,26) и что, хотя манна, собираемая в каждый из других дней, портится за ночь, та, что собрана в шестой день, не испортится (стихи 19–24). В седьмой день некоторые люди вышли в поле искать манну, но не нашли ее (стих 27). Бог отреагировал на это следующим образом: «Долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день» (стихи 28,29). Эта формулировка создает четкое впечатление, что суббота была уже известна израильтянам.
г. Исх. 20:8–11. В Исх. 20 описываются Десять Заповедей, данных Богом Моисею на Синае. Четвертая заповедь этого закона конкретно указывает на то, что работу нужно выполнять за шесть дней и что седьмой день должен соблюдаться как день отдыха. Основанием для такого повеления служит тот факт, что «в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (стих 11).
Использованные здесь фразы обобщают содержание Быт. 2:2,3, не оставляя сомнений по поводу того, что Исх. 20:11 указывает на субботу творения. Важно также и то, что заповедь о субботе появляется в контексте закона Десяти Заповедей, который, в свою очередь, был средоточием Божьего завета. То, что этот закон десяти заповедей был особенным, а другие законы Пятикнижия — дополнением или комментарием, становится ясно из слов, записанных во Втор. 5:22, что Бог «более не говорил» (в других переводах — «не добавил больше ничего»). Иными словами, Десятисловие само было законченным и завершенным целым.
Кроме того, основанием завета и поводом для соблюдения Десяти Заповедей, включая заповедь о субботе, является искупительная история, а точнее, само Божественное искупление, о чем говорится в Исх. 20. Сыны Израилевы вступили во взаимоотношения завета с Яхве (см. Исх. 19). Далее в преамбуле или историческом прологе к Десятисловию Бог говорит о главной составляющей искупления, которую испытали на себе израильтяне: «Я Господь (Яхве), Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. 20:2). Израильтяне были искуплены из рабства, и эта ранее явленная благость Яхве стала основанием для взаимоотношений завета, в которых израильтяне, в свою очередь, должны были соблюдать Божьи заповеди.
Иногда суббота и понятие Божьего завета становились, по сути дела, синонимами (ср. с Исх. 31:16). Больше чем любые из девяти других заповедей, суббота видимым образом отличала народ Божий от всех других народов, не служивших Яхве. Таким образом, она очень реально воплощала истинный смысл отношений завета с Богом, ибо представляла Израиль как народ, пребывающий в общении со своим Творцом и Искупителем.
Более того, заповедь о субботе — единственная в Десятисловии, которая имеет три отличительных признака печати: имя, титул и владения той личности или организации, полномочия которых печать олицетворяет. Таким образом, заповедь о субботе может считаться печатью Десятисловия (см. также дискуссию о субботе как «знамении» в связи с Исх. 31:13–17 и Иез. 20:12, 20). Заповедь о субботе отличается не только тем, что содержит три важных элемента печати, но и тем, что в ней использовано уникальное вступительное слово «помни». Это слово может подразумевать разные смысловые оттенки: помнить субботу как установление, которое уже почитается во времени; помнить, потому что существует опасность забвения, и помнить с перспективами на будущее, поскольку суббота занимает центральное место в непрерывном опыте завета. Какие бы нюансы ни имел этот термин в контексте его первоначального употребления на Синае, одно не вызывает сомнения: слово «помни» играет здесь роль эмоционального вступления и призвано привлечь внимание людей к заповеди о субботе.
д. Исх. 23:12. После упоминания о «субботнем годе» в Исх. 23:10,11 о седьмом дне недели дается следующее наставление: «Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой, и успокоился сын рабы твоей и пришелец» (стих 12). «Покой», заповеданный израильтянам в их взаимоотношениях завета с Богом, обозначен глаголом шабат, тогда как покой для тягловых и вьючных животных назван просто нуах. В отношении «сына рабыни твоей» и «пришельца» используется несовершенная форма глагола нафаш, что значит «отдохнуть», «освежиться». Это еврейское слово вовсе необязательно означает снятие усталости или утомления, хотя это тоже может иметься в виду. Скорее, оно указывает на повышение качества жизни или наслаждение отдыхом после хорошо выполненной работы. Таким образом, суббота должна быть значимым духовным опытом как для израильских слуг, так и для пришельцев, временно живущих среди израильского народа.
е. Исх. 31:13–17. В Исх. 31:13–17 мы находим высказывание, аналогичное тем, которые содержатся в Быт. 2:2, 3 и Исх. 20:11, но с несколькими дополнениями. 1. Соблюдение Божьей субботы — это знамение не только творения (стих 17), но и Божественного освящения народа (361) (стих 13). 2. Взаимоотношения завета, ранее оговоренные в контексте Десятисловия (главы 19 и 20), теперь явно отнесены к субботе и названы «заветом вечным» (стих 16). За осквернение субботы предусматривается наказание в виде смерти (стихи 14,15). 4. Впервые употребляется эмоциональная терминология шаббат шаббатон, «суббота покоя» (стих 15). 5. Что касается субботы творения, то здесь речь идет не только об отдыхе Бога, как в Быт. 2:2, 3 и Исх. 20:8–11, но также добавляется, что Бог «покоился» (стих 17) — очевидно, не в смысле снятия усталости и утомления, а в смысле приятного отдыха после окончания успешных трудов по созданию совершенного творения.
Заслуживает внимания слово «знамение» в стихе 13. Знамение — это нечто такое, что указывает на существование более глубокой, духовной реальности. Что касается субботы, то это двоякая реальность: суббота неизменно уверяет в Божественном освящении народа (стих 13) и служит постоянным напоминанием о творчестве Бога (стих 17). В обоих отношениях соблюдение субботы делает ее действенным знамением (стихи 13,16).
ж. Исх. 34:21. В Исх. 34:21 сказано: «Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы». Здесь употребляется не существительное «суббота», а словосочетание «субботний день», и в обоих случаях используется глагол шабат. Тот факт, что в земледельческом обществе суббота должна была добросовестно соблюдаться даже в самую горячую пору — время посева и жатвы, говорит о той необычайной святости, которой Бог наделил этот день.
з. Исх. 35:2, 3. В Исх. 35:2, 3 употребляется термин шаббат шаббатон в повелении соблюдать седьмой день как «субботу покоя Господу». Снова говорится о смертном приговоре за нарушение святости субботы и добавляется: «Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы». Здесь совершенно очевидно имеется в виду ненужное напряжение сил в субботу.
и. Книга Левит. Хотя в Книге Левит термины шаббат и шаббатон встречаются чаще, чем в других книгах Пятикнижия, вместе взятых, сравнительно немногие из них относятся конкретно к еженедельной субботе. Пожалуй, это можно сказать лишь о следующих текстах: 19:3, 30; 23:3, 38; 24:8 и 26:2.
В 19:3, 30 и 26:2 дано простое повеление: «Субботы Мои храните». В первом случае оно встречается после упоминания о почитании родителей, а в последних двух случаях предшествует выражению: «И святилище Мое чтите: Я — Господь». В Лев. 23:3 коротко сказано: «Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя [шаббат шаббатон], священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота [шаббат] Господня во всех жилищах ваших». В этом тексте дается доказательство того, что суббота была не только днем торжественного покоя, но также и днем священного собрания. Остальная часть Лев. 23 посвящена преимущественно годичным праздникам, о которых сказано, что они даны «кроме суббот Господних» (стих 38). В Лев. 24:5–8 конкретно сказано, что каждую неделю по субботам Аарон должен заменять хлебы предложения в святилище.
В Лев. 16:31 ежегодный День очищения назван термином шаббат шаббатон. В главе 23 этот день и другие годовые дни также названы «субботами» или «днями торжественного покоя». Четыре из них названы «субботними» терминами шаббатон или шаббат шаббатон: первый день седьмого месяца (когда трубили в трубы), десятый день седьмого месяца (День очищения), а также первый и восьмой дни праздника кущей (23:24, 25, 27–32, 34, 36). Первый и седьмой дни Праздника опресноков и Дня пятидесятницы могли бы также считаться субботами, хотя по традициям ессеев и боэтусеев в позднем иудаизме слово «суббота» в стихах 11,15 и 16 указывает на еженедельные субботы седьмого дня. Ни в один из ежегодных святых дней, за исключением Дня очищения, не дозволялся «утомительный труд». В отношении этого дня был дан еще более строгий запрет: «Никакого дела не делайте» (стих 28).
В Лев. 25:2–6 снова используется «субботняя» терминология, но речь здесь идет о «субботнем» годе. В Левите 26 «субботы» несколько раз упоминаются как метафоры для обозначения будущего времени, когда израильский народ завета в случае непослушания будет взят в плен, чтобы земля отпраздновала «субботы». Помимо существительного во множественном числе, употребляется также глагол шабат, который указывает на то, что земля будет «покоиться» (стихи 34, 35).
к. Книга Числа. Книга Числа указывает на еженедельную субботу в двух контекстах. В 15:32–36 рассказывается о человеке, собиравшем хворост в субботу, и, как следствие, приговоренном к смерти за открытое и дерзкое нарушение субботнего дня. В 28:9,10 дается предписание, согласно которому в субботу нужно было приносить во всесожжение двух однолетних агнцев, помимо ежедневного всесожжения.
л. Втор. 5:12–15. Последняя ссылка на субботу в Пятикнижии встречается во Втор. 5:12–15. Здесь Моисей пересказывает повеление о субботе теми же словами, которые упоминаются в Исх. 20:8–11, за исключением одной важной особенности: вместо указания на субботу творения основанием для соблюдения субботы служит тот факт, что Бог спас израильтян от рабства в Египте. «И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (стих 15).
Некоторые комментаторы считают это высказывание доказательством того, что суббота была сравнительно новым установлением, принятым в Израиле в память об исходе и вовсе не связанным с субботой творения. Подобное заключение неоправданно по нескольким причинам: 1. Язык, который используется в стихе 15, указывает, что этот стих представляет собой более подробное изложение Десятисловия Моисеем. 2. Сама Книга Второзаконие является пересказом опыта Израиля в пустыне, и этот контекст делает ссылку на избавление из египетского рабства особенно уместной. 3. Упоминание избавления Израиля из египетского рабства ни в коем случае не отрицает того, что израильтяне прекрасно знали о факте установления субботы еще при творении, как это следует из Исх. 20:11 и (362) 31:17.4. Тема избавления из Египта в связи с Десятисловием не нова во Втор. 5, ибо она уже встречалась в связи с передачей Десятисловия в Исх. 20 (см. I.А.2.Г.).
Избавление Израиля из египетского рабства, совершенное Яхве, было искупительным действием, доказавшим Его изначальную благость и создавшим основу для взаимоотношений завета между Ним и Его народом. Преамбула и исторический пролог, изложенные в Исх. 20:1, 2, повторяются во Втор. 5:6: «Я — Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». В сохранившихся до наших дней древних политических заветах (договорах), имевших ту же форму, предшествующие отношения сюзерена с правителем, находящимся от него в вассальной зависимости (и/или его предшественниками), включая возведение вассала на царство, были основанием для обязательств вассала перед сюзереном. Точно так же прежняя благость Яхве в отношении израильтян служила основанием для их обязательств перед Ним, оговоренных в Десяти Заповедях. Поэтому не следует удивляться тому, что Моисей приводит в качестве основания для соблюдения заповеди о субботе тот факт, что Яхве вывел израильтян из Египта «рукою крепкою и мышцею высокою» (Втор. 5:15). Более того, конкретное упоминание об этом происходит в обычном потоке размышлений Моисея. Ибо после того, как он пересказывает часть заповеди о субботе, требующей давать отдых пришельцам и рабам (стих 14), немедленно дается совет: «И помни, что ты был рабом в земле Египетской» (стих 15).
Пересказывая таким образом Десятисловие, Моисей объявляет об отличительном характере Десятисловия как законченном целом. Во Втор. 5:22 Моисей говорит, что, когда Бог изрек Десять Заповедей, Он ничего больше не добавил. Кроме того, положение Десятисловия как единственного и необходимого закона (широкие формулировки универсальных принципов) в Пятикнижии также выделяет его как уникальное творение, особенно в сравнении с множеством наставлений «прецедентного права». Бог решил сделать субботу неотъемлемой частью «нравственного закона», тем самым подчеркнув ее нравственную природу. Когда кто–либо отделяет ее от других девяти заповедей Десятисловия или объявляет «обрядовой», тем самым бросает вызов Самому Богу.
Б. Исторические книги, Псалтирь и пророки
В более поздней ветхозаветной истории Израиля ссылок на субботу сравнительно меньше, чем в книгах Моисея. Однако свидетельства о непрерывном соблюдении израильтянами седьмого дня недели как субботы достаточно ясны и не подвергались серьезным сомнениям современными исследователями Ветхого Завета. В последующем синопсисе библейские данные расположены в хронологической последовательности.
1. Упоминания одиннадцатого–десятого веков до н.э.
Самые ранние упоминания о соблюдении субботы в период после Пятикнижия, встречаются в 1–й и 2–й книгах Паралипоменон. Пророк Самуил и Давид утвердили разных людей в качестве привратников (1 Пар. 9:22). Среди них были некие сыны Каафовы, которым «поручено было заготовление хлебов предложения, чтобы представлять их каждую субботу» (стих 32). И опять же, когда Давид, «состарившись и насытившись жизнью», «собрал… всех князей Израилевых, и священников, и левитов» (23:1, 2), то распределил между ними различные храмовые обязанности (23:1–28:21). В этом контексте упоминаются всесожжения Господу «в субботы, в новомесячия и в праздники» (23:31). Те же дни упоминаются в переписке Соломона с царем Тира Хирамом, которого он просит о помощи в строительстве Храма (2 Пар. 2:4). После того, как Храм был выстроен и посвящен, Соломон принес требуемые жертвы в те же дни (8:13). Таким образом, существуют свидетельства литургической преемственности с предписаниями Пятикнижия, где было выделено три вида «святых собраний», отличавшихся от обычных дней.
2. Упоминания девятого века до н.э.
Два упоминания о субботе девятого века до н.э. встречаются в Четвертой книге Царств. В первых из них (4 Цар. 4:18–37) сообщается, что, когда в семье сонамитян внезапно умер сын, мать попросила своего мужа оседлать осла и снарядить слугу, чтобы ей отправиться к пророку Елисею. Не зная, что их сын мертв, отец спросил: «Зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота» (стих 23). Подобное косвенное упоминание субботы доказывает религиозный характер этого дня. Очевидно, этот день считался особенно уместным для посещения Божьих пророков.
Во втором случае, записанном в 4 Цар. 11:4–20 (ср. со 2 Пар. 23:1–11) рассказывается о перевороте, организованном первосвященником Иодаем, который низложил Гофолию и возвел на престол семилетнего Иоаса. Это произошло в субботу, во время смены храмовой стражи — благоприятное время с той точки зрения, что в храме находилась двойная стража, которая и помогла совершить военный переворот. Более того, сам переворот имел духовное измерение в том смысле, что была изгнана Гофолия, дочь Ахава и Иезавели, служившая Ваалу, и состоялось религиозное посвящение нового царя, стоявшего у одной из двух колонн при входе в храм (стих 14).
3. Упоминания восьмого века до н.э.
а. Историческая литература. Самое ранее упоминание о субботе в исторической литературе Ветхого Завета — это рассказ, записанный в 4 Цар. 16:18 о том, как царь Ахаз «отменил крытый субботний ход, который построили при храме». Наряду с осквернением самого храма (ср. со стихом 17), все это делалось «ради царя Ассирийского» (стих 18) и, таким образом, было частью отступления Ахаза под влиянием Ассирии. Во 2 Пар. 31:3 в связи с великой реформой, совершенной Езекией, царь «определил… часть из имущества своего на всесожжения: на всесожжения утренние и вечерние, и на всесожжения в субботы и в новомесячия, и в праздники, как написано в законе Господнем». (363)
б. Обличения пророков Амоса, Осии и Исаии. Трое из самых ранних пишущих пророков — Амос, Осия и Исаия очень кстати упоминают о субботе. Амос, обличая нечестивцев Северного царства, цитирует их вопрос о том, когда же наконец закончится суббота, «чтобы нам продавать хлеб… чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами» (Ам. 8:5). Осия также выдвигает обвинение против Израиля, цитируя слова Господа: «И прекращу у нее всякое веселье, праздники ее и новомесячия ее, и субботы ее, и все торжества ее» (Ос. 2:11). Исаия, горько сетуя на Иуду за то, что он довольствуется пустыми религиозными формальностями, говорит в том же ключе: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!» (Ис. 1:13).
Таким образом, Амос, Осия и Исаия приводят доказательство того, что соблюдение субботы считалось нормой для народа Божьего как в Израиле, так и в Иудее. Однако жители обоих царств довольствовались бездушными религиозными обрядами и чисто формально соблюдали субботу.
в. Позитивные упоминания в Книге пророка Исаии. Исаия предлагает несколько замечательных бесед об истинном соблюдении субботы. Первая из них, записанная в Ис. 56:2–8, принимает форму расширенного блаженства. В ней произносится благословение на человека, «который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла» (стих 2). Далее пророк распространяет это блаженство на чужеземцев и евнухов (стихи 3–7). Евнухи, хранящие Божьи субботы и твердо держащиеся завета, получат «место и имя лучшее», нежели сыновья и дочери (стих 5), «и сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему… хранящих субботу от осквернения ее», Бог обещает обрадовать в Своем доме молитвы (стихи 6,7).
В Ис. 58:13,14 суббота упоминается в контексте описания истинного поста. Вот что пророк говорит конкретно о субботе: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это».
Здесь суббота описана как день, который дети Божьи должны чтить. Они должны воздерживаться в этот день от своих прихотей. И Бог обещает, что Он, в Свою очередь, дарует им обильные духовные и земные благословения. Выражения «святой день Мой» и «святой день Господень» перекликаются с фразой «Мои субботы» в Ис. 56:4.
Заключительное упоминание о субботе у Исаии мы находим в 66:22, 23. Здесь дается заверение относительно будущего: «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь».
4. Упоминания конца седьмого и шестого веков до н.э.
а. Иеремия. Пророк Иеремия, пророческое служение которого продолжалось примерно четыре десятилетия — с 626 до 586 гг. до н. э., напомнил царскому дому Иуды и народу, что в субботу им следует воздерживаться от несения нош в Иерусалим, выноса грузов из жилищ и от выполнения любой работы, как Бог повелел их предкам (17:21, 22). Он обещал Иерусалиму славу и долголетие за послушание и угрожал всепожирающим, неугасимым огнем, который уничтожит городские дворцы в случае непослушания (стихи 24–27).
Иерусалим действительно постигло разорение. В течение трех военных кампаний Навуходоносор покорил Иудею, переселил ее жителей и разрушил храм. В этом контексте мы находим еще одно ясное указание на субботу у Иеремии: «И отнял ограду Свою, как у сада; разорил Свое место собраний, заставил Господь забыть на Сионе празднества и субботы; и в негодовании гнева Своего отверг царя и священника» (Плач Иер. 2:6).
б. Иезекииль. Иезекииль, уведенный в вавилонский плен, то и дело упоминает субботу, говоря о разных аспектах отступления. В Иез. 20:12–24 пророк убедительно раскрывает смысл субботы и последствия ее истинного соблюдения: «Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их» (стих 12); и «святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я — Господь Бог ваш» (стих 20). Все это говорится в контексте исторического экскурса о странствовании Израиля по пустыне после исхода. Таким образом, эти высказывания служат своего рода мостом к Исх. 31:13–17, где о субботе говорится как о «знамении» Божественного освящения народа израильского и знамении творческой деятельности Бога. Иезекииль также усиливает важный акцент на субботе как святом дне, который свойственен Пятикнижию (Исх. 20:8–11; Лев. 23:3), а также на Израиле как на святом народе (Исх. 19:6; Лев. 19:2).
Иезекииль не только подтверждает истину о том, что суббота — это «знамение» (Исх. 31:13–17; см. I.A.2. е), но и добавляет важную мысль: знание о том, что Господь освящает Свой народ (20:12) и что Яхве является их Богом (стих 20). Это знание, конечно же, включает в себя умственную осведомленность. Однако данный термин имеет куда более глубокое значение: он подразумевает такое понятие, как тесные личные взаимоотношения. Для древних евреев «знание» означало в первую очередь взаимоотношения. Таким образом, в Иез. 20:12, 20 пророк не только описывает глубокий, подлинный и непрерывный духовный опыт общения между Богом и Его народом, в результате чего между ними могут установиться самые тесные, личные взаимоотношения, но и призывает израильтян к такому опыту.
Еще несколько раз суббота упоминается в последнем разделе Книги Иезекииля (главы 40–48), посвященном описанию «идеального храма». Здесь «священники из (364) колена Левиина, сыны Садока» (44:15) будут «свято хранить субботы Мои» (стих 24). Князь должен был принести «всесожжение и хлебное приношение, и возлияние в праздники, и в новомесячия, и в субботы» (45:17). Наконец, в субботы и в новомесячия «ворота внутреннего двора, обращенные лицом к востоку, должны быть заперты в продолжение шести рабочих дней, а в субботний день они должны быть отворены» (46:1–3) для совершения надлежащего богослужения.
5. Упоминания пятого века до н.э.: Неемия
Неемия, иудейский руководитель, после возвращения из Вавилона три раза упоминает субботу. Первый раз — в покаянной молитве, где утверждает, что Бог дал Израилю «законы верные, уставы и заповеди добрые» и «указал им святую… субботу, и заповеди, и уставы, и закон преподал им чрез… Моисея» (9:13, 14). Из этого высказывания видно, что еще в пятом веке люди различали заповеди, данные Богом непосредственно, в том числе субботу, и уставы, которые Бог дал через Моисея. Эта разница была размыта в более позднем иудаизме.
Два других упоминания связаны с субботней реформой. Люди обещали воздерживаться от участия в торговле с «иноземными народами» в субботу и в другие святые дни. Они точно так же обещали поддерживать служение в доме Божьем, включая приношения «на субботы, на новомесячия, на праздники» (10:31–33). Впоследствии, когда Неемия увидел, что люди торгуют сельскохозяйственной продукцией в субботу (13:15, 16), он приказал закрывать городские ворота Иерусалима перед наступлением субботы, «когда смеркалось», и отпирать их «после субботы» (стих 19).