Библиотека soteria.ru
Суббота
Кэтрин Барнуэлл, Пол Дэнси, Тони Поп
Дата публикации: 23.03.14 Просмотров: 5297 Все тексты автора Кэтрин Барнуэлл, Пол Дэнси, Тони Поп
VI. Комментарии Елены Уайт
Елена Уайт так много писала о субботе седьмого дня, что в данной статье можно привести лишь некоторые ее размышления и советы по этому вопросу. Многое из того, что она написала, приурочено к разным конкретным ситуациям, требовавшим одних и тех же или аналогичных советов. Именно этим объясняется большое число повторяющихся наставлений при обсуждении субботы. В данном обзоре приводятся типичные или наиболее показательные высказывания по основным аспектам субботы и ее соблюдения.
А. Происхождение и значение субботы
«Благословляя седьмой день, Бог тем самым установил в Едеме памятник Своей творческой работе. Суббота была дана Адаму — отцу и представителю всей человеческой семьи. Соблюдением субботы потомки Адама должны были выражать свою благодарность и признательность Богу как своему Творцу и истинному Повелителю за то, что Он создал их, подданных Своего царства» (Патриархи и пророки, с. 48).
«Суббота представлена здесь не как новое установление, но как день, который был утвержден при творении. Мы должны помнить об этом дне и соблюдать его в память деяний Творца. Указывая на Бога как на Создателя неба и земли, суббота учит нас отличать истинного Бога от всех лжебогов. Все, соблюдающие седьмой день, доказывают тем самым, что они являются поклонниками Иеговы. Таким образом, суббота будет оставаться вечным знамением верности человека Богу» (там же, с. 307).
«Празднование субботы, берущее свое начало в Едеме, — не менее древнее установление, чем наш мир. Она соблюдалась от начала всеми патриархами. Во время рабства в Египте надсмотрщики принуждали израильтян нарушать субботу, и в большей степени они утратили познание о ее священности. Когда на Синае был провозглашен закон, самые первые слова четвертой заповеди, гласящие: „Помни день субботний, чтобы святить его», указывали на то, что суббота была учреждена задолго до этого, ее происхождение приводит нас к дням творения» (там же, с. 336).
«Четвертая заповедь — единственная, которая содержит в себе имя и титул Законодателя. Это единственная заповедь, указывающая, чьей властью дан закон. Таким образом, она содержит печать Бога, приложенную к закону как доказательство его достоверности и обязательности для всех» (там же, с. 307).
Б. Потребность людей в субботе
«Бог видел, что и в раю суббота была необходима для человека. Ему нужен был один день из семи, в который бы покоился от всех своих работ и трудов, свободно размышляя о делах Господа, о Его силе и благости. Человек нуждался в субботе как в дне, который напоминал бы ему о Боге, пробуждая чувство признательности за все благодеяния, ниспосылаемые Творцом» (там же, с. 48).
«Суббота как памятник творческой силы Божьей указывает на Него как на Творца неба и земли. Следовательно, суббота является постоянным свидетельством Его бытия и напоминанием Его величия, Его мудрости и Его любви. Если бы суббота соблюдалась свято, в мире не было бы ни одного атеиста или идолопоклонника» (там же, с. 336).
В. Христос как Создатель субботы
Елена Уайт неоднократно отмечает, что Христос был с Богом Отцом при творении, участвуя в делах творения, как поясняет Новый Завет (Ин. 1:1–3). «Он [Христос] сотворил все, Он сотворил и субботу. Он выделил ее в память о днях творения. Суббота указывает на Христа как на Творца, освятившего ее» (Желание веков, с. 288).
«Творец субботы [Христос] не отменил ее, пригвоздив к кресту» (там же, с. 630).
«Все было сотворено Сыном Божьим… Поскольку суббота напоминает о процессе творения, она является свидетельством любви и силы Христовой» (там же, с. 281).
«Во время Своего земного служения Христос особенно подчеркивал принципиальные требования субботы. Во всех Своих учениях Он проявлял благоговение к этой заповеди, которую Сам и учредил» (Пророки и цари, с. 183).
Г. Христовы принципы соблюдения субботы
В связи с тем, что у Иисуса то и дело возникал конфликт с иудейскими руководителями, Он изложил истинные библейские принципы соблюдения субботы в противовес человеческим ограничениям:
«Когда евреи отдалились от Бога и отказались поверить в праведность Христа, суббота потеряла свой смысл для них… Во времена Христа суббота была настолько извращена, что соблюдение ее отражало скорее характер себялюбивых и деспотичных людей, нежели характер любящего Небесного Отца. Властитель, устанавливающий законы, которые люди не в состоянии исполнить, — именно такой образ Бога фактически создали раввины. Они добились того, что на Бога стали смотреть как на тирана и считать, что соблюдение Его требований относительно субботы порождает бессердечие и жестокость. Христу надлежало исправить все эти ошибочные представления. Хотя раввины следили за Ним с неослабной враждебностью, Христос не подавал и виду, что подчиняется их требованиям, а шел прямым путем, соблюдая субботу в соответствии с Законом Божьим» (Желание веков, с. 283,284).
«Он пришел освободить субботу от тягостных ограничений, которые делали ее проклятием вместо благословения.
Именно поэтому Христос и избрал субботний день для того, чтобы совершить исцеление в Вифезде. Он мог исцелить больного в любой другой день недели или, исцелив его, не давать повеления ему взять свою постель. Но тогда Ему не представилась бы возможность сделать то, что Он сделал. Мудрый замысел лежал в основе каждого земного деяния Христа. Все, что Он делал, имело огромное значение само по себе и было весьма поучительно. Среди страдальцев возле купальни Он выбрал тяжелобольного — чтобы показать нам Свою целительную силу. Христос повелел ему нести свою постель через весь (384) город, чтобы люди могли узнать о совершенном чуде. Естественно, возникал вопрос, законно ли делать это в субботу, и для Христа открывалась возможность осудить формальные ограничения, которыми иудеи сковали день Господний, и показать бесплодность их преданий.
Иисус объявил им: оказание помощи страдающим не противоречит заповеди о субботе. Эта помощь согласуется и со служением ангелов Божьих, которые непрерывно движутся между небом и землей, чтобы помогать страдающему человечеству. Иисус провозгласил: „Отец Мой доныне делает; и Я делаю»» (там же, с. 206).
«Христос хотел научить и Своих учеников, и Своих врагов, что самое главное — это служение Бога Своему творению. Деятельность Господа в этом мире сосредоточена на спасении человека, и поэтому все, что с этой целью совершается в субботний день, не будет нарушением закона о субботе. И затем Иисус увенчивает Свои доводы, объявив Себя „господином субботы» — Тем Единственным, Кто превыше всех законов и всех дел. Вечный Судия снимает вину с учеников, ссылаясь на те самые уставы, в нарушении которых их обвиняют» (там же, с. 285).
Д. Соблюдение субботы и святость
Елена Уайт неоднократно подчеркивала, что чисто формальное соблюдение субботы в лучшем случае бессмысленно. Истинное соблюдение Божьей субботы включает в себя освящение всей жизни, которое дарует Христос.
«Она [суббота] свидетельствует: Тот, Кто сотворил все на небе и на земле, Кто все содержит, является Главою Церкви и благодаря Его силе мы примирены с Богом… Поэтому суббота является символом силы Христа, освящающей нас. Суббота дается всем, кого освящает Христос. Как знамение Его освящающей силы суббота дана всем, кто через Христа становится частью Божьего Израиля» (там же, с. 288).
«Суббота была дана не только для Израиля, но и для всего мира. Человек знал это в Едеме, и соблюдение субботы имеет такое же непреходящее значение, как соблюдение остальных заповедей Десятисловия…
Никакое другое установление, данное евреям, не отличало их так сильно от окружающих народов, как суббота. Бог хотел, чтобы соблюдение субботы стало отличительным знаком евреев как Его приверженцев. Она должна была ознаменовать их отделение от идолопоклонства и союз с истинным Богом. Но, чтобы святить субботу, люди должны быть сами святы. Через веру они должны стать причастниками праведности Христа. Давая Израилю заповедь: „Помни день субботний, чтобы святить его», Господь сказал также: „Будете у Меня людьми святыми» (Исх. 20:8; 22:31). Только при таком условии суббота могла обозначать израильтян как приверженцев Бога» (там же, с. 283).
Е. Суббота в веках
«В течение первых столетий истинная суббота соблюдалась всеми христианами. Ревностно почитая Бога и веря в непреложность Его закона, они тщательно оберегали святость его предписаний. С величайшей осторожностью и хитростью сатана продолжал добиваться своего через своих представителей на земле. Для того чтобы привлечь внимание народа к воскресенью, этот день был объявлен праздничным в честь воскресения Христа. И хотя в этот день совершались богослужения и его считали днем отдыха, все же суббота продолжала свято соблюдаться» (Великая борьба, с. 52).
«С того времени [когда закон был дан на Синае] и до наших дней на земле сохранялось познание Закона Божьего и соблюдалась суббота согласно четвертой заповеди. Хотя „человеку греха» и удалось растоптать святой день Божий, тем не менее даже в период его владычества были люди, которые втайне почитали этот день. Со времен Реформации в каждом поколении находились те, кто чтил этот день. Невзирая на поношения и преследования, верные дети Божьи постоянно свидетельствовали о незыблемости Закона Божьего и о священном долге человека чтить субботу творения» (там же, с. 453).
Елена Уайт также отмечает, что часть вальденсов «соблюдала субботу» и что в Эфиопии христиане также соблюдали субботу, хотя они также воздерживались от работы в воскресенье» (там же, с. 577, 578).
Ж. Суббота в заключительном кризисе земной истории
«Суббота станет великим испытанием верности, потому что она является главным вопросом истины, который подвергается нападкам. Когда наступит решающий час, тогда между теми, кто служит Богу, и теми, кто не служит Ему, будет сделано четкое разграничение. В то время как соблюдение лжесубботы по государственному закону и вопреки четвертой заповеди будет открытой клятвой верности богоборческой власти, соблюдение истинной субботы в знак повиновения Закону Божьему будет свидетельством верности Творцу. Люди, принявшие знак покорности земным властям, получат начертание зверя, а те, кто избрал знамение верности Божественной власти, получат печать Божью» (там же, с. 605).
«Но никто не испытает гнева Божьего до тех пор, пока до сознания и совести каждого не будет доведена истина и пока она не будет отвергнута. Многие еще не услышали особые истины для настоящего времени. Они никогда не понимали в истинном свете требования четвертой заповеди. Бог, читающий в каждом сердце и испытывающий каждое побуждение, не допустит, чтобы хоть один человек, жаждущий познания истины, был обманут и не имел возможности разобраться во всех хитросплетениях борьбы вокруг этого вопроса. Люди будут не вслепую принимать этот указ. Каждый будет иметь достаточно света, чтобы сознательно сделать свой выбор» (там же).
«Вопрос о субботе станет предметом спора в последнем великом конфликте, в который будет вовлечен весь мир. Люди чтут сатанинские принципы сильнее законов небесных. Они принимают ложную субботу, которую сатана возвеличил как знамение своей власти. Но Бог поставил печать на Свое царственное требование. Каждая суббота несет на себе имя ее Автора как неизгладимый знак Божьего авторитета. Мы должны привести людей к пониманию этого факта. Мы должны показать им, (385) насколько важно, будут ли они носить знак Божьего Царства или знак мятежного царства, поскольку они признают себя подданными того царства, знак которого носят» (Свидетельства для Церкви, т.6, с. 352).
«Бог призывает нас возвысить знамя Его попранной субботы. Насколько же важно в таком случае, чтобы наш пример в отношении соблюдения субботы был точным и привлекательным» (там же, с. 352, 353).
З. Приготовление к субботе
Приготовление к субботе должно длиться всю неделю, причем первостепенное значение здесь отводится духовному измерению.
«Нам следует не просто соблюдать субботу как законное дело, мы обязаны понимать ее духовное значение во всех жизненных обстоятельствах. Все, кто считают субботу знамением между ними и Богом, демонстрируя тем самым,* что Он — Бог, освящающий их, отображают принципы Его правления. Они принесут в повседневную жизнь законы Его Царства. Изо дня в день они будут молиться о том, чтобы святость субботы наполняла их. День за днем они будут тесно общаться со Христом и отобразят совершенство Его характера. День за днем их свет в добрых делах будет сиять окружающим» (там же, с. 353, 354).
«Когда субботу помнят таким образом, тогда земное ни в коем случае не посягнет на духовное. Ни одно дело, запланированное на шесть рабочих дней, не будет отложено на субботу. В течение недели наши силы не истощатся мирской работой настолько, чтобы в день, когда Господь покоился и отдыхал, мы не смогли из–за сильного утомления участвовать в Его служении» (там же, с. 354).
Но хотя «приготовление к субботе должно совершаться на протяжении всей недели, пятницу надо сделать особым днем приготовления» (там же)
«Позаботьтесь о том, чтобы вся одежда была готова и приготовление пищи закончено. Необходимо вычистить обувь и принять ванну. Все указанное возможно сделать, если вы примете это за правило. Суббота дана не для того, чтобы чинить одежду или готовить еду, искать удовольствий или каких–нибудь других мирских занятий. До захода солнца нужно отложить все мирские дела и убрать из виду все светские бумаги. Родители, объясните суть вашей работы и ее цель своим детям и позвольте им участвовать в приготовлении к субботе по заповеди» (там же, с. 355,356).
«В пятницу все разногласия между братьями в семье или в церкви должны быть улажены. Пусть всякая горечь, гнев и злоба будут удалены из души. Со смиренным духом „признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться» (Иак. 5:16)» (там же, с. 356).
И. Суббота в доме
Говоря о праздновании субботы в семье, Елена Уайт прежде всего наставляет: «До захода солнца [в пятницу вечером] пусть члены семьи соберутся вместе, чтобы читать Слово Божье, петь и молиться» (там же). Затем она заявляет следующее о самой субботе: «Драгоценное субботнее время не должно попусту растрачиваться в постели. В субботу утром семья должна подниматься рано. Если члены семьи встанут поздно, то возникнет беспорядок и суматоха в приготовлении завтрака и подготовке к субботней школе. Начнется спешка, толкотня и раздражительность. Так в доме поселятся недобрые чувства, а суббота, оскверненная таким образом, станет утомительной, и ее наступления будут страшиться, а не любить.
Нам не следует делать к субботе более щедрые приготовления или готовить более разнообразную пищу, чем в другие дни. Напротив, пища должна быть попроще и кушать надо меньше, чтобы ум оставался ясным и способным воспринимать духовные истины…
Хотя любой стряпни в субботу следует избегать, в то же время нет необходимости есть пищу остывшей. В холодную погоду нужно разогреть еду, приготовленную днем раньше. И пусть еда, хотя бы и простая, будет вкусной и привлекательной. Приготовьте что–нибудь, что было бы лакомством, нечто такое, чего семья не имеет каждый день» (там же, с. 357).
«В хорошую погоду родители должны гулять со своими детьми в полях и рощах. Среди красот природы расскажите им, для чего была установлена суббота. Опишите им великую Божью работу творения, объясните, что земля вышла из Его рук святой и прекрасной. Каждый цветок, каждый кустик, каждое дерево отвечали намерению их Создателя. Все, на чем покоился взор, привлекало внимание и наполняло ум мыслями о Божьей любви. Каждый звук был музыкой, сливавшейся с голосом Божьим. Объясните детям, что грех запятнал совершенную Божью работу, что терние и волчцы, скорби, боль и смерть являются результатом непослушания Богу. Научите их видеть, что земля, хотя и оскверненная проклятьем греха, по–прежнему являет доброту Божью» (там же, с. 358).
«На заходе солнца пусть голос молитвы и гимн хвалы отметят окончание святого времени и пригласят Бога участвовать в заботах трудовой недели» (там же. с. 359).
К. Путешествие в субботу
Елена Уайт указывает на то, что следует по возможности избегать путешествий в субботу. Но «иной раз именно в субботу возникает необходимость посетить церкви, нуждающиеся в нашей помощи, и передать им весть, которую Бог желает, чтобы они услышали» (там же, с. 360). Вместе с тем «поездку надо планировать таким образом, чтобы достичь конечного пункта в любой день, кроме субботы». И «когда мы вынуждены путешествовать в субботу, нам надо стараться избегать общества людей, способных привлечь наше внимание к мирским вещам». «Когда есть возможность, нам следует беседовать с окружающими об истине. Нам надо быть всегда готовыми облегчить страдания и помочь нуждающимся». Однако «нам не следует обсуждать деловые вопросы или участвовать в банальных мирских разговорах» (там же).
Л. Субботние собрания
«Везде, где есть двое или трое верующих, пусть они собираются вместе в субботу, чтобы просить о Божьем обетовании. (386)
Небольшие группы людей, собравшихся поклониться Богу в Его святой день, имеют право притязать на обильные благословения Иеговы. Они должны верить, что Господь Иисус является почетным гостем их собрания. Всякий истинный поклонник, соблюдающий святую субботу, будет претендовать на обетование: „Дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13)» (там же, с. 360,361).
«Проповедование в наших субботних собраниях должно быть, как правило, коротким. Любящим Бога нужно давать возможность выразить свою благодарность и признательность» (там же, с. 361).
«Пусть никто не приходит на место поклонения, чтобы подремать. В доме Божьем не должно быть спящих» (там же).
«Всем вам следует сознавать, что вы должны выполнить определенную работу и сделать субботние собрания интересными. Вы должны собираться вместе не только потому, что так заведено, но для того, чтобы обменяться мыслями, рассказать о своих повседневных опытах, выразить благодарность, поведать свое искреннее желание о Божественном просвещении, дабы вы могли познать Бога и посланного Им Иисуса Христа» (там же, 362).
М. Другие факторы
Что касается практики соблюдения субботы работниками медицинских заведений АСД, Елена Уайт указывала на пример Христа, на потребность в отдыхе и на важность субботы как знамения между Богом и Его народом.
«Часто врачам и медсестрам приходится обслуживать больных в субботу, и иногда они не успевают отдохнуть и прийти на богослужение. Никогда нельзя пренебрегать нуждами страждущего человечества. Спаситель показал нам на Своем примере, что в субботу можно облегчать страдания людей и творить добро. Но обыденные врачебные обходы и плановые операции, которые можно назначить на другой день, следует откладывать. Больным надо понять, что у врачей и их помощников должен быть один день для отдыха. Пусть они поймут, что работники санатория боятся Бога и хотят сохранять в святости тот день, который Он отделил от прочих дней, чтобы Его последователи соблюдали его как знамение завета между ними и их Создателем» (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 106).
«Все наши медицинские учреждения создаются как учреждения адвентистов седьмого дня и представляют разные направления евангельской медицинской работы, готовящие путь для пришествия Господа» (там же, с. 107).
Что касается управления общественными ресторанами здорового питания, нам дан следующий совет: «Часто люди задают вопрос: „Должны ли наши рестораны работать в субботу?» Мой ответ таков: ни в коем случае. Соблюдение субботы — это наше свидетельство перед Богом, знак или знамение между Ним и нами, свидетельствующий, что мы — Его народ. Этот знак никогда не должен быть стерт» (там же, с. 121).
Однако ресторан мог бы выдавать в пятницу упакованные сухие пайки здоровой еды тем, что хочет в субботу питаться здоровой пищей (там же, с. 121, 122).
Были также даны наставления по поводу составления бизнес–планов и партнерства с теми, кто не уважает субботу:
«Нам, заявляющим, что мы святим Божий день покоя, необходима реформа в соблюдении субботы. Некоторые из братьев в субботу обсуждают свои деловые вопросы и разрабатывают планы, касающиеся бизнеса. Бог же смотрит на это так, как если бы они действительно заключали сделки.
Другие, хорошо зная свидетельства Библии о том, что субботой является седьмой день, тем не менее вступают в партнерские взаимоотношения с людьми, не чтущими Божий святой день. Соблюдающий субботу не должен допускать, чтобы его работники, люди, которым он платит деньги, работали в субботу. Если же ради прибыли он допускает, чтобы бизнес, в котором он участвует, велся и в субботу его неверующим партнером, значит, он виновен наравне с этим неверующим. Поэтому человек, соблюдающий субботу, обязан расторгнуть подобные деловые отношения, сколь бы ни велики были его потери. Люди склонны рассуждать, что они не могут позволить себе повиноваться Богу; на самом же деле они не могут позволить себе не повиноваться Ему. Проявляющие беспечность в соблюдении субботы потерпят огромный урон» (Евангелизм, с. 245).
Высокое мерило, на которое Елена Уайт указывает как на важнейшее условие истинного соблюдении субботы, хорошо обобщено в уже процитированном ранее высказывании: «Чтобы святить субботу, люди должны быть сами святы. Через веру они должны стать причастниками праведности Христа» (Желание веков, с. 283).