VIII. Характеристики церкви

Как только возникли ереси, появилась и необходимость указать на определенные признаки, по которым можно отличить Божью Церковь. Ранняя Церковь уже осознавала такую потребность. Хотя новозаветный список длиннее того, который мы предлагаем здесь вашему вниманию, некоторые особенности раннехристианской общины кажутся более ярко выраженными, чем другие.

А. Вера

Основополагающим признаком является живая вера. Согласно Новому Завету, Церковь — это общество не мыслителей или труженников, но собрание верующих. Такие понятия, как «верующие» или «уверовавшие», постоянно используются в качестве синонима членов Церкви (ср. Деян. 4:4, 32; 5:14; 15:5; 18:27; 1 Фес. 1:7; 1 Тим. 4:12). Крещение, которое с самого начала было обрядом вхождения в Церковь и знамением принадлежности к телу Христову, по сути, было обрядом веры и исповедания (Деян. 2:44; 8:12; 16:31–33; 18:8). Эта вера, созидавшая Церковь, была не просто умственным согласием, но символом тесного союза верующего с Христом, который приводил к новому творению (2 Кор. 5:17).

Б. Братское общение

Из самой природы веры вытекает такая особенность, как братское общение. Это преимущественно общение с Христом, Который, хоть и вознесся на небо (Деян. 3:21), все же явно присутствует со Своими учениками (Гал. 2:20; ср. с Мф. 18:20; 28:20). Общение с Христом (койнония), к которому призван христианин (1 Кор. 1:9), есть также «общение [койнония] духа» (Флп. 2:1), а также «общение [койнония] Святого Духа» (2 Кор. 13:13), Который совершает роль посредника между Христом и верующим.

Не менее важно и общение между членами христианской общины. Оно было одной из главных особенностей ранней Церкви (Деян. 2:42). Поскольку все верующие были едины с Христом, апостолы наставляли их поддерживать живые отношения друг с другом. Реальность их братского общения объясняет частое употребление термина «собратья», которым, как правило, назывались те, кто был причастен общению: примерно 40 раз он используется в Книге Деяния и свыше 90 раз — в посланиях Павла. Из посланий к коринфянам вытекает, что Вечеря Господня создает необычную возможность для братского общения и самовыражения христианской общины, которая объединяется в воспоминаниях о смерти и воскресении Христа, порождающих общение духа и сердца между участниками Вечери.

Хотя Церковь не Царство Божье, тем не менее она была «вызвана» из этого мира, чтобы отражать невидимое влияние Царства на этот мир. Все парадоксальные способы, с помощью которых царствование Бога меняет традиционные человеческие ценности, отражены в этом процессе (ср. Лк. 22:24–30). Церковь призвана демонстрировать в этом мире открытость Царства всем людям, которые считаются или не считаются с Божьими требованиями (Мф. 5:43–48), и в то же время приводить в движение силы, которые разрушают любые преграды и гнет между иудеем и язычником, рабом и господином, мужчиной и женщиной (Гал. 3:28). Таким образом, молитва «да придет Царствие Твое» — это не просто благочестивое желание. Царство успешно завоевывает этот мир по мере того, как Церковь демонстрирует послушание Божьей воле на земле (Мф. 6:10; см. Суббота III. Г).

В. Единство

Еще одна важная характеристика Церкви Нового Завета — это единство или сплоченность. Хотя общин много, Церковь Христова одна; это единое тело, главой которого является Христос. Как пишет Павел (Еф. 4:4–6), у этого тела «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех». Это единство воспринимается как видимое единство, как следует из молитвы Иисуса, в которой Он просит о единстве Своих учеников, дабы мир познал истину и уверовал (Ин. 17:23, 21). Такое единство, к которому стремился Павел, стоит выше разделительных расовых, классовых и половых барьеров (Гал. 3:28). Оно не есть следствие добровольного объединения членов тела Христова, но дело Святого Духа, ибо Церковь обретает единство во Христе (Еф. 5:2–15).

Живя в самых разных культурах и местах, Церковь может казаться разнородным телом. В Книге Откровение воспевается Агнец, Который «искупил» людей «Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени» (Откр. 5:9). Однако все принадлежат к одному телу, внутреннее единство которого находит внешнее выражение в исповедании одной и той же веры (Еф. 4:5, 13, 14) и христианском поведении в видимой Церкви.

Согласно Библии, это тесное единство обретается не в церковной организации, но в проповеди Слова Божьего. Слово — это то, что проповедовали апостолы (Деян. 4:31; 13:5; 15:35; 16:32 и т. д.), что язычники совместно выслушивали и прославляли (Деян. 11:1; 13:44, 48) и что росло и умножалось (Деян. 12:24; ср. с 6:7; 13:49; 19:20). Разделения и раскольнический дух решительно осуждались (ср. 1 Кор. 11:18,19; Гал. 5:20), равно как и лжебратья (Гал. 2:4), лжеапостолы (2 Кор. 11:13) и ложные учения, уводившие от апостольского вероучения (1 Тим. 6:3; 2 Петр. 2:1). Павел понимал, что Бог «хочет, чтобы все люди… (406) достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Таким образом, на самом деле существует такое понятие, как «истина» (2 Фес. 2:12, 13), «слово истины» (Еф. 1:13; 2 Тим. 2:15), которое должно сохраняться (Гал. 2:5), но которому некоторые, зараженные «страстью к состязаниям и словопрениям», противятся, чем угрожают единству Церкви.

Г. Святость

Святость — одна из важнейших особенностей Церкви. Члены тела Христова часто называются не только «верующими», но и «святыми», особенно в посланиях Павла. В Новом Завете святая (греч. хагиос) личность, вещь или место принадлежит Богу; святое «отделено» от греха и посвящено Богу. Это утверждение подчеркивается в таких высказываниях, как «вы не свои… ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6:19, 20; ср. с 1 Петр. 1:18, 19).

Святость или освящение христианской общины заключается в ее отделении от мира в ответ на призыв Бога (2 Тим. 1:9), подобно тому как древний Израиль был назван «святым» народом (Исх. 19:6; 1 Петр. 2:9; ср. с Лев. 20:26). Церковь свята, отделена от мира, чтобы отражать святость Бога и приносить плоды Духа в падшем мире. Иисус вызвал Своих учеников «от мира» (Ин. 17:6); Он знал, что они по–прежнему пребывают «в мире» (стих И), но уже «не от мира» (стих 14). Новозаветное понятие святости включает в себя два значения: быть отделенным от мира и проповедовать восставшему миру. Церковь не может быть святой, если оставит свою миссию и откажется от выполнения задачи по спасению грешников.

Вместе с тем помимо внешней святости слово «святой» также несет значение этической, нравственной чистоты. Христианская святость заключается не просто в статусе, предопределяемом отношением человека к Христу, но также и в посвящении Богу, которое выражается в характере и поведении. В то же время члены Церкви называются святыми, даже когда признаки святости у них, к сожалению, отсутствуют. Так, Павел называет «святыми» членов церкви в Коринфе, которую он так пламенно порицает и обличает (2 Кор. 1:1). Хотя святость — это внешнее призвание и статус верующего, дело освящения продолжается и должно продолжаться. Как это ни парадоксально, коринфские верующие одновременно описываются как «освященные во Христе» и как «призванные быть святыми» (1 Кор. 1:2, ин. пер.). Это те, кто посвятил себя Христу (2 Кор. 6:14–18), «совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1). Святость — это нарастающий и непрерывный опыт во Христе, Который «возлюбил Церковь и предал Себя за нее… чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего–либо подобного» (Еф. 5:25–27; ср. с Тит. 2:14). Святость Церкви переплетается с несовершенством людей. Церковь свята и вместе с тем подвержена слабостям.

Д. Универсальность

С неменьшей ясностью Новый Завет настаивает на универсальности или кафоличности Церкви. Слишком часто слово «кафолический» понимается неправильно из–за своей претенциозности; однако в данном случае оно означает не конкретную иерархическую организацию, а тот факт, что христианская весть в самом деле предназначается для всех людей. Церковь призвана охватить вестью все народы (Мф. 28:19; ср. с Откр. 14:6). Она не привязана к конкретному времени или месту, но охватывает верующих всех поколений, наций и культур.

И все же кафоличность Церкви заключается не только во всемирном размахе ее деятельности, но и в том влиянии, которое она оказывает на все стороны человеческой жизни, а также в том, что она обладает универсальной истиной. Поскольку любовь Христа изливается на всех, Церковь предлагает Божественный совет всему миру. Она обращается к миру с целостной истиной, как она открыта ей Богом (ср. Деян. 20:27). Церковь учит по всему миру, преподавая от начала до конца те учения, которые заповедал Христос (Мф. 28:20). Здесь опять–таки нам дан надежный критерий: вселенская природа Церкви имеет ярко выраженную миссионерскую направленность.

Е. Апостольство

Как дом Божий, пишет Павел, Церковь утверждена «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2:20). Именно поэтому разные христиане говорят об апостольской Церкви, хотя этот термин чужд Новому Завету. А некоторые даже настаивают на прямой, линейной и непрерывной апостольской преемственности посредством возложения рук как доказательство такого апостольства. Утверждается, что подлинность Церкви доказывается видимой и непрерывной связью, которую можно проследить исторически, между нынешней христианской общиной и Церковью апостолов.

Однако эта точка зрения, похоже, не принимает во внимание тот факт, что в Новом Завете преемственность между апостолами и нынешним апостольским свидетельством понимается как непрерывная верность свидетельству апостолов при поддержке Святого Духа. С самых первых дней и далее ученики «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). Главная мысль здесь заключается в том, что Церковь, сохраняющая преемственность, принимает и провозглашает истины, которые проповедовались апостолами, и живет той жизнью, которую они заповедали (2 Тим. 1:13, 14). Так, Павел наставлял Тимофея: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2); он также призывал его «наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:5–9).

Если Церковь основывается на вести апостолов, она является апостольской потому, что послана в этот мир подобно тому, как Христос был послан (от апостеппо, что буквально означает послать на служение). Как Христос был послан (Мф. 10:40; 15:24; Мк. 9:37; Лк. 4:43; Ин. 7:29) и ученики Его были посланы (Мф. 10:16; Ин. 17:18), так и современная Церковь посылается с миссией (Ин. 20:21). Миссия — это то, что поручено Церкви. Апостольство есть отличительный признак истинной Церкви. Но (407) любое представление об апостольстве, которое не согласуется с верностью Евангелию и миссии, — это ложный взгляд на апостольство.

Ж. Верный Остаток

Как это ни трагично, но Церковь должны были постигнуть гонения, отступничество и разложение. Сам Иисус предупреждал учеников о том, что восстанут лжепророки и прельстят многих (Мф. 24:4, 24), что их ожидает время «великой скорби» (стихи 21, 22). Павел точно так же предупреждал своих собратьев по вере, что после его ухода из их среды восстанут «лютые волки, не щадящие стада», «люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29, 30).

Несмотря на отступничество, безжалостные гонения и скорбь, которые, согласно Книге Откровение, продлятся 1260 лет (Откр. 12:6; ср. с 12:4; 13:5; см. Остаток/Три Ангела III. А), после смерти героев веры и с наступлением «времени конца» Бог вызовет Остаток (Откр. 12:17). «Остаток» в данном отрывке напоминает нам об употреблении этого термина в Ветхом Завете, где он обозначал меньшинство, остающееся верным Богу (2 Пар. 30:6; Ездр. 9:14; Ис. 10:20; Иез. 6:8, 9) и выходящее для свидетельства о Нем (Ис. 37:31, 32; 66:19). Бог воздвигнет еще одно избранное орудие, чтобы возвещать апостольскую весть жителям Земли.

Остаток последнего времени имеет ярко выраженные характеристики. Иоанн говорит, что он состоит из тех, кто соблюдает заповеди Божьи и имеет (или несет) свидетельство Иисуса (Откр. 12:17). Следуя по стопам Христа, соблюдавшего заповеди Божьи (Ин. 15:10) и твердо держась «веры, однажды преданной святым» (Иуд. 3), Остаток описан здесь как Церковь, соблюдающая все Божьи заповеди. Остаток также имеет «свидетельство Иисусово», которое Иоанн в дальнейшем определяет как «дух пророчества» (Откр. 19:10; см. Остаток/Три Ангела IV. А; Духовные дары X. Г).

В контексте обстоятельств последнего времени весть и миссия Церкви далее описываются в Откр. 14:6–12. Три вести, в сочетании с вестью из Откр. 18:1–4, образуют последний призыв Бога к грешникам принять Его благой дар спасения, как это следует из идущих за этим призывом стихов (14:13–16; см. Остаток/Три Ангела V. Б–Д; Суд Ш.Б. 1. а [1]). Эта последняя весть собирает народ, описанный Иоанном в Откр. 12:17 как «сохраняющие заповеди Божий». Но теперь добавляется еще одна характеристика: «и веру Иисуса» (14:12). Их отличает вера, похожая на веру Иисуса, которая отражает Его непоколебимое доверие Богу и включает в себя все истины Священного Писания. Крест и закон снова воссоединяются. У Бога есть верные ученики в других обществах, но Он еще раз призывает Остаток проповедовать «вечное Евангелие» до концов земли (стих 6), нести свидетельство Христово и готовить грешников к Своему Второму пришествию.

С первого до последнего эти признаки — вера, братское общение, единство, святость, универсальность и верность апостольской вести — указывают на важную природу Церкви. Они также внутренне переплетаются и в своем единстве указывают на подлинную Церковь Божью на земле.