IX. Трезвый взгляд в будущее

А. Жизнь в плюралистическом мире

Даже такое краткое исследование природы, миссии и отличительных признаков Церкви позволяет нам выделить некоторые особенности Церкви будущего. Никто не может предсказать, что принесут нам грядущие десятилетия. Вместе с тем библейские пророчества и нынешние тенденции позволяют набросать наиболее вероятный сценарий.

Преданные идее научно–технического совершенствования человечества посредством поистине беспощадной экспансии, которая стала возможной благодаря новым технологиям и науке, все больше христиан во всем мире сегодня с тревогой наблюдают за тем, как огромная сила современных технологий чревата самыми серьезными опасностями для жителей земли. В то же время прошедшие два столетия внесли такие ошеломляющие изменения в интеллектуальную и социальную сферы нашей жизни, что традиционные ответы, которые предлагает христианство на большинство вопросов, уже не кажутся уместными. За редким исключением, мужчины и женщины во всем западном мире, который традиционно считался оплотом христианства, оставляют Церковь и ее весть. Если эта тенденция продолжится, христиане вскоре окажутся в явном меньшинстве.

Сегодня Церковь находится в совершенно ином мире, резко отличающемся от того, который существовал в течение долгих столетий. «Эпоха Константина», когда Церковь и общество имели схожие идеалы, подошла к концу. В результате христиане оказываются частью сообщества верующих людей, которые, в силу свободного, личного и явного волеизъявления, продиктованного верой, встают в оппозицию к господствующему мировоззрению в окружающем их обществе. Церковь будущего будет «малым стадом», верным Остатком, живущим в плюралистическом мире, в котором Бог и Священное Писание в лучшем случае будут всего лишь одной из многих альтернатив, да и то если остальное общество проявит терпимость, что отнюдь не гарантировано нам пророчеством.

Это означает, что истинные христиане во многом будут близки к верующим первых столетий нашей эры в смысле обстоятельств своей жизни — диаспора в неоязыческом мире, семейство рассеянных общин, объединенных верой и братским общением на основании учения апостолов, базовые сообщества веры, к которым присоединяются лишь абсолютно преданные Христу люди. Рассеянная и все время находящаяся в движении, Церковь будет выполнять свою миссию. По причине бросающегося в глаза несходства с секуляризированным и нехристианским окружением Остатка (какое точное описание!), (408) верующим последнего времени нужно будет уяснить для себя, почему им следует возвещать конкретную весть о Боге и спасении в последние дни. Церкви придется оставаться на твердом основании Священного Писания» на учении пророков и апостолов, и полагаться на Святого Духа. Она будет расти как Всемирная Церковь, где основные местные общины в разных регионах мира, в Африке, Европе или Азии, будут иметь свои особенности и в то же время сохранять единство веры и порядок, столь характерный для ранней Церкви.

Б. Церковь воинствующая и побеждающая

Пока Церковь пребывает в этом мире, она является воинствующей Церковью, ежедневно участвующей в сражениях Господа и в противодействии сатанинским силам. Ее члены все время вступают в конфликт с миром, плотью и силами зла (Рим. 7:15–23; Гал. 5:17; 1 Петр. 5:8,9; 1 Ин. 5:4; ср. с 1 Ин. 4:4).

Если до пришествия Господа Церковь является воинствующей, то Церковь Нового Иерусалима — это побеждающая Церковь. Она состоит из верных учеников, победителей в земной битве. Они обменяют меч на пальмовую ветвь победы (Откр. 7:9), а крест — на венец (2 Тим. 4:8; 1 Петр. 5:4). Сражение окончено, миссия выполнена (Мф. 25:21,23), и искупленные, приглашенные на брачный пир Агнца (Откр. 19:9), вкусят хлеб и вино за столом Христа в Его Царстве (Лк. 22:28–30) и будут царствовать с Ним во веки веков (Откр. 22:5).