XI. Комментарии Елены Уайт

С самого начала Елена Уайт принимала деятельное участие в разработке доктрин и организационных принципов адвентистского движения. Как вдохновленная свыше советница, она играла ключевую роль в формировании адвентистского учения о Церкви. Она всегда ясно указывала на то, что Церковь адвентистов седьмого дня является Божьей Церковью последнего времени, и проявляла озабоченность по поводу ее развития, организации и единства. По причине нехватки места мы остановимся на этих конкретных аспектах адвентистской экклезиологии.

Нет никаких сомнений в том, что Елена Уайт верила в существование и реальность Божьей Церкви. «У Господа, — пишет она, — есть народ, Его избранный народ, Его Церковь, принадлежащая Ему, Его Собственная крепость, которую Он воздвиг в этом пораженном грехом, восставшем мире» (Свидетельства для проповедников, с. 16).

Далее она отмечает: «У Бога есть Свой особый народ, Церковь на земле, не имеющая равных себе, но превосходящая всех своим умением преподавать истину и оправдывать Закон Божий. У Бога есть предназначенные Им средства, то есть люди, которых Он ведет, которые перенесли зной и тяжесть дня и трудятся вместе с небесными силами для продвижения Царства Христова в нашем мире» (там же, с. 58).

«Бог сделал Свою Церковь на земле источником света, чтобы через нее сообщить о Своих намерениях и планах» (Деяния апостолов, с. 163).

«Ничто в этом мире не представляет такой большой значимости для Бога, как Его Церковь» (Избранные вести т. 2, с. 397),

«которая после вознесения Христа должна была стать Его представителем на земле» (Желание веков, с. 291).

А. Церковь: на земле и на небе

«С самого начала Церковь на земле составляли верные души. В каждом поколении у Господа были стражи, предостерегавшие живущих и возвещавшие им верное (416) свидетельство… Бог заключил со Своими свидетелями завет, объединив Церковь на земле с Церковью небесной, послав ангелов для служения Своей Церкви, и врата ада не могли одолеть Его народ» (Деяния апостолов с. 11).

«Церковь Божья на земле едина с Церковью Божьей на небе. Верующие на земле и святые небожители составляют одну Церковь» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 366).

Б. Христос и Церковь: тесные взаимоотношения

Божья Церковь построена на живой скале. «Эта скала — Он Сам, Его собственное Тело, которое мучили и терзали за нас. Церковь, построенную на этом основании, врата ада не одолеют никогда» (Желание веков, с. 413).

«Он — глава, а Церковь — тело» (Воспитание, с. 268).

Как «Глава Церкви и Спаситель тела» (Христианский дом, с. 215), Христос «руководит Своим делом через людей, которых Он Сам избирает Своими представителями» (Деяния апостолов, с. 360).

«Между Христом и Его Церковью очень тесная связь: Он — жених, а Церковь — невеста» (Воспитание, с. 268).

«Священные и прочные отношения между Христом и Его Церковью изображаются в Библии брачным союзом» (Великая борьба, с. 381).

В. Между пшеницей вырастают плевелы

Хотя она есть Тело Христа, тем не менее «Церковь состоит из несовершенных, заблуждающихся людей, которые нуждаются в постоянной любви и снисхождении» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 104).

«У Него есть Церковь, но эта Церковь воинствующая, а не торжествующая. Мы сожалеем, что в ней состоят члены, имеющие недостатки и являющиеся плевелами среди пшеницы» (Свидетельства для проповедников, с. 45).

«Определенная категория людей полагает, что после присоединения к Церкви их ожидания исполнятся и они встретят только людей чистых и совершенных. Они ревностны в своей вере и, видя недостатки в членах Церкви, говорят: „Мы вышли из мира, чтобы не общаться со злыми людьми, но здесь также есть зло». Эти люди спрашивают, как спросили слуги в притче: „Откуда же здесь плевелы?» Но не следует разочаровываться, потому что Господь не гарантировал нам, что Церковь будет совершенной. Все наши усилия сделать воинствующую Церковь такой же чистой, как Церковь торжествующая, не увенчаются успехом» (там же, с. 47).

И все же «Бог всегда особым образом заботится о Церкви, несмотря на то, что иногда она может казаться слабой и несовершенной. Это место, где действует Его благодать и проявляется Его чудесная сила, преобразующая сердца» (Деяния апостолов, с. 12).

Г. Назначенное Богом средство для спасения грешников

Как «хранительница сокровищ благодати Христовой» (Деяния апостолов, с. 9), Церковь — «это предусмотренное Богом орудие для спасения людей. Ее задача — нести Евангелие всему миру. И обязанность эта возложена на всех христиан. Каждый в меру своих способностей и возможностей должен выполнять поручение Спасителя. Открывшаяся нам любовь Христа делает нас должниками всех, кто Его не знает. Бог дал нам свет не только для нас самих, но также и для распространения его на других» (Путь ко Христу, с. 81).

Бог в самом деле решил положиться на Церковь, которая бы продвигала на земле Его дело спасения. Вот почему Он облек ее силой Духа и наделил всеми дарами благодати, необходимыми для победоносного преодоления любых препятствий (ср. с Свидетельства для Церкви, т. 6, с 432). Чтобы дать ей возможность выполнить эту задачу, «Святой Дух должен был снизойти на любящих Христа. Тем самым они получили бы способность, прославляя своего Господа, получать все необходимые дары для исполнения своей миссии» (Моя жизнь сегодня, с 47). Во времена апостолов «в Церкви действовал дух Христов, и она была прекрасна в своей простоте. Ее украшали святые принципы и образцовая жизнь ее членов. Множество людей обращались ко Христу не потому, что были покорены ученостью апостолов или их внешним блеском, но благодаря силе Божьей, сопровождавшей простую проповедь Его Слова» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с 166).

Описывая редкую красоту и силу откровений Иезекииля, Елена Уайт говорит о намерениях Бога в отношении Церкви: «Господь желает совершить через Свою Церковь великое дело, дабы прославить Свое имя. Это описано в видении Иезекииля о целительном потоке: „Эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо… У потока по берегам его с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иез. 47:8–12)» (Деяния апостолов, с. 13).

Д. Евангельский порядок в ранней Церкви

Под руководством апостолов дело, порученное Церкви, быстро развивалось. Появилась необходимость в дальнейшем распределении обязанностей, которые до поры до времени исполняли апостолы. Семь мужей, избранных Иерусалимской церковью, были отделены апостолами. Это был «важный шаг для усовершенствования евангельского порядка в Церкви», — поясняет Елена Уайт (Деяния апостолов, с. 88,89).

«Важное значение придавали апостолы порядку в общинах, способствующему духовному росту новообращенных. Во всех местах Ликаонии и Писидии, где были верующие, возникали стройные церкви. В каждой церкви были рукоположены служители, а для осуществления деятельности, способствующей духовному благополучию верующих, создавалась надлежащая организация. Это соответствовало евангельскому плану объединения в одном теле всех верующих во Христа, и этот план Павел последовательно проводил в жизнь на протяжении всего служения» (там же, с. 185).

Таким образом, «церковная организация продолжала совершенствоваться в стремлении к порядку и согласованным (417) действиям, — объясняет наш автор (Деяния апостолов, с. 91, 92). «И сейчас, — пишет она, — в эти последние дни, когда Бог приводит Своих детей в единство веры, порядок нужен как никогда прежде. Ибо пока Бог объединяет Своих детей, сатана и его злые ангелы всеми силами мешают этому единению, стараясь уничтожить его» (Ранние произведения, с. 97).

Е. Необходимость организации

В большой главе, написанной примерно после 40 лет развития организации (Свидетельства для проповедников, с. 24–32), Елена Уайт размышляла о различных опытах, которые она считала тесно связанными с ростом адвентистского дела. Трудности надо было преодолевать, а пороки исправлять: «Нас было мало… Овцы оказались рассеяны по большим и проселочным дорогам, по городам, поселкам и лесам» (там же, с. 24). Горстка искренних и преданных Богу людей часами просиживала за Священным Писанием в поисках истины и молитве о том, чтобы «оставаться едиными в вере и учении, потому что мы знали, что Христос разделиться не может» (там же). «Когда мы численно возросли, стало ясно, что без какой–то организации нас ждет хаос и работа не сможет успешно двигаться вперед. Организация была необходима для поддержания работы служителей, для осуществления работы на новых полях, для защиты церквей и служителей от недостойных членов, для содержания церковной собственности, для публикации истины в печати и для многих других целей» (там же, с. 26).

Несмотря на сильное сопротивление, которое приходилось снова и снова преодолевать, возобладало убеждение, что «организация необходима» (там же, с. 26), и они «воочию видели успех, сопровождавший это дело» (там же, с. 27). «Бог благословил наши объединенные усилия», и «из горчичного семени выросло большое дерево», заключает она (там же).

Было сильное стремление избежать замешательства и увидеть «успешное продвижение дела Божьего». Другими словами, основополагающая богословская озабоченность, то есть необходимость проповедовать Евангелие Христово до концов земли перед скорым пришествием Господа требовала уделять внимание какой–то форме церковного управления.

Любая церковная организация должна быть в гармонии со свидетельством Писания. Вспоминая опыт ранних христиан, Елена Уайт отмечала: «Организация церкви в Иерусалиме служила образцом и для других мест, где вестники истины приводили людей к евангельской вере. Тем, на кого была возложена ответственность надзирать за церковью, следовало не господствовать над наследием Божьим, но как мудрым пастырям „пасти Божие стадо… подавая пример стаду» (1 Петр. 5:2, 3); и дьяконы должны были быть честными людьми, „исполненными Святого Духа и мудрости». Им надлежало вместе отстаивать правду, и отстаивать ее твердо и решительно, тем самым способствуя сплочению всего стада» (Деяния апостолов, с. с. 91).

Ж. Потребность в слаженных действиях

Некоторые указывали на опасности, которые несли с собой усилия по «наведению порядка», и настаивали на своей независимости. Они уверовали в то, что «порядок и дисциплина несовместимы с духовностью», что «все усилия по наведению порядка… ограничение… законных прав»; поэтому они «боятся порядка, называя его проявлениями папства» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 650).

Таковым Елена Уайт отвечала, что «Бог сделал Свою Церковь на земле светильником. Через нее сообщает Он о Своей воле и намерениях. Ни одному из Своих рабов Он не дает независимый опыт, противоположный опыту самой Церкви. Он также не открывает одному человеку Свою волю о всей Церкви и не оставляет всю остальную Церковь, Тело Христово, во тьме» (Служители Евангелия, с. 443).

Это, считает она, справедливо по отношению к каждому верующему и относится даже к апостолам и пророкам, как это хорошо видно на примере Павла. Хотя Христос решил поручить апостолу самую важную миссию и явил ему Себя, когда тот направлялся в Дамаск, Он не Сам преподал Павлу уроки истины. «Христос явил ему Себя, а затем привел его в Свою Церковь, являющуюся светом миру. Церковь должна была наставить этого образованного, популярного оратора в христианской религии» (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 433). Направив Савла из Тарса в Церковь, Христос подтвердил «таким образом власть, которой Он наделил этот источник света для мира» (там же).

З. Урок Иерусалимского Собора

Спустя несколько лет, когда иудействующие верующие поставили вопрос об обрезании в Антиохийской церкви, «Павел, зная мнение Духа Божьего, занял твердую и непримиримую позицию» (Деяния апостолов, с. 200). «Он был научен Богом, что нельзя связывать бремена неудобоносимые и возлагать их на обращенных из язычников» (там же). Нужно ли ему было идти в Иерусалиме, где разбирался этот вопрос, чтобы узнать волю Божью? «Несмотря на то, что Павел получал наставления непосредственно от Бога, он не пренебрегал церковью и не пытался действовать самостоятельно. Уповая на водительство Бога, он всегда с готовностью признавал авторитет церкви, чувствуя нужду в советах братьев» (там же). Здесь мы находим один из наиболее интересных взглядов на понимание важности совместных усилий в служении Богу, которое демонстрировали как апостол Павел, так и ранняя Церковь.

Не менее важен комментарий Елены Уайт по поводу того, что решение, выработанное Иерусалимским Собором, было разослано повсюду, «дабы положить конец всем спорам; ибо то было мнение самого авторитетного форума на земле» (Деяния апостолов, с. 196). Точно так же ей было «показано, что никто не должен подчинять свое мнение мнению другого человека. Но когда свое суждение высказывает Генеральная конференция, являющаяся высшим Божественным авторитетом здесь, на земле, после этого не следует настаивать на личном мнении и независимости» (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 492).

И. Остерегайтесь духа превосходства

Призывая Церковь «двигаться вперед осторожно, благоразумно, в соответствии с суждениями богобоязненных (418) советников» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 257), Елена Уайт полагала, что «своевольная власть, которую проявляют люди, уверенные, будто занимаемое ими положение делает их богами», должна вызывать опасения среди народа Божьего (Свидетельства для проповедников, с. 361). Она считала, что если руководитель пал жертвой «духа властолюбия», «чувствуя, что ему дано право считать свою волю обязательной для всех, тогда лучше всего и надежнее всего — сместить его с должности, чтобы он не причинил вреда» (там же, с. 362). «Стоящие у власти, — объясняет она, — должны проявлять дух Христа. .. Они должны быть проникнуты Святым Духом. Положение, которое занимает человек, ни в малейшей степени не делает его значительнее в Божьих очах. Бог ценит только характер» (там же). «Господь, — уверена она, — восставит тружеников, сознающих, что без особой помощи Божьей они — ничто» (там же, с. 361).

К. Божья Церковь последнего времени

В главе, определяющей разницу между Церковью Остатка и Вавилоном, вестница Господня пишет: «У Бога есть Церковь на земле, она поднимает попранный закон и представляет миру Агнца Божьего, Который берет на Себя грехи мира» (Свидетельства для проповедников, с. 50). Описывая Церковь как ту, которая «стоит… в проломе и восстанавливает разрушенную ограду» (там же), она напоминает своим читателям, что «Бог в наши дни призывает Свою Церковь, как Он призывал и древний Израиль, быть светом земли. Могучим орудием истины — вестями первого, второго и третьего ангелов — Он отделил ее от церквей и от мира, чтобы установить со Своим народом священные и близкие взаимоотношения. Он сделал Своих верных хранителями Своего закона и доверил им великие пророческие истины для нашего времени. Подобно святым изречениям, доверенным древнему Израилю, они являются священным достоянием, которое надо передать миру… Ничто не должно помешать этому самому важному делу для нашего времени, ибо оно такое же далеко идущее, как вечность» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. с. 455, 456).

В своем втором послании к братьям, собравшимся на сессию Генеральной конференции в 1913 году, Елена Уайт сказала, что «работа, лежащая перед нами… потребует крайнего напряжения всех сил и способностей человеческого естества. Она потребует проявление сильной веры и непрестанной бдительности… Само величие стоящей перед нами задачи может ужаснуть нас. И вместе с тем с Божьей помощью Его слуги в конце концов восторжествуют» (Бюллетень ГК от 27 мая 1913 г., 165).

Л. Побеждающая Церковь

Что касается победы и торжества, наш автор дает ясно понять, что «та же сила, которая воскресила Христа из мертвых, воскресит и Его Церковь и прославит ее со Христом, как Его невесту, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в этом мире, но и на небесах, в мире вышнем. Победа усопших святых будет явлена всем со славою в утро воскресения. Власть сатаны кончится, в то время как Христос восторжествует во славе. Жизнедатель увенчает бессмертием каждого, исшедшего из могилы» (Избранные вести, т. 1, с. 305, 306).