I. Церковь в Божьем замысле

С первых и до последних своих страниц Библия раскрывает Божий замысел о народе, который Бог желал создать для Себя и который бы отзывался на Его глас с верой и послушанием, став источником благословения для всех народов. Бог призвал Авраама, Исаака и Иакова с тем, чтобы произвести от них такой народ (Быт. 17:1–8; ср. с 12:1–3; 15:1–6). То же самое можно сказать и о призвании Израиля. Когда народ израильский оказался непокорным и, подобно Адаму, проявил самонадеянность, Бог решил создать Остаток (Ис. 37:31; Мих. 2:12; 5:7, 8; Соф. 3:13), через который замыслил совершить искупление. Божественное намерение создать народ Божий в среде Израиля — это один из лейтмотивов Нового Завета. Это намерение исполнилось при образовании христианской Церкви.

Обычно считается, что раннехристианская община, известная как «Церковь», возникла во время Пятидесятницы, после смерти и воскресения Христа. Ее рост и организация были постепенным процессом. Связано ли ее основание с учением и служением Самого Христа, или это более позднее образование? Является ли Церковь обществом, созданным Господом как неотъемлемая часть Его служения человечеству, или же это чисто человеческое учреждение, которое возникло после воскресения Христа как общество верующих в Него людей? Зиждется ли идея христианской Церкви на Христе, или она возникла сама по себе, независимо от Него? Это первое, на что мы попытаемся ответить.

А. Намерение Христа

Беглое ознакомление с Евангелиями может привести к выводу, будто Иисуса создание Церкви не интересовало. Лишь дважды в одном и том же Евангелии из Его уст можно было услышать слово эккпесиа (Мф. 16:18, 19; 18:17). Некоторые даже считают, что это более поздние вставки, добавленные ранней Церковью, которая стремилась оправдать свое существование. Практически полное отсутствие в Евангелиях слова «церковь» — это проблема, заслуживающая внимания, но лишь вопиющее пренебрежение существенными данными может затемнить тот факт, что Иисус намеревался создать видимую общину. При более тщательном исследовании свидетельств синоптических Евангелий становится совершенно ясно, что Иисус создал нечто большее, чем еще одну школу богословия. Он пришел для того, чтобы дать начало сообществу мужчин и женщин, которым правит Бог. Иисус должен был организовать религиозное общество и Сам же стать его главой.

1. Сбор и обучение учеников

С самого начала Христос начал собирать учеников. Иногда Его окружало большое количество людей (ср. Лк. 6:17, 19; Ин. 6:60). Вместе с тем это было нечто большее, чем неорганизованная масса Его почитателей. Из их числа, поясняет Лука, Иисус избрал двенадцать, «которых и наименовал Апостолами» (Лк. 6:12, 13) и которых отделил, «чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» (Мк. 3:14). Последующие события показывают, что эти двенадцать были частью системы обучения, которой Христос посвящал все больше и больше Своего времени.

Как предназначенный Богом Мессия Иисус собирал вокруг Себя Остаток. Хотя Иисус из–за отвержения политико–националистического мессианства неохотно признавал Себя Мессией на людях, тем не менее Он без колебаний претендовал на этот титул, когда беседовал с некоторыми людьми (Мф. 16:16, 17; Мк. 14:61, 62; 15:2; Ин. 4:25, 26). Мессия без общины был чем–то немыслимым для иудейского сознания. Такие понятия, как ученики, Остаток и мессианство, были неразрывно связаны с понятием новой общины, народа Божьего, который составляет важное достояние Мессии.

Христос также преподал Своим последователям запоминающиеся наставления об образе жизни, который они должны вести, — например, в Нагорной проповеди (Мф. 5–7). Соблюдение этих этических норм предполагает наличие общины. Те, кто связал с Ним свою жизнь, должны готовиться к принесению тех же жертв, что и их Учитель: нести крест (Мф. 16:24) и развивать совершенно новые ценности, согласно которым отдать жизнь за Иисуса несравненно почетнее, чем приобрести весь мир (Мк. 8:34–36).

Евангелия также показывают нам, что люди, которых призвал Иисус, были посланы Им с определенной миссией. Сначала двенадцать (Мк. 3:13–15), а потом и семьдесят учеников (Лк. 10:1, 7–20) не были посланы случайно; это было частью продуманной стратегии Самого Господа. Он призвал их, имея в виду выполнение ими конкретных планов (Мк. 6:7–13; Лк. 10:1, 17–20). В свою очередь, они должны были молиться Господину жатвы, «чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 10:2), имея в виду те же цели. Служение Христа было направлено на создание конкретной общины.

2. Пастырь и Его стадо

Отсутствие слова «церковь» в Евангелиях, если не считать Мф. 16:18 и 18:17, в какой–то мере объясняется наличием некоторых других терминов, призванных описать новый Божий народ. Это намерение отражено в учении Христа о Его «стаде» и «истинной виноградной лозе». Картина под названием «стадо и пастырь» довольно отчетливо нарисована как в Ветхом, так и в Новом Завете (Пс. 22; 79:2; Лк. 12:32; Ин. 10; 21:15; ср. Мф. 26:31). Верно то, что понятия «стадо» и «церковь» совершенно явно фигурируют в библейской истории и символике, но при этом обозначают один и тот же Божий народ. Призвав всех, желавших получить от Него жизнь, следовать за Собой (ср. Мф. 4:19; 8:22; Мк. 2:14; 8:34; Лк. 5:27; 18:22; Ин. 1:43; 21:22), Иисус предложил им не только быть с Ним, но и вступить в гораздо более тесные взаимоотношения, чем те, которые существуют между родственниками по крови. В эту новую семью должны были войти те, кто (391) исполняет волю Божью (Мк. 3:33–35). Таким образом, она не определялась национальной или семейной принадлежностью.

Во время Своего служения Иисус собирал вокруг Себя общину. Важные факты в пользу этой идеи не оставляют и тени сомнения в том, что Иисус мог говорить о Церкви, что и отражено в Мф. 16 и 18. Подлинность или достоверность этих фраз Иисуса, особенно фразы: «Я создам Церковь Мою», подвергались сомнению, но на основании минимальной текстовой поддержки. Сомнения основываются на произвольных выводах относительно построения данного Евангелия. Нет никаких убедительных причин отрицать подлинность слов Иисуса о Церкви, хотя, возможно, Иисус не имел в виду такую разветвленную организационную структуру, которая развилась в раннем христианстве.

Б. «На сем камне»

Иисус сказал Петру на основании его исповедания веры, что Иисус есть «Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16): «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (стих 18). В тексте оригинала акцент сделан на личностном аспекте: «На сем камне Я создам Церковь Мою». Это указывает на то, что Иисус сознательно намеревался учредить постоянно действующую общину, которую не превозмогут «врата ада». Подобное заверение было чрезвычайно важным ввиду приближающейся смерти Иисуса. Это все равно как если бы Он сказал: «Мне суждено вскоре умереть (ср. со стихом 21), но Я воскресну и буду трудиться над созданием Своей Церкви, с которой пребуду до Своего возвращения».

Значение слова «камень», которое использовал Иисус, когда сказал: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (стих 18), также важно для правильного понимания Церкви. Некоторые утверждали, основываясь на игре слов в арамейском, что «Петр» и «скала» — это одно и то же и что Петр есть та скала, на которой строится Церковь, добавляя при этом, что Господь наделил апостола постоянной властью, которая должна была передаваться его преемникам. Ни о чем подобном в данном отрывке не говорится. Как показали их дальнейшие взаимоотношения с Петром, ни один из учеников, слышавших эту фразу Иисуса, не понял ее в таком ключе. Для них Христос был основанием дома Божьего (1 Кор. 3:11) и его краеугольным камнем (Еф. 2:20–22; 1 Петр. 2:4–8). Вне сомнения, с учением Священного Писания согласуется утверждение, что исповедание Иисуса как Христа, Сына Божьего, есть то основание, на котором строится Церковь.

В заключение можно сказать следующее: нет причин полагать, будто Иисус не ожидал, что после Его ухода будет создано общество Его учеников. Его высказывания и поучения были направлены на создание видимой общины на земле.