II. Природа и границы церкви

Теперь нам необходимо выяснить основное значение слова «Церковь» в Новом Завете, не говоря уже о природе и границах того общества, которое описывается с помощью данного слова. Поскольку некоторые образы, используемые авторами Нового Завета, особенно Павлом, упорно обращают наше внимание на качественные составляющие идеи Церкви, мы уделим какое–то внимание и им.

А. Библейская терминология

Слово «церковь» и родственные термины в других языках (шотландское кирк, голландское керк, немецкое кирхе) образованы от греческого куриакос — «то, что принадлежит Господу». В свою очередь, это связано с новозаветным словом экклесиа, где эк означает «из» или «от», а клесис означает «вызывать». Этим словом греки обозначали собрание граждан с целью обсуждения государственных дел.

Хотя это слово приобрело отчетливо христианское значение, у него есть и дохристианская история. Сам по себе этот термин служит убедительным доказательством связи между Ветхим и Новым Заветом. В Септуагинте термин экклесиа употребляется почти 100 раз как перевод еврейского кахал, что значит «собрание», «встреча», «ассамблея», «вызванные», «собравшиеся». Он может означать собрание мужчин, призванных для исполнения воинского долга (Чис. 22:4; Иез. 16:40), или собрание злых людей (Пс. 25:5). Он часто используется в отношении поклоняющихся Богу (2 Пар. 30:13), а также для описания собрания Израиля перед Богом в Хориве (Втор. 9:10; 10:4; 18:16). Во Втор. 31:30 «собрание» Израиля предстало перед Господом для поклонения. Этим словом обозначались всякого рода встречи; но именно люди и высокое предназначение придают смысл термину кахал. Еврейское слово эдах, которое также в общем означает «собрание», «встреча», обычно переводится на греческий как «синагога». Как уже ранее упоминалось, греческое слово «экклесия» первоначально употреблялось для обозначения собрания свободных граждан, созываемого общественным глашатаем для провозглашения обращения, которое обычно связано с общественными или государственными делами. Этот смысл можно все еще найти в Деян. 19:32,39,41.

Таким образом, данное слово вошло в христианскую историю, вызывая определенные ассоциации как у греков, так и у евреев. В понимании христиан слово «экклесиа» означало «собрание» или общество людей, призванных Богом из этого мира, чтобы они были Его народом. Это общество свободных людей, которые, тем не менее, всегда сознают, что источник их свободы — послушание Господу. Этот акцент во многих случаях явно просматривается, например, в словосочетании «Церковь Божия» (1 Кор. 1:2; 10:32; Гал. 1:13; 1 Фес. 2:14; 1 Тим. 3:5).

Иногда Церковь обозначается как «Церковь Христова» (Рим. 16:16; Гал. 1:22) или «Церковь Господа» (Деян. 20:28). Зачастую это определение подразумевается неявно, но (392) даже там, где отсутствует предложный оборот, контекст ясен: Бог Своим авторитетом во Христе основал «экклесию». Она принадлежит Богу, потому что Он вызвал ее к жизни, живет в ней и управляет ею.

Б. Церковь поместная и вселенская

В Новом Завете о Церкви говорится двояко. В большинстве случаев это общество верующих в конкретной местности. Так, письма Павла адресованы «Церкви Божией, находящейся в Коринфе» (1 Кор. 1:2) или «церкви Фессалоникской» (1 Фес. 1:1). Точно так же термин используется в отношении Иерусалима (Деян. 8:1; 11:22) или Кенхреи (Рим. 16:1). Небольшая группа христиан, собирающихся для богослужения дома, также названа церковью (ст. 5; 1 Кор. 16:19; Кол. 4:15).

В более широком смысле этот термин употребляется для обозначения обширных географических областей или для обозначения всей Церкви в целом. Так, мы слышим о «церквах галатийских» (Гал. 1:2), «церквах Христовых в Иудее» (ст. 22; ср. с 1 Фес. 2:14), Македонии (2 Кор. 8:1) или Асии (1 Кор. 16:19), и мы находим, что слово «церковь» используется во вселенском значении, как, например, в Еф. 1:22; 3:10; Кол. 1:18. В том же смысле употребил это слово Сам Господь, сказав, что создаст Церковь Свою (Мф. 16:18).

Чтобы правильно понять новозаветную точку зрения на природу и границы Церкви, необходимо уделить должное внимание как местному, так и вселенскому измерению этого понятия. Местная община является церковью, как, например, «в Коринфе» (1 Кор. 1:2). Вместе с тем местная община рассматривается не просто как часть или составляющая всеобщей Церкви, но и как вся церковь в ее местном выражении. Целое проявляется в части. Местная видимая экклесиа — это вся Церковь, представленная поместно в конкретном времени и пространстве.

В. Церковь и Царство Божье

Если Церковь — это братство тех, кто ответил на призыв Бога и собрался во имя Иисуса Христа, то кто–то может считать Церковь синонимом Царства Божьего. В самом деле, между этими двумя понятиями существует тесная связь, и все же их не следует смешивать.

1. Царство как Божье правление

Согласно синоптическим Еангелиям, Царство Божье или Небесное было центральной темой в проповедях Христа. В Новом Завете Царство Божье означает прежде всего правление Бога, Его авторитет как Царя и затем территорию, над которой осуществляется это правление. Царство Божье, которое также есть Царство Христово (ср. Мф. 13:41; Лк. 22:30; Кол. 1:13; 2 Тим. 4:1), — это искупительное правление Бога во Христе. Его цель — искупление грешников и их избавление от сил зла (1 Кор. 15:23–28). Ему противостоит царство сатаны (Мф. 12:26; Лк. 11:18) и «царство мира» (Откр. 11:15), которое сопротивляется триумфальному шествию Божьего Царства по земле и должно быть побеждено (ср. с Откр. 11:15).

Божье Царство, которое наступит во славе в конце века (Мф. 25:31–46; ср. с 13:36–43) и принесет с собой перерождение материального порядка (Мф. 19:28), вошло в историю в лице Христа и Его миссии (Лк. 17:21). Все Его служение и проповедь отмечены этой доминирующей действительностью. Во Христе Царство Небесное вторгается во владения лукавого. Власть сатаны сокрушается. Все это основано на том факте, что Иисус есть Христос, Сын Божий. Царство приходит в Нем и с Ним. Царство уже пришло, царство придет, но посредством креста. Это Благая весть, то есть «Евангелие Царствия», которое провозглашал Сам Иисус (Мф. 4:23; 9:35). Оно должно быть проповедано по всему миру во свидетельство всем народам, «и тогда придет конец» (Мф. 24:14). Оно приглашает всех покаяться и принять Божье правление в своей жизни (см. Второе пришествие И. Г).

2. Роль Церкви

Хотя между двумя понятиями существует неразрывная связь, Церковь не есть Царствие. Эти два понятия не эквивалентны даже в наш век. Как уже отмечалось, Царствие — это правление Бога. В отличие от него Церковь — это человеческое общество, которое подчиняется правлению Бога. Созданная в ответ на призыв Евангелия Царствия, Церковь свидетельствует о Царстве. Царство — это искупительная деятельность Бога в этом мире через Христа; Церковь — это собрание вызванных из мира людей, которые искуплены Христом и принадлежат Ему. Церковь — это проявление Царства Бога. Будучи учреждением или орудием этого Царства, Церковь призвана исповедовать Иисуса Христом и проповедовать Евангелие Царствия до концов земли.

Г. Верный Израиль

Нет никаких сомнений в том, что, согласно свидетельству Нового Завета, Церковь играет важную роль в Божьем замысле спасения. Вопрос в том, каким образом Церковь связана с Израилем. Этот вопрос горячо обсуждался и по–прежнему вызывает много споров.

1. Два основных подхода

Некоторые, проводя различия между двумя понятиями, настаивают на том, что Израиль и Церковь — это два совершенно разных народа, которые не могут смешиваться и которые нельзя путать. Бог осуществляет в истории два разных замысла: один при помощи Израиля, другой — посредством христианской Церкви. Они поддерживают различие, согласно которому призвание Израиля как избранного народа среди прочих народов сохранится до конца времени (ср. с Чис. 23:9; Втор. 7:6–8). Такое истолкование позволяет буквально понимать ветхозаветные пророчества, которые рисуют будущее процветание Израиля как нации.

Другая точка зрения, подчеркивая сходства между Израилем и Церковью, рассматривает их, по существу, как один народ Божий, сохраняющий преемственность. Согласно этому мнению, во времена Нового Завета термин «Израиль» обозначает уже не конкретную этническую (393) общность людей, а духовный народ Божий, новый Израиль. Поскольку Израиль как нация отверг своего Мессию, Бог продолжил Свое дело спасения, отдав царство «народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:43). Этот «род избранный», это «царственное священство», этот «народ святой», «люди, взятые в удел», и есть Церковь (1 Петр. 2:9).

2. Взаимоотношения завета

Что действительно следует из Библии, так это то, что все взаимоотношения Бога с израильтянами во времена Ветхого Завета основывались на завете, который изначально был заключен между Яхве и Авраамом (Быт. 15:18; 17:2–7). Бог избрал его, преследуя четкую цель: конечное спасение всех народов (Быт. 12:3). Помня о Своем завете с Авраамом (Исх. 2:24), Бог обновил его с Израилем на горе Синай, чтобы исполнились Его вселенские намерения. Израиль должен был стать Его «уделом из всех народов» (Исх. 19:5), «царством священников» (стих 6), отделенным для того, чтобы представлять Бога миру и потребности мира Богу. Однако избрание Израиля, как и избрание Авраама, не означало отвержение какого–либо другого народа. Израиль был избран ради спасения мира, ибо, как сказал Бог, «Моя вся земля» (стих 5). Он избрал как Авраама, так и Израиль не для того, чтобы получать привилегии, а для служения и для исполнения Его планов в отношении других народов.

Сыны Израилевы обещали быть послушными Богу (стихи 1–8; Исх. 24:3–8). Со Своей стороны Бог обещал, что, если они будут послушны, Он даст им землю, которую клятвенно обещал их отцам (Втор. 1:7, 8; ср. с Быт. 15:18), и дарует уникальные физические, интеллектуальные и материальные благословения (Втор. 7:12–16; 28:1–6, 10, 13; 30:9, 10), поставив их «выше всех народов земли» (Втор. 28:1). Все эти благословения завета были обещаны Израилю на условии искреннего послушания Божественной воле (Втор. 4:5–8; 7:12–16). Находясь под впечатлением от свидетельства и живого примера Израиля, народы земли один за другим должны были присоединяться к нему в поклонении и служении истинному Богу (Втор. 28:1–14; Ис. 2:1–3; 19:18–22; 56:6, 7; 60:1–16; Зах. 8:20–23). Важно отметить, что это был завет на условии, как говорится об этом во вступительном отрывке Исх. 19: «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой» (стих 5). Как это ни трагично, Израиль впал в непослушание и недостойно представлял Бога. Его отступление закончилось вавилонским пленом и потерей Ханаана. После освобождения их из плена Бог обновил Свой завет с Израилем и вернул изгнанников в землю завета, как обещал через рабов Своих пророков, которые напоминали Израилю, что обетования завета еще исполнятся в будущем, если они будут верны Богу (Ис. 14:1, 2; 27:12,13; Иер. 16:14–16; 29:10–14; Иез. 34:11–16; Мих. 2:12, 13).

3. Церковь как духовный Израиль

Когда пришел Мессия, посланный от Бога, народ не принял Его (Ин. 1:11). Израиль как Божий народ завета был отвержен. На сей раз Бог не заверил, что восстановит его в правах, но через Христа вынес такой приговор иудейскому народу: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:43). Преимущества, обетования и благословения взаимоотношений завета были переданы христианской Церкви как духовному Израилю и избранному Божьему орудию на земле.

Некоторые ветхозаветные пророчества, предназначенные для Израиля как нации, так и не исполнились, поскольку были даны народу, живущему в земле Ханаанской, и строго на том условии, что Израиль сохранит свой статус народа завета. Другие обетования, которые в Ветхом Завете адресованы буквальному Израилю, «духовно» истолковываются новозаветными писателями в связи с Церковью. Так, предсказав отвержение Израиля за его грех, Осия предвидит его восстановление (1:6–9). Бог заключит новый завет с Израилем (Ос. 2:18) и обручится со Своим народом навеки (стихи 19,23). Отверженный Израиль будет восстановлен. Новый Завет относит это пророчество к духовному Израилю, то есть к Церкви. Говоря об этом новом народе, состоящем не только из иудеев, но также и из язычников, Павел пишет: «Как и у Осии говорит: „не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленной»» (Рим. 9:25). Еще раз ссылаясь на Ос. 1:9, апостол добавляет: «И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого» (стих 26).

Подобно Осии, Иоиль также предвидел восстановление Израиля: «И узнаете, что Я — посреди Израиля, и Я — Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки» (Иоил. 2:27). Вслед за этим обетованием дается потрясающее пророчество об излитии Святого Духа на всякую плоть (стихи 28,29). Совершенно очевидно, что это пророчество было обращено к буквальному Израилю, ибо дальше пророк говорит: «Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима» (Иоил. 3:1). Тем не менее в день Пятидесятницы, когда Святой Дух был дан Церкви, Петр, находясь под водительством Духа, провозгласил: «Но это есть предреченное пророком Иоилем» (Деян. 2:16). Из этого можно сделать следующий вывод: Павел и Петр имели в виду, что пророчества, данные буквальному Израилю, исполнились на духовном Израиле, то есть Церкви. Отдельные иудеи все же обретут спасение, но уже как верующие во Христа (Рим. 9:6; 11:1, 2).

Во многих отношениях Церковь заняла место Израиля; более того, не все потомки Авраама по плоти являются его духовными наследниками. Павел, например, подчеркивает эту мысль в своем Послании к Римлянам: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» (2:28,29; ср. с 4:16; 9:7,8; Гал. 3:29). Авраам сделался «отцом всех верующих в необрезании» (Рим. 4:11). Трудно найти более ясные и понятные слова, чтобы выразить мысль о том, что духовное семя Авраама, его истинные духовные дети — это мужи и жены веры, независимо от их национального происхождения. Церковь стала Израилем Божьим (см. Гал. 6:16; см. Остаток/Три ангела, I, II). (394)

Д. Церковь видимая или невидимая?

Вопрос о видимой и невидимой Церкви является чуть ли не средоточием любого учения о Церкви. Некоторые отрицают существование какой бы то ни было церкви, кроме видимой — видимого установления, явно различимого для всех. Для них учение о невидимой Церкви — это ересь. Другие так же эмоционально утверждают, что Церковь невидима и включает в себя всех истинных детей Бога, в которых живет Его Дух и которые ведомы только Ему. Разграничение Церкви на видимую и невидимую не ново, но это не то же самое, что различие между поместной и вселенской церквами. Нам предстоит разрешить вопрос о том, в какой мере Церковь следует отождествлять с ныне существующими церковными организациями.

1. Две крайности

Сторонники первого взгляда считают организационные структуры частью истинной Церкви, особенно если история их Церкви восходит ко дням Христа. Группы людей могут собираться, создавать организацию, исследовать Библию, петь гимны, поклоняться Богу и называть себя церковью, но если они не могут доказать, что ведут свою историю от апостолов, сохраняя непрерывную линию преемственности, то не являются истинной церковью.

Не менее искренни в своих убеждениях те, кто подчеркивает приоритет прямых взаимоотношений с Богом через Иисуса Христа. Это именно то, что делает человека христианином. Совокупность таких рожденных свыше верующих и есть Церковь. Независимо от того, собираются они видимым образом или нет, они составляют Церковь. Видимая организация сравнительно неважна, особенно учитывая тот факт, что членство в ней не может служить гарантией спасения. В некоторых случаях у них возникает непреодолимое отвращение ко всему, что напоминает формальную структуру. Акцент здесь делается на качество личной христианской жизни.

Библейское решение этой проблемы, как это часто бывает, по–видимому, лежит где–то посередине. Важно отметить, что в Библии говорится как о видимой, так и о невидимой Церкви или, если быть точнее, о видимом и невидимом измерениях Церкви.

2. Приоритет веры и покаяния

Когда Иисуса спросили о спасении, Он указал на первостепенное значение личной веры и духовности. Он сказал ученикам: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Обращаясь ко множеству людей, Он подчеркнул: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:27). Никодиму Он сказал, что «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3; ср. со стихом 5). Скептически настроенные иудеи ужаснулись словам Иисуса о том, что «верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6:47). Сталкиваясь с той же проблемой, апостолы точно так же говорили о покаянии, обращении и вере во Христа. Когда Петра и других спросили: «Что нам делать, мужи братия?», ответ был следующим: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2:37, 38). Такой же ответ дал Петр в Деян. 3:12–26 и 4:7–12. В ответ на вопрос тюремщика из Филипп: «Что мне делать, чтобы спастись?» (Деян. 16:30), Павел ясно сказал ему: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься» (стих 31). Ни в одном из этих случаев не было дано ни малейшего намека на то, будто спасение зависит от причастности человека к видимой организации или группе верующих.

3. Видимая Церковь

Признавая первостепенное значение веры и покаяния, трудно не заметить, что Библия уделяет не менее пристальное внимание видимому измерению Церкви. В ответ на проповедь Петра и других апостолов 3000 душ приняло слово его. Эти люди крестились и присоединились в тот день к i20 ученикам, собравшимся в верхней горнице (Деян. 2:14–41). В последующие дни присоединились новые обращенные, так что эта базовая группа, которую Лука называет «всей церковью» (см. Деян. 5:11), выросла до 5000 человек (Деян. 4:4). Очевидно, что эти первые верующие христиане действовали как организованное и видимое общество. Они «постоянно пребывали в учении Апостолов» (Деян. 2:42), имели общение друг с другом (стих 42), совершали священнодействие крещения (стихи 38,41) и, по–видимому, Вечерю Господню (стих 42), собирались для молитвы (стих 42), вместе поклонялись Богу (стих 46) и вносили вклад в поддержку нуждающихся (стихи 44,45). Вне всякого сомнения, речь здесь идет о видимой местной церкви, хотя и без жесткой организационной структуры.

Эта первая община верующих была реальной, видимой и осязаемой группой, которая вызывала ощутимый общественный резонанс (Деян. 17:6). Сегодня популярная тенденция представлять Церковь невидимым сообществом и отрицать ее видимые и конкретные проявления, похоже, выдает незнание библейского учения, которое то и дело приписывает существование конкретных и видимых поместных церквей Богу или Христу (ср. 1 Кор. 11:16; Гал. 1:22; 1 Фес. 2:14; 2 Фес. 1:4). Согласно Новому Завету, Церковь не есть невидимая субстанция или духовный образ. В действительности невидимая Церковь была бы так же немыслима для библейских писателей, как и Мессия без общества. Церковь реальна, видима и осязаема. У нее есть определенная структура, состоящая из разнородных частей, или «членов». Как поместная, так и вселенская Церковь существуют в реальности.

В то же время Церковь имеет и невидимое измерение, которое нельзя измерить даже искупленными грешниками. Им не дано ясно видеть ту черту, которая отделяет истинных верующих от ложных, или определить, кто воистину принадлежит к Церкви, а кто нет. Не все, формально являющиеся членами Церкви, пребывают в истинном и живом общении с Богом. Верующие внутри видимой Церкви составляют истинную Церковь. Из учения Самого Господа следует, что видимое общество детей Божьих скорее всего носит смешанный характер и не состоит исключительно из чистых членов. Формальное признание Христа своим (395) личным Спасителем или даже участие в Его служении не может служить гарантией истинности и принятия Богом (Мф. 7:21–23; Л к. 13:22–27). Плевелы и пшеница будут расти вместе до времени жатвы (Мф. 13:24–30,36–43).

С одной стороны, в видимой Церкви могут быть люди, не являющиеся истинными верующими, а значит, и не принадлежащими к телу Христа. И наоборот, некоторые люди, не принадлежащие к видимой Церкви, могут быть связаны с Христом спасительными отношениями. Именно к таким людям обращено евангельское приглашение выйти из Вавилона и присоединиться к видимой Церкви Божьей (Откр. 18:1–4; ср. с Ин. 10:16).