VI. Священнодействия церкви

Наш Господь заранее установил определенные обряды, которые все рожденные свыше ученики были призваны соблюдать в ознаменование нового «пути», открытого благодаря воплощению, жизни и смерти Господа. Мы говорим о крещении и Вечере Господней. Некоторые называют их священнодействиями, а другие — таинствами. Восходящее к латинскому ордо, что значит «порядок, ряд», священнодействие указывает на практику, установленную и освященную Господом. Слово таинство, звучащее на латинском сакраментум и обозначающее священные или таинственные предметы, можно определить как обряд, в котором духовные реалии преподаются посредством видимых знаков. Это слово подразумевает, что в этом обряде существует нечто помимо видимых знаков, некая невидимая духовная реальность. Оба термина чужды Новому Завету, хотя оба обряда являются наглядным выражением веры всей Церкви.

А. Крещение

1. Что ему предшествовало, и как оно возникло

Возможно, внешняя форма крещения ведет начало либо от иудейского крещения прозелитов, либо от обряда, совершавшегося Иоанном Крестителем. В обоих случаях предполагается разрыв с прежней жизнью и принятие новой. Однако крещение Иоанна было, в первую очередь, предназначено для иудеев как призыв к покаянию «для прощения грехов» (Мк. 1:4). Когда крестился Сам Господь, то главный акцент делался на преданности уникальному делу и посвящению на мессианское служение (ср. Мф. 3:15). Христианское крещение наполнено совершенно другим, новым смыслом. Воплощение, жизнь и смерть Христа стали гарантией Божьего спасения, и крещение во имя Иисуса указывает на участие человека в этом спасении через веру в Христа.

2. Повеление

Повеление крестить было частью Великого поручения Христа Церкви — приобретать учеников во всех народах и крестить их (Мф. 28:19). Повеление нашего Господа было добросовестно выполнено учениками. Случаи крещения описаны в Деян. 2:38, 41; 8:12, 13, 16, 36–38; 9:18; 10:47; 16:15. Проповедь Евангелия требовала от людей принятия решения, которое в конце концов приводило их к крещению. В Новом Завете нет намека на существование некрещеных христиан.

3. Значение крещения

По своей сути крещение — это обряд, отражающий смысл Евангелия и плана спасения. Это слово переведено с греческого 6аптизо, что значит погружать «в» или «под». Когда речь идет о водном крещении (Мф. 3:6; (401) Мк. 1:9; Деян. 2:41), это слово также выражает идею погружения, окунания человека под воду. В то же время, поскольку слово баптизо используется по–разному в Новом Завете, включая омовение (Мк. 7:4; Лк. 11:38), а также страдание и смерть Христа (Мк. 10:38, 39; Лк. 12:50), небезопасно использовать значение этого слова в качестве основополагающего аргумента в пользу того или иного способа крещения. Однако не следует пренебрегать тем фактом, что в нескольких случаях крещения, описанных в Новом Завете, имело место полное погружение (ср. Мф. 3:6; Мк. 1:5, 9, 10; Ин. 3:23). Такой способ крещения также подкрепляется тем богословским значением, которое придают этому обряду писатели Нового Завета.

Для Павла смысл крещения в первую очередь связан со спасительными событиями жизни, смерти и воскресения Иисуса, поскольку он пишет об умирании и воскресении со Христом. «Неужели не знаете, — спрашивает апостол, — что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3,4; ср. с Кол. 2:12). Мысль Павла обретает смысл лишь в случае крещения посредством полного погружения в воду.

То, что Христос сделал для всех грешников на Голгофе, принимается каждым отдельным христианином в крещении. Во время крещения христиане умирают с Христом, распинаются с Ним (Рим. 6:6,8; ср. с Кол. 3:3). Его смерть освобождает их от греха (Рим. 6:17, 18). Воскреснув с Христом, они начинают новую жизнь (стихи 11–13; 7:4–6; Кол. 3:1). Погружение в воду — это символ погружения во Христа. Выход из воды — это символ новой жизни во Христе, «облечения» во Христа (Рим. 13:14; Гал. 3:27).

Погружение в воду — это также символ жизненно важного внутреннего посвящения Христу. Это ярко описано в Рим. 6 с помощью нескольких сложных слов с приставкой син, означающей «с» или «вместе». Мы вместе погреблись (синетафемен), мы срослись с Ним (симфитой); ветхая наша природа распята с Христом (синестауроте). Если мы умерли с Христом (син Кристо), то и жить будем с Ним (сидзесомен; Рим. 6:4–6, 8). Эти разные темы фокусируются в фундаментальной мысли о крещении как потоплении старой жизни и погружении в новую жизнь, смерть и воскресение.

4. Крещенные в одно тело

Вместе с тем считается, что христиане не только крестятся «во Христа» (Гал. 3:27), но также и «в одно тело», Церковь, как Тело Христа (1 Кор. 12:13). Если посредством крещения человек отождествляет себя с Иисусом Христом, он также отождествляет себя в крещении с Его Телом, Церковью. По словам Павла, «все мы одним Духом крестились в одно тело» (там же). Христианское крещение — это крещение «во имя Иисуса Христа» (Деян. 2:38; 10:48) или «во имя Господа Иисуса» (Деян. 8:16; 19:5), что, похоже, указывает на богословское значение крещения, а не на различные формулы крещения. Более конкретно оно изображает истину о том, что крещенные принадлежат Христу, становятся частью Его Тела.

5. Крещение верующих

Из всего вышесказанного становится ясно, что речь идет о крещении верующих. Если оно в самом деле символизирует смерть грешника для греха и последующую новую жизнь благодаря смерти, погребению и воскресению Христа, то крещение является действием веры и общественным свидетельством объединения крещенного с Христом в Его смерти и воскресении, свидетельством полной преданности Христу. Этим объясняется тот факт, что в Книге Деяния святых Апостолов проповедь, вера, покаяние и крещение неразрывно связаны друг с другом. В день Пятидесятницы, отвечая на вопрос: «Что нам делать, мужи братия?», Петр ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:37,38). «Когда [жители Самарии] поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины» (Деян. 8:12). Отвечая на вопрос тюремщика в Филиппах: «Что мне делать, чтобы спастись?», Павел просто сказал ему: «Веруй в Господа Иисуса, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:30, 31). Вскоре после этого они крестились (стих 33).

В каждом случае крещение было выражением покаяния и обращения, которое предполагает, что эпизодически упоминаемые дома и семьи (ср. Деян. 11:14; 16:15, 31–34; 18:8) выполняли условия крещения: откликались на проповедь слова, каялись, исповедовали грехи и заявляли о своей вере. В Новом Завете не описано ни одного случая крещения младенцев. Главное в повествовании о крещении — это кардинальное изменение направления жизни человека. В апостольские времена практиковалось полное погружение уверовавших в воду. Введение любой другой формы ничем не обоснованно и неизбежно ведет к неверным представлениям об истине.

6. Крещение и Святой Дух

В разных отрывках Нового Завета дар Духа явно связан с водным крещением, как, например, в Деян. 2:38; 8:14–17; 9:17, 18; 10:44–48; 19:1–7, а также в Мф. 3:11; Мк. 1:8; Лк. 3:16; Ин. 1:33; 3:5. В некоторых случаях крещению предшествует сошествие Духа (Деян. 10:44, 47); в других случаях Дух нисходит после крещения (Деян. 2:37, 38; Мк. 1:8). В двух случаях библейское повествование связывает наделение Духом с возложением рук (Деян. 8:12–17; 19:1–6). Вместе с тем Новый Завет прямо не учит тому, что возложение рук является необходимым условием принятия Духа или моментом, когда крещенному передается Святой Дух. В случае с Корнилием Дух был дан до крещения и без всякого внешнего знака, такого, как возложение рук Петра (Деян. 10:44–48). Однако апостол не сделал вывода, что после такого очевидного знака Божественного благоволения Корнилию и его домочадцам не требуется водное крещение. Одно другому не противоречит.

В Новом Завете обряд крещения — это единое и неразрывное целое, которое нельзя разложить на составляющие. Дух даруется именно в результате этого целостного и единого священнодействия. Без Духа не бывает библейского крещения. Когда речь идет о крещении, то (402) это всегда крещение водой и Святым Духом (см. Священнодействия).

Б. Вечеря Господня

Другим установленным в Библии обрядом, неотъемлемым от жизни Церкви, является Вечеря Господня. Учрежденное Самим Христом в ту ночь, в которую Он был предан (Мф. 26:20–30; Мк. 14:17–25; Лк. 22:14–23), это священнодействие названо в Священном Писании «вечерей Господней» (1 Кор. 11:20), «приобщением Тела Христова» (1 Кор. 10:16) и «трапезой Господней» (стих 21). Некоторые говорят о «хлебопреломлении» или преломлении хлеба, тогда как другие предпочитают термин «евхаристия» от греческого евхаристео — слово, которым называлось благодарение перед принятием хлеба и вина (Мф. 26:27; 1 Кор. 11:24). Похоже, что вечеря была частью общей трапезы (по крайней мере, в Коринфе), которая съедалась вместе с благословенным хлебом и чашей по образцу последней Вечери, описанной в синоптических Евангелиях.

Совместное свидетельство синоптических Евангелий не оставляет сомнений в том, что священнодействие было установлено Самим Христом. Несмотря на то, что остаются трудности в понимании природы последней Вечери и ее связи с иудейской Пасхой, Вечеря Господня имеет все признаки пасхальной трапезы, независимо от того, описывается она евангелистами или Павлом (1 Кор. 10:14–22; 11:23–34), который пишет, что «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7). То, что начиналось как пасхальный обряд, воспоминание об исходе из Египта и заключении завета на Синае (Исх. 24), стало празднованием нового исхода — на сей раз исхода из мира греха — и заключением нового завета, запечатленного Кровью Иисуса.

1. Значение Вечери Господней

а. Взгляд назад. Повеление Христа: «Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:24) обобщает первостепенное значение Вечери Господней. В первую очередь, это обряд воспоминания, но не обо всем, что говорил и делал Христос, а о Его искупительной смерти. Подобно тому, как иудейская Пасха была взглядом назад, напоминанием о могущественном деянии Бога, когда Он избавил Израиль от египетского рабства (Исх. 12:14; 13:3, 8, 9; Втор. 16:3), Вечеря Господня, в которой христиане вкушают хлеб и вино, напоминает о решающем событии, происшедшем на Голгофе — о новом «исходе» (ср. с Л к. 9:31) Христа и Его победе над грехом и смертью. Преломление хлеба и разливание вина — это непрерывное воспоминание Церковью смысла жертвенной смерти Христа, которая служит основанием нашего спасения (Деян. 20:28).

б. Напоминание в настоящем. Вечеря Господня также возвещает истину в настоящем времени. Те, кто собирается на «трапезу Господню» (1 Кор. 10:21), чтобы «вкушать вечерю Господню» (1 Кор. 11:20), видимым образом выражают свой нынешний союз друг с другом, скрепленный союзом с Главой Церкви, Самим Христом: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17). Ясно, что для Павла Вечеря Господня — это повод и основание для единства. В основе непрекращающихся отношений между Богом и Его народом лежит завет — новый завет, который подчеркивается во всех описаниях данного священнодействия (Мф. 26:28; Мк. 14:24; 1 Кор. 11:25).

в. Взгляд вперед. Вечеря Господня, установленная Самим Христом, есть не только воспоминание о прошлом и напоминание в настоящем, но и взгляд в будущее, предвкушение Второго пришествия Господа. Павел пишет: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11:26). Тот же эсхатологический лейтмотив был выражен Иисусом, когда Он сказал: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29; ср. с Мк. 14:25; Лк. 22:16, 18). Подобно тому, как иудеи, празднуя Пасху, не только оглядывались назад, в прошлое, вспоминая свое избавление от рабства, но и предвкушали новое, долгожданное избавление Мессией, так и христианское братское общение за трапезой Господней есть возвещение о том, что Тот, Который пришел и присутствует среди нас, обещал прийти опять.

г. Символы. Во время Вечери Господней происходит реальное общение с Христом, но не в том смысле, что хлеб и вино претворяются в буквальные тело и кровь Христа. Они претворяются в них не больше, чем в то время, когда Сам Господь, установивший данное священнодействие, взял хлеб и раздал его ученикам со словами: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое», а затем точно так же взял чашу и передал им, пояснив: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28). Он оставил ясное наставление: «Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:24, 25). Бездрожжевой хлеб и неперебродивший плод виноградной лозы, которые только и могут надлежащим образом символизировать безгрешное совершенство Личности Христа, разделяются между участниками трапезы «в воспоминание» о Господе; они говорят о жертвенной смерти и спасении и провозглашают их, доколе Он придет.

Помимо беседы Павла, изложенной в 1 Кор. 10, 11, в Священном Писании не много сказано относительно предпосылок для участия в Вечере Господней. Тем не менее если в силу самой своей природы это священнодействие обозначает духовные взаимоотношения между человеком и Господом, то трапеза Господня предназначена только для тех, кто сопричастен Ему и Его спасению. Это непременное условие можно вывести из настойчивого требования Павла, чтобы церковь отлучала от тела Господня тех, кто живет в открытом грехе (1 Кор. 5:1–5). И все же отношение Христа к предавшему Его ученику должно предостеречь христиан от неподобающей исключительности (см. Священнодействия III).

2. Служение ногоомовения

С библейской точки зрения служение Вечери будет неполным без обряда ногоомовения. Подобно тому, как Христос углубил смысл иудейской Пасхи, Он же вложил (403) в омовение ног, древний знак гостеприимства в Ветхом Завете, более глубокое значение, сделав его неотъемлемой частью Вечери Господней (Ин. 13:1–5). Своим примером Господь не только запечатлел в сознании присутствовавших Свою жизнь кротости и служения, но и использовал это событие для того, чтобы подготовить эгоцентричных и гордых учеников (ср. Лк. 22:24) к участию в Вечере Господней.

Ногоомовение должно было сделать нечто большее, чем только омыть их запылившиеся на грязных дорогах ноги, поскольку, омыв им ноги и намекая на Иуду, Иисус смог сказать, что они чисты, но не все (Ин. 13:10, 11). Более возвышенное очищение, очищение сердца, входило в намерение Христа, когда Он учреждал это священнодействие. Вечный характер этого служения ясно вытекает из наставления Христа: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Он еще более явно подчеркивается Его дальнейшими словами: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (стихи 15, 17).

Имеет ли это священнодействие какое–то отношение к нашему времени, помимо ясного, содержащегося в нем урока о том, что это служение есть знак христианского величия? Обращенное к Петру объяснение Христа о том, что «омытому [лоуо] нужно только ноги умыть [нипто], потому что чист весь» (стих 10), похоже, дает ответ на наш вопрос. Подобно ученикам, ноги которых, обутые в сандалии, то и дело пылились и нуждались в повторном омытии, христиане, крещенные в Христа и очищенные Его Кровью, все время нуждаются в очищающей благодати Христа, которая смывает с них скверну, налипающую вследствие того, что они временами спотыкаются в своей христианской жизни. Им не нужно перекрещиваться: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь». Служение ногоомовения необходимо нам для признания нашего эгоцентризма и нашей нужды в благодати Христовой, а также для обновления обета, данного при крещении. Наставление соблюдать этот обряд: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (стих 15; ср. со стихом 17) не менее ясно и понятно, чем повеление, касающееся Вечери Господней: «Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:24). В обоих случаях употребляется тот же самый глагол пойео (делать). Нет никаких библейских оснований для того, чтобы понимать то или другое повеление в чисто символическом смысле. Иисус дал Церкви только два священнодействия: крещение и Вечерю Господню, которая включает в себя также и ногоомовение. Ни одно из них не утратило своей значимости. Оба даны для назидания Церкви и подготовки святых к служению (см. Священнодействия II).