I. Библейский взгляд на доверенное управление

В Ветхом и Новом Завете нет ни одного слова, которое бы несло в себе все оттенки понятия «доверенное управление». Данная доктрина не основана на экзегезе одного слова или даже отрывка Писания. Она опирается на текст обоих заветов. Идея формируется и становится понятнее по мере того, как она разъясняется динамичным библейским свидетельством (см. Притч. 4:18).

А. Понятия и слова

1. «Поставленный над домом»

Если выразить это простым языком, управляющий — это человек, нанятый в управители и отвечающий за имущество или дела другого лица. Быть может, термин и прост, но понятие, которое за ним скрывается, весьма широко. Понятно, что управляющий — это слуга, но слуга, наделенный полномочиями. Это можно проиллюстрировать на примере почти повсеместного обычая назначать домоправителя или мажордома. Слуга Авраама был «старшим в доме его, управлявшим всем, что у него было»; иными словами, он распоряжался всем имуществом Авраама (Быт. 24:2).

Фараон сказал Иосифу: «Ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя» (Быт. 41:40). Под «домом» в данном контексте подразумевается имение, владение или имущество. Он может означать место жительства, домочадцев, семейные дела или интересы всего царства. Потифар увидел в Иосифе человека, которому можно доверить управление всем домашним хозяйством: «И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его» (Быт. 39:4).

Перед тем как стать управляющим фараона, Иосиф получил другое назначение: «И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем» (стих 22). Став управляющим фараонова дома, Иосиф нанял собственного управляющего, чтобы он присматривал за его домом. Когда его братья пришли в Египет, Иосиф «приказал… начальнику дома своего, говоря … серебро каждого положи в отверстие мешка его» (Быт. 43:19; 44:1). Из ответа управляющего братьям становится очевидно, что Иосиф сделал его поверенным в делах своей семьи (Быт. 43:23).

Иногда «дом» означает более широкую ответственность перед городом, областью или царством. «И пришли мужи Иудины, и помазали там Давида на царство над домом Иудиным» (2 Цар. 2:4). В 4 Цар. 10:5 «начальствующий над домом» управлял царским дворцом (данный термин также употребляется в 4 Цар. 15:5; Есф. 8:2; Ис. 22:15; 36:3). В повествовании о Данииле начальнику евнухов было поручено опекать четырех знатных еврейских юношей (Дан. 1:10). В данном случае «начальник» или «князь» — перевод слова cap, которое также означает «управляющий» и употребляется для обозначения предводителей, вождей, правителей, полководцев, господ, хозяев, начальников или попечителей. По мере раскрытия этого понятия становится ясно, что управляющий не может выполнять свою работу, если не наделить его полномочиями.

2. Ойкономос и ойкономиа

В Новом Завете идеи Ветхого Завета соединяются с понятиями, словами и идеями первого века нашей эры, чтобы таким образом обогатить и разъяснить библейское учение о доверенном управлении, или домостроительстве. Самые распространенные греческие слова применительно к домостроительству образуются от терминов ойкос и ойкиa, «дом». Ойкономос — это человек, который следит за домом: распорядитель или управляющий. Ойкономиа — это абстрактное существительное, «управление домом». Его смысл зачастую бывает значительно шире.

Неверный управитель из притчи Иисуса (Лк. 16:2–4) назван ойкономос, и его обязанности называются словом ойкономиа, «домостроительство» или управление. В 1 Кор. 9:17 Павел говорит об ойкономиа как о вверенной ему обязанности. В Еф. 1:10 слово ойкономиа обозначает намерение Бога «соединить все» во Христе. В Еф. 3:2 апостол говорит о «домостроительстве благодати Божией».

В Кол. 1:25 ойкономиа — это данное Богом поручение «сделать слово Божие известным» (англ. пер.). В Тит. 1:7 епископ назван домостроителем (ойкономос), что говорит о его обязанности исполнять функции управляющего.

Ойкономос употребляется в Рим. 16:23 в отношении городского казначея. В 1 Кор. 4:1, 2 Павел хочет, чтобы Церковь разумела его и его соратников как «служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих». Далее, отмечает он, «от домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным». Каждый христианин — это ойкономос: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр. 4:10).

Б. Творение как основание для доверенного управления

1. Милостивое деяние Бога

Учение о доверенном управлении восходит к сотворению мира. Именно с этой истории должны начинаться любые попытки полностью осмыслить суть доверенного управления. В действительности понимание первых трех глав Бытия предопределяет представление человека о Боге: каков Он, какова Его природа и Его характер.

Прямо или косвенно мысль о том, что Бог есть «господин всего», красной нитью проходит через все Писание. С первых слов Бытия Яхве рассматривается как Бог–Творец. Библейские писатели считают это само собой разумеющимся. Не предпринимается никакой попытки доказать то, что и так предельно ясно (см. Творение III. A–B).

2. Владычество Бога

В творении Бог открывается как милостивый и крепко любящий Бог. Его творческая деятельность позволяет (468) проникнуть в Его характер. Он бережно и умело создает новый мир. Его искусство и мастерство делают этот мир бесконечно прекрасным. Псалмопевец воодушевляет людей славить Господа «за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих» (Пс. 106:31; 110:4).

Во всем Священном Писании просматривается связь между творением и спасением. Живой Бог одновременно является Творцом и Искупителем. Перед тем как создать мир Он предусмотрел план спасения на случай грехопадения (1 Петр. 1:18–20).Таким образом, Иисус Христос был призван объединить творение, искупление и благодать. После грехопадения человека истина о творении соединилась с Божественной благодатью, что дает надежду на полное избавление кающихся грешников и земли от последствий человеческого беззакония (см. Спасение III. В).

Творение было милостивым действием любящего Бога. Создавая землю, Он желал населить ее разумными существами, на которые изливалась бы Его любовь. «Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного» (Ис. 45:18).

3. Адам и Ева — представители Бога

Этот благой Бог, сотворивший людей по Своему образу, сделал их Своими представителями, поручив им заботиться о земле. «И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). То же повеление повторено в 28–м стихе.

В повествовании о творении мужчину и женщину призывают быть подобными Творцу, по чьему образу они были созданы. Роль человека отличается от роли всех других творений. Только ему даны нравственные указания, и ему отведено особое место в Божьем творении. Бог сообщает об особых целях и намерениях, которые Он преследовал, когда творил человечество; Он прямо разговаривает только с сотворенными людьми (стихи 26–30). Елена Уайт указывает, что «человек, которого сотворил Бог, был превосходным существом; он один создан по образу Божьему и способен приобщиться к Божественной природе, сотрудничать со своим Творцом и осуществлять Его планы» (Сыновья и дочери Бога, с. 7).

Бог сотворил человеческую пару по Своему образу, чтобы они выполнили Его поручение владычествовать. Бог сотворил Адама и Еву с конкретным заданием: управлять Его творением. И чтобы они смогли выполнить возложенную на них миссию, Он обильно благословил их. Ответственность в области доверенного управления — это часть образа Божьего.

Следовательно, Адам был специально уполномочен быть Божьим представителем. Из всех сотворенных существ только Адам и Ева могли быть Божьими управляющими, потому что они были нравственными существами. «Первый человек Адам» (1 Кор. 15:45) был главой рода человеческого. Выйдя из рук Творца, он олицетворял все то, что Бог задумал в отношении человечества.

Библейский летописец тщательно подбирал слова, чтобы ясно дать понять раз и навсегда: (1) владычество Бога, Его суверенитет и преимущественное право; (2) наше предназначение «возделывать и хранить» землю; (3) нашу ответственность и подотчетность как нравственных существ, сотворенных по образу Божьему.

Адам и Ева сохранили статус Божьих представителей даже после грехопадения, как об этом говорит псалмопевец: «Поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его» (Пс. 8:7; см. Человек I.Б. 1, 2).

В. Напоминания о Божьем владычестве

Будучи Творцом, Бог также является владыкой и опорой всего творения: «Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23:1). «Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор… Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс. 49:10–12). Силой Своей «Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву» (Пс. 146:8).

1. Дерево познания добра и зла

В Едемском саду дерево познания добра и зла служило напоминанием о том, что Бог не отказывается от прав на Свое имущество. Доверенное управление имеет свои пределы: домоправитель не имеет права использовать блага, принадлежащие хозяину, без его ведома и разрешения. Вкусив плодов с дерева познания добра и зла, люди вышли за пределы дозволенного: оно напоминало и предупреждало о том, что нарушение завета о доверенном управлении неизбежно повлечет за собой возмездие. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16–17).

Бог не позволит людям присваивать себе права собственности. Они всегда будут лишь Его представителями и управляющими. Если бы людям было позволено быть владельцами, они бы вскоре присвоили себе Божественные полномочия (см. Грех III.Б.1–3).

2. Суббота

Первый полный день, который Адам и Ева провели вместе, была суббота, особый день Божьего покоя (Быт. 1:31–2:3).

Если исследовать четвертую заповедь в свете идеи доверенного управления, она становится Божественной декларацией взаимоотношений между людьми. На первом месте идут взаимоотношения с Богом. Этот день суть «суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:10). Заповедь о субботе напоминает сотворенным существам об их смертности и тварности. Творец напоминает своему творению, что Он сохраняет Свои права на этот мир. Его земные дети являются наместниками и управляющими.

В заповеди о субботе есть указание на взаимоотношения с ближними: «Не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих» (469) (ст. 10). Управляющий как Божий представитель призван сделать субботний покой доступным для всех Божьих творений.

В веренице обыденных дней Бог поместил дар для существ, сотворенных по Его образу. Мы можем даже сказать, что суббота — это частица вечности посреди нашего земного времени.

Суббота также утверждает взаимоотношения между Яхве и людьми, всегда остающимися творением, а также между людьми и животными и даже между людьми и землей. Здесь ясно предписываются отношения зависимости от Бога и поклонение Творцу. Указывая человеку, что он должен соблюдать субботу не в одиночку, а в обществе других, Бог наметил правильные отношения между людьми. Наконец, освободив животных от труда, Творец показал, как людям следует заботиться о прочем творении, которое Он положил под ноги его (i, с. 80).

Поскольку суббота имеет отношение к времени, в людей вложено сознание ценности времени. Вслед за словами «суббота для человека» идут другие: «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:27, 28). Будучи вселенским даром во времени, суббота придаёт больше смысла всем другим дням. Более глубокий смысл субботы в том, что Иисус есть Господин всего: времени, талантов, сокровищ и храма тела (см. Творение I.A.1–4; И.В; Суббота I.A; II.A).

3. Десятины и приношения

Наряду с субботой, десятины и приношения также напоминают нам, что только Бог является абсолютным собственником. Об этом первой паре напоминалось посредством дерева, плоды которого им нельзя было вкушать (Быт. 2:17). После грехопадения и изгнания из сада эта истина о владычестве была закреплена в принципе возвращения десятины.

В Книге Бытие отделение десятины предстает как уже известный обычай. Авраам отдал десятину Мелхиседеку, царю Салима и священнику Бога Всевышнего (Быт. 14:18–20). То же записано и об Иакове, который обещал Яхве: «Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:22).

Десятина должна была считаться Божьей десятой частью. «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев. 27:30). Священная десятина была признанием владычества Яхве: «Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23:1; ср. с 49:10–12; Агг. 2:8).

Израильтянам было заповедано отделять десятину от произведения семян своих — «которое приходит с поля твоего каждогодно» (Втор. 14:22). Таким образом народ завета показывал любовь и уважение к своему Богу. Во всем Ему нужно было отводить первое место. «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Притч. 3:9).

Из библейского повествования следует, что практика отделения десятины продолжалась и после возвращения из плена. «И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые» (Неем. 13:12). Совершенно ясно, что десятина предназначалась для религиозных целей, в том числе для поддержки священников и левитов: «А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Чис. 18:21). После возвращения из вавилонского плена «приставлены были люди к кладовым комнатам для приношений начатков и десятин, чтобы собирать с полей при городах части, положенные законом для священников и левитов, потому что Иудеям радостно было смотреть на стоящих священников и левитов» (Неем. 12:44). Это нужно было делать с радостью и благодарностью Богу, Который даровал им «силу приобретать богатство» (Втор. 8:18).

Десятина имеет отношение к осязаемым благам и напоминает нам, что мир физический был охарактеризован как хороший. Отсюда повеление чтить «Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Притч. 3:9). Возвращение десятины спасает нас от ложного противопоставления духовного материальному. Бог Израиля есть Податель всякого благого даяния. Он не проводит никакого резкого различия между так называемым духовным и так называемым материальным. «Всё соделал Он прекрасным в свое время» (Еккл. 3:11). Впоследствии Иисус признал десятину как то, что «надлежало делать, но и другого не оставлять» (Мф. 23:23, ин. пер.).

Возвращение десятины делает поклоняющегося представителем Бога. Таким образом, человек ставит себя на место заботливого Бога, проявляя Его дух жертвенной любви. Интересы и заботы Бога становятся интересами и заботами верующего, а взаимоотношения завета углубляются.

Опыт иудейского народа при Неемии позволяет увидеть глубинный смысл принципа отделения десятины. Весь народ чистосердечно заключил со своим Богом завет.

Когда все иудеи принесли десятину зерна, вина и масла в кладовые, Неемия назначил конкретных людей хранителями или попечителями, «потому что они считались верными. И на них возложено раздавать части братьям своим» (Неем. 13:13).

В конце Ветхого Завета пророк Малахия повторяет требования Яхве, а также обещает обильные благословения:

«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: „чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:8–12).

Невозвращение десятины считается нарушением завета. (470)

Г. Примеры доверенного управления

Помимо десятины Господь также ожидал приношений. Яхве сетовал на то, что Израиль обкрадывает Его «десятиною и приношениями» (Мал. 3:8). Когда израильтяне совершали паломничество в Иерусалим, от них ожидалось, что они принесут приношение или дар, маттанах, от глагола натан, что значит «давать» (Втор. 16:17). То же слово используется для обозначения дара, который отец делает своему сыну (Быт. 25:5) и Божьего дара священства Аарону (Чис. 18:7). Это слово означает дар, вызванный добрым расположением и любовью одного человека к другому (ср. с Есф. 9:22).

Как народ, находящийся во взаимоотношениях завета с Богом, Израиль получил Его богатейший дар: благодать. Бог был милостив, благ и добр к этому народу. Сама Тора была даром благодати Божьей. Правильная реакция на это проявление изобилующей благодати предложена в Пс. 95:8, 9: «Воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его; поклонитесь Господу во благолепии святыни». Давид восклицал в благоговении: «Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе» (1 Пар. 29:14).

В качестве примера жертвенности христиане взирают на Бога, «дающего всем просто и без упреков» (Иак. 1:5). Сыновья и дочери Отца подражают Тому, Кто «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Верующих трогает беспрецедентный пример Бога, «Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим. 8:32).

1. Ветхий Завет

Бог всегда ниспосылал миру Свою благодать через отдельных людей и Свой народ Израиль. Они открывают Его благодать миру и в каком–то смысле становятся посредниками благословений. Некоторые люди в Библии воплощают в себе истинное доверенное управление.

а. Авраам. Божье обетование завета гласило: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт. 12:2). Авраам, отец верных, служит примером полной преданности Яхве во взаимоотношениях завета. О нем Бог мог сказать: «Ибо Я избрал его (евр. „Я познал его») для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт. 18:19). Доверенное управление предполагает взаимоотношения доверия. Верность Богу, преданность Его воле и послушание Его заповедям характеризуют истинного домоправителя. Явившись Аврааму, Яхве дал ясно понять, что хочет сделать его хранителем знаний о Боге.

б. Иосиф. Один из сыновей Иакова стал идеальным домоправителем в Ветхом Завете. История его жизни рассказывается в последней части Книги Бытие. Проданный в жестокое рабство, он достиг видного положения в доме Потифара (Быт. 39:4, 5) и в царстве фараона (Быт. 41:39–41). Иосиф понимал свою миссию и отдавал себе отчет в том, что «Бог обратил это [жестокое обращение, которому он подвергался] в добро, чтобы… сохранить жизнь великому числу людей» (Быт. 50:20). Говоря о жизни Иосифа, псалмопевец отметил, что Бог «послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф» (Пс. 104:17). Как Божий управитель, Иосиф принес Египту большие благословения. «Царь… поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим, чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости» (стихи 20–22). «Бог сделал Иосифа источником жизни для древнего Египта, и благодаря его честности и порядочности была сохранена жизнь всего этого народа» (Деяния апостолов, с. 13).

в. Израиль. Бог пожелал сделать Израиль посредником Своей истины, благодати и благословения для соседних народов. Его дети были призваны стать Его управляющими. Таковы были условия Его завета с ними: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5, 6). Они должны были получить обильные благословения и давать в долг другим народам, а сами не брать в долг (Втор. 28:12).

Материальные благословения, ниспосылаемые Богом Израилю, должны были привлечь внимание всего мира. Намерение Бога заключалось в том, чтобы народы интересовались причинами такого необычайного процветания Израиля. Это бы открыло для него возможность успешно свидетельствовать об Источнике благословений и указывать на необходимость повиноваться небесному Богу (Ис. 44:8; 49:6; Мал. 3:12). Бог предусмотрел все для того, чтобы Его избранный народ был доверенным управляющим (домостроителем) Его спасительной благодати: «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы» (Ис. 42:6, 7).

2. Новый Завет

а. Иисус как совершенный Божий управитель. Иисус пришел в мир как главный домостроитель Божий, посланный Отцом (Ин. 5:36). Восстановление, исцеление и искупление потерянной планеты были отправными моментами и параметрами Его домостроительства (Лк. 19:10; Еф. 1:10). Складывается впечатление, будто потерянная часть космоса была отдана Ему в руки, чтобы Он искупил людей из рабства греху (Мф. 1:21). Он пришел, чтобы принести жизнь (Ин. 10:10). Отец даровал Ему власть для выполнения миссии и суда (Мф. 28:19, 20; Ин. 5:22–27; 8:29).

Иисус осуществляет план спасения, как указывает Павел в Еф. 1:9–23. Этот план немыслим без Христа и Его спасительных действий. Он берет на себя ответственность за эту миссию и в то же время подчиняется Своему Отцу, находясь в человеческой плоти. Бог хвалит Иисуса за то, что Он «верен Поставившему Его» (Евр. 3:2). По этой причине Иисус «достоин тем большей славы пред (471) Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его» (стих 3). Как верный сын, наблюдающий за Божьим домом, Он Сам является средством спасения. «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25).

б. Доверенное управление в притчах Христа. Идея доверенного управления усиливается в некоторых притчах Иисуса. Например, в Лк. 12 противопоставляется верный и неверный домоправители. Слуги предупреждаются о необходимости все время пребывать в состоянии готовности — с препоясанными чреслами и горящими светильниками — и ожидать возвращения своего господина. При звуке первого стука они должны быстро отворить дверь. Точный час Его пришествия неизвестен; Он может прийти во вторую или третью стражу ночи. За исполнение воли своего господина «верный и благоразумный домоправитель» тогда будет поставлен «над всем имением» (стихи 42–44). Но есть и другой домоправитель, неверный, который не готов к приходу господина. «Придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными» (стих 46).

Главная мысль притчи в том, что нужно нести ответственность за познание Бога и Его дары. «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (стих 47). Иисус дал ясно понять, что эта притча предназначается для учеников, которым была дарована многоразличная благодать Христова. Как домоправители даров своего господина, они должны были делиться с другими. В конце века от них потребуется полный отчет за управление домом (ср. с Мф. 24:45–51; 25:14–30).

Доверенное управление является главным мотивом притчи о минах (Лк. 19) и притчи о талантах (Мф. 25). Вельможа или землевладелец отправляется в дальнюю страну и созывает своих слуг, чтобы распределить между ними работу, которую они должны будут выполнять во время его отсутствия. В каждом случае он ожидает, что они получат прибыль, мудро используя его капитал. В Лк. 19:13 указывается, что они должны пустить эти деньги в оборот, пока его не будет. У Матфея сказано, что он «поручил им имение свое» (Мф. 25:14). Слуги поняли свою ответственность. Тот, которому было дано пять талантов, «пошел, употребил их в дело». То же самое сделал и тот, которому было доверено два таланта (стихи 16,17). В обеих притчах слуги, выполнявшие обязанности управляющих в отсутствии господина или вельможи, получали похвалу и награду. Мудрый домоправитель отождествляет себя со своим господином и его интересами. Однако в будущем настанет определенный день, когда будет подведен итог и дана оценка. Суду должно начаться «с дома Божия» (1 Петр. 4:17).

В Мф. 25:31–46 домоправителей судят по тому, как они обращались с обездоленными: узниками, больными, бездомными и несчастными. Бескорыстно делившиеся с ними с удивлением слышат, как Царь говорит, что все это они сделали Ему. Их приглашают «наследовать Царство» (стих 34). Те, кто не выдерживает такой проверки, подвергаются вечному наказанию (стих 46).

Как видно из этих притч, доверенное управление сопряжено с наградами и наказаниями. В каждом случае хозяин дома бескомпромиссен: от получивших его капитал требуется умножить его и вернуть с прибылью. Суд будет совершаться по понятным меркам: «От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48).

в. Доверенное управление в апостольской Церкви. Церковь во дни апостолов активно участвовала в христианском домостроительстве. Члены сообщества понимали, что значит быть домостроителями в личной жизни и жизни общественной. Своим отношением и делами они показывали себя образцовыми христианскими управителями. Каждый член общины был готов творить добрые дела, проявлять щедрость и делиться своими средствами. В Деян. 2:44, 45 описывается христианское управление в действии: «Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого».

Первые христиане по всей империи чувствовали свою ответственность друг за друга, будь то иудеи или язычники. У них рано развилось это экуменическое сознание. Когда иерусалимская церковь страдала от голода, предсказанного пророком Агавом, верующие в языческом мире щедро жертвовали для облегчения нужды своих собратьев. Павел рассматривал этот кризис как возможность продемонстрировать истинную любовь агапэ. Это укрепило и объединило всемирное братство. «Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла» (Деян. 11:29,30).

Во 2 Кор. 9:6, 7 Павел развивает учение о жертвенности: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог».

Бескорыстная жертвенность первых христиан вызывала ответную реакцию: «Так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми» (2 Кор. 9:11–13).

Заботясь о единоверцах и всех нуждающихся в христианских общинах по месту жительства, члены Церкви не должны были пренебрегать собственными семьями. Ответственность в области доверенного управления начинается с заботы о нуждах родственников по крови. Павел выражает это очень эмоционально: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

Апостолы также призывали Церковь финансово поддерживать служителей Евангелия. В стихе 18 Павел сослался (472) на слова Иисуса: «Трудящийся достоин награды своей» (Лк. 10:7; Мф. 10:10). Побуждая Тимофея почитать старейшин (стихи 17, 18), он цитирует место из Ветхого Завета: «Не заграждай рта у вола молотящего» (см. Втор. 25:4; ср. Чис. 18:21; Неем. 12:44,45).

Хотя Павел не всегда принимал дары церквей для поддержки своего служения, он настаивал на своем праве получать такую поддержку. Это требование остается в силе по сей день.

«Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?.. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования»(1 Кор. 9:11–14).

Ранняя Церковь была наполнена духом щедрости. Верующие очень серьезно относились к словам апостола Павла: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7). Апостольская Церковь являет собой образец доверенного управления на все времена.

Во времена апостолов Церковь дала пример, определенный критерий и точку отсчета на все времена. Подобно тому, как Иосиф был в Египте, а Израиль — среди народов, так и те, кто называется именем Христа, несут ответственность и дадут отчет. Благословения, которые дарует им Бог, они в свою очередь должны передать всему миру. Быть домостроителями — значит делиться с ближними несравненными богатствами Христа. «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4:1,2).

Община верующих не живет для себя. Она существует для того, чтобы распространять многоразличную Божью благодать и делиться ею с нуждающимся миром. Эта благодать больше, чем просто чувство; она имеет отношение к конкретным ситуациям и реальным нуждам. Эти нужды могут быть либо духовными, либо материальными. У домостроителя нет другого выбора, как удовлетворять эти потребности, где бы и на каком бы уровне они ни обнаруживались.

Д. Библейское управление: практические аспекты

Первой супружеской паре и их потомкам как Божьим представителям на земле было поручено осуществлять управление данными Богом ресурсами, среди которых можно упомянуть Божественную благодать, жизнь, время, таланты, богатство и саму землю (см. Образ жизни П.В.5).

1. Доверенное управление Божьей благодатью

Величайший дар, полученный людьми от Бога, есть вечная жизнь (Ин. 3:16) — не только в будущем, но здесь и сейчас (Ин. 5:24; 10:10). Это та благая весть, с которой пришел в мир Иисус. До Своего вознесения Он поручил Своим ученикам незавершенное дело: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19,20).

Павел признавал свой долг делиться Евангелием благодати: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16). Но он не ограничивал эту обязанность собой или другими апостолами, но писал коринфянам, что «все… от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения» (2 Кор. 5:18). Он похвалил фессалоникийцев: «От вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога» (1 Фес. 1:8). Он также молился о том, чтобы свидетельство Филимона о своей вере «оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе» (Флм. 6).

Петр также писал о христианском долге проповедовать благую весть: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2:9). Язычники должны были наблюдать за жизнью христиан и благодаря этому «прославлять Бога» (стих 12). Апостол также призывал верующих быть «всегда готовыми всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью» (1 Петр. 3:15).

Откр. 14:6–12 содержит благую весть, «вечное Евангелие» (стих 6), которое должно возвещаться всему миру. Акцент делается на Боге, Чье обетование и Слово возвышаются над нынешним мрачным положением вещей и указывают на славный исход, описанный в заключительных главах Книги Откровение. Благая весть состоит в том, что Бог воистину любит нашу планету и решительно настроен на то, чтобы спасти и обновить ее, дабы осуществилось Его изначальное намерение в творении. Проповедь этой жизненно важной вести во всей ее полноте есть неотъемлемая часть христианского домостроительства.

Церковь как Тело призвана подавать последовательный пример осуществления истинного домостроительства в обществе, все более становящимся секулярным. Для этого ее члены должны обуздывать свои вкусы, сопротивляться искушению потребительского отношения к жизни и как можно лучше подражать образу жизни смиренного Назарянина. Это вызовет доверие к свидетельству Церкви в обществе.

Однако отдельные христиане не должны уповать на то, что организация будет за них выполнять их обязанности. Если доверенное управление нам о чем–то и говорит, так это о том, что каждый из нас лично отвечает за то, чтобы наилучшим образом распоряжаться вверенными нам дарами и способностями во славу Божью и чтобы служить людям и всему творению.

В последнее время народ Божий призван участвовать в возвещении вестей трех ангелов из Откр. 14. Поскольку дети Божьи получили Божий дар безвозмездного спасения, они теперь обязаны возвещать весть надежды и жизни.

2. Доверенное управление жизнью

Жизнь — это дар Божий, и она принадлежит Богу, Который является ее источником. Бог милостиво вверил (473) жизнь роду человеческому и требует, чтобы люди разумно распоряжались ею.

Бог дает жизнь с избытком и с радостью делится жизнью со Своими творениями. Динамичная, безудержная жизнь буквально пульсирует на страницах Библии, когда она повествует о сотворении мира. Например:

«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Быт. 1:20–22).

Адам стал живым существом после того, как Бог «вдунул в ноздри его дыхание жизни» (ин. пер.). Ему и Еве было сказано: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (стих 28). Ответственность Адама в области доверенного управления заключалась в том, чтобы вместе со своим Творцом порождать жизнь и сохранять драгоценное дыхание жизни во всех людях. Очевидно, что Каин признавал эту ответственность. Это видно из того, как он ответил Богу. Из–за нежелания сохранить жизнь брату своему Каин был проклят Богом, ибо голос крови брата его вопиял к Богу от земли (Быт. 4:10–12). Бог призвал Каина к ответу за то, что тот отрекся от принципов доверенного управления, не пожелав сохранить жизнь своему брату. Он также взыскивает с нас за жизнь и благополучие наших ближних.

После потопа сыновья Ноя также получили наставление о том, как они должны дорожить даром Божьей жизни, будучи ответственными домостроителями. «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша… Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:5, 6). Торжественно объявив о святости жизни, Бог тем самым обезопасил жизнь людей. «Это предупреждение направлено против убийств и самоубийств» (см. Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 264).

Система жертвоприношений, установленная у врат Едема, которая избавляла людей от заслуженной ими смерти по причине грехов только благодаря смерти замещающей жертвы, указывала, как высоко Бог ценит человеческую жизнь. Это искупление или примирение всегда было ценным и дорогим (Лев. 1:1–5; 1 Петр. 1:18, 19). Голгофский крест — самое красноречивое свидетельство о ценности человеческой жизни.

Управление жизнью предписано в Законе Божьем. Шестая заповедь гласит «Не убивай» (Исх. 20:13). В Лев. 17:14 забота Бога о сохранении жизни выражена в правилах, имеющих отношение к крови: «Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится».

Еще одно доказательство того, как высоко Бог ценит человеческую жизнь, выражено в наставлении о городах–убежищах. Виновные в убийстве человека могли бежать туда и найти там спасение (Чис. 35:11–15; Втор. 19:4–7). В то же время израильтянам было заповедано не иметь ненависти или злобы к ближним своим, но любить ближних, как самих себя (Лев. 19:17, 18). Эту ответственность налагало на них доверенное управление.

3. Доверенное управление Землей

Как уже отмечалось (I.B), «Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23:1). При сотворении все было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Спустя тысячелетия Павел писал: «Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22). Сегодня земля стенает под тяжестью загрязнения и дурного обращения.

Израильтяне были научены, что земле необходимо давать возможность обновления. Каждый седьмой год она должна была также праздновать свою субботу (Лев. 25:2–7). В течение субботнего года земля оставалась невспаханной. Ее нельзя было засевать семенами, а деревья нельзя было обрезывать. Если бы Израиль давал земле необходимый отдых, Господь позаботился бы о том, чтобы не было недостатка в пище. Еще один способ, с помощью которого Бог проявлял заботу о правильном управлении землей, выражен в повелении дать возможность молодым деревьям подрасти и лишь затем срывать с них плоды. «В пятый же год вы можете есть плоды его и собирать себе все произведения его» (Лев. 19:23–25). Каждый израильтянин нес ответственность за поддержание плодородия почвы. Выполняя правила Бога в отношении земли, израильтяне демонстрировали свою преданность Богу, Владыке и Творцу всей земли.

Управление землей, которое Бог доверил Адаму и Еве, по–прежнему лежит на совести их потомков. Все мы, населяющие планету, несем ответственность за заботу о ней. На последнем суде Господь погубит «губивших землю» (Откр. 11:18).

4. Доверенное управление талантами и способностями

Доверенное управление включает в себя благоразумное использование Богом данных талантов и способностей. Для сооружения скинии в пустыне Бог «исполнил… мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» тех, кто должен был выполнять эту работу (Исх. 31:2–6). Несколько столетий спустя Павел описывал духовные дары, дарованные верующим на пользу Телу Церкви (Рим. 12:4–8; 1 Кор. 12; Еф. 4:7–14; 1 Петр. 4:10,11). Эти дары суть навыки и умения, предоставленные Богом в распоряжение верующих, чтобы они использовались, как угодно Духу; они служат обогащению и созиданию братства верующих людей. Церковь — это общество одаренных людей, служащих миру. Правильное управление этими дарами предполагает служение и миссию, удовлетворение потребностей людских во имя Христа (см. Духовные дары I, II).

Христиане должны наилучшим образом использовать свои навыки общения. Павел призывал верующих: «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью» (Кол. 4:6), «будь образцом для верных в слове» (1 Тим. 4:12). Титу он советует произносить «слово (474) здравое, неукоризненное» (Тит. 2:8). Как и все другие дары, речь должна использоваться во славу Божью и быть благословением для других. Самое главное, необходимо развивать талант речи и использовать его для того, чтобы делиться благой вестью об Иисусе со всеми, кто оказывается в сфере влияния верующего человека.

В Своих притчах о минах и талантах Иисус указал на важность правильного использования того, что господин доверил своим рабам (Лк. 19:12–27; Мф. 25:14–30).

Правильное использование средств хозяина, то есть их умножение, вызвало одобрение и награду. Талант, который не принес прибыли, был отобран у нерадивого слуги, который был осужден на пребывание во тьме внешней за то, что не употребил в дело доверенные ему средства. Хотя в данной притче фигурируют деньги, «таланты» или «мины» могут также означать данные Богом способности и таланты, которые необходимо использовать для личного развития и во благо окружающих.