Диспенсационализм и ложные представления о спасении

В то время как великое адвентистское пробуждение охватывало различные страны, странствующий протестантский проповедник Джон Нельсон Дарби начал распространять в Европе новую теорию о Втором Пришествии Иисуса. Проповедуя в Швейцарии, он выдвинул разработанную им теорию «диспенсационализма», согласно которой история человечества разделяется на семь особых периодов (диспенсаций) — от периода непорочности перед грехопадением до периода восстановления в конце времени. Хотя Дарби настаивал на том, что доктрина диспенсационализма была им разработана только на основе исследования Библии, в 1843–45 годах он ввел в рассмотрение поразительное новшество — теорию тайного вознесения на Небо. Эта теория утверждает, что Христос явится на Землю тайно, чтобы взять святых живыми на Небо.

Современным комментарием к теории тайного вознесения является всемирно известная серия книг «Оставленные» («Left Behind»), которая разошлась во всем мире тиражом более 60 млн. экземпляров. Авторы этих популярных изданий утверждают, что хотя после тайного вознесения на Земле будут оставлены миллионы людей, они не лишатся надежды. Им будет предоставлен второй шанс на спасение. Авторы указанной серии Тим ЛаХайе и Джерри Дженкинс в одной из документальных книг прямо поддерживали концепцию «второго шанса»: «Бесчисленные миллионы мужчин и женщин, мальчиков и девочек увидят, что хотя они и не попали в число вознесенных и тем самым обречены пережить ужасы Великой Скорби, однако, Бог всё ещё призывает их к Себе, настоятельно предлагая встать на Его сторону… Мы считаем, что число этих «святых Великой Скорби» достигнет нескольких миллиардов. И не забывайте: каждый из этих новых верующих окажется оставленным после вознесения святых именно потому, что он до того момента отвергал предлагаемое Богом спасение. Но даже и тогда Бог не перестанет в них верить».

Убеждение, будто людям будет дан еще один шанс спасения, является наиболее тревожным и опасным элементом теории тайного вознесения. В Библии нигде не говорится о подобном вознесении или же о «втором шансе» спасения после смерти. Священное Писание последовательно сообщает нам о том, что Второе Пришествие Иисуса будет большим единовременным событием. При этом оно будет личным и буквальным (Деян. 1:11), видимым и слышимым (Откр. 1:7;1 Фес. 4:16), славным и торжественным (Матф. 24:30), сокрушительным (Дан. 2:44; 2 Петр. 3:10) и внезапным (Матф. 24:38–39,42–44). Различные знамения, некоторые из которых уже случились, будут предшествовать этому событию в природе (Откр. 6:12–13), в сфере морали, проявляясь в умножении беззаконий и озлоблении сердец (Матф. 24:37–39), и в религиозном мире, когда придут лжепророки, которые прельстят многих (Матф. 24:24).

Когда исполнятся все знамения, указывающие на Второе Пришествие Иисуса, тогда Он и возвратится на землю, чтобы собрать Свой народ, воскресить умерших праведников, преобразить и принять всех святых, сокрушить силы зла и нечестивых, оправдать Божий характер, вернуть в прежнее состояние землю и восстановить связь человека с Богом. Библейские тексты, в которых говорится о Втором Пришествии, не предусматривают какого-либо тайного вознесения на Небо.

В Священном Писании также нет и речи о ещё одном шансе спасения людей после смерти. Точка зрения Библии не оставляет сомнений: после смерти второй возможности спасения нет, а человеку предстоит только Божий суд: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27).

И все же насколько губительной и коварной является теория тайного вознесения! Она означает, бесспорно, скрытую инфильтрацию христианства и атаку на высокое учение о спасении и Втором Пришествии Христа.

В таком случае случаен ли тот факт, что Бог избрал в 1844 году адвентистское движение для возвещения реальной истины о Втором Пришествии и суде примерно в то же время, когда на исторической сцене появились такие обманчивые доктрины, как теория тайного вознесения и диспенсационализм?