«Пророчествование» в Коринфе

Ключевым текстом для обсуждения вопроса о ветхозаветных пророках является 14 глава Первого послания к Коринфянам. Ап. Павел начинает эту главу следующим высказыванием: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать». Многие исследователи интерпретируют в этом контексте греческое слово «propheteuo» как «проповедовать» или «учить», а не как «пророчествовать». Энтони К. Тайслтон пишет: «Мы утверждаем, что здесь пророчество равносильно разумной проповеди, свидетельствованию или научению, используемым в пасторских целях для распространения евангельских истин и обетований, применительно к конкретным ситуациям, для помощи другим людям».

Таким образом, в Священном Писании слово «пророчествовать» означает не только вдохновенную передачу Божьей вести, но также прославление Бога или проповедь.

В Коринфе, по-видимому, пророки были основными руководителями Церкви того времени; так же обстояли дела, вероятно, и в других церквах.

В 1 Кор. 14:29–33 Павел дает четыре правила, касающихся произнесения пророчеств:

1. В каждом случае должны говорить только двое или трое пророков;

2. Прочие пророки, или вся община, должны рассуждать об услышанном;

3. Если кому-то из присутствующих будет откровение, то говорящий должен уступить ему право на выступление;

4. Все пророки должны говорить по очереди.

Второе правило имеет решающее значение. Грэм Бредфорд убежден, что в текстах 1 Кор. 14:29 и 1 Фес. 5:19–21 речь идет не о проверке того, являются ли пророки истинными или ложными, но об оценке сказанного истинными пророками. Ф. В. Гросхайде утверждает, что «даже если пророческое высказывание было справедливо и богодухновенно, община считала своей обязанностью установить, как отнестись к этому пророчеству, то есть определить, имеет ли оно для церкви какую-либо ценность». Уэйн Грудем и другие авторы считают, что Бог посылает пророку особую весть, а остальные члены общины на своем заседании решают, насколько ценной и приемлемой эта весть является. Но нигде в Библии мы не находим подтверждений того, что люди с их слабостями могут быть судьями Слова Божьего.

Павел и члены ранней христианской церкви ясно понимали, что слова, произнесенные в собрании верующих, могут исходить из трех различных источников: (1) от Духа Божьего; (2) от человека; (3) от нечистых духов. Иисус предостерегал Своих учеников об опасности, которую несут лжепророки (Матф. 7:15–16; ср. 24:11,24). Еще одно предупреждение относительно лжепророков содержится в 1 Иоан. 4:1–6, где также дан критерий, как опознать их. Принимая во внимание невысокий уровень духовности в Коринфе, меня вовсе не удивляет, что Павел советовал членам церкви в этом городе оценивать самих пророков, а не то, что они говорят.

Грудем также утверждает: «В то время как в других библейских текстах даются критерии выявления лжепророков, в 1 Кор. 14:29 и 1 Фес. 5:19–21 речь идет о проверке иного рода — об оценке пророчеств, произносимых теми, кто уже был принят церковью».

Глава 14 Первого послания к Коринфянам — это одна из наиболее трудных и спорных глав в тексте Нового Завета. Толкователи сходятся во мнениях о том, что Павел советовал членам церкви внимательно оценивать и выносить суждение относительно сказанного пророками. Вопрос заключается в том, с какой целью это нужно было делать: чтобы очистить пророчества от ошибок или же избавиться от лжепророков?

Современный проповедник Джон МакАртур придерживается такой точки зрения: «Люди, которым поручалась оценка произносимых пророчеств, могли обладать даром интуиции, умением различать (ср. 1 Кор. 12:10, где используется слово «diakrisis» — «различение», «распознавание»), или же они просто соотносили сказанное со своим знанием Слова Божьего и Его воли. В любом случае они должны были коллективно оценивать обоснованность всех услышанных пророчеств. Святой Дух наделял их возможностью «испытывать духов, от Бога ли они» (1 Иоан. 4:1). Поскольку пророки время от времени получали новые откровения, было крайне важно убедиться в том, что все то, что они проповедовали и чему учили, истинно и соответствует Писанию».