Елена Уайт и Священное Писание

Связь трудов Елены Уайт со Священным Писанием является предметом постоянных дискуссий. Безусловно, Священное Писание представляет собой весть Божью для всех времен и всех людей повсеместно. Это высший ориентир для каждого христианина.

С другой стороны, труды Елены Уайт являются вестью Божьей для определенных людей — членов Его Церкви Остатка, живущих в конкретную историческую эпоху конца времени. Её труды не являются новой или дополнительной нормой вероучения, но служат для Церкви подспорьем на завершающем этапе истории. Следовательно, цель этих трудов отличается от цели Писания: они дают «меньший свет, чтобы подвести людей к свету большему» («Литературный евангелизм», стр. 125). И «меньший», и «больший» свет выполняют свою особую функцию и имеют свою силу, поскольку оба исходят от одного источника.

Я полагаю, что пионеры адвентистского движения ясно понимали связь между Священным Писанием и трудами Елены Уайт. Когда её служению был противопоставлен аргумент «Библия, и только Библия», Урия Смит ответил на это цитатой из Ветхого Завета: «Излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2:28). И это, как считает Смит, начало исполняться в день Пятидесятницы. Иоиль предсказывает, что после излития Святого Духа «будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши».

В начале 1850-х годов среди адвентистских пионеров дар пророчества до некоторой степени игнорировался. Поэтому в 1855 году Генеральная Конференция выпустила заявление, в котором признавалась допущенная Церковью ошибка, выразившаяся в игнорировании дара пророчества, и провозглашалась решимость исправить ситуацию. В 1982 году Генеральная Конференция сделала заявление об аргументах в защиту и против трудов Елены Г. Уайт. Один из доводов в пользу этих трудов звучал так: «Мы верим, что Елена Уайт была движима Святым Духом, а ее труды, как результат Божественного вдохновения, находят применение и имеют особый авторитет у адвентистов седьмого дня». Возражения давали понять, что «хотя качество или степень богодухновенности трудов Елены Уайт соответствует Библии, адвентисты седьмого дня не считают, что эти труды дополняют канон Священного Писания». Таким образом, был сделан вывод о том, что «для правильного понимания богодухновенности и авторитета трудов Елены Уайт необходимо избегать двух крайностей: (1) рассматривать эти труды как соответствующие библейскому канону; (2) трактовать их как обычную христианскую литературу». Я думаю, что эта точка зрения справедлива и в наши дни.