Интерпретирование работ Эллен Уайт

Кроме того, понимая как Эллен Уайт использовала Писание, мы должны проявлять осторожность при истолковании и использовании её собственных трудов. В Церкви можно было бы избежать многих конфликтов и непонимания по поводу её литературных произведений, если, интерпретируя её работы, мы будем соблюдать три принципа:

1. Учитывайте время и место. В 1897 году Эллен Уайт написала для «Ревью энд Геральд» статью под названием «Библия в наших школах», в которой сказала: «Иногда нам нужны люди, знающие греческий и латинский языки. Некоторые должны изучать эти языки. Это хорошо. Но не многие и не все должны изучать их»4. Несколько лет назад студент, который готовился стать пастором в одном из наших колледжей, отказался изучать греческий язык, ссылаясь на эту цитату. Был ли он прав? Что заставило Эллен Уайт написать эти слова?

Колледж в Батл-Крик был основан в 1874 году. Несколько лет спустя там можно было получить степень бакалавра гуманитарных и естественных наук. Однако на протяжении первых десятилетий учебная программа совпадала с учебной программой государственных колледжей того времени. Это означало, что студенты, претендующие на получение степени бакалавра гуманитарных наук, должны были изучать классическую латынь и греческий по три года каждый. И читали они на этих занятиях Виргилия, Овида, Цицерона, Сенеку, Ксенофона, Демосфена, Гомера и других языческих авторов5. Более того, кроме курса по миссионерской работе, в курс обучения не было включено ни одного библейского предмета. Таким образом, в 1877–1878 годах в колледже обучалось 413 студентов, и лишь 75 из них изучали Библию6.

Многие годы Эллен Уайт настаивала на том, что Библия, а не языческие авторы должны быть в центре нашей образовательной программы. В 1896 году она писала: «Величайшая и важнейшая мудрость — знание Бога…. Библию нужно сделать основанием всего образования»7. В последующие годы ситуация начала улучшаться. В 1897 году президентом колледжа стал Е. А. Сазерленд и классическая программа была отменена. С 1898 года преподавались только греческий и латинский Нового Завета и медицинская латынь8.

Двухгодичный курс греческого языка в наших колледжах в настоящее время — результат реформ 1890-х годов. С этого времени Эллен Уайт больше никогда не критиковала изучение греческого или латинского языков. Поэтому сегодня это её заявление нельзя использовать против изучения греческого или иврита в наших учебных заведениях.

2. Изучайте непосредственный контекст. Непосредственный контекст — это то, что находится перед и после конкретного высказывания. На что ссылается Эллен Уайт в абзаце или главе, из которой взято предложение?

В книге «Наглядные уроки Христа» Эллен Уайт делает заявление, что «тем, кто принял Спасителя, каким бы искренним ни было их обращение, никогда не следует говорить или чувствовать, что они уже спасены»9. Многие христиане время от времени верят в ошибочную доктрину «однажды спасён, спасён навсегда». Эллен Уайт явно выступала против этого учения. В непосредственном контексте она писала: «Нет ничего столь чуждого Богу и столь опасного для души человека, как гордость и самоуверенность. Из всех грехов этот — самый безнадёжный и неизлечимый.

Отступничество Петра не было результатом лишь минутной слабости, но явилось следствием давнего и постепенного падения. Самоуверенность привела его к убеждению, что он уже спасён, и шаг за шагом влекла его всё ниже, пока он не отрёкся от своего Учителя. Мы никогда не можем быть вполне уверенными в себе и считать, что, находясь на земле, мы неподвластны искушениям. Тем, кто принял Спасителя, каким бы искренним ни было их обращение, никогда не следует говорить или чувствовать, что они уже спасены. Это вводит в заблуждение. Дорожить своей верой и лелеять надежду на спасение должен каждый, но даже когда мы вручаем себя Христу и знаем, что Он принимает нас, мы не избавлены от искушения»10.

Из контекста становится понятным, что она фокусируется на проблеме самоуверенности и искушений после обращения. Так как мы никогда не защищены от искушений, мы никогда не можем сказать, что не можем упасть или что мы спасены, и поэтому защищены от искушений. Но это не значит, что мы не можем, день изо дня, исполняться уверенностью в спасении (1 Ин. 5:12,13). На самом деле, она ясно говорила, что мы можем получить эту уверенность: «Мы не должны сомневаться в Его милосердии и говорить: „Я не знаю, буду ли я спасён или нет“. Живя по вере, мы должны уповать на Его обетование, ибо Он сказал: „Если будут грехи ваши как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю“»11.

3. Изучите более широкий контекст. Более широкий контекст относится к другим заявлениям, которые написала Эллен Уайт по какой-то конкретной теме. Чтобы проиллюстрировать этот принцип, мы рассмотрим один аспект адвентистской вести здоровья — употребление в пищу мяса. По этому поводу у неё есть весьма суровые заявления, но также и много смягчающих заявлений, которые нужно учитывать.

В 1903 году Эллен Уайт сделала, на первый взгляд, абсолютное заявление. Она писала: «Наша диета должна состоять из овощей, фруктов и зерновых. В наш желудок не должно попадать ни грамма мяса. Мясоедение — противоестественно. Мы должны обратиться к первоначальному Божьему замыслу, когда был сотворён человек»12. Любой, кто прочтёт это заявление в отрыве от контекста, придёт к выводу, что мы не должны есть мяса ни при каких обстоятельствах.

Однако если мы перелистаем всего несколько страниц этой книги назад, то найдём смягчающее заявление на ту же тему, написанное в 1890 году: «Там, где в изобилии имеются хорошее молоко и фрукты, редко можно найти какое-либо оправдание для употребления пищи животного происхождения; нет необходимости в том, чтобы лишать жизни любое из Божьих творений, для удовлетворения наших естественных потребностей. В определённых случаях болезни или истощения мясо может оказаться лучшей пищей, но нужно быть очень осторожным, чтобы есть мясо только здоровых животных. Это стало очень серьёзным вопросом — безопасно ли вообще в наше время использовать в пищу мясо? Было бы лучше никогда не есть мяса, чем есть мясо не здоровых животных. Когда мне не удавалось найти пищу, в которой я нуждалась, то иногда я съедала немного мяса; но у меня появляется всё большее к нему отвращение»13.

Смягчающие обстоятельства — случаи болезни или когда пищу нелегко достать. Она призналась, что сама, время от времени, ела мясо. Поэтому в очень уравновешенном заявлении, с которым она выступила перед делегатами Генеральной Конференции в 1909 году, она сказала: «Мы не предписываем, какую именно пищу должны есть люди, однако мы действительно говорим, что при наличии фруктов, зерновых и орехов мясные продукты перестают быть пищей, пригодной для Божьего народа Если когда-то употребление мяса и было безопасным, то сейчас это вредно. Рак, опухоли и лёгочные заболевания вызваны главным образом употреблением мясной пищи.

Мы не должны делать употребление мяса или отказ от него критерием вхождения в сообщество верующих. С другой стороны, нам необходимо хорошо подумать над тем влиянием, которое оказывают на собратьев наши единоверцы, употребляющие мясо»14.

Несомненно, мы должны стремиться к вегетарианской диете, но мы никогда не должны делать её критерием вхождения в сообщество верующих. В некоторых случаях диета, включающая мясо, может оказаться лучше всех, но это никогда не должно служить оправданием того, чтобы продолжать есть мясо, когда в этом нет никакой необходимости. «Диета с употреблением мяса — не самая питательная из диет и всё же я бы не стала говорить, что все должны отказаться от мяса. Те, у кого слабые органы пищеварения, могут часто есть мясо, когда они не могут есть овощи, фрукты или каши»15. Когда мы рассматриваем всё, что она написала по данной теме, возникает сбалансированная картина, неоценимая для каждого христианина, который серьёзно относится к своей религии, но особенно для адвентистов седьмого дня, которых Бог призвал быть Его свидетелями в эти последние дни.

4. Ищите принципы. Пророки передают Божьи истины как принцип или правила. Принципы — универсальны и применимы ко всем людям, везде и во все времена. Правила — применение принципов к конкретным ситуациям. Правила могут меняться в зависимости от ситуаций и могут отличаться в разных культурах и местах. «То, что можно сказать при одних обстоятельствах, нельзя говорить в иных случаях»16. Сразу на ум приходит один пример из работ Эллен Уайт.

В 1903 году, в то время, когда машины были доступны ещё далеко не многим, Эллен Уайт написала: «И если девочки, в свою очередь, могли бы научиться запрягать и управлять лошадью, пользоваться пилой и молотком, а также граблями и мотыгой, они были бы лучше подготовлены к чрезвычайным жизненным ситуациям»17. Принципом в этом заявлении является то, что девочки должны быть «подготовлены к чрезвычайным жизненным ситуациям». Применительно к нашему времени это могло бы означать, что девочки должны научиться водить и ухаживать за машиной.