Адвентистские представления о Святом Духе до начала двадцатого века

Понимание Святого Духа субботствующими и адвентистами до 1890-х годов было в основном сфокусировано на осязаемой или «живой реальности» Святого Духа как божественного проявления, а не на Его природе и Личности.3 В период до 1890-х годов большинство адвентистов не считали, что Святой Дух — это Личность. Для них Божество состояло из Отца (который был всемогущим и всеведущим), Божьего Сына, воплощённого в человека, и Святого Духа как проявления присутствия и силы Отца и Сына, которых они выделяли как две отдельные личности. Многие ранние адвентисты полагали, что личность должна иметь материальную оболочку, и это не позволяет ей быть вездесущей. Восприятие Святого Духа как влияния или силы Отца или Сына словно бы позволяло Богу быть вездесущим.4

В 1877 году Дж. Х. Вагонер писал о Святом Духе, как о неодушевлённом предмете. В комментариях по «вопросу, о котором велись многочисленные споры», т. е. «личности Святого Духа», он представил «Духа Божьего» как «ту величественную и таинственную силу, которая исходит от престола Вселенной».5 В 1878 году, отвечая на вопрос «Что такое Святой Дух?» Урия Смит написал следующее: «Одним словом, его, возможно, лучше всего можно описать, как „таинственное влияние, исходящее от Отца и Сына, их представителя и средство их силы“».6 Оба писателя проявляли уважение к таинственной природе Святого Духа. А в 1878 году Д. М. Кэнрайт в более дискуссионной и апологетической статье, состоящей из двух частей, уже недвусмысленно отверг личность Святого Духа: «Святой Дух — не личность, не индивидуальность, а влияние или сила, исходящая от Божества».7

В 1889 году М. К. Уилкокс, один из редакторов журнала «Знамения времени», написал: «Божья сила, отдельно от Его личного присутствия, проявляется через Духа».8 Представляя, как Бог может быть вездесущим, Уилкокс написал в 1898 году: «Бог — Личность; как же Он может везде присутствовать?» и затем сравнил Духа с «аурой», которая распространяется вне человека.9

Некоторые же из адвентистов придерживались абсолютно другой точки зрения и полагали, что, возможно, Святой Дух был ангелом или неким существом из разряда ангелов.10

В 1890-х годах взгляды начали меняться в пользу принятия личности Святого Духа. Одним из примеров таких перемен может служить понимание Р. А. Андервуда. «Святой Дух является личным представителем Христа и в Его обязанности входит работа встретить сатану и нанести поражение этому личному врагу Бога и Его правления. Сейчас мне кажется странным, что я когда-то верил, что Святой Дух является лишь воздействием, учитывая выполняемую им работу».11

Изменения во взглядах по поводу личности Святого Духа шли полным ходом, когда в 1907 году А. Т. Джоунс написал: «Святой Дух — это не воздействие; не впечатление, не мир, не радость, ни что-то другое, Святой Дух — это Личность, неизменно божественная Личность».12