Тупик

В 1844 году Джордж Сторрс сформулировал основное положение, породившее борьбу по вопросу организации в адвентизме, когда объявил: «ни одна церковь не может быть организована человеком, она становится Вавилоном в тот момент, когда организована»1. Это заявление было принято тем поколением адвентистов, которые, последовав Миллеру в 1843-44 гг., преследовались своими деноминациями.

Конечно, некоторые из организаторов будущей церкви адвентистов седьмого дня не особенно нуждались в помощи на антиорганизационном фронте. Для Джеймса Уайта и Джозефа Бейтса данное положение было естественным, поскольку они вышли из «Христианской Связи», где не было эффективной церковной организации кроме поместной церкви2. Даже Эллен Уайт, которая вышла из чётко структурированной Методистской Епископальной церкви, усматривала в своей деноминации черты Вавилона, когда служителей лишали духовного сана за поддержку миллеризма. Она видела, как стремились заткнуть рот тем членам, которые не хотели молчать по данному вопросу, и отлучить от церкви тех, кто не подчинялся принятому иерархическому порядку — включая её собственную семью, которая предстала перед судом церкви и была лишена членства в ней в 1843 году3.

Поэтому не случайно первые соблюдающие субботу адвентисты с подозрением относились к преследующей силе Вавилона. Они ощущали силу церковной организации, как нечто негативное, даже не христианское.

Но, когда соблюдающие субботу начали создавать свои церкви в начале 1850-х годов, они быстро осознали, что символический Вавилон имел в Библии неоднозначный смысл. Символический Вавилон мог представлять собой не только преследующий орган, но и беспорядок, путаницу, смешение.

Джеймс и Эллен Уайт начали выделять это последнее определение к концу 1853 года, когда столкнулись с проблемами неорганизованного движения, которое плохо понимало, куда двигаться, и не имело организации за исключением поместных церквей. «Прискорбно, — сокрушался Джеймс на страницах „Ревью энд Геральд“ в декабре 1853 года, — что многие из наших братьев-адвентистов, которые вовремя вырвались из сетей разных церквей (Вавилона)… с тех пор находятся в ещё худшем Вавилоне, чем раньше. Они слишком игнорируют Евангельский порядок…»

«Многие, в своём порыве выйти из Вавилона, предались спешке, неорганизованности и вскоре оказались в совершенном Вавилоне беспорядка …Полагать, что в Церкви Христовой не должно быть ограничений и дисциплины, — это дикий фанатизм»4.

Жена Джеймса согласилась с этим. Основывая свои чувства на видении, полученном во время их с Джеймсом восточной поездки осенью 1852 года, Эллен написала: «Господь показал мне, что многие братья относятся к евангельскому порядку с боязнью и пренебрежением. Нужно избегать всякого формализма, но при этом не следует пренебрегать порядком. На небе царит стройный порядок. Порядок царил и в Церкви, когда Христос жил на земле, а после Его вознесения за этим строго следили апостолы. И сейчас, в эти последние дни, когда Бог приводит Своих детей в единство веры, порядок нужен как никогда прежде»5.

Даже Бейтс выступал за необходимость церковного порядка. В духе взглядов «Христианской Связи», Бейтс заявлял, что до второго пришествия в Церкви должен быть восстановлен библейский порядок. Он убеждал, что в средние века «нарушители закона» «отменили» такие существенные элементы христианства, как субботу и библейский церковный порядок. Бог использовал соблюдающих субботу адвентистов для того, чтобы восстановить седьмой день — субботу, и, по его мнению, было «абсолютно ясно, что Бог использует соблюдающих закон в качестве инструмента для восстановления „выдающейся Церкви без пятна и порока“».

«Со дней апостолов никогда не существовало такого единства веры и церковного порядка»6.

К 1853 году проблема заключалась не в том, чтобы увидеть нужду в церковной организации, а в том, чтобы библейски обосновать такой шаг. И эта нужда приводит нас к ранней адвентистской герменевтике.