В последние несколько месяцев споры о Троице пошли на убыль, — наверное повлиял экономический кризис… Но вот, стоило только появиться сообщениям о том, что рецессия миновала, мы снова стали получать сообщения с вызывающими заявлениями об отсутствии в Библии доктрины о Троице, дерзкие требования показать в Священном Писании то что по мнению доморощенных или недоученных богословов в ней непременно должно быть, но они вот почему то не могут найти и просят нас помочь, якобы… Снова пишут, обвиняют нас в сговоре с католицизмом, с империализмом. Нас готовы уже обвинить и в содействии процессам глобализации экономики и глобального потепления – уж в чём только нас не обвиняют, и уж какие только ярлыки на нас не навешивают. Что же, народу Божьему не привыкать. «Если Меня гнали, — говорит Христос — будут гнать и вас». Поэтому мы смиренно переносим предлежащее нам поприще, и, по совету Павла готовы кротко дать ответ всякому требующему у нас ответа в нашем уповании.

Итак.

Нас снова просят ответить – почему в Библии не встречается выражение «Троица» и почему в Библии Бог представлен, чаще всего, как единый или единственный?

Вообще сама постановка вопроса довольно странная, если не сказать – некорректная. По идее этот вопрос нужно задавать Автору Священного Писания. Но поскольку вопрос задан нам, мы сами попытались переадресовать его Тому, Кто создал Библию, и получили ответ свыше.

Так вот. Верующие люди должны понимать, что не мы определяем назначение Библии, но Бог. Наше дело – правильно понять и оценить её назначение, принимать то, что Бог говорит в Своём слове и не требовать от Библии того, что в ней не должно быть по определению.

Многие почему то считают, что Библия это учебник по богословию, книга где изложены доктрины. Однако внимательный верующий исследователь обнаруживает, что это не так. Библия это не учебник по богословию и не книга доктрин! Библия это книга вестей! Книга вестей от Бога! В ней нет вообще никаких доктрин! С этим может спорить только тот, кто никогда не читал Библию. Книги доктрин написаны людьми и для людей! Для начинающих, для немощных в вере…

Приведу параллель. В книге Бытие об Аврааме написано: «Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои». (Бытие 26:5) Констатируется факт – Авраам был послушен Богу и соблюдал заповеди. Однако – ни разу не написано, чтобы Бог давал Аврааму текст заповедей, ни разу не приводится сам текст заповедей даже в краткой форме. Почему? Авраам был верующим человеком и соблюдал заповеди, поэтому ему (Аврааму) текст заповедей, написанный и вывешенный на стенке, был не нужен. Закон был в его сердце написанный пером веры и любви. Теперь Израиль в книге Исход. Прочтите какая торжественная сцена – Бог собирает народ и торжественно произносит весь текст закона а потом вручает Моисею закон, написанный огнём на камне. А результат? Как раньше противились и не соблюдали, так и теперь не соблюдают. Более того – непослушание с годами развивается и увеличивается всё больше и больше! Так для кого написанный на камне текст заповедей? Для послушных или для непослушных?

С доктринами то же самое. Вспомните, когда вы брали последний раз книгу «В начале было слово…» Скорее всего тогда, когда вам нужно было серьёзно подготовиться к беседе с инаковерующими! Чтобы отбить атаки вашего религиозного оппонента – и, скорее всего немощного в вере… Потому что сильные верой люди умеют принимать инакомыслие и инаковерие. Я не встречал настоящих верующих из других конфессий, которые набрасывались бы на меня в попытках переделать мою веру или доказать правильность своих убеждений. Скорее наоборот – эти люди искали то, что нас сближает, стремились поделиться духовным опытом.

И наоборот – когда вы нуждаетесь в Божьей поддержке, утешении, когда вы в поисках ответа и решения жизненных проблем – что вы читаете? Ни за что не поверю, что у вас в руках в такой момент окажется какой нибудь доктринальный катехизис! Скорее всего это будет Библия или какая либо книга из пятитомника Елены Уайт!

Итак – Библия это не книга доктрин, не учебник по богословию. Это книга вестей. Вестей от Бога.

Теперь следующий факт, который также нужно учитывать. Всякой вести своё время!

Если бы Ной за 120 лет до потопа стал проповедовать Трёхангельскую весть – было бы это разумно? Трёхангельская весть, при всём её масштабном значении для человечества, во времена Ноя была неактуальна. У Ноя была совершенно другая весть. И если бы Ной даже и взялся бы проповедовать Трёхангельскую весть своим современникам, от этого был бы только вред! Люди получали бы информацию, которая, по сути, им совершенно не нужна – однако приходилось бы растрачивать силы и время, чтобы хранить и обрабатывать эти сведения. Напрасная растрата ресурсов и явная помеха делу Божьему. Поэтому в Ветхом Завете весть трёх ангелов – по крайней мере, что касается духовного Вавилона и семи последних язв – не звучит!

То же самое относится и к вести о миссии и служении Святого Духа. В Ветхом Завете мы почти не встречаем упоминаний о деятельности Духа Божия. Почему? Потому что Его служение начиналось после того, как Сын Божий совершив своё служение, вознёсся в небесные обители. Да и Сам Христос – Мессия, в Ветхом Завете только пророчествован. Активная фаза Его служения начнётся только во времена Нового Завета. Поэтому описания активного служения Христа или Святого Духа, которое бы совершалось во времена Ветхого завета мы не найдём. А посему и требования показать это служение по Ветхому Завету неправомерны. Как и другие аналогичные требования.

С этой точки зрения мы не можем не признать, что сама по себе весть о Триединстве Божества ценна только лишь в контексте рассмотрения вести о миссии каждой из личностей Небесного Трио и роли каждой из личностей для спасения человека и человечества. В отрыве от этих спасающих вестей, информация об устройстве Божества и механизмах взаимодействия трёх великих небесных сил, эта информация не только не имеет для нас большого значения, но может быть даже и вредной, потому, что, как уже было сказано – напрасно отнимает ресурсы для обработки и хранения. Однако вызов еретиков-ариан привёл к необходимости формирования доктрины о Троице. И вспоминаем мы об этой доктрине только лишь когда приходится общаться со Свидетелями Иеговы или с нашими братьями антитринитариями. Именно поэтому слово «Троица» не встречается в Библии — нет такой вести! Есть весть о сотворении мира, весть о Христе, весть о служении Святого Духа в раннем и позднем дожде. Троица существует. Но возвещать весть о Троичности Божества не входило в планы Божьи. Поэтому и слова Троица в Библии нет.

Нас также спрашивают:

«Чем руководствовался Бог, создавая термин «Отец» и термин «Сын»?»

Вообще, постановка вопроса снова некорректна. Если вас интересует — чем руководствовался Бог, делая то или другое – спросите Бога! Или у вас нет связи с Богом? Тогда признайте своё неверие и оставьте в покое Библию и верующих! Мы потому и называемся верующими, что верим в то, что доказать невозможно. Но невозможно и опровергнуть! Попробуйте доказать мне что Бога нет! Вы конечно можете ПЫТАТЬСЯ аргументировать. доказывать, но ДОКАЗАТЬ это невозможно! Есть множество свидетельств бытия Божьего!

Поэтому любая попытка объяснить чем руководствовался Бог создавая те или иные термины, как и сам вопрос, фактически является богохульством. По сути вопроса можно сказать только что термины «Отец», (Иезекииля 16:45, Иоанна 8:44) «Сын», (1 Тимофею 1:2, Титу 1:4) «родить» (1 Коринфянам 4:15, Филимону 1:10) — символичны. Библия содержит массу примеров символического употребления этих слов. Очевидно, что, используя эти термины, Бог хотел показать на понятном для нас языке, в каких БЛИЗКИХ ОТНОШЕНИЯХ находятся личности небесного трио.

Есть ещё например, такое понятие – «Первенец». Посмотрим, как используется это слово в Библии:
Давид — (Пс. 88:21-28), хотя он не являлся «первенцем» в прямом смысле этого слова. На самом деле Давид был самым младшим сыном своего отца.

«Израиль… сын Мой, первенец Мой» (Исх. 4:22). Как известно, Израиль не был первенцем…

Церковь Христа — церковь «первенцев» (Евр. 12:23). Неужели Библия говорит нам, что только «первородные» в буквальном смысле слова дети входят в состав буквального и духовного Израиля?

Итак – духовный смысл текста – «первенец всякой твари» – имеющий особые привилегии, особые полномочия.

Здесь ответ и на следующий вопрос – относительно времени появления Христа, и о том, было ли Божество триединым до его появления. Как уже было сказано, слово «родить» часто используется в Библии в символическом смысле. Кроме того, библия говорит о Христе как о вечносущем Боге (Ис. 9:6, Мих. 5:2, Кол. 1:17, Ин. 1:2,3). Вопрос таким образом разрешён.

И ещё один вопрос из тех, которые нам были заданы:

«Есть ли в Библии хотя бы одно место, где Иисус бы сам лично сказал о себе, что он – Бог?»

Прямо вот так «Я – Бог твой, Израиль» Иисус не говорит, и на то есть свои причины, о которых я скажу позже. Однако есть высказывания следующего порядка:

Иоанна 8:58  Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

Иоанна 18:5 Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. (в оригинале – Я есмь) – по реакции  храмовой стражи можно сделать вывод, что Иисус здесь назвал себя именем Яхве, которое в переводе означает Я есмь.

Иоан 5:17 «Отец Мой доныне делает, и Я делаю».

Иоан 10: 27-30 «Овцы Мои слушают­ся голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек …и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец — одно».

То есть, несмотря на то, что Иисус никогда не говорит о Себе что то вроде: «Я – Бог твой. Израиль», однако и те высказывания, которые приведены выше, нельзя назвать «намёками» на божественность. Это прямые указания на тождество – Христос – Бог!

Теперь о том, почему Христос не говорит о своих божественных полномочиях прямо. Есть несколько текстов, где он это объясняет:

Иоанна 14:11  Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

Иоанна 10:37-38  Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

Эти высказывания говорят о том, что Христос хотел, чтобы Его УЗНАЛИ ПО ДЕЛАМ а не по словам.

В этой небольшой статье сделана попытка ответить на вопросы, которые нам задают достаточно часто. Разумеется в масштабах небольшой публикации дать ответы на все возможные вопросы невозможно. Кроме того, мы уже отмечали, что по сути, вопросы, относительно того, почему Небесный совет решил так или иначе, почему Автор Библии решил изложить материал в Писании именно так а не иначе, как хотелось бы вопрошающему — эти все вопросы адресованы Автору, Творцу всего. Задавать эти вопросы немощным, заблуждающимся людям — по меньшей мере, неразумно. Да и с нашей стороны — отвечать на такие заявления — дерзость. У всех нас есть самый лучший, самый быстрый канал связи со Всевышним — молитва. И ещё есть Библия, в которой всякому ВЕРУЮЩЕМУ, на все вопросы Бог уже ответил.