По воле “волн”

Сколько же новых игр давать сразу? И как их вводить? Ведь игр много, надо их как-то сочетать одну с другой. Здесь опять нельзя дать жестких рекомендаций. К этим вопросам надо подходить твор-чески, имея в виду главную цель – успешное развитие малыша, рост его способностей – и помня, что игра должна приносить радость.

38 Как играть с детьми

Конечно, неразумно давать ребенку много новых игр сразу. Избы-ток немедленно ведет к их обесцениванию. Лучше вводить их посте пенно и в нужный момент. Дети переживают свои увлечения пери-одами, обычно исчисляемыми днями, неделями и реже месяцами. Особенно хорошо это видно в школе. Если у пятиклассников появи-лись бумажные голуби, то эта “болезнь” достигает наивысшей высо-ты, а потом начинает спадать, то ли потому, что “выдохлась”, то ли потому, что ее стала вытеснять новая игра – “Морской бой”.

Интерес к развивающим играм тоже подчинен закону “волны”. И игру “Сложи узор” малыши вспоминают сначала каждый день, а по-том все реже и реже, пока наконец совсем не оставят, натолкнувшись на непреодолимые пока узоры. Не надо настаивать на продолжении игры. Ведь невозможно справиться за неделю со всеми заданиями, рассчитанными на несколько лет. Поэтому “забывайте” иногда игру вместе с малышом. Пусть пройдет недели две или три, или даже ме-сяц. В это время может подняться “на волне” другая игра. Но когда малыш, забыв об игре, снова возвращается к ней, она приобретает прелесть почти новой. И теперь непреодолимые прежде узоры мо-гут быть играючи преодолены, пока на пути не встретятся новые трудности, новые барьеры. Такое периодическое “остывание” детей

к своему увлечению – явление естественное, с ним надо считаться и использовать для введения одной из следующих игр.

А можно ли в один день играть подряд в две или три развиваю-щие игры? Конечно, можно, но только чтобы минимум две из них были уже малышу хорошо известны и чтобы у него было настроение за них браться. Это условие надо соблюдать всегда. Не следует ста-вить только такую цель: “Играть 10 минут” или “Играть 5 минут”. Такая установка может убить все живое. Игра превратится в 5–10-минутную “отсидку”. Пусть ребенок играет сколько хочет, и пусть ему никто не делает замечаний, если он принес “Уникуб” через 5 минут, сложив только одно задание У-35, или просидит над сложной двусторонней шахматной доской У-50 целый час. Зато он закончит дело: сложит то задание, которое давно собирался сделать.

Когда в ходу несколько игр (2–3), то лучше, если они различны по своему характеру. В одной, например, малыш складывает кубики, а в другой рисует цветными карандашами. В результате смены деятель ности дети не знают ни усталости, ни скуки.

Как играть с детьми 39