Предисловие к шестому изданию книги «Интеллектуальные игры» Б.П. Никитина

«Ступеньки творчества» — так называлась эта книга в первом издании. Тогда — около 30 лет назад — мы всей семьёй помогали папе готовить книгу: чер-тежи, рисунки, распечатка текста на пишущей машинке… — всё это было для нас творческими «ступеньками», как и многое другое в нашей большой семье.

Потом книга стала называться «Развивающие игры», а в последующих изданиях — «Интеллектуальные игры», делая упор в названии именно на умственное развитие. Под таким названием книга выдержала десятки изда-ний в России, Германии, Японии, переводилась на английский, белорусский, болгарский, греческий, испанский, украинский, эстонский и другие языки.

Многие игры, о которых рассказывается в книге, стали выпускаться раз-ными производителями и используются сейчас в России, Германии и Япо-нии как учебные пособия, называясь «Никитинским материалом» или «иг-рами Никитина».

Для нас же — детей и внуков Бориса Павловича Никитина — эти игры всегда будут «Дедушкиными». И не только потому, что он их делал своими руками и вместе с нами, но и потому, что правила этих игр воспроизводят ту атмосферу совместного творчества, которую мы так любили в нашей се-мье: умение наблюдать за работой другого, не мешать думающему человеку, сдерживаться в подсказках, уважать разные решения, радоваться чужому ус-пеху… Всё это помогает не только в играх, но и в жизни.

Поэтому в новом издании для нас важно, чтобы читатели обратили вни-мание именно на главу«Как играть с детьми» и старались следовать этим правилам общения с детьми не только в играх. Наша мама и бабушка, Лена Алексеевна Никитина, тоже считает, что эта глава — стержень всей книги.

Важно, чтобы мы — взрослые — чувствовали необходимость не столько учить детей, сколько постоянно учиться и изменяться самим. Итак, пригла-шаем вас к творчеству!

14 ноября 2009 г.Анна Борисовна Ермакова от имени детей и внуков Никитиных

О ЧЕМ ЭТА КНИГА

Эта книга об играх, но играх необычных. В Германии и Японии они вы-пускаются с 1990 года, а в России только с 1997 года фирмой “Световид”. Если Вам не удалось их купить готовыми, то сделайте сами, автор приводит подробное описание в книге. Их нельзя как игрушку просто дать ребенку и сказать: “Играй!” – игра может не пойти. Их нельзя показывать ребенку все сразу, а только по одной; и следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или через месяц, а некоторые даже через год.

У них необычайно широк диапазон задач как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими могут и дошкольники, и ученик, и взрослый студент.

Из них можно сделать тест на проверку сообразительности и конструк-торских способностей или на развитие математического мышления.

В них можно играть и одному, и вдвоем, и всей семьей, и компанией, и целой группой в детском саду или классом в начальной школе, и даже про-вести олимпиаду на первенство, как в шахматы или шашки.

Их можно назвать спортивным комплексом, но… для ума, для развития творческих способностей ребенка. Таких комплексов еще не выпускают. Они, видимо, появятся только в XXI веке.

А пока, к сожалению, современное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и у боль-шинства остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и наша беда, особенно теперь, когда спасительная гласность вскрыла массу проблем и требуется все больше могучих творческих умов, чтобы вести реальную перестройку и двинуть вперед науку, технику и особенно общественную жизнь.

В принципе, каждого здорового ребенка можно сделать творчески раз-витым, но незнание и традиции этого не позволяют. Творческие умы пока большая редкость. Опыт жизни здесь обогнал науку и предлагает уже пер-вую практическую книгу этого плана. Кто не боится дела – пробуйте!

Написанная еще в 1973 году, книга эта долго не появлялась на

О чем эта книга

свет, и даже брошюра “Ступеньки творчества” (М.: Знание, 1976. –

№ 1) не открыла ей дорогу. Впервые она вышла на немецком языке в Кельне (ФРГ) в 1980 году, а через год в Москве в издательстве “Педагогика”.

Игры были хорошо приняты родителями и семейными клубами, но ти-раж был небольшим, и даже после второго издания (1985 г.) книг не хва-тало. Поэтому книгу переписывали, составляли конспекты и слали массу писем с просьбой об издании ее большим тиражом.

За рубежом популярность книги тоже росла быстро. В 1986 году она вы-шла в Японии, и к 1995 году выдержала там 17 изданий. Идут переговоры об издании ее в Мексике, США, Франции.

В пятом издании книга выходит без сокращений, значительно дополнен-ной: в ней восстановлена глава “Немного теории”, дополнены другие главы; сложными заданиями обогатилась игра “Уникуб”, вдвое увеличено число за-даний к игре “КБ САМ”, включены “Таблица сотни”, “Таблица Пифагора”, “Дроби”, “План и карта”, “Часы”, “Термометр”, “Узелки” – то, что можно скорее назвать не играми, а игровыми пособиями, создающими “развиваю-щую среду” для ребенка. Эти дополнения намного расширяют возможнос-ти понимания “нетрадиционного воспитания”, дают больше материала, но и налагают на родителей, естественно, больше забот творческого плана. Надо не только почувствовать, что дает каждая игра и каждое пособие, но и узнать интеллектуальные возможности своих малышей, чтобы выбрать и дозу, и особенно время, когда вводить игру или пособие, а затем наблюдать и, конечно, стимулировать творческие достижения своих ребятишек.

Книга рассчитана на работу с нею, т. е. на изготовление отдельных игр, иногда в нескольких экземплярах, поэтому пусть читатели простят автору и повторения, и, наоборот, разные подходы и решения в другой обстановке и с другими детьми. Это неизбежно, если вы ищете лучшие варианты.

И вот что важно понять с самого начала: развивающие игры – вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который “через день по столо-вой ложке”, можно достичь желаемых результатов. Они не могут заменить “грязных железок” и верстака с инструментами, не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развития способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система общения с детьми в семье. Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для иссле-дований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад семьи и смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.