Описание интеллектуальных игр и пособий

46

Сложи узор су

47

СЛОЖИ УЗОР (СУ)

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариан-тов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выпол-няют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – при думывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но

и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно из менять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

Как изготовить игру

Для игры нужно 16 деревянных кубиков размером 30x30x30 мм (можно 35 и 40). Если они оклеены бумагой, то уложите их в тазик и облейте кипятком. Через 30-40 секунд клей намокнет, и бумага будет легко отделяться. Чистые кубики разложите неплотно в один слой

и поставьте в шкаф или на батарею отопления, чтобы они хорошо просохли. На следующий день их можно будет зачистить мелкой шкуркой (наждачная бумага) от остатков клея и бумаги и особенно

48 Сложи узор

старательно шероховатые торцовые грани. В наборах “Кубики-само-

делки” они не оклеены бумагой, но зачистить их все равно надо, дви-

гая кубик по листу бумаги на столе.

Чистые кубики разметьте остро отточенным карандашом, проведя

диагонали как можно точнее. Диагонали лежат на противоположных

гранях, они параллельны, и их не следует помещать на торцах.

Порядок окраски показан на рисунке 1:

передняя грань – белая (на рисунке показана прозрачной),

задняя грань – желтая,

правая грань – синяя,

левая грань – красная,

верхняя грань – желто-синяя,

нижняя грань – красно-белая.

Кубики лучше всего окрашивать

нитрокрасками, они быстро сохнут

(1–2 часа) и очень прочны. Только

тона красок нужно выбирать чистые

и такие, чтобы совпадали по оттенку

с цветом узоров-заданий.

Технические масляные краски со-

Рис. 1

хнут дольше (до 1–2 суток), а масляные

художественные надо обязательно разжижать бесцветным масляным

лаком (техническим), иначе высыхание их будет длиться месяцами.

Если кубики не удается окрасить, можно оклеить их цветной бу

магой, но тогда качество и прочность будут несравненно ниже. Для

кубиков нужна картонная коробка размером 125x125x30 мм с крыш

кой. Проследите, чтобы кубики входили в нее свободно, а крышка

надевалась с небольшим трением. В такой коробке не только удобно

держать и хранить кубики, но и складывать узоры серии В (из 16

кубиков).

Узоры-задание в книге сделаны в 1 : 6 натуральной величины, и

для дошкольников их надо увеличить. Серию СУ-А лучше увеличи

вать до натуральной величины, чтобы малыш мог закрывать узор

кубиками, а остальные – до 1 : 2 или как посчитают необходимым

родители.

Делать их удобно на чертежной бумаге, на отдельных листах

100 х 100 мм или 100 х 150 мм (для длинных узоров). Сами узоры-

задания можно нарисовать красками, но лучше наклеивать узор, вы-

резанный из цветной бумаги (метод аппликаций).

Сложи узор49

Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плот-ной бумаги с наклеенными или нарисованными большими буквами А, Б, В, Г, Д, обозначающими серию.

Если вы хотите, чтобы порядок заданий не нарушался, то из каж-дой серии или из ее частей можно сделать книжку-гармошку. Самые простые узоры-задания серии А складываются из 4 кубиков, их мож-но давать малышам, начиная с 1–2 лет. Усложнение узоров идет пос-тепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двухцветным (вы увидите это, играя с малы-шом) – резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

На рис. 2–8 вы можете сами выбирать эту последовательность, зная возможности своего ребенка по предыдущим играм. По этим рисункам можно установить, какой из узоров потерян, и приготовить новый. На них можно отмечать те задания, с которыми малыш уже справляется, и видеть те, что еще “не покорились” ему. На этих же рисунках даны некоторые названия узоров: “цветок”, “пила”, “лод-ка”, но не обязательно сразу сообщать их ребенку. Для развития во-ображения ребенку можно показать узор-задание, сложить узор из кубиков и предложить малышу подумать, на что похож этот узор. Ма-лыши предпочитают свои “имена” и, чтобы не забывать, их можно вписывать в книгу рядом с напечатанными.

Мы начинаем играть

Способ игры зависит от возраста ребенка и уровня его развития.

У детей 1,5–2 лет развита способность копировать, “обезьянничать”, они любят делать так, как старшие. Если я забиваю молотком гвозди, то и Люба, которой 1 год 3 месяца, тянет ручонку к молотку и гово-рит “Дям…дям” (дай!) до тех пор, пока я не дам и ей маленький де ревянный или пластмассовый молоточек. Тогда она начинает стучать этим молоточком точь-в-точь как я, и даже порой по той же доске, по которой стучу я. А гвоздя она еще не просит, мелкие вещи, мелкие рисунки ее еще не привлекают. Вот эту особенность малыша – схва-тывать большое, главное, самое заметное и надо использовать.

Кроме того, надо помнить о первых впечатлениях от игры. Сов сем не безразлично, как вы высыпали первый раз кубики на стол.

50 Сложи узор

Если вы на глазах малыша открыли крышку и – бух! – с грохотом высыпали на стол все кубики сразу так, что они разлетелись в сторо-ны, а малыш даже вздрогнул от неожиданности, то не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием станет точно такое же “бух!” кубиков из коробки, а не складывание “поездов” или “башен” из них.

Мамы иногда даже жалуются: “Не знаю, что с Владиком делать. Любит только разбрасывать. Вот кубики разбросал и ушел, игрушки из ящика достает и разбрасывает по комнате. Не успеваю за ним уби-рать”. А все дело в том, что ни папа, ни мама, ни воспитательница

в детских яслях, куда ходит Владик, не задумывались над тем, ЧТО откладывается в памяти Владика, когда он впервые сталкивается со “способом обращения с кубиками” или с игрушками. А этот “способ разбрасывания” еще и закрепляется каждый раз, когда Владик сам разбрасывает что-нибудь, а мама ходит за ним и собирает. Поэтому мы стараемся не демонстрировать такие нежелательные способы обращения с кубиками. Я могу привести Любочку к уже лежащим

в беспорядке кубикам и начинаю наводить порядок или достаю их из коробки аккуратно друг за другом и сразу строю из них “дорож-ку”, или квадрат, или “поезд”. Люба удивлена: хороший у папы скла дывается “синий поезд”, а я, делая “Ту-ту…у!”, двигаю его медленно к противоположному краю стола или коврика. И я не скрываю своей радости, если и у Любы получается “поезд” (пусть сначала и не сов-сем удачно) или Люба научилась находить красную грань на кубиках (именно пока только одну красную и никакую другую) и укладывает

в коробку все кубики красной гранью вверх, не уставая повторять: “Кась-кась” (т. е. красная). А если Любе удалось самой уложить даже последний кубик в коробку (полутора-двухгодовалому малышу это бывает еще очень трудно сделать), покачивая кубик из стороны в сторону и расталкивая для него место среди остальных, то… схватив дочурку подмышки, я подбрасываю ее к самому потолку и ловлю на лету. Эти полеты вверх Любочка обожает и поэтому тоже смеется, тоже довольна, и на следующий день, справившись снова с задачкой укладки всех кубиков красной гранью вверх, Люба уже сама, радос-тно сияя, идет ко мне, подняв ручонки и как бы говоря: “Папа, под-брось меня вверх, как вчера. Я ведь сложила все кубики в коробку и все кась-кась”.

Но если малышу уже 3–4 года, он знает цвета и может найти нуж-ную грань и оценить красоту узора, то, прежде чем дать ему игру, вы-

Сложи узор 51

берите самый привлекательный, на ваш взгляд, узор-задание серии В или Д и сложите заранее по этому узору кубики в коробку. Открывая впервые коробку с кубиками, малыш вместе с вами полюбуется узо-ром.

– Как ты думаешь, мы научимся складывать такие же красивые узоры из кубиков?

– Конечно, научимся, – не сомневается он.

Положите тогда узор “дорожка” СУ-А1 перед малышом и поду-майте вслух:

– Интересно, быстро ты с такой задачкой справишься или долго придется повозиться? Сложи из кубиков точно такого же цвета кар-тинку!

– Фу… чепуха! Вот и готово! – так храбро обычно отвечают боль шинство малышей, предполагая, что раз первая задача удалась легко, то и с другой будет так же.

Действительно, вторая и третья дорожки получаются еще быс трее, чем первая, и не страшно, если не совсем точно измерена дли-на. Правда, проверить точность длины легко, но подходите к этому деликатно. Допустим, что он вместо 4 кубиков взял 3.

– Не кажется ли тебе, что дорожка получилась короче, чем на кар-тинке? Давай сравним!

И лучше, если в этом случае малыш возьмет сразу всю “дорожку” из кубиков и накроет ею узор. Недостача одного кубика будет сразу видна, и он ее исправит.

– Вот теперь получилось точно, без ошибки, – похвалите вы его. И так подбадривая малыша, переходите от узора к узору, внимательно замечая и быстроту работы, и точность укладки кубиков, и другие достоинства его действий. Зерна аккуратности и точности в работе, сосредоточенности и внимания могут дать ростки именно здесь, в игре.

Сколько узоров можно сложить за одну игру, сказать трудно. Мо-жет быть 5, а может быть и 10 – все зависит от настроения ребенка

и его возможностей. Если работа идет споро, доволен и малыш, до-вольны и вы; значит, все в порядке.

– Хорошо у тебя получается! Я не ожидал. Ну, на сегодня хватит! Завтра еще поиграем, – мягко предложите вы закончить, но… это про-бный камень. Главное – как отнесется к предложению малыш. Если он расстроен и готов заплакать, потому что ему “хочется еще поиг-рать”, уступите, покажите ребенку еще 1–2 узора. Если вы свое слово

52 Сложи узор

обычно держите и малыш верит вам, то он согласится с тем, что “за-втра еще поиграем”. Это наиболее удачный итог первой игры.

Неплохо, когда малыш сразу соглашается закончить игру, но при этом интересуется:

– А завтра мы еще поиграем?

Обязательно найдите возможность поиграть и “завтра вечером”, и послезавтра, и через 2–3 дня… Такая “волна” интереса к игре, когда малыш играет в кубики несколько дней подряд, например 5-7, наибо-лее удачное начало. Во-первых, за это время и вы, и малыш сможете втянуться в игру, почувствовать какой-то интерес к ней. Во-вторых, малыш успеет пройти через все уже посильные для него задания, и вы узнаете его “потолок” возможностей в данное время. В-третьих, вы за неделю можете научиться “чувствовать малыша” (если рань-ше вам не приходилось этого делать) в такой игре, где вы не можете ни объяснять, ни подсказывать, ни помогать, а только наблюдать за самостоятельным его движением и продвижением и создавать ус-ловия для него. А это умение – чувствовать малыша – очень важное умение для руководства развитием в любой области. Оно позволит вам “не пересаливать” с дозой игры, т. е. не доводить до пресыщения ею, а держать малыша чуть-чуть “впроголодь”, и, значит, вовремя на-чинать и кончать ее. Кроме того, оно позволит узнать, когда “волна” интереса начинает спадать и, значит, наступила пора на некоторое время отложить – “забыть” игру.

Играем вчера, сегодня, завтра

Теперь можно обратить внимание на связь вчерашней игры с се-годняшней и сегодняшней с завтрашней. От этого в немалой степени зависит и интерес к игре, и успех в продвижении “вверх по лесен-ке” заданий. Допустим, что малыш первый раз сложил 8 узоров – 4 “дорожки” и 4 “квадрата” (СУ-А1 – СУ-АЗ). Давать ли следующий день эти же самые 8 узоров? Или переходить к новым? Практика по-казала, что лучше всего воспользоваться здесь методом “ледокола”, т. е. каждую следующую игру начинать, отступив немного назад. На второй день можно дать несколько прежних узоров: 2–3 “дорож-ки”, 1 “квадрат”, а затем уже новые узоры-задания серии А – сколько малышу захочется.

Так, каждый раз “для разгона” надо сложить несколько прежних, уже покорившихся узоров, и только потом давать новые. Величину

Сложи узор 53

“разгона” тоже надо изменять. Если впереди трудный узор, напри мер, при переходе от одноцветных граней к двухцветным (этот пери од ощутим во всех 3 сериях А, Б, В), то “разбег” следует брать боль-ше, а новых узоров давать меньше, вплоть до 1–2.

Вообще переход к составлению трудных узоров – пробный камень

и для искусства старших играть с малышами, и испытание для самих детей. Легче всего преодолеть его – “забыть” о нем на месяц – два. После перерыва, с новыми силами и взяв “больший разгон”, т. е. вер-нувшись к сравнительно легким узорам, малыш может почти сразу взять неприступный прежде узор.

Но возможен и другой вариант. Ване почти 3 года. У него ни-как не получаются “фонарики” (СУ-А9). Он пробует каждый раз их складывать, берет “разгон” и, ничего не добившись, говорит с огор чением: “Никак!” Иногда он просит: “Дай другой!” И я достаю ему по 1–2 узора из серии Б, которые Ване удаются (они из одноцветных граней). О Ваниной неудаче с “фонариками” уже знают не только папа с мамой, но и старшие братья и сестры. Они тоже иногда иг-рают с Ваней, и с ними он одолел “пилу”, которая “ела, ела дуб-дуб

– поломала зуб-зуб” (так говорит Ваня, двигая “пилу” взад-вперед по столу), а “фонарики” никак не сдаются.

– Скоро и “фонарики” у тебя получатся, – утешаем мы Ваню.

– Ведь и “пила”, и “елочка” тоже трудные, а ты их уже делаешь. Так проходит несколько дней, и я уже подумываю, не следует ли за-быть на время и “фонарики”, и игру, как вдруг однажды вечером:

– Папа! Папа! Иди скорее к нам! – влетела ко мне возбужденная 7-летняя Анюта. Схватила меня за руку и потащила за собой. А там, около сложенного на полу желтого “фонарика” прыгают от радости Ваня и 5-летняя Юля.

– Уля, уля! (Ура!), – кричит Ваня.

– Папа, ты запиши, что Ваня сам сложил “фонарик”. – Сам, сам!

– стараясь перекричать Ваню, подскочила Юля.

Конечно, пришли посмотреть на Ванин “фонарик” и порадо ваться и мама, и старшие братья-восьмиклассники. Анюта принесла тетрадку, где на светлой клеенчатой обложке написано печатными буквами: ИВАН-ВАНЯ (такие тетрадки-дневники мы заводим каж дому малышу), усадили папу на стул и успокоились только тогда, когда в Ванином дневнике папа сделал запись о “крупном успехе” Вани, а Анюта нарисовала там цветными карандашами желтый “фонарик”.

54 Сложи узор

Это событие, во-первых, подняло Ваню на новую “волну” ув лечения игрой, а во-вторых, несколько дней подряд кубиками вновь занялись старшие его братья и сестренки и придумали для нашей игры более десяти новых интересных узоров-заданий. Такие удачи бывают не часто, и их надо ценить: уж очень хороший и полезный след оставляют они в жизни малыша.

Можно играть и самому

Когда игра для ребенка становится интересной, он сам просит: “Давай поиграем в кубики! Давай складывать узоры!”, тогда мож-но подумать о том, чтобы не просто изредка давать кубики для само стоятельной игры, но и поощрять эту самостоятельность всеми средс-твами. Тут дело не только в том, что освободится время у взрослых,

а в том, что, играя самостоятельно, ребенок учится контролировать себя, сравнивать свои результаты, оценивать свои силы и возможнос-ти – в этом начало самостоятельности мышления, очень важной сто-роны творческих способностей.

Самостоятельная игра особенно эффективна, когда после каждой встречи с кубиками ощутимо движение, новый шаг вперед, заметный для взрослого и для самого ребенка.

В нашей семье самостоятельно играют малыши с той поры, когда они в состоянии собрать после игры кубики в коробку и принести ее папе или маме.

Обычно мы не отказываем в просьбе малыша дать ему кубики, но интересуемся:

– А какую серию узоров ты будешь складывать?

– Серию Д, – отвечает тот не без гордости. Да и как не гордиться, если это самая трудная и сложная серия.

За успехами в продвижении малыша мы следим и, конечно, за писываем все крупные достижения и победы в дневник: преодоле-ние трудных узоров вроде “фонариков”, “горки”, “лодки”, окончание одной из серий, складывание нового узора, какого еще ни у кого не было, победу в соревнованиях и т. п. Малыши чувствуют заинте ресованность старших и в свою очередь сами стремятся делать по больше узоров.

В развивающих играх нумерация и счет встречаются довольно часто, и дети, между прочим, могут рано их освоить и к 4–5 годам вполне осмысленно пользуются счетом до 50, 100 и даже дальше.

Сложи узор 55

Узоры-задания серии Г мы даем детям с 2–3 лет. Если из азбуки и из цифр не делать тайны и считать буквы О или А столь же обычны ми вещами, как мяч или стол, то и малышу будет невдомек, что меж-ду ними есть какая-то разница, и он запоминает их совсем так же, как все прочие слова. У нас в семье к 3 годам все семеро уже знали буквы и цифры, а с 3–4 лет начинали читать. Та легкость, с какой шло раннее усвоение букв, потом переносилась на усвоение школь ной программы.

Складывание узоров из кубиков по готовым заданиям – самый простой вид работы в игре. Игру можно немного усложнить (а заод-но почти удвоить количество узоров-заданий) следующим образом: если на карточке узор состоит из красно-белых граней, то можно предложить сделать такой же, но желто-синий узор, и наоборот. Ма-лыши воспринимают такое изменение задания как узор нового типа. Ведь здесь надо не просто копировать узор, а изменять его по цвету.

Можно соревноваться с другими

Когда есть несколько комплектов игры “Сложи узор”, можно орга-низовать соревнования. Их хорошо устраивать, если силы участников примерно равны, все знакомы с игрой, или те, кто мало знаком с нею, старше остальных по возрасту и если самих участников не меньше 3–4 человек. Каждому надо выбрать место за маленьким столиком, на стуле или на коврике так, чтобы оттуда всем был хорошо виден узор-задание, но чтобы играющие не могли друг к другу загляды-вать. Кто-то из старших берет на себя роль судьи-ведущего, а второй

– секретаря. Подбирают из имеющихся или готовят специально для соревнований 5–10 новых узоров возрастающей сложности (рисуют или наклеивают на белый фон вырезанные из цветной бумаги узоры-задания в крупном масштабе – 1:1 или 2:1). Секретарь готовит табли-цу с именами участников и номерами заданий.

Когда все рассядутся и достанут кубики, ведущий говорит: “Вни мание! Начали!” – и ставит или лучше подвешивает на удобной вы-соте узор-задание № 5, а сам следит, кто первый сложит узор полно-стью и без ошибок.

– Юля! – говорит он секретарю, когда видит, что Юля первая сло-жила узор. Секретарь в колонке 5 против имени Юли ставит “1”, т. е. отмечает, что она сложила узор быстрее всех.

56 Сложи узор

– Дима! – и секретарь против имени Димы пишет цифру 2.

– Ваня! – и секретарь пишет 3 в строке “Ваня”.

– Маша!

– Аня!

Таблица соревнований на быстроту

Имя

Возраст

Номера задания

Сумма

Место 5 10 14 18 23 25

Ваня 4

года 6 месяцев 3 1 2 2 3 3 14 II Юля 5 лет 2 месяца 1 2 1 3 1 2 10 I Аня 7 лет 1 месяц 5 4 3 1 2 1 16 III Маша 8 лет 3 месяца 4 3 5 5 4 5 26 V Дима 6 лет 9 месяцев 2 5 4 4 5 4 24 IV

Дальнейшее понятно из таблички. Кто быстрее других складывал узоры, у того наименьшая сумма и лучшее место в соревнованиях. Если малыши не могут справиться со всеми узорами, тогда быстроту выкладывания не обязательно считать решающим фактором. В этом случае лучше учитывать число узоров, с которыми малыш справился,

и их трудность. Для этого берут узоры из всех 3 серий, и трудность каждого узора оценивается каким-то числом баллов, как, например, в следующей таблице: узор А5 – 2 балла, А10 – 3 балла и т.д.

Таблица соревнований на сложность

Имя

Возраст

Номера задания

Сумма

Место А5 А10 А18 Б20 В6 в23 Ваня 4 года 6 месяцев 2 3 4 6 8 — 23 II Юля 5лет2 месяца 2 3 4 6 8 10 33 I Аня

7 лет 1 месяц 2 3 4 6 — — 15 III Маша 8лет3 месяца 2 3 4 — — — 9 V Дима

6 лет 9 месяцев 2 3 — 6 — — 11 IV

Тогда всем участникам ведущий дает одинаковое время на скла-дывание, например, 1 или 2 минуты, и ровно через 2 минуты сни-

Сложи узор 57

Узоры-задания СУ

Серия СУА

1 2 3 4 Дорожки Квадраты

5

6

7

8

Цветок

Ступеньки

Красный крест

Пила

9 10

Фонарики Елочка

11 12 13 Бабочка Лодка Дом 14

15

16

17

18 Конфета

Бантик

Гусь 19 20 21 22 Паркет Крюк Лесенка Молния

Рис. 2

58 Сложи узор

Серия СУБ

1 2 3 4 5 Флаг Окошко Цветок 6 7 8 9 10 Елочка Гриб Катушка Бабочка 11 12 13 14 15 Горка Бокал Зигзаг Чернильница 16 17 18 19 20

Купальник Ослик Пароход Палатка 21 22 23 24 Олень Корона

Рис. 3

Сложи узор 59

Серия СУВ

1 2

Шахматная доска

6 7 11 12 16 17 Маяк 3 4 5 Домик 8 9 10 Песочные часы

13

14

15

Дедушка

Ракета

Звездочка

18 19 20

Крабик Медаль Красный крест

21 22 23 24 Солнышко Крюк Автомобиль

Рис. 4

60 Сложи узор

Серия СУГ

Рис. 5

Сложи узор 61

Серия СУГ

Рис. 6

62 Сложи узор

Серия СУД

1 2 3

Туфля Чашка Уточка 4 5

6 Светофор Трубка

Гусь лапчатый 7 8 9 Пушка Труба Солнышко 10 11 12 Золотая рыбка Черепаха Сапожок

13 14 15

Змея Ножницы Чайник

Рис. 7

Сложи узор 63

Серия СУД

16

17

18 Бегун

Слон Рыба 19 20

21 Конек-горбунок Лебедь

Этажерка

22 23 24

Платье Снеговик Снежинка

25

Кошка 26 27

Зонтик Крокодил

28 29 30

Верблюд Белочка Рак

Рис. 8

64 Сложи узор

1 2

3 4

5 6

7

Рис. 9 8 9 10

Сложи узор65

мает узор. А секретарь в табличке всем сложившим узор ставит его “цену”, т. е, например, за узор СУ-А5 – 2 балла, за СУ-А10 – 3 балла,

а тем, кто его не сложил, ничего не ставит. В этом случае тот, кто сло-жит большее число узоров, наберет и большее число очков и, значит, опередит других.

Если малыши умеют уже считать, то подсчет баллов в сорев новании можно поручить им самим. Но тогда ведущий должен за пастись бумажными или картонными кружками с напечатанными или нарисованными на них цифрами, указывающими количество набранных очков или “цену” узоров. И тем, кто сложил узор А5, вы давать по кружку с цифрой 2, кто справился с узором А10, дать по кружку с цифрой 3 и т. д.

У кого сумма цифр на кружках будет большей – тот победил. По-бедителей можно и наградить, но так, чтобы побежденным было не обидно, а весело, и чтобы в таких соревнованиях хотелось бы снова всем участвовать. Тут фантазии и творчеству папы с мамой большой простор.

Мы, например, покупали призы по числу участников и раскла дывали их на столе. Тот, кто занял первое место, первым подходил к столу и выбирал себе приз. Кто занял второе – подходил вторым и т. д.

А теперь узоры нарисуем

Еще до того, как малыш переключился на выполнение серии узо-ров Б и В, он может срисовывать узоры с кубиков. Это более слож-ный вид работы с кубиками, развивающий графические способности. Малышу надо научиться проводить карандашом прямые линии, ри-совать квадраты цветными карандашами. Удобно рисовать узоры в тетради в клетку. Но здесь тоже есть свои “первые открытия”: уви-деть линейки, маленькие квадратики (клетки), на которые малыши сначала просто не обращают внимания: линии слишком тонки, клет-ки мелки и потому мало заметны.

Правила игры здесь остаются прежними: от посильного, под дающегося выполнению задания к предельно сложному, требую-щему максимального напряжения. Не огорчайтесь, если сразу не получается идеально точно. У малышей процесс развития идет посте пенно. И лучше, если не просто чертить, а и фантазировать при этом. Надо, например, провести карандашом линию по линейке в тетради; предложите малышам считать линейку мостиком, и тот, кто умеет

66 Сложи узор

удерживать карандаш вблизи линейки все время, “не падает в реку” и проходит по мостику.

Рисование узора, да еще цветными карандашами, требует намного больше времени, чем складывание его из кубиков, поэтому заданий на срисовывание давайте ребенку в 2–3 раза меньше. Но и тут тоже надо тонко чувствовать, когда надо взяться за срисовывание, где надо похвалить ребенка, когда предложить закончить игру. Узоры можно рисовать в разном масштабе – 1:1, 1:2, 1:4 и даже 1:6 (одна клетка равна грани кубика), и начинать надо с того, какой будет малышу по силам. Для рисования узоров дайте ребенку тетрадку в клетку, на об-ложке которой малыш может написать печатными буквами свое имя, если вы дадите ему образец.

Очень помогает процессу совершенствования в рисовании узо-ров игра “Внимание”. Там надо сделать точную копию увиденной фигуры, буквы или цифры, а также узнать названия таких фигур, как “квадрат”, “треугольник”, “прямоугольник” и др.

Прежде чем зарисовывать узоры, хорошо, если ребенок выполнит подготовительные упражнения (рис. 9).

3. Кто сумеет провести прямую горизонтальную линию заданной длины точно по линейке: длиною в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т. д.?

4. Кто сумеет провести прямую вертикальную линию заданной длины точно по линейке; линию длиной в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т. д.?

5. Кто сумеет нарисовать маленькие кружочки диаметром в

1 клетку? Кто нарисует 1 кружок, 2 кружка, 3 кружка и т. д.?

6. То же, но кружки расположить иначе (в “колонку”).

7. Кто нарисует маленький квадратик величиной в 1 клетку?

Кто нарисует квадрат со стороной в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т. д.?

8. Кто нарисует квадрат со стороной в 4 клетки и закрасит его цветным карандашом так, чтобы не выходить за контур?

Сложи узор 67

равных квадрата и закрасить разными цветными карандашами?

Придумываем узоры сами

Еще один вид работы с кубиками, наиболее насыщенный твор ческими элементами, – составление новых узоров, таких, которых нет ни в одной из серий. В нашей семье мы переходим к этому виду заданий, когда ребенок научится складывать почти все узоры серии В.

Новый узор сложить нетрудно. Но важно, чтобы это был краси вый, симметричный, напоминающий своим видом какой-либо пред мет. Только такие узоры можно считать достойными внимания. Ма лыши гордятся, когда им удается сложить именно такой. А чтобы не забыть новый узор, надо его немедленно зарисовать в тетрадку, иначе рассыпал кубики – и узора больше нет. Так появился у нас “Зоопарк”

– серия СУ-Д, где почти все узоры придумали дети.

Из придуманных ребенком узоров можно сделать целую серию и назвать ее именем малыша. Ничего, если в ней только 5 или 10 узо ров, их тоже можно нарисовать на отдельных бумажных квадратах или прямоугольниках, а можно наклеить, вырезав узор из цветной гуммированной бумаги.

Такую серию узоров в пакете, украшенном собственным орна ментом, малыш может, например, подарить маме в день ее или своего рождения.

Так сложилось у нас в семье: каждый в день своего рождения да-рит маме что-нибудь сделанное своими руками. Ведь несправедливо, когда в этот день все вспоминают только о новорожденном: поздрав-ляют – его, подарки – ему, праздник – ради него, а о маме, которая

в этот день подарила ему жизнь, как-то забывают. В такой день для мамы самым дорогим подарком будет то, где все свое – и идея узора, и исполнение его: “Смотри, мама, я расту, я уже многое умею!”

68 рамки и

М

вкладыши мОНтессори

69