Уникуб (у)

Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерногопространства. А раннее развитие пространственного мышления поднимает возможности на целую ступень выше обычного житей ского уровня и делает ребенка сильнее интеллектуально.

Однажды мне рассказали, что в Югославии есть учитель на чальной школы, который делает точно такую же игрушку и разда-ет по коробочке в каждую семью, из которой придет к нему через год ученик в первый класс. Он просит папу или маму поиграть с малышом в эти кубики, потому что тогда, говорит он, малыш будет легко усваивать и арифметику, и алгебру, и геометрию, и тригоно метрию.

Мы не знаем, какие задания дает этот учитель, не знаем, как учит он папу или маму игре, но на собственном опыте убедились, как удивительно широк диапазон заданий “Уникуба” и как может он одинаково сильно увлекать и 2-летнего, и 5-летнего ребенка, и даже взрослого. Последние задания придумал не автор, а его уже вы росшие дети; и автор только мечтает теперь: “Соединить бы вместе

60 заданий, родившихся у нас, с теми, что придумал югославский учитель! Видимо, получилась бы игрушка исключительной цен ности, не уступающая кубику Рубика по своей притягательности, но превосходящая его по эффективности развития математического мышления ребенка.

Для интеллектуально деятельных людей “Уникуб” может стать и объектом соревнования, и объектом исследования его богатейшего математического содержания. Математики утверждают, что нет луч-шего пособия для изучения теории графов и что там можно обнару-жить и биноминальные коэффициенты.

Чего стоит анализ закономерностей окраски кубиков! Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 – разные,

81

хотя цветов всего 3, а граней у кубика 6. Потом, после двойной классификации, оказывается, что, кроме единственных, есть 8 три-ад. А как великолепно учит игра точности, аккуратности, предусмо трительности! В некоторых заданиях и ошибок искать не надо. Сам “Уникуб” закричит: “Здесь две ошибки!”

Как изготовить игру

Возьмите 27 деревянных кубиков с ребром 30 мм (можно с реб-ром 35 и 40 мм). Если они оклеены бумагой, то размочите ее кипят-ком и удалите, а кубики просушите не менее суток в теплом месте (например, на батарее отопления). После этого прошлифуйте все грани мелкой наждачной бумагой, особенно торцы. Затем кубики надо разметить:

1. Сложить 27 чистых кубиков в куб 3x3x3.

2. Красным карандашом пометить все 6 сторон куба, делая чер точку на каждой из 54 граней, как это видно на рис. 13. Не рассыпьте куб, когда будете помечать “дно”.

Рис. 13

3. Поднимите сразу весь верхний слой из 9 кубиков, сжав их в руке, и пометьте грани разъема синим карандашом. Делая по 18 пометок в каждом разъеме в трех взаимно перпендикулярных плос костях, вы получите тоже 54 синих грани.

4. Желтые грани можно не помечать, их остается тоже 54, и все 3 цвета оказываются при этом равноправными.

82 Уникуб

Только после разметки можно рассыпать кубики и приступить к ок-раске или оклейке цветной бумагой. Пометки, сделанные на кубиках цветными карандашами, обозначают, какой цвет должна иметь грань.

Окрашивать кубики лучше нитрокрасками или масляными тех ническими. Художественные масляные краски разжижать масляным лаком (техническим, бесцветным), иначе они долго сохнут (больше месяца). Чтобы краска не попала на соседнюю грань, кисть при ок-раске надо двигать только от центра грани к ребру, но не вдоль ребра и не от ребра к центру.

Для проверки правильности окраски после высыхания сложите кубики в большой куб так, чтобы наружные грани были красными, а внутренние грани разъема синими или желтыми, как на рис. 13 или в задании У-47. Такая проверка обязательна, так как кубики имеют 11 вариантов окраски: 8 триад, т. е. по 3 одинаковых и 3 единственных (сине-красный, сине-желтый и красно-желтый).

При окраске проследите, чтобы тона красок были близки тонам на рисунках-заданиях.

Для Уникуба необходима и коробка с внутренним размером 92x92x90

мм с крышкой. Это позволяет без пересчета сразу видеть, все ли куби-ки на месте, и накрывать уложенный определенным образом “Уникуб” вместо медленной укладки 27 кубиков по одному в коробку.

Для малышей рисунки-задания надо увеличить (это уже должны решить папа и мама) и сделать их на отдельных листах чертежной бумаги размером от 100×100 мм до 150×200 мм. Их надо разделить на 2–3 части и для каждой сделать пакет из плотной бумаги, указав на нем номера заданий, уложенных туда (рис. 14).

У

22

У

7

У1-20

башня

Рис. 14

Уникуб 83

Рисунки-задания У

У–3

У–6

У–4

У–7

У–1

У–2

У–5

У–8

Рис. 15

84 Уникуб

У–10

У–9 Счет

У–11

У–12

У–13

У–14 У–15

У–17

У–16

У–18 У–19

Рис. 16

Уникуб Уникуб 85

У–20

У–22

У–25

У–26

У–23

У–27

У–21

У–24

У–28

У–29

У–30 У–31

Рис. 17

86 Уникуб

У–32 У–33 У–35 У–34 Счет У–36 У–37 У–38

У–39 У–40 У–41

Рис. 18

Уникуб 87

У–42 У–43 У–44

У–45 У–46

У–47

Рис. 19

88 Уникуб

У–48

К–0 К–1 К–2 К–3

У–49

У–50

Рис. 20

Уникуб 89

У–51

У–52

Рис. 21

90 Уникуб

У–53

У–54

Рис. 22

Уникуб 91

У–55

У–56

Рис. 23

92 Уникуб

У–57

У–58

Рис. 24

Уникуб 93

У–59

У–60

Рис. 25

94 Уникуб

60 заданий к “Уникубу”

У-1. Сложи кубики в коробку. Знакомство с “Уникубом” можно начинать по-разному: с самыми маленькими (1,5–3 года) лучше на-чинать с укладки кубиков в коробку. Сначала это может быть просто укладывание всех трех слоев по очереди и закрывание полной ко-робки крышкой. Но малыши быстро начинают различать разницу в цвете и тогда предпочитают какой-то один цвет. Тогда выполнить за-дание У-1 можно так: “Давай сложим так, чтобы все донышко в ко-робке было красным!” – и, конечно, обрадоваться, если получилось хорошо. Огорчает малышей только кубик без красных граней. Его можно уложить последним и в середине, чтобы было похоже на фо-нарик.

У-2. Кто сумеет сложить кубики так, чтобы донышко было синим, серединка – желтой, а верх – красным? Малышу можно показать рисунок в книге.

У-3. Красный поезд. Нужно сложить из кубиков поезд, как пока зано на рисунке. Крыши, стены вагонов и электровоз – красные (с тех сторон, которые видны на рисунке). Положите, а лучше пос-тавьте или повесьте вертикально перед малышом рисунок У-3. Дли-на поезда может быть и точно такая, как на рисунке, и больше. Это зависит от настроения “машиниста”. В этом задании точность в числе кубиков можно не соблюдать. Главная трудность задания для 3-летнего малыша – одновременно следить за двумя плоскостями и

к тому же отбирать подходящие кубики (с 2 и 3 красными гранями). Если же он раньше выполнял задание “Сложи узор”, это задание для него будет сравнительно легким. Но если он сделает красными толь-ко крыши вагонов, а стенки получатся не у всех вагонов красными, похвалите его: “Хорошо маляры покрасили крыши – все красные. А теперь посмотрим, как маляры покрасили стенки”.

И “идите” указательным и средним пальцами вдоль поезда. Ос тановитесь около вагона со стенкой другого цвета и подумайте: “По-сылать ли вагон в перекраску или нет? Решение должен принять сам “машинист”.

У-4. Желтая квадратная коробка. Малыш должен решить,какие кубики надо взять, чтобы и 4 боковые грани были желтыми. Вариан-ты – синяя и красная коробки.

У-5.Кто сложит квадратную площадку из9 кубиков?Это игро-

вая площадка для дошкольников. Все 4 боковые грани желтые.

Уникуб 95

У-6. Кто построит синюю квадратную площадку из 16 кубиков? Это может быть спортплощадка для школьников. Все грани, кроме нижней, синие.

У-7. Кто построит красную квадратную сцену для летнего театраиз 25 кубиков? Здесь уже надо различать, какие “сорта” кубиков надо укладывать по периметру и какие в центр модели, иначе может не хватить кубиков нужного цвета.

У-8. Классификация по красным. Разложите кубики по “сортам” или лучше сложите “три поезда”. В первом поезде все вагоны с одной красной крышей, во втором – с красными крышами и одной красной стенкой, в третьем – с красной крышей и двумя красными стенка-ми. Получаются три поезда разной длины и один тепловоз (кубик без красных граней).

С классификации начинается серьезное овладение “Уникубом”, поэтому ее можно дать даже раньше, т. е. после выполнения первых трех заданий, особенно в том случае, если малыш уже считает до 3–5 и может различать “сорта” кубиков. Мы не придумали названия каждо-му “сорту” кубиков и пользуемся плодами детского словотворчества: “однушка красная”, “двушка синяя”, “трешка желтая” и “нулевка”.

В этих названиях ясно видно, по какому цвету шла классификация и сколько граней этого цвета есть на кубике. Малышей такая термино-логия устраивает, и, складывая квадратную сцену для летнего театра (У-6), они сразу говорят: “По углам я поставлю “красные трешки”, между ними “красные двушки”, а в середину можно класть “красные однушки” и что останется”.

Предварительная классификация кубиков по красному, сине-му или желтому цвету значительно облегчает выполнение любого задания, поэтому часто малыши по собственной инициативе, пе-ред тем как приступить к новому заданию, делают такую классифи кацию. При этом они уже понимают, какой цвет лучше выбрать и делать ли классификацию полностью или отобрать одни “трешки” или “двушки”.

У-9. Посчитайте, сколько вагонов в поезде, где у вагонов толькокрасные крыши (сколько в “Уникубе” “красных однушек?”). Сколь ко вагонов в поезде с красными крышами и одной красной стенкой? (Сколько “красных двушек”?) Сколько вагонов в третьем поезде? (Сколько “красных трешек”?) Из кубиков какого “сорта” можно сло-жить малый куб (из 8 кубиков) одного цвета?

У-10. Три беговые дорожки на стадионе из 9кубиков разного цве-та. Боковые грани имеют цвет прилегающей дорожки.

96 Уникуб

У-11. Кто сложитсинюю букву П? Малыши могут следить толькоза цветом буквы, а старшим можно добавить: сложи так, чтобы стен-ки были такими же, как на рисунке У-11.

У-12. Красная буква Н. Так же можно складывать любые буквы, которые хорошо получаются из кубиков (Г, Е, О, С, Т, Ч и др.).

У-13. Трехцветная скамейка для электрички. К сожалению, на не-видимой стороне только сиденья скамейки можно сделать того же цвета, что и на видимой, а спинки получаются другого.

У-14. Рыцарский замок с 4башенками по углам и окраской, как на рисунке.

У-15. Атомный ледокол с красной палубой, синими бортами и желтыми палубными надстройками.

У-16. Разноцветная крепость с бойницей и окраской по рисунку. У-17. Цирковая лесенка с синими ступенями с двух сторон. Сколь

ко кубиков надо для такой лесенки?

У-18. Шахматная доска 5×5 с желто -красными клетками. 4 бо ковые грани тоже с шахматной окраской. Возможны варианты: крас-но-синяя, желто-синяя.

У-19.Египетская пирамида. Правые и левые стенки– красные, пе-редние и задние – желтые, “крыши” всех ярусов – синие. Для пирами-ды не обязательно иметь 30 кубиков, вполне достаточно 27. Задайте малышу задачу: как построить прочную пирамиду, если 3 кубиков не хватает? Где можно сэкономить эти кубики? (Вместо 4 центральных кубиков в 1 ярусе поставить 1 в центре – “гробница фараона” – и по-вернуть его на 45°, чтобы на него опирались сразу 5 кубиков II яруса.)

У-20. Желтое шоссе размером 3×9 с одним красным квадратом в центре. Четыре боковые грани желтые.

У-21. Красный пятиэтажный дом с окошками, с синими крыша-ми на всех этажах и красными полами во всех комнатах. Задняя стена дома и стены комнат могут быть любого цвета.

У-22, 23, 24. Три водонапорные башни разной высоты.Кроме со блюдения порядка окраски, здесь есть еще “секрет” технологии стро ительства. Без открытия этого “секрета” построить 2-ю, а особенно 3-ю башню очень трудно. Пусть малыш сам откроет этот “секрет” (“секрет” состоит в порядке складывания: сначала надо заготовить все этажи, но складывание начинают с верхнего этажа, а не с ниж него, как принято во всяком строительстве).

У-25. Кто быстрее сложитмалый куб красного цвета?Все 6 граней должны быть красными. Варианты: желтый и синий кубы.

К сожалению, их нельзя сложить одновременно, а только последова тельно.

Уникуб 97

У-26. Малый куб трех цветов. По 2 соседние (примыкающие) грани одинакового цвета (куб Вадика Склере, 6 лет).

У-27.Малый куб двух цветов. 3 грани, образующие одну вершину, синие, другие желтые. Варианты: желто-красный и красно-синий.

У-28. Малый куб трех цветов. Противоположные грани одного цвета (куб Вадика Склере, 6 лет).

У-29. Малый куб двух цветов. Нижняя, задняя и верхняя грани синего цвета, а левая, передняя и правая красного. Варианты – иные сочетания цветов.

У-30. Синяя вокзальная скамейка. Со всех сторон она окрашена в синий цвет (кроме “дна”). Можно сложить такую же скамейку крас ного или желтого цвета.

У-31. Кто сумеет сложить красный колодец? Снаружи он со всехсторон красный, а внутри синий (“вода”). К сожалению, для вну тренней окраски недостает одной синей грани, и в колодце виден “песок” (одна желтая грань).

У-32. Кресло с подлокотниками. Обтянуто сзади и с боков синим, внутри желтым, спереди и сверху красным бархатом. Цвета обивки можно менять.

У-33. Антошина скамейка. Сколько человек могут сидеть на ска-мейке одновременно (каждый кубик – сиденье)? Сиденья и спинки с одной стороны – красные, с другой – синие, а верх и торцы – желтые (скамейка Антона Никитина, 7 лет).

У-34. Почему кубиков с одной красной гранью только 6? (по числу граней куба). Почему кубиков с тремя красными гранями 8? (по числу вершин куба.) Почему кубиков без красных граней только 1? Сколько граней у одного кубика? Кто быстрее подсчитает, сколько красных граней на всех кубиках? Сколько всех граней на всех куби-ках? Сколько граней у 6 кубиков, у 8, у 12, у 27?

У-35. Кто быстрее сложитбольшой куб красного цвета?Про-верьте, все ли 6 граней красного цвета, так как часто (особенно те, кто складывает впервые) забывают, что “дно” должно быть такого же цвета, как и остальные грани. Можно складывать большой синий и большой желтый кубы.

Это одно из самых часто повторяемых заданий и заданий, ко торые делают на время. На складывание у 3–4-летних уходит

10 минут, у 5–6-летних – до 2 минут, а 10–12-летние дети могут выполнить это задание даже за 1 минуту. “Рекордсмены”, работая двумя руками сразу и по определенной системе, могут “выйти из минуты”.

98 Уникуб

У-36. Кто быстрее сложитбольшой куб трех цветов? Две сосед-ние грани одинакового цвета.

У-37. Кто быстрее сложиттрехцветный куб с противоположны-ми гранями одного цвета?

У-38. Кто быстрее сложит большой трехцветный куб с гори зонтальными слоями одного цвета – слоеный пирог?

У-39. Кто быстрее сложитдвухцветный куб? 3 грани, образую-щие вершину, желтого цвета, 3 другие – синего. Возможны другие сочетания цветов: желтого с красным, красного с синим.

У-40. Кто быстрее сложитбольшой двухцветный куб? Нижняя, задняя и верхняя грани синего цвета, а левая передняя и правая – красного (куб Саши Дунаева, 6 лет). Можно использовать и другие сочетания цветов.

У-41. Высотный дом желтого цвета на 20 квартир. В основании

4 кубика, а высота 5 этажей. Стены, крыша и пол на 1-м этаже жел-того цвета. Окраску дома можно делать и красной, и синей.

У-42. Большой куб с шахматной окраской всех 6 граней. Сочета-

ния цветов могут быть и другие: сине-красные, желто-красные.

У-43. Кто быстрее сложиткрасный крест на всех 6 гранях? Вер шины куба могут быть и желтыми, и синими.

У-44. Кто быстрее сложитбукву П на всех 6 гранях? Цвет букв на противоположных гранях одинаков. Могут быть варианты: все буквы одного цвета (красные, желтые, синие).

У-45. Кто быстрее сложитбукву Н на всех 6 гранях? Цвет букв напротивоположных гранях одинаков. Придумайте другие варианты.

У-46. Сложи трехэтажный красный дом на 9 квартир, но так,

чтобы задняя стенка была синей. Это может быть подготовка к разъ-емным заданиям, где работает “внутренний порядок”.

У-47. Большой разъемный красный куб. Все6 наружных гранейкрасные, любые соприкасающиеся грани разъема одноцветные (жел тые или синие). Возможны варианты другого цвета.

Это задание – решающее во многих отношениях. Во-первых, вы-полнив его, можно убедиться, что окраска “Уникуба” при изготовлении была безошибочной. Во-вторых, ребенок, справившийся с заданием У-47, сможет справиться и с любым другим из предыдущих.

Интересно, что тренировка в решении задания У-47 только в са-мой начальной стадии заметно улучшает результаты взрослых, а за-тем они изменяются мало, и взрослые вообще, как правило, не могут дойти до результатов, показываемых детьми уже в 10–12 лет (отста-ют во времени в 2–3 раза). Исключения здесь довольно редки.

Уникуб 99

У-48. Двойная классификация. Кубики сначала надо разложить по “сортам”, как в задании У-8, по красному цвету. Получится ряд с одной красной гранью (К-1), ряд с двумя красными гранями (К-2) и ряд с тремя красными гранями (К-3).

Затем внутри каждого ряда разложить их по “сортам”, но уже си него или, если надо, желтого цвета. Ближе к себе положить кубики

с тремя синими гранями, дальше с двумя и еще дальше с одной. По лучаются “триады”, как на У-48. Двойная классификация заметно облегчает выполнение сложнейших заданий № 47–60; так как сразу можно найти кубик с заданным числом и цветом граней. Например, все “трешки красные” лежат в ряду У-3, “трешки синие” – это бли жайшие к ребенку кубики (их просто видно), а “трешки желтые”

– самые дальние в каждом ряду.

У-49.Кто быстрее сложитмалый разъемный куб красного цвета?

(Куб Антона Никитина). Варианты: желтый куб, синий куб.

У-50. Двухсторонняя шахматная доска размером 5×5. Все 6 гра-ней ее имеют шахматную окраску. Большая, невидимая на рисунке грань должна быть красно-желтой или желто-синей (как в зеркале), а узкие грани – той же окраски, что и одна из широких. На рисунке все они красно-синие. Это одно из сложных заданий. При его выпол-нении почти все допускают ошибки и теряют массу времени на их исправление (доска Сережи Беляева, 14 лет).

У-51. Большой красный куб. Любые соприкасающиеся грани разъема разного цвета. Внешне этот куб такой же, как У-47, но “вну треннее устройство” у него другое: любые соприкасающиесяграни разъема разного цвета. Внешняя сторона окраски может быть и дру гого цвета (желтой или синей), но тогда соответственно изменяется и внутренняя окраска (куб Антона Никитина, 10 лет).

У-52. Большой красный куб. Любые соприкасающиеся грани разъема полосатые. Возможны 6 вариантов: 3 варианта определя-ются цветом внешней окраски (красный, желтый, синий) и внутри каждого из них есть по 2 варианта внутренней окраски по разъемам. Один, показанный на рисунке-задании, при котором соприкасаются в каждом разъеме разноцветные полосы (синие с желтым), и второй, когда соприкасаются полосы одноцветные (куб Антона Никитина, 10 лет).

У-53. Кто сложитбольшой куб так, чтобы:

во фронтальных плоскостях все наружные и внутренние грани былиодноцветные (2 желтых, 2 красных, 2 синих);

100 Уникуб

в боковых плоскостях (справа, слева и в параллельных сечениях между ними) полосатые, трехцветные (6 граней);

в горизонтальных плоскостях (сверху, снизу и в сечениях между ними) шахматной окраски, двухцветные (6 граней)? (Куб Володи и Наташи Лисун из Киева).

У-54. Большой красный куб. Все 12соприкасающихся гранейразъема имеют шахматную окраску. Здесь также можно изменять цвет наружных граней, а соприкасающиеся грани разъема могут быть или зеркальным отражением друг друга, или соприкасаться разноцвет ными квадратиками, как У-50 (куб Антона Никитина, 10 лет).

У-55. Кто сложитбольшой куб, чтобы все наружные грани попар-но противоположные были одноцветны;

все внутренние грани разъема, соприкасающиеся, попарно одно цветные? (Куб Толи Заверняева, 19 лет).

У-56. Кто сложитбольшой куб так, чтобы все наружные и все внутренние грани разъемов (12) образовали букву О, т. е. 6 красных, 6 желтых и 6 синих букв? (Куб Оли Никитиной, 17 лет).

У-57. Кто сложитбольшой куб так, чтобы по всем18 наружным и внутренним граням были буквы Н (6 синих, 6 красных, 6 желтых)?

У-58. Кто сложитбольшой куб так, чтобы на его наружных граняхбыли красные кресты, а на внутренних гранях разъема 6 синих и 6 желтых? (Куб Вани Никитина, 10 лет).

У-59. Кто сложитбольшой куб так, чтобы все наружные и все внутренние грани разъема (18 граней) были полосатые трехцвет-ные?(Куб Толи Заверняева, 19 лет).

У-60. Кто сложитбольшой куб наивысшей сложности? Все 6на ружных граней и 12 внутренних имеют шахматную окраску. Снаружи 2 красно-синих (верхняя и нижняя), красно-желтые (правая и левая) и сине-желтые (передняя и задняя) (куб Антона Никитина, 19 лет).

Как играть?

Прежде чем предлагать игру “Уникуб” малышу, попробуйте поиг рать сами. Осторожно высыпьте кубики на стол, положите рядом ча сы с секундной стрелкой или секундомер и, заметив время, сложите из всех 27 кубиков куб одного цвета (У-35). Если с первой попытки вам удалось это сделать за 2 минуты, у вас блестяще развито прост ранственное мышление. Но сначала охватите куб двумя руками и осторожно поверните его на бок, чтобы кубики не рассыпались. По

Уникуб 101

смотрите, как окрашено “дно”. Нет ли в нем квадратов другого цве-та, кроме избранного вами? Если есть, то повремените гордиться,

а сначала потренируйтесь. Вы почувствуете, как строг “Уникуб” в отношении ошибок: не позволяет сделать ни одной! Да и “говорит” он об ошибках тонко: “Вы где-то допустили ошибку, вот и не полу-чается куб одного цвета”. И найти ошибку не так просто – нужна сразу хорошая “система контроля”, в один день вряд ли вы сумеете ее выработать.

Чтобы предлагать ребенку эту игру, родителям надо представлять себе, различает ли он цвета, может ли найти кубик с двумя гранями одинакового цвета или нет, складывает ли из кубиков “поезд”, может ли уложить “площадку”, построить “дом” или “лесенку”.

Внимательно посмотрите тексты и рисунки нескольких заданий и попробуйте их выполнить. Тогда вы будете иметь возможность на-чать с посильных для малыша задач, чтобы через 2–3 игры вплот-ную подойти к трудным. Метод “ледокола”, описанный в игре “Сло-жи узор”, следует использовать в полную меру.

Задания в “Уникубе” трудные и требуют поэтому больших затрат времени и сил ребенка, и их нельзя давать много. Иногда достаточ-но одного задания и реже – 2–3, в зависимости от возможностей малыша.

Дети в нашей семье всем заданиям дали “имена”, попробуйте это сделать и вы вместе с ребенком и пользуйтесь, сколько можете, вы думками, сравнениями, образными картинками – всем, что делает игру живее и интереснее. Очень хорошо, если и ребенок начинает фантазировать, сочинять сам.

Задания детям можно давать как с помощью рисунка, так и устно. Рисунок дети понимают сначала лучше, чем словесное объяснение, но это не означает, что надо соглашаться с такой одностороннос-тью. Там, где задание можно дать словесно, этим надо пользоваться. Только тогда, когда вы будете убеждены, что малыш может сложить и “малый куб синего цвета” (из 8 “трешек синих”) и “большой куб красного цвета” (из 27 кубиков) по одному словесному заданию, можно ослабить внимание к проблеме, как давать задание: устно или графически. Иначе говоря, надо подводить ребенка к такому по ложению, когда он одинаково хорошо воспринимает задания как в форме рисунка, так и в устной форме.

Задания расположены примерно в порядке возрастания слож ности, но строгой последовательности мы еще не добились, и там,

102 Уникуб

где будут попадаться “провалы” и возникать “неприступные скалы”, папе и маме надо самим подбирать задания промежуточной слож ности или изобретать новые. Мы пробовали иногда после У-3 перей-ти на У-8, и получалось хорошо. Малыши, научившись в 3–4 года классифицировать кубики по “сортам”, легко и уверенно шли как вперед, так и назад, к У-4, У-10 и другим заданиям.

И как всегда в развивающих играх, вы главным образом наблю-даете, как малыш строит из кубиков модель, как он сравнивает ри-сунок и свою постройку, как считает, сколько кубиков надо взять для модели, и как решает, годится ли этот кубик для нее или нет. Вся работа у него идет самостоятельно, без объяснения со стороны старших.

Но старший – лицо тоже заинтересованное в успехе, как и сам малыш. Вы радуетесь его успехам вместе с ним или даже чуть-чуть раньше, так как он не всегда понимает, где и в чем успех. Вы огор чаетесь его неудачам, но не отчаиваетесь, как он, и уверены, что если сегодня и неудача, то завтра или через неделю обязательно бу-дет успех и победа, “неприступный лед” будет сломан. Вы можете рассказать подходящую сказку, задавать вопросы, вместе с малышом думать и переживать, но ни в коем случае не решать за него, не пред-лагать готовое решение. Иначе кончается развитие творческих спо-собностей и загружается память для нетворческой, исполнительской деятельности. Трудно это – ждать, когда малыш сам найдет решение, куда легче поднести ему сразу готовенькое, но тогда ребенок не ста-нет сильнее, не станет способнее. У нас в семье к такому порядку привыкли и старшие, и средние, и совсем маленькие ребятишки и привыкли настолько, что подсказка взрослого была иногда равно-сильна обиде.

– Я сам хотел, а ты подсказал. – И слезы, и плач, и горе такое горькое, что малыш сгоряча может всю работу развалить. И главное

– оправдания никакого не найдешь в таком случае. У папы просто не хватило терпения немножко подождать… И ругаешь себя, и кля-нешься больше так не делать, и… через некоторое время опять мо-жешь сорваться. Трудно нам, привыкшим к постоянным поучениям

и подсказкам, но… надо сдерживаться.

Играть в “Уникуб” можно лишь пока сохраняется весь комплект,

27 кубиков, поэтому игру надо беречь, а еще лучше сделать отдель ный комплект для каждого ребенка, а если в семье один малыш, то

Уникуб 103

2 комплекта. При изготовлении 2-го комплекта игры можно чуть-чуть изменить тон одного из цветов (например, желтого), что легко позволит различать комплекты. Если у вас в семье несколько ком плектов игры, то это существенно облегчит ее организацию. Папа или мама смогут тогда сесть рядом с малышом и тоже строить раз-ные модели, но при этом идти не вперед малыша, а за ним следом, чуть-чуть отставая от него, копируя его действия. Тогда лучше видны и ощутимы находки, открытия, удачи ребенка, а их обязательно надо подчеркнуть, чтобы малыш чувствовал, где он особенно успешно “работал”.

Желательно вести запись достижений ребенка: какие выполнил задания и сколько затратил на них времени, какие задания вызвали у него трудности. А в семье, где не только сын и дочь, но и папа с мамой играют в “Уникуб”, можно на стене повесить таблицу с пе речнем номеров всех заданий, куда можно записывать результаты каждого и видеть, как растут успехи и младших, и старших. И когда малыши начнут обгонять старших, то интересно становится всем. Можно будет устраивать даже семейные первенства по заданиям У-35 или У-47 и объявлять семейных “чемпионов”, и награждать их подарками и т. п. – тут папе и маме широкое поле для разумного фан тазирования.

Но настоящая творческая работа у ребенка начинаетсяс приду мывания и складывания новых моделей, каких нет в книге. Эти но-

вые модели, конечно, надо зарисовать, т. е. сделать рисунок в изо-метрии, как в книге, и попробовать определить его сложность: после какого номера заданий его следовало бы поместить среди книжных рисунков.

Признаком хорошего овладения “Уникубом” служит не толь-ко умение выполнять сложные задания, но и затрачиваемое на это время. Для задания У-35 для школьников и взрослых можно пред ложить такие критерии:

2–1,5 минуты – удовлетворительно; 1,5–1,0 минута – хорошо; быстрее 1 минуты – отлично.

Для задания же У-47, которое на ступень сложнее всех преды дущих (требуется соблюдение цветов не только по наружным, ви димым, граням, но и по внутренним граням разъема), можно пред ложить такие оценки:

104 Уникуб

15–10 минут – удовлетворительно; 10–5 минут – хорошо; 5–3,5 минут – отлично;

а быстрее 3,5 минут – блестяще.

Самое сложное из заданий – У-60, видимо, окажется доступным немногим. А можно ли составить задание более высокой сложности, не знает и сам автор книги. Поэтому просьба ко всем любителям “Уникуба” послать свой алгоритм решения У-60, чтобы самое лег-кое и быстрое, т. е. самое совершенное, опубликовать в следующем издании, хотя необходимы алгоритмы и к заданиям У-51, У-52, У-53, У-54, У-55, У-56, У-57, У-58 и У-59 и к каждому отдельный. Толь-ко сравнение алгоритмов позволит расположить задания по степени возрастания их сложности, а пока их порядок установлен автором умозрительно, так как придумал эти задания не он.

105

Обезьянка

Рис. 26

106