Внимание (в)

Вот малыш смотрит на игрушку, на картинку в книге, на поезд или автомобиль. Что он увидел в них? Что запомнилось и сохра-нится в памяти, а что нет? Мы редко задаем себе такие вопросы.

– Раз смотрит, значит и видит, – думаем мы. А это не всегда так. И, к сожалению, обнаруживается это неумение видеть только в шко-ле или даже позже, когда изменить что-либо уже очень трудно. Но ведь можно не только проверить, что малыш заметил и запомнил, а что прошло мимо его внимания, можно и развить это умение ви-деть как раз тогда, когда сделать это легко.

Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка спо собности видеть и запоминать увиденное. В этой игре детям на не сколько секунд показывают какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак. А потом его прячут, а малыш должен его нарисовать и возможно точнее. Надо “схватить” и форму знака, и соотношение частей, и разницу в толщине линий, и число разных элементов, и длину линий, а иногда и угол между ними. Чтобы безошибочно на-рисовать увиденное, надо сначала его изобразить мысленно, как бы обвести пальцем по всему контуру, “сфотографировать”, сберечь в памяти, а потом уже перенести на бумагу.

Фигуры-задания, которые предлагают ребенку, разделены на се-рии по 6 фигур, причем сложность фигур возрастает от первых но-меров к последующим и от первых серий к последним. На рис. 31 приведена 1-я часть фигур-заданий (“Внимание” – В) в уменьшенном масштабе, чтобы взрослые могли сопоставить их сравнительную сложность и подбирать серии соответственно уровню развития ма-лыша. Эти задания служат развитию главным образом внимания и зрительной памяти ребенка.

Во второй части игры: “Внимание – Угадай-ка” – ВУ (рис. 32) серии короче – всего по 4 фигуры в каждой, но в них заложена какая-то закономерность изменения фигур. Эту закономерность и должен уловить ребенок. С этой целью ему показывают по очереди только

125 В-1 1 2 3 4 5 6 В-2 1 2 3 4 5 6 В-3 1 2 3 4 5 6 В-4 1 2 3 4 5 6 В-5 1 2 3 4 5 6 В-6 1 2 3 4 5 6 В-7 1 2 3 4 5 6 В-8 1 2 3 4 5 6 В-9 1 2 3 4 5 6 В-10 1 2 3 4 5 6 В-11 1 2 3 4 5 6

Рис. 31

126 Внимание (В)

1 2 3 4 ВУ-0 1 2 3 4 ВУ-1 1 2 3 4 ВУ-2 1 2 3 4 ВУ-3 1 2 3 4 ВУ-4 1 2 3 4 ВУ-5 1 2 3 4 ВУ-6 1 2 3 4 ВУ-7 1 2 3 4 ВУ-8 1 2 3 4 ВУ-9 1 2 3 4

ВУ-10

Рис. 32

Внимание (В) 127

3 первых фигуры-задания, а 4-ю он должен нарисовать сам, не видя рисунка. Сама 4-я фигура служит только для проверки правильности выполнения задания.

Серии фигур из игры “Внимание – Угадай-ка” можно предлагать малышу тогда, когда после выполнения нескольких серий игры “Вни-мание” будет уверенность, что он сумеет точно нарисовать первые

3 фигуры, расположить их в ряд и, последовательно сравнивая их друг с другом, догадаться о форме 4-й.

Выполнение заданий “Внимание – Угадай-ка” развивает, таким образом, еще и сообразительность, умение сравнивать, анализиро-вать и открывать скрытые зависимости, последовательности, связи, логику изменения фигур.

Играть во “Внимание” – В можно начинать даже с 2–3-летними малышами, а с 3–4-летними уже пробовать и ВУ, но эта игра очень полезна и более старшим детям, даже подросткам.

Что приготовить для игры

На плотной бумаге нарисуйте фигуры в точном соответствии с ри-сунками (по образцам, увеличив до масштаба 1:1 или 1:2), разрежьте таким образом, чтобы собрать вместе фигуры-задания по сериям, т. е. по 6 фигур в каждой серии (можно не разделять их, а склеить полосками, как на рисунке 30, и сложить гармошкой для удобства пользования). То же самое сделайте и со 2-й частью фигур-заданий (ВУ-1, ВУ-2), но их отложите в отдельную коробку или пакет, так как они пригодятся несколько позже.

Малыши рассаживаются в комнате с таким расчетом, чтобы у каждого был столик, парта или скамейка, где можно положить тет-радь или листок из тетради и рисовать на нем простым карандашом,

и чтобы каждый мог видеть рисунок, который будет показывать ру ководитель игры.

Для рисования лучше брать простые мягкие карандаши, но за тачивать их не так остро, как это делают чертежники, а под углом 40– 50°, чтобы они не так легко ломались, и обязательно иметь 2–3 запасных. Ребятам бывает очень обидно, если в самом разгаре игры карандаши вдруг выходят из строя, а других нет. Можно запастись

и резинкой для исправления ошибок в рисунке, но это уже необяза тельно.

Как играть

Способ игры во “Внимание” зависит от возраста детей, от чис-ла играющих, от того, знакомы ли они с игрой или встречаются с

128 Внимание (В)

ней впервые, умеют ли они считать или нет, попадали ли они в ус-ловия, когда надо быть внимательным или нет. С одними уже мож-но договориться, что все фигуры будем рисовать в 2 или в 3 клетки ростом (рисовать сначала лучше на бумаге в клетку, т. е. в школь-ных тетрадях по математике), что расположим их на одной линейке (по горизонтали – в строчку или сверху вниз – в колонку по вертика-ли). Если работы будут оцениваться “баллами”, то значит надо, чтобы каждый перед началом игры написал на листке или на тетради свое имя, а если может, то и дату. Помочь этому легко, написав крупно мелом на доске или куске линолеума цифры, например: “17.03.1988”. Начиная с 3–4 лет малыши, игравшие во “Внимание”, такую надпись срисовывают легко, даже если не все цифры умеют писать. Так же можно делать и с именами детей: написать имена на доске, а малыши перерисуют их на обложки тетрадей, а заодно научатся находить то место, где на обложке надо писать имя.

А с начинающими лучше всего играть так:

– Кто умеет играть во “Внимание”? – спросите у малышей. И если таких нет, то сразу выскажите предположение: “Сейчас, наверное, все научатся”.

– Кто заметил, что я принес в пакете? – спросите всех, показывая пакет.

– Картинки, – может кто-то высказать предположение.

– Как это ты, Миша, узнал? Я ведь никому еще не показывал, – удивитесь вы.

– Но вот какие картинки? Это вы не знаете! – подзадорьте ма лышей, старательно закрывая пакет, как будто картинки можно уви-деть через приоткрытое отверстие.

– Только самые внимательные узнают, что у меня там и… даже на-рисуют эти картинки в своей тетради, – предупредите вы, продолжая создавать атмосферу исключительной важности момента.

– Когда я скажу слово “внимание”, я покажу одну картинку, но…

через 3 секунды спрячу. Кто очень внимательный, тот успеет рас смотреть, что там нарисовано, а кто нет, тот не успеет.

– Проверим, кто у нас внимательный? – спросите малышей. Обыч-но 20–30 секунд вполне достаточно, чтобы заинтересовать малышей (“Что это за картинки, почему их не показывают?”) и настроить на игру. Само начало игры можно обозначить вопросом: “Ну что же, начнем проверку?” – и показать первую фигуру-задание.

– Кружок! – радостным восклицанием встретят малыши знакомую им фигуру на картинке и, как только вы спрячете ее, примутся рисо-

Внимание (В) 129

вать кружок в тетради. Смотрите, у кого получается хорошо, и обяза-тельно отметьте. Подготовьте в это время следующую фигуру-зада-ние и, как только заметите, что последний кружок нарисован, вместе со словом “внимание” покажите его на 2–3 секунды.

Конечно, можно и не ждать, когда рисование закончит последний из малышей, и показать 2-ю фигуру-задание на несколько секунд раньше. Но так поступайте только в том случае, если вы знаете ха рактер ребенка и уверены, что такой ваш шаг “подстегнет” его ри совать быстрее, а не даст прямо противоположный результат, т. е. не приведет к тому, что ребенок бросит игру.

Обычно 6 заданий вполне достаточно для одной игры, но для стар-ших детей можно придумать новые серии из 8–10 заданий. Особенно это необходимо в тех случаях, когда игра становится соревнованием

и результаты подсчитываются.

В ходе игры делайте главным образом одобрительные замечания, чтобы ребятишки воодушевлялись и даже играли азартно.

– Такую трудную фигуру – и все нарисовали! – удивитесь вы, видя, что все ребята сумели достаточно хорошо воспроизвести фигу-ру. – Тогда я вам еще труднее фигуру задам! Ее, наверное, уже не все сумеют нарисовать точно.

А так как фигуру-задание каждой серии действительно постепен-но усложняют, то эта “угроза” существует реально.

Показыватьфигуры-задания следует один раз, а вот время можно изменять, например: если надо подсчитать число отрезков или круж ков, то время можно увеличить до 5–8 секунд. Надо следить только за тем, чтобы не начиналось обычное срисовывание, когда можно пос-мотреть на образец и 2, и 3 раза, дорисовывая его по частям.

Как оценить рисунок

Если в игре участвуют несколько детей, то, конечно, интересно выявить победителя. Но даже если вы играете с одним ребенком, ему хочется узнать, насколько точно он выполнил задание.

Мы это делаем так. Старший собирает все тетрадки или листики

с рисунками в стопку и садится за стол. Вокруг становятся все учас-тники игры и превращаются в судей (есть такой “метод экспертов”, как при оценке фигурного катания на коньках). Рядом с первой тет-радкой старший кладет первую фигуру-задание, и все могут сравнить образец и его копию – детский рисунок.

Оценку мы обычно делаем по 10-балльной системе и по боль

130 Внимание (В)

шинству голосов (вычислять среднюю оценку с ребятишками труд-но). За безукоризненный рисунок ставим 10 баллов, а за недостатки и ошибки снижаем до 9, 8, 7 и т. д. баллов. Если все считают, что за этот рисунок надо поставить 8, то старший выводит красным карандашом крупную цифру 8 под рисунком. Если же есть расхождения в оценке, то тогда голосуем и принимается та, которая получила большинство голосов.

Учитываем:пропуск линий или излишнее их число (не все линии рисунка изобразил или нарисовал лишние), и в зависимости от обще-го количества линий снижаем на 1 или 2 балла;

прямизну и кривизну линий (за кривые и неаккуратные тоже сни жаем балл);

правильность окружностей (если круг похож на “картошку”

– снижение балла);

длинулиний, соотношение частей, сделал ли жирную линию или не заметил, что она толще других, расположил ли рисунки в линию или разбросал по странице как попало, сохранил ли углы или исказил и т.д. и т.п.

Практику такой оценки дети быстро усваивают и судят очень объективно, а главное при этом – учатся сами находить ошибки и оценивать их. Мы эту половину игры очень ценим за ее удивитель-но эффективное влияние на детей. Столько дефектов подмечают в рисунках малыши и таких интересных, что взрослому приходится учиться у них. Качество рисунков у ребят растет удивительно бы стро, а когда дошкольники получают больше баллов, чем школьники, за одинаковые задания, то это поучительно для всех.

Оценив все рисунки одного малыша, “судьи” переходят к рисун кам второго, третьего и т. д. Сумма баллов (подсчитать ее могут сами дети на счетах, так как прибавлять каждый раз надо число 10 или ме-нее) за все рисунки и является окончательным результатом, который

и сравнивают с другими. За 6 рисунков можно получить максимум 60, а за 8–80 баллов. Победителем считается набравший наибольшую сумму.

Когда дети будут уже точно срисовывать фигуры-задания, не упус-кать детали, считать одинаковые части и т. п., можно перейти к игре “Внимание – Угадай-ка”.

Внимание (В) 131