Узелки

В обыденной жизни умение вязать узлы не очень требуется. Обычно ограничиваются умением связать 2 куска веревочки и за вязать себе шнурки на ботинках. И только рыбаку, охотнику, туристу или моряку надо уметь вязать разные узлы и уметь выбрать наибо-лее удобный в каждом случае.

Но, кроме прямой практической пользы, вязание узлов пред ставляет собою и очень своеобразную “гимнастику для ума”, пользу которой видела и ценила замечательный итальянский педагог Мария Монтессори, придумавшая не только рамки и вкладыши, но и такие пособия, как “шнуровка ботинок”, “застегивание пуговиц”, “нани зывание бус” и др., позволявшие ей делать прямо чудеса с умственно отсталыми детьми.

Мы сделали подобное тренировочное пособие из узлов. Оно со стоит из 2 соединенных рамок с прутом (диаметр 12 мм) в каждой.

В верхней рамке завязаны 14 узлов (образцов), расположенных по мере роста их сложности, а в нижней – отрезки шнура из капрона в таком количестве, чтобы можно было сделать точные копии верхних узлов.

Рамки сделаны из тонких дюралевых уголков сечением 15×15 мм, но, видимо, их можно сделать и из деревянных реек, соединив в шип на клею, а прутики заменить круглыми палочками несколько боль шего диаметра (15–17 мм). На рис. 58 приведены размеры рамок. В поперечных уголках просверлено по 14 отверстий, равномерно рас пределенных по ширине рамок для закрепления отрезков шнура.

Наиболее удобен плетеный шнур из капрона 5–6 мм толщиной. Его не надо резать, а переплавлять над пламенем свечи или кероси новой лампы, непрерывно вращая, чтобы концы отрезков не могли растрепаться.

Размеры отрезков шнура определяйте по месту. Если узел служит для связывания отрезков, то один из них сделайте цветным.

204 Узелки

Задач тут немного.

1. Завяжи на нижнем отрезке узел по образцу, который сделан на-верху.

2. Для чего годится такой узел?

3. Какой из узлов лучше и почему? (Например, сравните номера: 3 и 4; 10 и 11; 12, 13 и 14).

4. Кто больше узлов умеет связать, не глядя на образец? (Верхние образцы закрывают).

5. Кто быстрее свяжет узел? (Выбирать для этого более слож-ные).

6. Придумайте новые узлы.

Так как описать вязку узлов невероятно трудно, все объяснения ищите в рисунках 58 и 59.