Как надо развивать творческие способности

Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, ког-да учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется, ничего. Про ходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое

Немного теории 19

слово!Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены ЗАРАНЕЕ, они опережали развитие речи, непрерывно стиму лировали его, и созревание соответствующих отделов мозга шло ус-пешно. Не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребенок с младенчества слышит музыку и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило, обладают высокоразвитыми музыкаль ными способностями? А в семьях художников – изобразительными способностями, математиков – математическими и т. д. А что если

и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую раз нообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития способностей.

Когда Алеше, нашему первенцу, исполнился год и он только на чинал говорить, кто-то подарил ему кубики с буквами. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что к 2 годам Але-ша знал уже половину азбуки, к двум с половиной – все буквы, а в 2 года и 8 месяцев прочел первое слово! Наша роль в этом процессе свелась, в основном, к тому, что мы называли сыну буквы, если он спрашивал, и радовались, когда он показывал знакомые буквы на га-зетах, на вывесках, в книгах. А для всех следующих ребятишек мы уже приготовили не только кубики с буквами, но и азбуку на стене, доску и мел для письма, буквари и книжки с крупными буквами. И оказалось, что все они легко, без нажима и специальных занятий, начинают читать в 3-4 года, причем чтение становится для них не только источником самой разнообразной информации, но и огром ным наслаждением, от которого теперь их трудно оторвать.

Мы попытались и в других отношениях создать в своей семье обстановку, опережающую развитие детей: самые разнообразные книги и карты, спортивные снаряды (кольца, турники, лесенки, канаты и пр.) и мастерская с материалами и инструментами, стро ительные материалы – кубики и кирпичики, измерительные при боры и наши развивающие игры, побуждающие к решению трудных творческих задач, дальние походы, где детям многое давали делать самостоятельно, вплоть до планирования и проведения самого по хода, – все это существенно раздвинуло мир детей, расширило их возможности познавать действительность и проявлять себя в самой

20 Немного теории

разнообразной деятельности. При этом мы сознательно (поскольку убеждены: принуждение – враг творчества) предоставили ребятам большую свободу в выборе занятий и их последовательности, во вре мени и способах работы. А сами старались только не упускать воз можности поиграть или поделать что-то вместе с ребятишками и, конечно, радовались вместе с ними каждому шагу вперед, каждому успеху.

Результаты удивили и нас самих: ребята росли самостоятельны-ми и любознательными, крепкими и выносливыми, сообразительны-ми и умелыми. В школе учеба им давалась легко, они шли, опережая свой возраст на 2–3 года. Антон, например, закончил 10-й класс в 13 лет, химический техникум – в 16,5 (диплом с отличием) и затем поступил на химический факультет Московского государственного университета; Аня в 15 лет окончила 10 классов, а самая младшая дочка Люба окончила библиотечный техникум и стала работать, еще не получив паспорта.

Это помогло им находить время на разные занятия помимо школы,

в том числе на свое спортивное совершенствование: 13-летняя Аня и

11-летняя Юля получили 1-й юношеский разряд по акробатике.

И это не мешало им оставаться детьми – любителями шумных игр и приключенческих фильмов, организаторами всяческих проказ, благодарными слушателями волшебных сказок.

Теперь мы знаем и другие семьи, и целые клубы молодых се-мей в разных городах, где родители предоставляют своим детям с младенчества благоприятные условия для развития и добиваются удивительных результатов даже в трудных условиях современной квартиры. Уже многие отказываются от некоторых лакированных удобств в квартире, устанавливают спортивные комплексы и хоть отчасти предоставляют своему ребенку драгоценную возможность своевременного и полноценного развития.

Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития твор ческих способностей вытекает из самого характера творческого про цесса, который требует максимального напряжения сил.

Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще

в своей деятельности человек добирается до потолка своих возмож ностей и постепенно поднимает этот “потолок” все выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходя щими их по силе соперниками. Парадоксально, но это условие мак-

Немного теории 21

симального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься – объяснить такому маленькому еще ничего нельзя!

В это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством,решать многие, для него совершенно новые, задачи, самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют это делать, а не решают их за него).

Укатился мяч под диван. 10-месячный малыш хочет его достать: ложится на живот и заглядывает под диван. Мяч далеко, у самой стенки, но он все равно протягивает ручонку и… не достает мяча. А голова под диван не пролезает – ножки у дивана коротки. Сделав несколько безуспешных попыток достать мяч спереди, малыш захо-дит сбоку, а тут на пути низенькая скамеечка. И опять неудача, паль-чики только поцарапали по мячу ноготками, а взять его невозможно. Еще и еще попытка, и опять безрезультатно. Но, уже расстроенный неудачей, малыш с обидой резко вытаскивает руку из щели и… отод-вигает при этом от стены скамеечку. Щель стала сразу шире, через нее хорошо уже виден мяч, и теперь малыш сам сердито отпихивает скамеечку дальше и дальше. Вместо щели уже целый проход, туда можно втиснуться, и малыш сразу же ползет туда, на ходу цепляя скамеечку и отодвигая ее еще дальше в сторону. Но вот мяч в руках, и малыш, готовый задать ревака, уже улыбается.

Понаблюдайте за малышом во время подобного, на первый взгляд, простого действия: как сосредоточенно и напряженно работает в это время его ум и как быстро он развивается при этом! Именно эта интенсивная умственная деятельность позволяет в удивительно короткий срок ползунку-несмышленышу превратиться в неутоми-мого Почемучку. И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать еще одно – четвертое – важное ус-ловие, о котором уже упоминалось раньше: ребенку надо предостав-лятьбольшую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т. д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоцио-нальный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательнуюпомощь взрослых – вот последнее (пятое) немаловажное условие ус

22 Немного теории

пешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в без наказанность, а помощь – в подсказку.

Нельзяделать ЗА ребенка то, что он сам может сделать, думать ЗА него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка

– распространенная форма “помощи” детям, но она только ВРЕДИТ делу!

Вот 2-летний Алеша, у которого в руках кастрюлька с молоком, подходит к закрытой двери и останавливается в недоумении: как же ее открыть? К нему на помощь торопится бабушка. Она вот-вот сама откроет дверь…

– Подождите, бабушка! Дайте внуку самому сообразить, как тут поступить. Не лишайте его трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, нооткрытие!

– Дверь открыть – открытие? Ну и ну! Ладно уж, открывай сам свое открытие, только кастрюльку на пол поставь, дурачок…

Ах, бабушка-бабушка, заботливая бабушка! Так и не дала по думать внуку. И открытие не состоялось. Осторожно: такая “забота” способна погубить на корню все ростки творчества!

Нет, мы не будем делать так. А как? Начнем все сначала: 2-лет нему Алеше надо открыть дверь, а обе руки заняты. Папа недале-ко, но он не спешит помочь, только замечает: “Интересно, как же Алеша дверь откроет?” Алеша пробует открыть дверь ногой – не получается. Пробует прижать кастрюльку к груди – молоко частично выплеснулось. А если одной рукой подержать? Вышло! Кастрюлька-то маленькая совсем. Но теперь трудно дотянуться до ручки двери. Досада какая! А папа еще подзадоривает: “Ну-ка, ну-ка сообрази!” Наконец додумался, поставил на пол, но опять очень близко к двери

– пришлось отодвинуть в сторону. Ура! Сообразил! – сияющее личи ко, всеобщее ликование. Еще бы! Теперь открытие состоялось!

Есть великая формула “дедушки” космонавтики К.Э. Циолков ского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал откры-вать истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобре тательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Этому прямо и служат разви вающие игры.

23