У кого творческий огонь не гаснет?

Откуда у этих немолодых людей столько молодой энергии и творческого огня? А другие (к сожалению, таких не так уж мало) впадают в старческое слабоумие, или в раннюю апатию, или агрессивное недовольство всем и вся? Наверное, причин тому много, но одну из них, и думаю, существенную, я всё-таки нашла – спасибо доминанте и… Борису Павловичу.

Ему очень понравилась вычитанная где-то фраза: «Нас затопил океан посредственности» – она образно выразила его давнишнее страстное желание доказать, что человек достоин большего, чем ему предоставляют условия жизни и способы обучения, особенно в р а н н е м возрасте.

– На всех этапах жизни мы растим исполнителей и потребителей, а не созидателей, не творцов! Это, конечно, выгодно власть предержащим – легче управлять послушными «винтиками», но это унижает и топчет человека: мы все «трёхпроцентники» – возможности нашего мозга использованы только на 3–5%. А ведь каждый из нас – потенциально талантливый человек. Мы уже в младенчестве губим интеллектуальный потенциал нации, а потом удивляемся, откуда у нас такое бестолковое правительство и почему народ выбирает в Думу таких депутатов! Океанпосредственности топит всё, не похожее на него, – вот

чём трагедия нашего общества! Умные люди, творческие головы у нас не ко двору, они не нужны стране. Как же мы выберемся из ямы, куда ввалились?!

Борис Павлович может говорить об этом часами, это его боль, его главная забота в жизни – показать людям, как вырастить ВСЕХ ДЕТЕЙ способными к творческому труду, как «ЗАРАЗИТЬ» ТВОРЧЕСТВОМ НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ…

Слыша эти речи чуть ли не каждый день, зная его работу в этой области и помогая ему (недаром мы уже 40 лет вместе), я всё-таки стала понемножку бунтовать, меня одолевали и занимали другие проблемы.

– Ну сколько же можно об одном и том же: «посредственности», «трёхпроцентники» – ты обижаешь людей! На нас таких – рядовых, обычных – мир держится, а твои – умные! – довели человечество до того, что скоро самоуничтожимся. Наизобретали эти творческие личности такого – не дай Бог! Совести у них нет, об этом бы позаботиться. Надо же соображать, зачем изобретаешь, каковы ПОСЛЕДСТВИЯ твоих открытий.

Это наш давний и упорный спор, он помогал нам находить новые и новые аргументы в защиту своих позиций, но постепенно мы поняли, что они не противостоят, а дополняют друг друга. Наши «пожизненные доминанты» наконец-то находят путь к объединению, это вдохновляет меня и прибавляет 42

сил для дальнейшей (кстати, творческой!) работы. А ведь мне тоже уже под 70… Значит, и правда, есть ещё «порох в пороховницах». Но почему? Почему я тоже строю планы и рассчитываю ещё многое сделать и мне всё интереснее жить?

совершенно серьёзно и искренне говорю молодым: старость – прекрасная пора жизни. Столько всяких навязанных или добровольных обязанностей пожирали раньше драгоценное время, а теперь могут быть сброшены с плеч. Душа наконец освобождается от многих забот, руки – от ненужных дел, а голова от суетных мыслей – как хорошо… Стоп. Подумаем: а ЧТО ОСТАЁТСЯ после этого в душе и голове и ДЛЯ ЧЕГО высвобождаются руки и время? Куда его теперь – драгоценное! – девать и КОМУ ОНО НУЖНО, кроме меня?

Правда, меня, к счастью, эти вопросы не коснулись. А других? Сколько сетований на то, что с уходом на пенсию люди как бы выбрасываются из потока жизни на необитаемые острова «заслуженного покоя» и ощущают себя ненужными и забытыми. Это же факт. Да, но факт и то, что далеко не все, даже одинокие, падают духом. Что их поддерживает в жизни?

Вы обратили внимание на подчеркнутую мысль в конце речи Бориса Павловича? Именно за неё я и зацепилась в своих дальнейших рассуждениях. Я её повторю: он ищет, как «заразить» творчеством детей на всю оставшуюся жизнь… Не здесь ли ключик к ответу, который я ищу?

самом деле, человек с творческой жилкой, «заражённый» сызмальства жаждой придумывать, изобретать, сочинять и получающий огромное удовольствие от своей деятельности, несмотря на все муки творчества, ни за что не откажется от неё, потому что нет выше наслаждения, чем то, которое даёт и сам творческий процесс, и его результат. Те, кому посчастливилось вырастить «доминанту творческости» (выражаясь по учёному – креативности), испытали это на себе. В фильме «Небывальщина» мне очень уж по душе пришёлся один мужичок-изобретатель, да не чего-нибудь, а летательного аппарата. Никаких златых гор и славы его труды не обещают, наоборот! Над ним потешаются, его бьют, ломают все его изделия, а он упрямо начинает всё сначала. И в конце концов – летит! Скажете, это в сказке. Но на Руси подобные умельцы, на удивление богатому зарубежью, не иссякают. И ведь по-прежнему получают не калачи и пышки, а тумаки да шишки, а – не остановить! И как же красивы эти люди даже в старости, какие живые, мудрые и добрые у них глаза, как прекрасны их умные руки – такой старости позавидуешь. Разве не так? И такие счастливцы есть во всех сферах деятельности, в том числе и в той, которая касается каждого из нас – в области ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. Здесь

есть свои таланты и гении, сумевшие вырастить в себе главную человеческую доминанту, которую А. А. Ухтомский называл доминантой на живое лицо.