К читателям

Л. А. Никитина

Мы не первые живём на свете. Сто лет назад написаны строчки словно завет нам, ныне живущим: не падайте духом!

«Мы поставлены в тяжёлое положение, у нас завязан рот, заткнуты уши, мы не имеем почти возможности влиять на поступки того государства, гражданами которого мы являемся… Нет людей, которые могли бы растолковать и объяснить пагубное течение русской жизни. Является поэтому обязанностью и делом простых русских граждан пытаться публично разбираться самостоятельно самим в сложных явлениях жизни, растолковывать их, обсуждать сообща, пропагандировать их среди русского общества».

В. И. Вернадский, 1892 г.

(опубликовано впервые в 1988 г.)

«Пройдет время, и мы уйдём навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живёт теперь».

А. П. Чехов. Три сестры

Теперь наша очередь жить так, чтобы было кому помянуть нас добрым словом…

Напомню вам одну поразившую меня мысль И. А. Аршавского: «…в естественных условиях нравственность свойственна всем живым существам, потому что… все организмы развиваются по предназначениям природы, а человек в своей деятельности часто ставит цели, удовлетворяющие его 112

прихоти, не только не соответствующие природе, но прямо вредящие ей… т.е. может себе позволить поступать безнравственно». А всё потому, что у него появилась возможность выбора, который невозможен в животном мире, где всё подчинено инстинкту и наработанным за жизнь рефлексам, способствующим выживанию вида. Там, где нет выбора, нет и зла. Но если есть выбор, появляется проблема Добра и Зла, созидательного и разрушительного начала, и возникает необходимость воспитания совести – основы нравственности, главного определителя целей жизни и поведения каждого человека. Именно совесть требует от человека и помогает ему при любых внешних обстоятельствах поступать по-Человечески и даёт ему право называться Человеком, а не рабом, не винтиком, не запрограммированным кем-то зомби, которого легко использовать для любых, в том числе самых гнусных, целей.

Конечно, человеку, чтобы ориентироваться в сложнейших противоречиях созданного им самим мира, нужны и знания, и воля, и работоспособность, но

«ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО, НЕ ВОСПИТАВ ЕГО НРАВСТВЕННО, – ЗНАЧИТ, ВЫРАСТИТЬ УГРОЗУ ДЛЯ ОБЩЕСТВА» (Т. Рузвельт). Эта мысль в самых разных вариантах звучит как предупреждение всем нам, как завещание лучших Людей всех времен и народов.

Кто-нибудь скажет: всё слова, слова… Почему же эти благие пожелания так трудно осуществляются в жизни? Зло по-прежнему командует на Земле: «Люди гибнут за металл», а матери рожают детей и отдают их на растерзание Золотому тельцу, бесконечным войнам, массовому растлению тел и душ и служению бессмысленной гонке в производстве всё новых и новых материальных благ и «удобств», превращающих человека в… Сами добавьте слово, которое, по-вашему, здесь более всего уместно.

Не обидно вам за человечество, да и за себя тоже? Мне – обидно, потому

пишу. Я не желаю превращать ни себя, ни детей своих в это самое… Я хочу быть и буду человеком так же, как те мои современники, которые, вопреки марксистскому утверждению, не поддаются «бытию», а сами определяют его своим сознанием, своим трудом и своей совестью, которая – утверждает Аршавский – воспитуема! В этом хотим убедить вас в своей книге и мы, её авторы, своими жизнями доказывая, что это возможно.

Правда, во время работы над нашей книгой, уже в издательстве, я услышала мнение, которое взбудоражило меня:

– Авторы могли бы поменьше распространяться о себе, надо быть поскромнее, а то похоже на саморекламу…

тогда не нашлась что ответить, хотя упоминание о саморекламе меня, признаюсь, сильно задело, потому что абсолютно не вязалось с авторскими намерениями, да и характерами тоже. Мы взялись за непривычное и очень трудное для нас дело – написание этой книги – только с одной целью: дать родителям информацию, нужную для выбора верного направления семейной жизни. Конечно, эта информация неполная, но она ценна тем, что проверена многолетним успешным опытом, буквально выстраданным авторами в течение жизни. Исследования И. А. Аршавского подтвердили ценность нашего опыта. Это и дало нам право рассказать о нём людям, а совесть заставила нас потрудиться над книгой, чтобы отдать другим то, что узнали сами.

Но может быть, действительно не следовало бы «распространяться о себе»? Не знаю, как вам, уважаемые читатели, но для меня всегда было очень важно проследить, каким путём пришёл человек к своим открытиям и достижениям. Поэтому я и упросила своих соавторов рассказать хоть немного о своей жизни. Зачем это нужно? А вот зачем. Много ли вы знаете людей, которые могут (особенно в наше время!) сопротивляться всяким трудностям и мерзостям жизни, искать и находить выходы из, казалось бы, безвыходных ситуаций, бескорыстно и честно служить людям и своему делу? Такие люди были, есть и всегда будут вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам. Но не с неба же они к нам на землю сваливаются! А откуда, как они вырастают, как возникают бескорыстные и отважные характеры первопроходцев? Разве это знать не нужно, не важно? Хотя бы для того, чтобы не растеряться, не пасть духом в житейской неразберихе и подумать: «А что, я хуже, что ли? И я смогу! Выдержу, справлюсь, добьюсь…».

Недавно прочитала я книгу о знаменитой болгарской прорицательнице Ванге* и была поражена не столько её чудесным даром ясновидения, сколько удивительной стойкостью, с которой она принимала жесточайшие удары судьбы: раннюю слепоту, смерть близких, тяжкие болезни, изнурительную нищету и невыносимо огромную ношу страданий, с которыми приходили к ней тысячи людей. Что помогало ей сохранять жизнерадостность, что давало ей силы для её подвижнической деятельной жизни? Ответить на эти вопросы было для меня важнее, чем узнать о её чудесных исцелениях и предсказаниях. Чудеса недоступны для моего понимания, к тому же я убеждена, что нельзя лезть в тайну с анализами и размышлениями, а вот достойно жить – обязанность каждого из нас, этому можно учиться друг у друга, особенно у тех, кто честно проходит свой жизненный путь, как бы труден он ни был.

Стоянова К. Ванга ясновидящая и исцеляющая. – М.: Сов. спорт, 1996

* * *

Поэтому представляю вам автора третьей части нашей книги – Лилию Анатольевну Блудову. Я писала о её удивительном опыте в своей книге «Мама и детский сад» (М.: 1990). Именно она, Лилия Анатольевна, и возглавляемый ею «Теремок» заставили меня, принципиальную противницу общественного дошкольного воспитания, повернуться лицом к детскому саду и увидеть в нём путь к решению важных родительских проблем.

Всё началось с одного телефонного разговора в мае 1989 года (почти 10 лет тому назад). Напористый женский голос с трудом пробивался сквозь какие-то посторонние шумы в телефонной трубке:

– Фундамент образования– дошкольное воспитание. Если здесь всё не перевернуть, то и выше ничего не получится!

– Разве можно перевернуть? – удивилась я.

– Пробуем! Вот уже два года наш детский сад этим занимается… – И дальше скороговоркой: – «Уроки» отменили, занятия – по интересам ребят, нет обязательного сна, режим гибкий, спортснаряды в группах, ходим в трусиках и босиком и даже по снегу, родители по желанию могут быть в группах, в перспективе – разновозрастные группы, «школа счастливой семьи» и ещё много-много чего…

Об этом и будет её рассказ.