В границах физиологического стресса

Изо всех сил, но на грани удовольствия

Оказывается, в любой деятельности – и физической, и умственной – можно и «недоборщить», и «переборщить». Не дотянешь – не будет роста, развития; перестараешься – можешь надорваться. Природа и здесь строга и

непреклонна: и лени не простит, и излишняя прыть ей не нужна. А что нужно?

Золотая середина, т.е. оптимальные нагрузки и напряжения. Что это значит?

Слово СТРЕСС теперь всем знакомо и привычно. То и дело слышишь: «Стрессовая ситуация», «На работе стрессы, дома стрессы – ужас!» «От этих стрессов голова кругом идёт» и т.п. И всегда это слово означает некие негативные воздействия на нашу нервную систему. «Стресс – источник отрицательных переживаний, а значит, и болезней, следовательно, стрессовых ситуаций надо всячески избегать» – таково расхожее мнение. Между тем СТРЕСС по-русски означает всего-навсего НАПРЯЖЕНИЕ. Но напряжение напряжению рознь: есть патологические стрессы, действительно вызывающие истощение организма, а есть совершенно необходимые для нормальной жизнедеятельности физиологические стрессы, без которых мы оказались бы просто неприспособленными к жизни.

Живое от неживого и отличается прежде всего тем, что может меняться в зависимости от обстоятельств – адаптироваться, т.е. приспосабливаться, к ним. Но и сама способность к адаптации тоже меняется, она может быть тренированной, а может сойти на нет, если её не упражнять.

На нас действуют многие внешние и внутренние раздражители: тепло, холод, химические вещества, вирусные возбудители, мышечные и психические нагрузки. Организм отвечает на них физиологически однотипно, выделяя соответствующие вещества и гормоны. Конечно, на это приходится тратить энергию, подчас немалую, но «игра стоит свеч» – так поддерживаются и укрепляются наши адаптивные (приспособительные) «механизмы», в том числе главный страж нашего здоровья – иммунитет. Следовательно, без адаптивных стрессовых реакций организм будет слаб и беззащитен: лёжа на печи да жуя калачи, только Илье Муромцу удалось богатырем стать после 33 лет сидения. В сказке и не такое возможно, а в жизни из лежебок только Илюши Обломовы получаются. За них раньше всё Захарки делали, а теперь сердобольные мамы, бабушки и даже папы, сами выросшие без твёрдого мужского руководства, напряжений и трудностей.

Итак, стрессы в жизни необходимы, но созидающие – физиологические, а не патологические, разрушающие нас. Как же отличить их друг от друга? Как не облениться и не надорваться? Это одна из важнейших задач воспитания и самовоспитания, поскольку границы физиологического стресса сугубо индивидуальны. Есть один надёжный способ определить их: если во время какой-либо напряжённой деятельности (физической, умственной, душевной) человек испытывает удовольствие, эмоциональный подъем, значит, всё идёт нормально. Тогда и большие нагрузки на пользу пойдут.

Недаром И. А. Аршавский часто напоминает (особенно это касается детей), что любые значительные воздействия на организм должны быть на грани удовольствия, приносить положительные эмоции. Никакого насилия, в том числе и манипулирования, соблазна, подначки. Это чрезвычайно важно, и вот почему.

Человек, в том числе и ребёнок, САМ определяет уровень нагрузки, предел напряжения, т.е. осуществляет индивидуальный самоконтроль. Так развивается необходимое качество здорового организма – саморегуляция, не заменяемая никакой дозировкой извне. Это качество позволяет без нервных срывов и перенапряжений не только поддерживать все органы нашего тела в нормальном здоровом состоянии, но и постепенно улучшать и укреплять их, испытывая от процесса и результатов деятельности удовлетворение, радость и желание трудиться дальше и больше. Недаром говорится: охота пуще неволи.