О правонарушениях среди детей

Современных родителей очень беспокоит рост детской преступности после второй мировой войны. А когда они читают в газетах о каком-то ужасном преступлении, совершенном группой юношей из «хороших семей», то начинают задавать себе вопрос: «Не может ли эта эпидемия со временем коснуться любого ребенка, даже с абсолютно здоровой психикой?» В этой главе я хочу попытаться рассказать о детских правонарушениях тем родителям, которые от этой угрозы совсем потеряли покой.

«Детская преступность» — это юридический термин, охватывающий все правонарушения, за которые дети могут быть привлечены к судебной ответственности. Я считаю, что выбор термина в нашей стране весьма неудачен, так как он как бы подразумевает массовое заражение наших молодых людей преступным злом. А причины болезни и лекарство для лечения будто бы неизвестны, они только предполагаются. Мне кажется, тогда можно было бы всех взрослых, начиная с того, кто поставил машину в неположенном месте, до человека, совершившего какой-либо тягчайший проступок, назвать «взрослыми преступниками» и рассматривать все нарушения, как эпидемию.

Различные проступки детей вызываются многими причинами, например проблемами в семье или в окружении ребенка, состоянием его учебы в школе или взаимоотношений со сверстниками. Думаю, что со мной согласятся все читатели: нелепо считать какую-то одну причину основанием для всех преступлений. Это так же неверно, как если бы считали, что все физические болезни вызываются какой-то одной причиной. Поэтому я хочу очень коротко поговорить о некоторых видах детских проступков, о социологических и психологических факторах, способствующих негативному поведению ребенка.

В двух городах, в которых я долго жил, мне пришлось состоять в общественных комиссиях по проблемам детских правонарушений. На заседаниях комиссий известные уважаемые граждане этих городов сидели за большим столом, слушали сообщения о серьезном положении и мрачно прищелкивали языками. Но обычно уже по прошествии часа после начала заседания я замечал, как некоторые члены комиссии начинали шептаться с соседями и тихонько хихикать. Они признавались друг другу почти с гордостью, что сами в молодости творили нечто подобное, а теперь рассматривают аналогичные проступки.

Исследования, проведенные на основании опросов взрослых граждан мужского пола, показали, что девять человек из десяти в подростковом и юношеском возрасте совершали мелкие противозаконные действия.

Следовательно, незначительные правонарушения дети совершали во все времена. Подавляющее большинство детских правонарушений относится к мальчикам, причем независимо от их социальной принадлежности. Они могут опрокидывать мусорные ящики у нелюбимых соседей, разрисовывать школьные стены и столы, прокалывать шины у машин и т. п. Некоторые мальчишки, чаще всего абсолютно обеспеченные, крадут фрукты с открытых прилавков или строительные материалы на улице, стройке. Такие проступки чаще всего выражают непонимание прав собственности. Взятые вместе с прогулами в школе и нарушениями уличных правил, они заставляют обратить внимание в первую очередь на эмоциональное состояние ребенка и на социальные условия его жизни.

Принято считать, что большинство детей-правонарушителей, предстающих перед судами, происходят из семей с низким уровнем материального благосостояния и образования. Ио ведь хорошо известны случаи правонарушений детьми, родители которых хорошо материально обеспечены и имеют высокое образование. Обычно потерпевшая сторона, зная этих родителей, скорее обращается к ним, нежели в полицию,^ так как полагает, что такие отец и мать, заботясь о своей репутации, возместят нанесенный ущерб и предотвратят повторение ребенком подобного нарушения.

В полиции также чаще пытаются разобраться с родителями, когда подросток совершил какое-то нарушение, чтобы не заводить дело и не передавать его в суд. Даже тогда, когда дело передается в суд, судья обычно бывает склонен прекратить процесс, если родители предлагают, например, возместить ущерб либо лечить подростка у психиатра.

Я глубоко убежден, что отсутствие материальных средств или высшего образования не может быть основной причиной падения нравов. Однако в больших растущих городах бедные семьи вынуждены жить в самых густо населенных и заброшенных районах, где нет порой даже минимальных условий для нормальной жизни семьи. Такие районы по составу населения наименее стабильны, так как туда постоянно въезжают еще более бедные семьи.

Следует отметить, что некоторые родители с ограниченными доходами и низким уровнем образования так и не обрели уверенность в необходимости образования и планирования будущего своих детей, поэтому они не могут научить своих сыновей уверенно смотреть жизни в лицо. Когда их сыновья достигают юношеского возраста, то они могут бросить учебу в школе, не задумываясь о своем будущем. Такие подростки, безусловно, больше подвержены возможности правонарушения.

Примером детской преступности могут быть действия уличной группы ребят, которых окружающие взрослые обычно называют «бандой». Они занимаются различной законной и незаконной деятельностью, включая беспощадную «войну» с другими подобными группами. Такие уличные группы чаще всего состоят из детей семей, приехавших в Америку из различных стран мира.

Люди, прибывшие в Америку, в своем большинстве вынуждены заниматься наиболее грязной работой, получать низкую плату за свой труд, жить в самых плохих условиях. Этих людей презирают из-за их бедности, на них распространяется дискриминация, их называют оскорбительными именами. Родители детей-подростков подавлены резкими переменами условий жизни при переезде в чужую страну, так как большинство семей впадают в нищету и оказываются не в состоянии создать своим детям атмосферу безопасности и уважения. Большое волнение вызывает у матерей и отцов общение с новыми друзьями, у которых дети перенимают недостойный стиль поведения. Родители пытаются вмешиваться в отношения между подростками, что обычно приводит к сложным конфликтам.

Дети, поведение которых контролируют родители, обычно испытывают презрение к себе со стороны уличных групп. Я вспоминаю одну девушку-старшеклассницу, которая рассказывала мне о том, как она переживала насмешки окружающих ребят из-за того, что ее родители, итальянцы по происхождению, в соответствии со своими традиционными представлениями о приличиях запрещали ей вечером выходить на улицу и тем более встречаться с молодыми людьми.

В юношеском возрасте большинство детей раздраженно реагируют на замечания родителей. Некоторые сыновья вырываются из-под контроля семьи и вливаются в узкий круг одной из уличных групп, которые поощряют мальчишечью храбрость и недружелюбие по отношению к родителям, учителям, представителям власти, то есть ко всем тем, кто стремится контролировать их поведение.

Однако не следует думать, что в характерах этих мальчиков нет никаких изъянов, а есть только трудная социальная ситуация, с которой они вынужденно столкнулись. В действительности среди мальчишек, состоящих в этих уличных группах, встречается множество различных типов: от здорового, честного и порядочного подростка до жестокого бандита с серьезными эмоциональными нарушениями, корни которых уходят в условия жизни «трудной» семьи.

В возникновении детских правонарушений, как я уже отмечал, значительную роль играют социальные факторы. Однако такое же большое значение в этом явлении имеет психологическое состояние подростка.

Правонарушения, связанные с психологическим фактором, весьма различны по степени их серьезности. Однако следует помнить, что к преступности чаще всего приводит сочетание психологических и социальных факторов.

Один из важнейших вопросов, на который должны обязательно ответить психиатр, суд, общественность: является ли данное правонарушение следствием серьезного психического заболевания или существенного дефекта характера нарушителя (жестокость, безжалостность, неспособность осознавать свои проступки и др.), или нарушитель является нормальным человеком, способным на обычные реакции при благоприятных условиях, но болезненно реагирующим на какую-то особую ситуацию?

Думаю, что мне следует обратить внимание читателей на последний тип правонарушителей. Причем прошу учесть, что я даю только краткое описание некоторых явлений.

Я хочу начать с клептомании — непреодолимого желания подростка красть предметы, не представляющие для него никакой реальной ценности. Страдающие клептоманией люди могут, например, бесконечно уносить чужие канцелярские ручки, несмотря на то что имеют достаточно средств для покупки таких ручек. Украденные вещи свидетельствуют о каком-то запретном желании человека, запечатленном где-то глубоко в его подсознании. Обнаружить это можно с помощью психоанализа.

Следующий пример о детях, которые любят исподтишка подглядывать за другими людьми. Вследствие некоторых негативных сторон процесса их воспитания эти дети обычно замкнуты, лишены способности свободно общаться с другими подростками. А усиливающееся половое созревание вызывает у них непреодолимое желание подсмотреть, например, за обнаженной женщиной или мужчиной. В таком нарушении половых интересов чаще всего нет проявления жестокости или стремления силой кем-то овладеть. Этот момент считаю необходимым отметить, потому что многие дети, охотно подсматривающие интимную жизнь взрослых, чаще всего не способны на жестокое насилие.

Третий пример я назову «стремлением к наказанию». Например, юноша совершает кражу, но делает это так, что после его пребывания на месте преступления всюду остались его следы. Конечно, юношу быстро арестовывают. Расследование показало, что у него уважаемые и любящие родители. О нем хорошо отзывались его друзья и учителя. Однако тщательный анализ дал несколько другую картину. Оказалось, что у него дома царит давно затянувшийся конфликт с матерью и отцом, начало которому было положено еще в его детстве. Когда ребенок был маленьким, в их семье часто гремели шумные ссоры. Поэтому теперь родители чувствуют себя виноватыми перед сыном. Каждый раз, когда он «проявляет свой характер», они винят только себя. Такая податливость родителей распаляет сына сильнее, и он ведет себя еще хуже, будто сам верит в их виновность. Он, конечно, чувствует свою вину, даже понимает, что его следует удержать и наказать, но им движет желание, в котором он не может дать себе отчета. Ему хочется сделать то, за что его накажут другие люди, так как родители этого сделать не могут. Психиатры иногда сталкиваются с таким стремлением ребенка быть наказанным.

Теперь я хочу поговорить о правонарушениях, совершаемых детьми, сознание которых в целом вполне здоровое, но в нем существует все же особый пробел. Эти дети могут совершить несколько раз одно и то же нарушение, которое абсолютно не соответствует видимым устоям семьи. Этот тип правонарушений широко исследован американскими учеными. Они заметили, что родители, с которыми обсуждалась проблема поведения ребенка, как бы дают ему косвенные указания сделать то, что он совершил. А в беседе с ребенком психиатры обнаруживали у него проявление скрытого желания матери или отца. Приведу примеры, которые помогут понять мою мысль.

…Мама подозревает, что ножичек, которым играет ее сын, украден из магазина. После небольшого «допроса» он сознается в краже. А мама импульсивно задает ему вопрос: «Тебя никто не видел?» Такой ход мысли нельзя назвать нравственным. Ведь на этом этапе мать должна была исправить ошибку ребенка, помочь ему понять тяжесть своего проступка, чтобы он мог найти возможность искупить свою вину. Вместо этого такая реакция матери, которая показывает как бы отождествление ее с провинившимся сыном и, по существу, дает разрешение на воровство, если оно может пройти успешно.

…Отец жалуется на маленького сына (он присутствует при разговоре), который несколько раз убегал из дому. Когда отец описывает, как хитро мальчик выбирал средства передвижения и покрывал большие расстояния перед каждой поимкой, то в его голосе звучала гордость родителя. Эта демонстрация одобрения, которую сам отец не почувствовал, свела на нет его официальное осуждение поступка ребенка.

…Мама ругает дочь за то, что она вечером слишком поздно гуляла с мальчиком. В конце концов, мать высказала с раздражением свое предположение, будто девочка может ни перед чем не остановиться. На самом деле это была фантазия матери. Однако для девочки она стала как бы указанием на то, чего от нее ждет мать в будущем.

Когда родители всерьез заявляют о том, что их ребенок может стать малолетним преступником, что они не могут контролировать его поведение, то на это их заявление надо обращать серьезное внимание и оказывать им профессиональную помощь.

У большинства малолетних преступников наблюдается серьезная деформация личности.

…Несколько юношей хладнокровно убивают человека, который не причинил им никаких неприятностей, они даже не были с ним знакомы. При этом внешне юноши выглядят совершенно нормальными. Единственное их объяснение — это желание пощекотать себе нервы. Я абсолютно уверен, что такое жестокое, противоестественное действие не могут совершить люди эмоционально и морально нормальные. И действительно один из свидетелей, хорошо знавший одного юношу из такой компании, вспоминал необычную злость и хладнокровие, которые были характерны для него в раннем детстве. А знакомство с семьями всех юношей этой компании обнаружило, что их родители, будучи респектабельными людьми, обращались со своими детьми очень холодно, без малейшей человеческой доброты. Эти мальчики стали проявлять такую же холодность и безразличие к жизни других людей.

Приведу еще один пример сильной деформации личности.

…Юноша совершил сексуальное убийство. Расследование показало, что все его считали хорошим мальчиком, образцом добродетели в школе и среди своих друзей. Однако не надо подражать газетным репортерам, которые обычно ищут драматические подтверждения. Если этот юноша ранее не имел никаких неприятностей, то это еще не означает, что он здоровый, добросердечный мальчик. Выяснилось, что в детстве у него были заметные отклонения в психике, но он сумел приспособиться к требованиям школы, всей окружающей среды. А затем напряжение, связанное с развитием в подростковом возрасте, сломило его хрупкий самоконтроль. В этом случае также прослеживались антагонистические взаимоотношения между родителями и сыном.

Я хочу сказать также и о самой большой, на мой взгляд, категории хронических малолетних преступников, которые неоднократно совершают правонарушения. У мальчиков и юношей это проявляется, например, в том, что они постоянно убегают из дому, воруют в магазинах, крадут автомобили, чтобы «покататься». У девушек — это чаще всего беспорядочное половое сожительство.

У большинства таких молодых людей наблюдается общее искривление личности. Это стало результатом преступного пренебрежения ими в раннем детстве их родителями. Эти дети обычно безответственны, импульсивны, требовательны. Они не способны извлекать уроки из печальных случаев, происходящих с ними.

В качестве примера могу рассказать о моряках, которые были моими пациентами в тюрьме военно-морского флота. Они ожидали отчисления с военной службы как непригодные к ней, так как постоянно нарушали дисциплину, часто отсутствовали без разрешения, совершали другие нарушения, несмотря на то что подвергались каждый раз все более строгим наказаниям. Обычное их объяснение было очень простым: «Мне пришлось уйти без разрешения. Я просил меня отпустить, но меня не отпускали». В тюрьме они всегда чего-то требовали: лучшей еды, больше мяса, хотя по сравнению с гражданским населением их кормили гораздо лучше. Они требовали быстрее оформлять им документы, выплачивать неположенное им денежное пособие и т. д.

Я пытался объяснять этим людям, насколько их требования не имеют основания, но они только возмущались. Им и в голову не приходило, что они должны были выполнять свой воинский долг.

Как человек оказывается в подобном состоянии? Чаще всего это происходит из-за того, что в первые несколько лет жизни его никто не любил. Истории детства большинства моих пациентов-моряков были почти идентичны: у одного мать умерла при родах, а отец очень скоро отдал его родственникам, которые не хотели его брать, и он до сих пор это помнит. Отец другого ушел из семьи, а мать была вынуждена отдать сына в сиротский приют.

Правонарушения детей подросткового и юношеского возраста объясняются недостатками семейного воспитания. В семье, родители в которой разведены или недостаточно заботятся о ребенке, не проявляют к нему внимания и заботы, у него появляется убеждение в том, что он никому не нужен, что его никто не любит.

Не следует думать, что во всех неполных семьях, в которых воспитанием детей занимается один родитель, обязательно появляются правонарушители. Большинство вдов, разведенных матерей, а также одиноких отцов горячо преданы своим детям. Они относятся к ребенку так, что он всегда чувствует себя любимым.

Ребенок, не испытавший в детстве родительской ласки, любви и заботы своей мамы, обычно в школьном возрасте становится неусидчивым человеком. Его мало интересуют школьные занятия, у него могут отсутствовать интересы и стремление к познанию, потому что в его жизни не было родителей, которым можно было бы подражать. Он никогда не чувствовал себя настоящим членом сплоченной семейной группы.

Дети легкомысленных и безответственных родителей находятся в очень тяжелом положении. Этих детей чаще всего ругают и никогда не хвалят. Поэтому им становится безразлично, когда их осуждают за плохое поведение. Наказание вызывает у них не раскаяние, а озлобленность. Такой ребенок не знает, что значит быть любимым, поэтому и не пытается вызвать к себе это чувство других людей. Будучи учеником, он следует своим импульсивным желаниям, часто попадает в неприятные ситуации, проводит много времени в кабинете директора, прогуливает, остается на второй год и, наконец, совсем бросает школу. Настоящих друзей чаще всего у него нет.

Ребенок, покинутый родителями, может считать, что, бросив школу и поступив на работу, он будет жить значительно лучше. Но все недостатки его воспитания проявятся и на работе. Он может оказаться невнимательным, ненадежным, трудным в общении сотрудником, в связи с чем его либо увольняют, либо он сам начинает метаться с одной работы на другую.

Я описал последствия сложных ситуаций, когда родители, по существу, отказались от своих детей. Но существует и менее ярко выраженное игнорирование родительских обязанностей. Правонарушители, преступники вырастают не только в разбитых семьях или в атмосфере равнодушия. Следует помнить, что некоторые дети из так называемых хороших семей, родители которых уважаемые или даже выдающиеся граждане, могут также воспитываться без любви и преданности матери и отца. Пренебрежение к детям таких родителей менее заметно, так как эти семьи поддерживают видимость хорошей семьи и с внешней стороны дают ребенку как будто бы все, что общество считает необходимым.

В некоторых семьях родители, когда-то проявлявшие легкомыслие к воспитанию своего ребенка, в его подростковом и юношеском возрасте из-за чувства вины пытаются компенсировать недостаток своей любви дорогими вещами, различными привилегиями для ребенка. Яркий пример — абсолютно недисциплинированный юноша, которому подарили автомобиль.

Можем ли мы сделать какие-либо положительные выводы из очень кратких моих рассуждений? Я думаю, что это возможно.

Большинство мелких правонарушений у несовершеннолетних детей не свидетельствуют о наличии у них серьезных эмоциональных расстройств.

Преступность не появляется как гром среди ясного неба. Дети, ставшие хроническими правонарушителями или малолетними преступниками, чаще всего проявляли признаки плохой приспособляемости к окружающей среде еще в раннем детстве, то есть в том периоде развития, когда родители могли им помочь.

Когда ребенок чувствует любовь родителей и твердый доброжелательный контроль с их стороны, несмотря на то что время от времени они его ругают, он обретает чувство ответственности и принадлежности к семье. Его сознание не позволит ему совершать правонарушения, потому что он формируется как полноценный член общества.