Слова гнева приводят к бедам

«Всякое раздражение (возмущение, вспышки гнева, негодование, вспыльчивость) и ярость и гнев и крик (ссоры, скандалы, раздоры), и злоречие (злословие, оскорбление, ругательство) со всякою злобою (враждой, неприязню и всякого рода низостью) да будут удалены от вас».

Ефесянам 4:31

Все слова, приведённые в этом стихе (ярость, вспыльчивость, возмущение, раздражение, враждебность, ссоры, скандалы, раздоры, злословие, злоречие, оскорбления, ругательство, злоба, вражда, неприязнь и всякого рода низость), приводят нас к бедам.

Какой большой перечень!

А какие из перечисленных грехов являются самой большой проблемой для вас?

Что касается меня, то моей самой большой проблемой был гнев и вспыльчивость. Раньше у меня был ужасный характер, но теперь я уже изменилась. Труднее всего для меня было избавиться от резкости и жёсткости, всеми силами я старалась измениться и научиться быль нежной. Поэтому если Господь смог совершить чудо, изменив меня, значит, Он может изменить и вас.

Мы не должны быть вспыльчивыми, выходить из себя каждый раз, когда что-то происходит не так, как мам хочется. Ведь с помощью Святого Духа мы способны быть гибкими и быстро приспосабливаться ко всему (Римлянам 12:16).

«Медлен на слова, медлен на гнев»

«Итак, (поймите эту истину) братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание (будет готов слушать), медлен на слова, медлен на гнев (на то, чтобы занимать агрессивную позицию)». Иакова 1:19

Иаков говорит нам быть скорыми на слышание, но медленными на слова: не спешить реагировать агрессивно и гневаться. Быть медленными на слова — это самое важное, но зачастую самое трудное из всех перечисленных наставлений. Ведь мы можем без умолку говорить всё, что угодно.

Мы огорчаемся, когда наши планы расстраиваются из-за какой-то проблемы. Когда такое происходит со мной, я научилась делать вот что: я делаю глубокий вдох, на мгновение закрываю рот, стараюсь успокоиться, а затем говорю: «Хорошо, Господь, я преодолею эту трудность с Твоей помощью. Ведь необязательно всё должно быть так, как я хочу. Писание говорит, что нам следует быть гибкими и податливыми (Римлянам 12), значит, я могу изменить свои планы. В любом случае, мой план уже и так изменился, поэтому мне нужно просто плыть по течению».

«Плыть по течению»

Выражение «плыть по течению» имеет для меня двоякий смысл. В то время, когда мои дети были ещё маленькими, каждый раз, когда мы садились обедать, кто-нибудь из них обязательно разливал молоко по столу. Я сразу же приходила в ярость и кричала: «Не могу в это поверить! Посмотри, что ты опять натворил! Я столько времени потратила, чтобы приготовить обед, а ты всё испортил!»

Однако это не мои дети портили каждый обед, это делал кто-то другой. Я думала, что всё дело в пролитом молоке, но проблема была в моём ужасном характере.

Мы любили плотно пообедать, поэтому тарелками и столовыми приборами был заставлен весь стол. Когда кто-нибудь из детей проливал молоко, оно затекало под тарелки и приборы, направляясь прямо в расщелину на середине раскладного стола.

Раньше я считала, что обеденные столы с расщелиной посредине изобретены специально, чтобы сводить меня с ума. Но теперь я пришла к выводу, что раскладные столы придуманы (по крайней мере, мой стол), чтобы помочь мне избавиться от нетерпения.

Я очень злилась, когда молоко попадало в расщелину, потому что потом оно стекало по ножкам стола и лилось по ногам у всех. И тогда мне приходилось раздвигать стол, чистить расщелину (в которой и так скапливалось много пыли, поэтому получалась грязь), затем ползти на четвереньках под стол, чтобы вымыть ножки стола и пол.

А наши маленькие дети проливали молоко, чуть ли не каждый день. Как только кто-то из них проливал что-то, все остальные уже знали, что сейчас мама разозлится. Я вскакивала и бежала за тряпкой. Во мне всё кипело. Я становилась на четвереньки и залезала под стол, а дети болтали ногами, задевая меня по голове. Нет, я не была счастливой «хранительницей домашнего очага»! Я кипела от злости и была готова взорваться.

Знаете ли вы, что, оказываясь в ситуации, которую не в силах изменить (хотя мы сделали для этого всё возможное), мы должны перестать раздражаться, а воспринимать эту ситуацию с радостью. Принять всё, как есть!

«Принимай с радостью!» — Господь научил меня практиковать эту короткую фразу. Оказываясь в подобных ситуациях, я стала говорить так: «Ну что ж, у меня снова эта проблема, и только Бог может избавить меня от неё. Но если Он не избавит, тогда я приму это с радостью».

И вот я вновь лезла под стол, догоняя пролитое молоком, как же мне было трудно принять это с радостью. Я сидела под столом и кричала. Я была разгневана и вела себя, как маленький невоспитанный ребёнок. И однажды во время очередной такой сцены, когда я сидела под столом, Святой Дух обратился ко мне: «Знаешь, Джойс, даже если весь мир сейчас разразится гневом, молоко всё равно не потечёт назад вверх по ножкам стола, затем по столу, чтобы вернуться в стакан». Так Бог объяснил мне, что мои вспышки гнева не смогут изменить произошедшее.

Это один из уроков, которым я хочу поделиться с вами в этой главе. Как бы вы ми злились, как бы ми раздражались, какими нетерпеливыми или разъярёнными ми были, что бы ми делали в порыве гнева, всё это не изменит вашу плохую ситуацию. Например, если вы попадёте в пробку, то можете сидеть в машине и жаловаться, кипеть от злости, кричать, возмущаться целый час, но это ми на секунду не ускорит ваше продвижение в потоке машин и не поможет вам быстрее выбраться из пробки. Это принесёт вам головную боль, боль в шее, в спине, расстройство желудка, сыпь, повышенное давление, возможно даже, язву желудка, и, в конечном счёте, приведёт вас к нервному срыву, если не инфаркту или инсульту.

Стоит ли ради этого так раздражаться?

Итак, Господь сказал мне тем вечером, когда я сидела под столом: «Джойс, научись «плыть по течению». Если молоко будет стекать по ножкам стола, следуй за мим и будь спокойна».

И тогда я начала учиться «плыть по течению». Ведь когда я «плыву по течению», из моих уст исходят намного более приятные слова, чем когда я «плыву против течения».

Будьте гибкими и податливыми!

«Будьте единомысленны между собою (живите в согласии); не высокомудурствуйте (не будьте высокомерны и горды, не считайте себя особенными) но последуйте смиренным [будьте готовы приспособиться к людям, к обстоятельствам] (и занимайтесь скромными делами); не мечтайте о себе (не оценивайте себя слишком высоко и не будьте мудрецами в своих глазах)».Римлянам 12:16

Апостол Павел говорил, мы можем научиться приспосабливаться и меняться, а также быть гибкими и податливыми. Конечно, это не означает, что нам не нужно бороться в определённых ситуациях или не менять то, что нужно изменить. Это также не означает, что мы должны просто позволить этому миру и дьяволу топтаться по нам.

— Мы ежедневно сталкиваемся с маленькими неприятностями, которые лишают нас радости, это ситуации, в которых мы не можем сделать абсолютно ничего. Поэтому нам нужно научиться не раздражаться из-за таких мелочей, а наоборот, успокоиться и не выплёскивать свои эмоции.

Мы уже читали стих, где Павел перечисляет некоторые грехи, которые приводят нас к бедам

— вспыльчивость, возмущение, гнев, враждебность, ссоры, крик, скандалы и раздоры (Ефесянам 4:31). Я думаю, что все эти грехи имеют один корень и есть одно средство, как его вырвать. Этот корень — гордость, эгоизм и эгоцентризм. Эти грехи проявляются в нас потому, что мы хотим иметь то, что нам хочется, и тогда, когда нам хочется. Павел говорит, что иногда мы настолько высокого мнения о себе, что полагаем, у нас есть право делать всё по-своему, как нравится нам (Римлянам 12:16). Поэтому мы гневаемся, когда что-нибудь происходит не так, как мы хотели или ожидали. Раздражение и ярость выливаются в гневные слова, и всё это в конечном счёте причиняет боль другим людям.

Откуда приходят распри?

Чудесное завершение истории

Чудесное завершение истории

[Или] просите [Бога об этом], и не получаете, потому что просите не на добро (а преследуете недобрые цепи и злые, эгоистичные мотивы), чтобы [получив желаемое] употребить для ваших вожделений (чувственных наслаждений)». Иакова 4:1 —3

Согласитесь, наша проблема кроется в нашем эгоизме, не правда пи? Эгоизм присущ всем людям без исключения, я сама была эгоистичной, поэтому мне тоже нужно было услышать эту истину. Не знаю, как насчёт вас, но мне хотелось, чтобы всё всегда было по-моему. Однако мы не должны постоянно исполнять свои прихоти вот это-то и приводит к конфликту. Хотите узнать основные причины, почему люди спорят? Во-первых, они хотят доказать свою правоту, потому что приятно чувствовать себя правым. И второе: они настаивают на своём из эгоизма. Но только Бог может показать, правы мы или нет. Когда всё идёт не так, как хочется, просто успокойтесь. Нам полезно немного поупражняться в смирении и понять, что мелочи, из-за которых мы беспокоимся и спорим, всё равно не существенны. А вот, что действительно важно, так это Божье помазание. И единственное, что поможет нам сохранить его — это наше желание жить в мире и согласии друг с другом. Если мы хотим иметь Божье помазание, нам следует жить в мире и согласии с нашими братьями и сестрами во Христе!

Любовь не эгоистична

Чудесное завершение истории

не бесчинствует (не ведёт себя грубо, невоспитанно, неподобающе), (Божья любовь в нас) не ищет своего (не настаивает на своём)». 1 Коринфянам 13:4—5

Любовь — это способ разрешить конфликты. Нам нужно всеми силами стремиться к миру и согласию, стараться сохранять мир со всеми, а не доказывать свою правоту и настаивать на своём. Именно об этом говорил Павел, когда писал: «Я умираю каждый день» (1 Коринфянам 15:31). Нам нужно ежедневно умирать для себя, чтобы оставаться в мире и согласии с другими людьми.

Помню, как несколько лет назад мы с Дэйвом поспорили по поводу того, в какой цвет покрасить полоски на нашем микроавтобусе. Наши мнения разошлись, и я настояла на своём. Но разве это было бы так важно через полгода или спустя шесть лет, если из-за этого у нас с мужем начался раздор? Ведь я всё равно не выглядывала бы постоянно из окна, чтобы полюбоваться этими полосками. Но даже если бы я и смотрела в окно, то всё равно скоро машина запачкалась бы — и тогда я не смогла бы различить цвета этих полосок. Так почему же мы начинаем ссориться друг с другом из-за таких мелочей? На это есть две причины: первая — мам нравится быть правыми, и вторая — мы эгоистичны и хотим, чтобы всё было по-нашему. •Как мам избавиться от эгоизма? Решение этой проблемы — любовь, которая на первое место ставит мнения и желания других людей, а не свои.

Господь побудил вас взять эту книгу, и сейчас Ом призывает вас примять решение оставить любые попытки всегда настаивать на своём. И всегда помните: то, что у вас на сердце, со временем будет и на устах (Матфея 12:34).

Чтобы иметь мир в сердце, необходимо заплатить цену. И, если мы заплатим её, то поймём: воздаяние того стоило.

Стремитесь к миру!

Чудесное завершение истории

Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать (стремиться и страстно добиваться) того, что служит к миру и ко взаимному назиданию (духовному росту)». Римлянам 14:17—19

В Библии короля Иакова последняя строчка в этом стихе звучит так: «Поэтому, давайте стремиться к тому, что приносит мир и может послужить к назиданию других».

Думаю, Господь открывает нам в этом месте Писания такую истину: жизненно важно пребывать в мире и согласии. Мир — это один из атрибутов Божьего снаряжения, в который нам следует облекаться (Ефесянам 6:15).

Господь сильно благословил наше служение. Оно основано на тех принципах, которые Бог открыл нам и по которым вёл нас в начале служения, и наше послушание Ему — одна из причин, почему Он благословил нас.

Когда Иисус посылал Своих учеников по двое проповедовать и исцелять, Он велел им идти в каждый город, находить там подходящий дом, где можно было бы остановиться, и говорить людям: «Мир вашему дому». Далее Он сказал, что, если в этом доме примут их, им следует остаться там и служить, но если их не примут, то нужно покинуть этот дом, отряхнув прах со своих ног (см. Матфея 10:11-15).

Я всегда хотела понять, почему Иисус сказал им отряхнуть прах с ног? И Господь объяснил мне, что, если бы ученики продолжали оставаться в доме или городе, где их приняли враждебно, тогда они не смогли бы служить там. Знаете, почему? Потому что раздоры огорчают Святого Духа. И когда уходит мир, вместе с ним уходит Святой Дух, а совершать служение без Святого Духа невозможно.

Когда вы думаете о том, как Иисус ходил по разным местам и служил людям, каким вы Его себе представляете? Я уверена, что когда Он служил людям, то не делал это в спешке, в отличие от нас. Думаю, вы согласны со мной: Иисус не торопился быстро решить всё с одним человеком, чтобы бежать к другому. Он сохранял спокойствие и мир.

Как-то в один из пасхальных дней я смотрела эпизод из кинофильма «Иисус из Назарета.».Больше всего меня поразило то, как Иисус отвечал людям, которые встречались Ему на пути. Некоторые из них были очень агрессивны: говорили с Ним враждебно, проклинали Его и даже бросали в Него камни. Но как бы плохо люди ни относились к Иисусу, Он никогда не выходил из Себя, не раздражался и не отвечал злом на зло. Когда я смотрела этот фильм, я подумала, что режиссёры и операторы хорошо передали внутренний мир Христа, невозмутимость, которую Он сохранял при любых обстоятельствах.

Нам нужно формировать в себе эту черту характера, поскольку мы — посланники Христа, и, значит, должны походить на нашего Господина. Поэтому, если мы хотим сделать что-нибудь для нашего Господа и Спасителя, нам нужно научиться страстно жаждать мира, потому что сатана стремится украсть мир у Божьих детей. Ведь когда в сердце у нас покой, то и наши слова несут мир и покой.

Следите за тем, что говорите!

«Совет и наставление действительно необходимы, ню то, кого вы наставляете, и как вы наставляете, является таким же важным, как и ваше наставление». 1 Тимофею 1:8, MESSAGE

Жесты, интонация и выражение лица — всё это говорит не менее красноречиво, чем слова. Человек может говорить правильные слова, но его вид, жестикуляция, интонация могут выдавать совсем другое. Например, когда впервые годы совместной жизни мой муж просил меня сделать то, что мне не хотелось, я говорила ему: «Хорошо, дорогой». Но я произносила эти слова с таким сарказмом, что он понимал: на самом деле я не имела в виду: «Хорошо, дорогой. Ты такой прекрасный муж, что хотя мне не хочется делать это, я сделаю это из любви к тебе». Мой вид говорил вот что: «Хорошо, дорогой, я сделаю то, о чём ты меня просишь, но только потому, что должна это сделать».

Мои слова и выражение лица противоречили друг другу.

Праведный и неправедный гнев

Чудесное завершение истории

Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости (спокойствии и сдержанности) примите насаждаемое слово (в ваши сердца), могущее спасти ваши души».Иакова 1:20-21

Иаков говорит, что когда человек гневается, он поступает неправильно перед Богом. И это действительно так. Поэтому нам следует сдерживаться. Но есть праведный гнев. Я считаю, что иногда допустимо выражать гнев и возмущение. Например, Иисус разгневался, когда вошёл в Божий храм и начал очищать его от людей, которые занимались там торговлей, тем самым оскверняя святое место (Иоанна 2:13 — 17). Он переворачивал столы, выгонял плёткой животных, выражая таким образом Своё несогласие с происходящим. Не думаю, что Господь возмущался шёпотом. Он имел полное право гневаться. Это был праведный гнев, поэтому мы тоже имеем право испытывать праведный гнев.

Господь вложил в нас эмоции, одна из которых — гнев. Если бы у нас не было чувства гнева, мы были бы неспособны выражать своё несогласие с несправедливостью. Если бы я проповедовала о том, что мы никогда не должны гневаться, я бы призывала вас делать невозможное. Мы можем испытывать чувство гнева, однако должны уметь и сдерживать его. Когда же появляются разногласия, их можно разрешить путём кроткого наставления.

Кроткое наставление

«Уста свои открывает с (Божьей) мудростью, и кроткое наставление [совет и пожелание] на языке её». Притчи 31:26

Мне было нелегко научиться сдерживать гнев, поскольку в детстве я терпела надругательства и плохое обращение родителей Я выросла резкой и жёсткой. «Больше никто никогда не причинит мне боль», — решила я, и это отношение сквозило в каждом моём слове.

Я старалась говорить с людьми вежливо и быть приятной, но то и дело в моей душе поднималась глубоко спрятанная горечь и жёсткость, и тогда с моего языка слетали резкие и колкие слова.

Если в вашем сердце есть гордость, гнев или обида, то они будут проявляться через ваши слова. Почему? Потому что, как сказал Иисус, от избытка сердца говорят уста (Матфея 12:34).

Господу пришлось изрядно потрудиться над моим сердцем. Кротость стала самым главным вопросом в моей жизни. Одно из откровений, которое Господь показал мне в Своём Слове по поводу кротости — это 31-я глава Книги Притчей, где говорится о добродетельной жене, о том, что у неё кроткое наставление на языке. Прочитав этот стих, я подумала: «О, Господь, на моём языке всё, что угодно, кроме кроткого наставления». Я была очень резкая и своими словами рубила, как топором.

Возможно, подобная ситуация вам знакома. Быть может, вы, как и я, пережили надругательство и плохое обращение, поэтому ваше сердце наполнено ненавистью, обидой, недоверием, враждебностью и гневом, резкостью и жёсткостью, а не добротой и кротостью, и вместо того чтобы жить по закону любви, вы живёте по закону джунглей.

Благое время

Чудесное завершение истории

Ибо иго Моё благо (оно полезное, хорошее, удобное и приятное, а не плохое, тяжёлое, неприятное и угнетающее), и бремя Моё легко». Матфея 11:29-30

Пока Господь не изменил меня, моя речь была ужасна. Я не могла даже спокойно попросить детей вынести мусор — я приказывала им, как грозный командир. Кому хочется жить рядом с таким человеком? Конечно, я не хотела быть такой раздражительной и нетерпеливой.

А вы раздражаетесь? Тогда себя вы делаете несчастным больше всех остальных. Я говорю это не для того, чтобы осудить вас, но чтобы пролить свет на причину наших самых больших проблем. А причина наших самых больших проблем — это наш язык. Иаков говорил, что ни один человек не может укротить язык. Однако кое-что мы с вами всё-таки можем сделать с языком — подчинить его Богу, попросить Святого Духа управлять им. Иисус отчасти говорил об этом, когда сказал нам взять на себя Его бремя.

Будьте кроткими, но твёрдыми!

«Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста (непорочна), потом мирна, скромна (обходительна, тактична), послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна (объективна) и нелицемерна (чистосердечна прямолинейна, непритворна, в которой нет сомнений, колебаний и фальши)». Иакова 3:17

Помню, как однажды дома я искала толкование слова «кроткий» в словаре Стронга и говорила: «Господь, помоги мне быть кроткой!». Мне казалось, что я никогда не смогу быть такой. Но Господь стал учить меня кротости.

Проблема была только в том, что я, как и многие христиане, была сторонником крайних мер, поэтому не могла найти золотую середину. Как только я понимала, что начинаю впадать в какую-то крайность, то сразу же начинала поступать с точностью до наоборот. Таким образом, желая стать кроткой, я начала слишком уж приспосабливаться к людям, стала чересчур мягкой. Я была настолько «кроткой», «доброй» и «терпеливой», что перестала наказывать своего младшего сына.

В отношениях с другими людьми я тоже заходила слишком далеко, поэтому позволила многому выйти из-под контроля — не только в своей семье, но и в служении. К несчастью, я стала настолько уступчивой и понимающей, что не могла разобраться с людьми или ситуациями, где требовалась твёрдая рука. После каждой конфликтной ситуации я продолжала говорить себе: «Джойс, ты уже так изменилась! Ты так хорошо справилась с этой ситуацией! Ты вела себя так мило!»

Мне было приятно, что я вела себя «мило», особенно, когда приходилось иметь дело с моим сыном. Единственной проблемой было то, что он не менялся в лучшую сторону, а становился всё хуже и хуже. В конце концов, однажды я разозлилась на него и предупредила: «Только попробуй сделать это ещё раз!» И больше он этого не делал. Всегда стремитесь находить золотую середину между строгостью и снисходительностью.

Я очень люблю своего сына, но иногда мне приходится строго говорить ему: «Всё, хватит! Я люблю тебя, но не собираюсь мириться с таким отношением и поведением».

Я узнала на личном опыте, что впадать в одну крайность — так же плохо, как впадать в другую. Поэтому нужно придерживаться середины. С одной стороны, мы не должны вести себя резко и грубо, но с другой — нельзя быть слабыми и чересчур мягкими. Нам не следует раздражаться, проявлять нетерпение, срываться и выплёскивать свои эмоции. Однако мам также не следует быть тряпкой, о которую некоторые будут вытирать моги, используя нас, раз мы даём им такую возможность.

В одном случае нужно быть снисходительными и терпеливыми, но в другом — необходимо проявить твёрдость и решительность. В одной ситуации мы не должны гневаться, а в другой — нужно показать праведный гнев. Но чтобы знать, когда и как поступать, нужна мудрость.

Посеянное в мире людьми, которые хранят мир

«Плод же правды (послушание Божьей воле в мыслях и делах — это плод семени) который посеян в мире теми, кто хранят мир [стремятся иметь мир и с собой и с другими людьми. Иметь мир значит жить в единстве, гармонии и согласии с другими людьми, не беспокоиться, сохранять спокойствие в уме, свободном от страха, волнений и угрызений совести]». Иакова 3:18

Это очень важное место Писания.

Знаете, почему сатана старается изо всех сил расстроить нас перед тем, как мы пойдём в церковь? Знаете, почему он делает всё возможное, чтобы разозлить проповедника прежде, чем он встанет за кафедру? Потому что он не хочет, чтобы мы, собираясь вместе, имели мир в сердце и согласие с людьми. Он знает, что если в нашем сердце не будет мира, тогда слова проповеди будут отскакивать от нас рикошетом и не попадут глубоко в сердце.

В этом стихе сказано, что плод правды — это плод семени, посеянного в мире теми, кто стремится жить в мире с собой и с другими людьми. Не удивительно, что Господь сказал мне не сеять мир в жизни других людей до тех пор, пока я сама не избавлюсь от внутренней борьбы. Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему иногда, прослушав проповедь, вы не получаете никакого назидания, а затем слышите эту проповедь снова, но уже в другое время и от другого человека, и получаете огромное благословение? Это происходит потому, что Господь помазывает проповедь тогда, когда проповедник свободен от внутренней борьбы и «сеет семя», имея мир в сердце. Это не значит, что проповедник — совершенный человек. Но для того чтобы Божье Слово попало глубоко в сердце слушателей, необходимо, чтобы оно было посеяно в «землю мира» тем человеком, который сам пребывает в мире. Поэтому если вы намереваетесь трудиться для Господа, то мир и покой должны стать вашим обычным состоянием. И это совсем нетрудно!

У нас есть выбор!

«…Сделайте выбор сегодня… Иисуса Навнна 24:15

Дьявол делает всё возможное, чтобы расстроить нас. И если ему удаётся это, то не потому, что он заставил нас, а потому, что мы сами выбрали это.

Помните, что выбор всегда остаётся за нами.

Знаете ли вы, что это наш выбор — как реагировать в каждой ситуации? Наше отношение всегда будет влиять на нашу реакцию в той или иной ситуации, и мы не все реагируем одинаково. Почему, например, два разных человека, попав в пробку, реагируют совершенно по-разному? Потому что они по-разному относятся к этой ситуации. Вот почему иногда можно сказать что-то двум разным людям, и один из них расстроится и обидится, а другого это нисколько не заденет.

Я очень прямолинейный человек. Некоторым людям нравится моя прямолинейность, а некоторым нет. Поэтому один человек, слушая меня, подумает, что я хорошо проповедую, а другой подумает, что я проповедую очень плохо. Почему? Потому что один человек, слушая мои проповеди, чувствует себя свободно, а другой нет.

Точно также мы делаем выбор, как нам реагировать на разные жизненные ситуации. Вы спросите: «Но, Джойс, неужели одного решения достаточно? Не слишком ли это просто? Ведь Вы сами только что сказали, что все люди разные, поэтому неодинаково воспринимают, переживают и относятся к трудностям».

Разумеется, я знаю, что каждый из нас имеет свои психологические особенности и у каждого из нас разный жизненный опыт, благодаря которому мы по-разному сформировались как личности. Я знаю, что большинство людей живут с болью, у кого-то нарушена психика, кому-то нанесли душевные раны и что нет двух абсолютно одинаковых людей. Но хотя мы разные, у каждого из нас есть возможность решить, как нам реагировать на обстоятельства и ситуации.

Наша реакция может быть негативной из-за страданий и душевных ран, которые нам причинили в прошлом. Но мы можем избавиться от привычки негативно реагировать и принять решение поступать по Слову. Мы не должны реагировать негативно на обстоятельства.

Бог сотворил нас со свободной волей. У нас есть свобода выбора и способность принимать собственные решения. Я думаю, Господь обращается к нам сегодня с теми же словами, с какими Он обращался к израильтянам во времена Иисуса Навина: «Сделайте выбор сегодня!» (Иисуса Навина 24:15).