Мы не одни

Теперь-то вы, верно, не удивляетесь, что у религии и брака есть много общего. И религия, и брак поднимают вопрос об отличиях. И в религии, и в браке мы встречаемся с кем-то, кто подобен нам, но телесно отличен от нас. И в религии, и в браке приходится погружаться (с большим риском и потерями для себя) в истоки таинства — таинства общения и чуда, называемого любовью. Это чудо живет лишь в сердце, и сердце — его родина. Учитывая наше тайное стремление отделиться от окружающих, нам важно узнать одну поразительную истину и не просто узнать, а смириться с ней и не забывать ее никогда. Истина такова: мы в мире не одни. К этому выводу нас подводят брак и истинная религия. Мы не одни — рядом люди. Мы не одни — рядом Бог. Как бы порой ни хотелось одиночества, такого удовольствия испытать не удастся. Сходство Бога и брака в том, что они никогда не оставят нас в покое. Они всегда напоминают нам: нет жизни без общения, нельзя жить только для себя — жизнью нужно делиться.

Это самое сложное: трудно не жить, а делиться жизнью! Тяжело не существовать, а общаться с другими существами! Бог вызывал нас из хаоса и небытия не просто для того, чтобы мы жили, как живут животные, но и для того, чтобы мы любили. Человек создан для того, чтобы общаться с людьми и Богом, причем общение это всегда должно строиться на любви. От этого зависит равновесие вселенной. Все творение пало из-за греха одного человека. Читая об этом событии в книге Бытия, важно отметить: грех Адама не был актом непосредственного неповиновения Богу, он был актом повиновения другому лицу. Сначала змей уговорил Еву съесть запретный плод, а потом она «дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6). Итак, женщина послушалась змея и все участники драмы тайно возроптали на Бога. Другими словами, грех случился с Адамом не тогда, когда он вел одинокую холостяцкую жизнь, а когда его жизнь усложнилась, обогатилась общением с другим человеком, когда встала необходимость выбрать между человеком и Богом. Главное в этой истории не то, что она произошла в Эдемском саду, а то, как складывались отношения между мужчиной, женщиной и змеем. Чего же человек не смог? Он не сумел жить в мире с Богом? Или же он не в силах жить рядом с другим человеком перед Богом, да еще в искушении? Это было и остается началом религии, началом нашего духовного труда. Мы грешим по отношению друг к другу: стараемся обойти ближнего, и это — грехопадение, повод повернуться спиной к Богу. Как тут оправдаться? Очень просто: слаб человек! Когда Ева появилась в мире, она не была просто Евой: для Адама она являлась единственным источником человеческого общения. Она — плоть от плоти Адамовой, взята из него. Кто из сотворенных существ мог быть ближе Адаму? Эта первичная связь между двумя живыми существами стала прообразом отношений между людьми, потом населившими землю. Дав определение этой связи, мы лучше поймем, что такое «человечество»: «…Мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Они представляли для Бога такую ценность, что их сотворение Он отложил на последний день, когда все остальные элементы мироздания уже находились на своих местах. Создание Евы было своего рода «дополнением», вторым этапом творения, с помощью которого Он показал нам Свою многоипостасную суть: человек не был задуман одиночкой. Человечеству надлежало быть не группой одиночек, а «одной плотью» — сложным субъектом бытия, каждая единица которого обладает собственной индивидуальностью. Люди должны были быть едины, но не терять при этом своеобразной красоты и загадочности: не хорошо быть человеку одному, ему не хватает человечества.

Адам же был один, был одиночкой. И вот появилась Ева — они превратились в расу, единое тело: лишь при этом условии Адам смог стать отражением истинной и совершенной Божьей жизни — жизни, полной любви. Таинство Святой Троицы призвано рассказать нам о том, что Бог — не одиночка, Бог — это Трое в Одном, и этих Троих связывает любовь: Он даже в глубинах Собственного естества не принадлежит Самому Себе. Он — один-единственный Господь, но существовать в вакууме одиночества Он просто не в состоянии, да и не существовал никогда, даже до сотворения мира, ибо Бог есть любовь, а любовь предполагает наличие объекта любви (т.е. нужны хотя бы два создания). Таково условие любви. Без этого не могло возникнуть понятие «разделить чью-то судьбу», а потому невозможно было и сотворение мира — этот величественный жест, с помощью которого Бог решил разделить судьбы сотворенных существ. Есть религии, объектом верований которых является «Единый Бог». Есть многобожие. Но только в христианстве отражена величавая реальность Святой Троицы, трех ипостасей, которые сосуществуют в полном согласии, оставаясь при этом Единым Богом… Лишь Бог, Который живет в согласии с Самим Собой, может призывать мужчину и женщину любить друг друга, призывать всех любить врагов своих. Лишь такой Бог способен объединить любовью все человечество. Он один — Творец, совершеннейший пример для подражания, Он — Тот, Кто стоит выше понятия личности, объединяя в Себе три ипостаси: Отца, Сына и Святого Духа.