Больное место

В браке, как и в Боге, невозможно быть эгоистом. Мы тешим себя мыслью об относительности нашей связи с миром, лелеем надежды на то, что нам все доступно. Мы надеемся, что безгрешны, что нам не нужен никто, кроме самих себя. Супружество перечеркивает все эти представления. Брак — это постоянное вторжение в твою жизнь, нескончаемая партизанская война против эгоизма, сильнейший удар по нашему тщеславию и гордыне. Он ясно показывает, что главное в жизни — отдавать. Злость, унижение, переплавка личности, наказание и очищение — вот что такое брак. Это удар в самое больное место, то место, которое стремится к одиночеству; это затянувшееся свидание, которое порой бывает утомительным, скучным, неприятным или горестным. Но брак зовет нас отказаться от всего ради любви.

Ведь как все получается? Сначала любовь убеждает двух людей, что их чувство — самое сильное на свете, что никто еще не любил так, как любят они, что они готовы пожертвовать всем, лишь бы быть вместе. Но потом они вступают в брак. Тут-то и предстоит доказать серьезность своих намерений. Брак — это перенос любовного чертежа в реальную жизнь, практическое осуществление величайших мечтаний, идеалов, ожиданий…

Это одно из мощнейших секретных орудий Бога, с помощью которого Он совершает переворот в сердце человека; это огневой шквал, направленный в наше самое уязвимое место, — удар по взаимоотношениям с другими людьми. Каждому ясно: мы не можем с полной самоотдачей и любовью относиться ко всем жителям земли. Это не наше дело. Это дело Бога. Но и мы несем на себе часть Божьего бремени, ибо Он выбирает для нас одного единственного человека из миллиардов, с которым нам предстоит изведать все взлеты и падения любви, достичь вершин жертвенности и самоотдачи.

Говорят, огонь развести просто — достаточно сложить горкой поленья и поджечь их. Брак же, как мы хотели показать в этой главе, тоже строится на простом принципе: нужно на всю жизнь оставить вместе мужчину и женщину. «Железо железо острит, — говорится в стихе из книги Притчей, — и человек изощряет взгляд друга своего». Лучше всего эти слова подходят к браку. И главное здесь то, что мы называли «отличием»: при странных обстоятельствах встречаются два индивидуума, которые, общаясь друг с другом, оттачивают один другого, пока не засверкает, наконец, острие Любви. Даже Бог не одиночка!

Конечно, больно, когда тебя затачивают, но в то же время это удивительно теплое, чарующее ощущение — жить бок о бок с тем, кто тверже железа, горячее огня, жарче ненависти. И ты знаешь: от этого человека никуда не деться, его не одурачить, он все равно «заточит» тебя. Любовь оттачивает весь мир, но ярче всего острие блестит, когда его точит супруга (или супруг). Ибо нас освещает свет ближнего, и в этом свете нам самим виднее, кто мы такие. Свет ярче там, где крепче любовь. Любовь крепче там, где она имеет практическое выражение, где близость между супругами безгранична.

Есть в браке один парадокс: заточка — жесткий процесс, но происходит он благодаря мягкости и нежности. Невообразимо: твое острие затачивается о мягкую, теплую любимую плоть! Лишь Бог мог замыслить такое: теплота и нежность превращают мужчину и женщину в отточенные мечи. Но несмотря на всю свою сердечность брак — это очищающий огонь и меч, которые наносят рану более глубокую и болезненную, чем стрела Купидона. Он ранит нашу гордыню — тот духовный орган, который не залечить. Встретились мужчина и женщина — рана начнет открываться все шире и шире. Господь Бог сотворил женщину из ребра мужчины и прикрыл то место плотью, а в браке Он приоткрывает это пустое место и начинает вкладывать женщину обратно. Засунуть под ребро ее, конечно, невозможно, а вот прилепить сбоку можно. Она всегда будет рядом (порой чересчур навязчиво), но станет той частью мужчины, которую он будет считать собственной территорией, членом своего тела. В браке он прилепится к женщине, а она — к нему, и они будут льнуть друг к другу, как плоть льнет к костям.

Вот так, говорит Господь, задумал я разрушить ваше обособление и одиночество, привязать вас к Себе на всю жизнь и на всю вечность кровными узами.