Невинность человечества

Итак, нужно учиться любить устами и голосом, равно как глазами и плотью, сердцем и разумом. Нет в нас такого органа, который неспособен любить, который не призван любить, который не желал бы преобразиться и стать самой любовью. Любовь — это бесценное сокровище, которое остается, когда сгорает эгоизм.

Любовь — не просто подготовка к вечной жизни: это и есть вечная жизнь. Только ее нам будет разрешено взять в Царство Божье. Даже брак останется на земле: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк. 12:25). Но каков бы ни был конец брака как общественного института, можно быть уверенным: любовь, расцветшая в браке, не исчезнет. Ни капли доверия, терпения, взаимопонимания и самоотдачи, которые обретут супруги в браке на земле, не исчезнет в Царстве Божьем. Все эти качества понадобятся им, будет нужен каждый грамм любви.

Но как может выжить супружеская любовь, если самого супружества не будет? Значит, муж и жена не воссоединятся в вечности? Трудно вообразить рай, в котором любящие не найдут друг друга, или найдут и не признают, если пропадет ассоциативная связь между объектом и чувством любви. Напротив, мы верим, что христианская любовь не абстрактна, а конкретна, т.е. привязана к личности любимого. Мы верим, что абстракция не может быть предметом высшей любви, любить можно только конкретную личность. Почему же в раю не будет брака?

Читая описания свадеб в Библии, видишь, что Иисус хотел нам сказать: на Небесах нас не ожидает безбрачие. Даже в земном браке можно найти намеки на то, что на небесах всех людей будет объединять какой-то всеобщий брак, каждый будет любить всех, испытывая при этом такое переживание, которое иначе, как влюбленностью, не назовешь. Такое чувство заставляет супругов идти вместе по жизни. В этом отношении христианская супружеская любовь очень близка (или, по крайней мере, должна быть близка) к ощущениям, которые мы будем испытывать в раю, это кусочек рая на земле, остатки Эдемского сада. Брак — это то, что, как сказано в молитвеннике англиканской церкви, «установлено со времен невинности человечества».