Брак, основанный на любви

Мир любит свадьбы, а к самому супружеству относится с сомнением. Общество чувствует необходимость в браке, а потому всячески старается сохранять этот институт и укреплять его; но в то же время понимает, что он — могучее оружие для продвижения Царства Божьего, что он подразумевает такую близость, которой мир боится и сторонится. Мир не устроен для общения, наоборот, это место уединения. Мир боится боли, честности, смирения, без которых невозможны тесные человеческие отношения. В результате, общество лезет из кожи вон, но не для того, чтобы приспособиться к браку, а для того, чтобы «укротить» его, подмять под себя, превратить в формальность, преуменьшить его значение, насмеяться над ним, лишить его присущей ему пугающей силы. Так что во все века существования человечества брак был в опасности — ему грозило стать игрушкой в руках политиков и эгоистов, выполнять несвойственные ему задачи. Браки по расчету существовали всегда. Были супружества, основанные на взаимной выгоде, и браки, организованные свахами. Общество признавало этот институт, считало его правильным шагом, средством добиться более высокого положения, удобств, богатства, власти, связей. С другой стороны, брак обесценивался — его излишне идеализировали или говорили, что это — узаконенный секс; к обетам относились то с излишней легкостью, то с чрезмерным формализмом. Мало-помалу стереотипы жены и мужа стали притчей во языцех — персонажами анекдотов.

В наше время существует еще одна тенденция — браки становятся более жизнеспособными, более целостными. Несмотря на свободомыслие западной культуры о близости супругов говорят как никогда много. Прежде и речи не было о столь тесном сплетении индивидуальностей в браке. Никогда раньше не заявляли столь единогласно, что основа брака — любовь. Сегодня во многих кругах браки по расчету просто немыслимы, но в то же время никогда раньше не признавали «расхождение характеров» веской причиной для развода. Выходит, браки распадаются, но значение брака растет, увеличиваются его ценности, а те пары, которые остаются вместе, находятся перед лицом новой трудной задачи: углублять взаимное общение между людьми. Время идет, на брак все чаще смотрят, как на совершенно уникальное явление, как на союз мужчины и женщины, в котором самая главная ценность — любовь, а мерило «успеха» — степень близости между супругами. Нет другого института на земле (включая и церковь), который ставил бы перед собой столь высокие задачи, облеченные в такую практическую форму: который был бы всецело основан на близости двух любящих сердец. Все остальное может существовать без любви, а вот брак без близости (хотя такое и водилось в прежние века) стал чуть ли не синонимом ада.

Истина о близости в браке не нова. Во всех культурах, у всех народов было известно, что Божий план — это моногамный брак, основанный на любви. Если в ветхозаветные времена и существовала полигамия, то Богу она не была угодна, как не доставляли Ему удовольствия войны, которые Он Сам заповедовал вести израильтянам. Воля Божья одно, а Его желание — другое. Если отталкиваться от этого утверждения, то станет ясно: полигамия в Библии была лишь временной мерой, неизбежным злом, разрешенным ради большего блага, каким, возможно, являлись более высокие темпы воспроизводства населения: многочисленность израильтян помогла им выжить среди языческих народов. В любом случае, в основе брака, согласно Библии, лежит моногамная любовь, близость между двумя супругами. Так было в Эдемском саду, где кроме Адама и Евы не было никого. Так было с Авраамом (который был гораздо ближе своей первой жене Сарре, чем Агари). Так было и с многоженцем Ровоамом, о котором сказано: «И любил Ровоам Мааху, дочь Авессалома, более всех жен и наложниц своих» (2 Пар. 11:21).