Открытие и разоблачение

Брак для человека все равно, что монотеизм для богословия. Это — решение перейти Рубикон, сжечь за собой все мосты, отрезать себе путь к отступлению. Оно требует высокого, чистого и полного самоотречения. Как иначе допустить веру в каждый уголок своей души? На уровне человеческих взаимоотношений есть лишь один жест доверия, который можно приравнять к упомянутому: это решение довериться другому человеку настолько, что не пожалеть ради него своей жизни.

Подумайте о том огромном влиянии, которое оказывает брак на все поступки человека — хорошие и дурные. По оценкам ученых, только пять процентов всех браков можно назвать истинно счастливыми, тогда как в остальных мысль об «ужасной ошибке» не покидает супругов. Неудачный брак — это самое неприятное в жизни. Хуже может быть только дурное богословие, т.е. неудачный брак с Богом. В обоих случаях ставки высоки, потому что на карту поставлено самое дорогое, что есть у каждого: любовь, доверие, верность. В браке и вере проверяются постоянство, преданность, способность уповать на супруга. Одно предательство может разрушить семью, уничтожить все доброе, что существовало в ней. Если нет глубокой и крепкой веры в единого всемогущего Отца, Чья любовь совершенна, то откуда взяться прочной супружеской любви? В эпоху религиозного синкретизма именно отсутствие веры губит большинство браков. Можно сказать и наоборот: если мы не можем хранить верность одному-единственному человеку, то как остаться преданным невидимому Богу? Самое большое, на что способен человек, — верить и любить. Но и вера, и любовь живут, если есть ничем не омраченная близость с предметом любви и веры. Другими словами, не существует любви без прочных отношений с объектом любви, а что может быть ближе заветных взаимоотношений? Ведь это — всеохватная, добровольная, нерушимая связь между двумя сердцами.

Христианство и брак невозможны без этой заветной близости, без полной откровенности с другим, без абсолютного растворения в другом. Человек может затеряться в пантеоне богов, и, чтобы обрести себя, есть один путь — обратиться к Господу. Кроме того, если даже в трудную минуту не отворачиваешься от супруга, то начинаешь лучше относиться и к себе. Чем ближе к нам блистающий и таинственный мир другого человека, тем виднее ему мир наш. Мы видим себя в других, причем не такими, какими хотели бы увидеть, а такими, какие мы есть. А если отойти от своего зеркала и искать себя в чужих зеркалах, стараясь выбрать то, где выглядишь красивее, то добра не жди, знай: ты бежишь от правды о себе. Брак и христианскую веру объединяет одна общая черта: постоянно приходится жить в лучах чужой совести, быть под наблюдением второй пары глаз. Как мы боимся осуждения! Как опасаемся оказаться в свете прожектора! Страшно все время находиться в присутствии Бога или другого человека. Уйдя из родительского дома, мы считаем, что избежали надзора. Нас некому больше воспитывать, мы вступили в новый неизведанный мир взрослой жизни, мы пьянеем от ощущения собственной неподотчетности и свободы. Но брак, оказывается, и в грош не ставит такую независимость. Не признает ее и наш Отец — Бог. Главное в христианстве, как и в браке, — зависимость. Истинной близости без взаимной зависимости не бывает. Она возможна только при условии нравственной открытости и зависимости. Близость, без которой жизнь холодна и одинока, бесцельна и непроглядна, — это обоюдное познание и взаимораскрывание. Мы очень любопытны: нам не терпится что-нибудь узнать о других, выяснить чужие тайны. Но это невозможно, пока мы сами не смиримся, не дадим познать себя, не раскроемся в собственной глупости и гордыни, хрупкости и греховности.

Кому хочется столь пристального внимания к себе? Кто желает распахнуться перед другим? Но в этом — суть брака. В браке человек лишается последнего укрытия. О нем теперь известно все: как он спит, когда ест, когда лицемерит и лжет, что думает и чувствует. Где бы у мужа ни вскочил прыщ, жена узнает об этом… Но узнает только жена. То же произойдет, если какое-то темное пятнышко образуется в его душе. Супруги не играют в прятки. Брак — это луч прожектора, это пристальное внимание со стороны супруги или супруга… Таким же вниманием не оставляет супругов и Господь. Брак — это высшая степень обнаженности, беззащитности, близости. Это простая, неприкрашенная истина, связывающая двух людей, истина во всем и любой ценой. Чтобы она укоренилась, нужно вынести боль, испытать неудобство, но без нее нельзя: о ней необходимо заботиться, ее следует взращивать. Брак — это таинство «открытости», высшее средство познания друг друга. Есть поговорка: «Хуже всех нас знает жена (или муж)». Но она верна только для неудачных браков.