Броня достоинства

Значит, неприятна и непривычна не близость, а скорее, нравственное осуждение, которое приходит с этой близостью. Люди жаждут быть ближе друг к другу, но их отталкивает грех, который тут же становится очевиден: выходит из подполья эгоизм, заметнее становится наше ничтожество, проявляется какое-то чудовищное «я», которое изо всех сил старается начать жить своей жизнью.

Конечно, только Бог может внушить людям странное желание знать о себе всю правду. Только Он может дать силу и храбрость открыться друг перед другом. Как Он это делает? Как ухитряется засунуть нам в рот горькую пилюлю в оболочке из страстного желания и решимости? Одна из оболочек пилюли — таинство, называемое любовью, единственная вещь на небесах и под небесами, способная защитить нас от страха перед истиной о самих себе. Такова и Божья любовь: это броня прощения, примирения, в которую мы облекаем свое тленное естество, броня собственного достоинства, скрывающая наше ничтожество. В определенном смысле Божья любовь придает нам храбрости, чтобы жить, зная о своем грехе; жить, точно осознавая, кто мы и какие мы. Это невыносимое знание собственного «я» мы потом меняем на другое — знание Господа и, превыше всего, знание Его спасительной силы, даруемой через любовь Его Сына Иисуса Христа. Это и означает «облечься во Христа»: обрести Его силу, чистоту и благость и признать, что у нас этих качеств нет. Только таким образом достижимо полное преобразование характера — исключительно через близость с Богом во Христе.

Так же обстоит дело и в браке: Господь сближает мужчину и женщину, объединяя их в интимнейший союз с помощью любви. Любовь — это единственное, что может защитить их на трудном пути самопознания. Каждому хочется постичь себя и каждый боится этого. Страх перед самопознанием может победить только любовь. Лишь она может уничтожить постоянную угрозу осуждения и отвержения, которая нависает над всеми. Кажется, люди просто не могут не осуждать друг друга, а в браке осуждение бывает настолько велико, что избавиться от него можно лишь одним способом: простить друг другу недостатки, набраться храбрости и увидеть собственные грехи, победить их и заполнить освободившееся место любовью. Лишь тогда возможно полное преобразование и преображение характера: каждый будет вбирать в себя положительные качества супруга и прощать отрицательные. Супруги станут броней друг для друга, силой и достоинством друг друга.

Процесс поиска и открытия другого человека — это одновременно и процесс отрицания себя. Конечно, не личности, не собственного «я», а ложного себялюбивого «я». Бог присутствует в миру через людей: когда мы приближаемся близко к человеку, то при этом добровольно входим в «геенну огненную» его осуждения и явственно видим свой эгоизм. Это помогает бороться с ним. Выходит, близость — это очищающий огонь, такого жара не вынести, если не уверен, что тебя любят. А уверенность можно приобрести только одной ценой — ценой верности, полной преданности.

Выходит, что мы «получаем» другого, отдавая взамен себя, завоевываем его ценой самораскрытия и самоуничтожения, как и Христос искупил нас, страстно и мучительно обнаружив глубины Божьей любви, вознеся тело Свое на крест.