Обрести и хранить

Итак, мы обрели человека ценой своего сердца, и теперь можно сказать, что мы им владеем. В современном мире обладание супругом считается чуть ли не величайшим грехом. Но возможен ли без этого истинный брак? Даже в брачных обетах есть замечательные слова о том, что мы «обретаем и обладаем». Павел писал: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7:4). Здесь имеется в виду физическая близость, но ведь и владелец земли имеет особые права на свою землю. Физическая близость доказывает, что в семье присутствует что-то более глубокое, ибо в браке отдаешь мужу или жене не только тело, но и сердце. Одно сердце отдается в обмен на другое, в обоюдном обладании — глубочайшее и бесповоротное выражение человеческой близости. Можно сказать и так: любовь — это полная готовность к тому, чтобы тобой обладали.

Но как трудно согласиться на то, чтобы тобою кто-то обладал! Даже страшно подумать. Тут и нужен институт брака. Брак — единственное состояние человека, когда он может сказать о себе, что обладает другим. Это дано нам как образ обладания Бога Своим творением — нами. Позволяя другому обладать нами, мы узнаем на деле, каково быть во власти Господа, как отдаваться Ему без промедления и сомнения.

Что же получается? Бог — собственник? Конечно, нет! Есть удивительные слова, принадлежащие блаженному Августину, их можно найти во вступлении к его исповеди: «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, доколе не успокоится в Тебе!». От этого не уйти. Бог создал нас для Себя, Он имеет на нас все права, мы — в Его власти. У Бога много имен и одно из них — Бог-ревни-тель: «Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — «ревнитель»; Он — Бог ревнитель» (Исх. 34:14). Вы думаете. Бог не возгорается, когда мы заявляем, что не принадлежим Ему? Когда отдаем себя во власть вещам, людям или посторонним идеям? Разве можно было бы говорить о любви Творца, если бы Он терпеливо и беспристрастно смотрел, как мы разрушаем и уничтожаем себя, отсекаем себя от единственного Источника жизни? Но Господь знает: Он — наша жизнь, а потому Его ревнование — это забота о нас.

Так что бывает и праведная ревность, которая не только совместима с истинной любовью, но и неотъемлема от нее. Любовь — всегда любовь: что свойственно Божьей любви, свойственно (хотя бы в идеале) и человеческой. В браке есть место ревности. Супруг и супруга инстинктивно понимают: любимый человек может найти покой и удовлетворение только при соблюдении абсолютной верности, а потому ревниво охраняют друг друга и, тем самым, оберегают свой внутренний покой. В свою очередь, оба супруга принадлежат Господу (а Бог — им!). Да что говорить! Именно желание принадлежать другому и подтолкнуло их к браку! Они не просто искали свою «вторую половинку», они желали отдать себя друг другу.

Нет в мире большей силы, чем та, которая рождается в двух принадлежащих друг другу сердцах. Какое представление о силе бытует в миру? Сильный человек манипулирует, управляет, обладает властью, он может оказывать давление и влияние на другого человека или группу людей. Ради власти ведутся войны, к ней стремятся правительства, ее покупают за деньги. Но та власть, к которой стремится мир, — ничто по сравнению с властью друг над другом, которую дает Бог супругам. Самая крепкая власть — власть любви. Любовь — единственная истинная сила, потому что ей сила не нужна. Любовь — исключительное богатство, потому что только она отказывается от себя, дарит себядругому.

Пик близости — это когда два человека не боятся и не стыдятся власти любви, когда они полностью отдаются чистейшей радости и свободе, когда чувствуют, что обладают сами и что ими обладают. Величайший покой — знать, что твое место в объятиях другого, но ты не растворишься в нем, а расцветешь в этих объятиях, найдешь в них себя. Наше естество — в такой любви, которая не существует без самоотдачи. Самоотдача и одновременно обладание — вот оно, Божье чудо.

Противясь притязаниям жены Потифара, Иосиф сказал ей такие слова: «Вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему» (Быт. 39:8-9). Он признает, что жена — это собственность мужа, но собственность особая: настолько близкая, что ее, как и свою жизнь, никому нельзя отдать или передоверить. Брак — это слияние, взаимопроникновение двух сердец: в них возникает такая взаимозависимость, что они не могут без нее жить. Она — образ нашей принадлежности Христу. Мы принадлежим Ему, как ветви — лозе.

Конечно, муж и жена не обладают друг другом настолько полно, как Бог нами. Но они обладают друг другом в большей степени, чем другими вещами и людьми. Когда муж с любовью смотрит в глаза жены, он твердо знает: эти глаза и этот человек полностью принадлежат ему. Ни дети, ни дом, ни машина, ни страховой полис, никакая другая вещь не являются его собственностью настолько, насколько жена. Она принадлежит ему на всю жизнь. Все остальное отнять легче, чем ее.

Обоюдное обладание настолько сильно, что союз супругов совершенен: только смерть может разлучить их, ибо только любовь смогла связать их. Что такое влюбленность? Это процесс, в ходе которого Бог отдает двух людей друг другу. Так может сделать только Он. Только Бог имеет право распоряжаться людьми.