Цель — вечность

Только Бог мог пообещать, что сохранит нас от тления! Но это значит, что Он обещал уберечь нас от изменчивости и греховности наших слабых сердец. Такое под силу только Богу. Этим Он дает нам увидеть отблески вечной жизни. В браке Бог заставляет мужчин и женщин решать вопрос о вечности, возрастать духовно, облекаясь в Божье постоянство, получая то единственно незыблемое, что можно обрести в этом мире, — неизменность сердца и верность. Господь учит нас бороться с искушением завести новую жену или нового мужа, влюбиться в кого-то еще, зажить в одиночку, ожесточиться, разлюбить. Благодаря этой науке мы вкушаем вечную жизнь. Но это возможно, если все время помнить о Божьих обещаниях, данных нам в форме обета.

Дать обет можно только верой. Если бы человек по своей природе был существом верным, то и обет не понадобился бы. Его «да» было бы действительным «да», а «нет» — настоящим «нет». Но люди — неверны, нечестны, неспособны долго и постоянно любить, а потому им приходится объявлять во всеуслышание, что они изменятся в лучшую сторону. Заявление это не делает из человека добродетельного существа, которое свято соблюдает свое слово. Напротив, в нем теперь виднее недостаток личной добродетели, ибо в свидетели своих слов он призывает друзей, родственников, подчеркивая свою зависимость от чего-то высшего, так как исполнить обет верности ему самому не под силу.

Брачные обеты прославляют Бога. В день свадьбы мужчина и женщина делают шаг во исполнение величайшей заповеди — заповеди любить. Кроме того, брак — это священное излияние Божьей благодати, которая и сделала такую любовь возможной. Жених и невеста смиренно выражают готовность отдаться во власть любви, но именно Господь делает такую любовь осуществимой. Он дает нам обетование, что дар не будет у нас отнят.

Итак, каждый, давший обет (если дал его с верой), может больше не волноваться о том, что разлюбит. Мы дали обет любить до гроба. Если муж или жена станут толстыми, некрасивыми, больными, старыми, неработоспособными, совершат что-то злое или постыдное, — ничто не освободит нас от обета любить в радости и горе, в богатстве и бедности. Дав такое обещание, мы одновременно признали, что не в силах его выполнить. Этим же обещанием мы исповедуем свою веру в Бога, показываем полную зависимость от Него: Он — сама верность, потому что всегда держит совершенно невероятные обетования, данные Своему народу!

Церковный брак ясно показывает, что в человеческих страстях и обещаниях нет постоянства — неизменны только страсти Господни и Его обеты. Брак — это обряд, который символизирует следующее: Бог соединяет вместе двух людей, а потому Он будет сохранять их единство. Супругов соединили не люди, а потому люди не могут разлучить их (Мф. 19:6). Брак — это признание Божьей силы: мы заявляем всему миру, что Бог может творить в жизни смертных нечто, обладающее вечной значимостью, и властвовать над мятущимся человеческим сердцем. Обеты не гарантируют вечной влюбленности, они говорят лишь о том, что люди хранят любовь по благодати Божьей и силой Его. В этом и заключается удивительная особенность христианской любви: для христианина любовь — не чувство, а скорее, действие, причем действие не человеческое, а сверхприродное и вечное. Любовь — это глубокая, постоянная, растущая и самообновляющаяся работа воли, надзирает за которой Дух Святой. Она не прекратится. Таким образом, свадьба — это открытое и смелое заявление: ничего романтического в браке нет, как нет ничего случайного или изменчивого. Это — дар Господний, цельный и нерушимый, крепкий, как скала.

Совершенно естественно: кто в это не верит, не может прочувствовать все запредельные реалии супружества. Для него брачные обеты будут, в лучшем случае, вежливым и ожидаемым соглашением между сторонами, а в худшем — комом застрянут в горле, кинжалом вопьются в сердце, прахом рассыплются из деревенеющих пальцев.