Утонченная простота

Проблема всех неблагополучных браков одна: супруги стараются слишком многого достичь в миру и при этом, подобно Марфе из рассказа Луки (Лк. 10:42), забывают, что «одно только нужно». После любви Божьей одно только нужно супругам — их брак, их взаимная любовь. Ничто на свете не должно стоять выше этого — ни дети, ни работа, ни друзья, ни даже христианские труды.

Вроде бы факт очевидный. Но вернуть браку его законное место очень трудно. В конечном итоге, чтобы брак устоял, приходится бороться не со своими недостатками и эгоизмом; гораздо труднее бороться со всеми хорошими и полезными занятиями, их придется откладывать из-за семьи. Сколько закадычных друзей уйдет на второй план, чтобы на первом оказался самый близкий друг — супруг или супруга! Сколько интересных дел придется отложить ради исполнения семейных обязанностей! Сколько добрых намерений останется невыполненными! Сколько сил можно было бы потратить на церковную работу или отдать на благо общества, не будь обязательств перед супругом или супругой! Будет сильное искушение уподобиться Иуде Искариоту, который, увидев, как Мария выливает драгоценный елей на нога Иисуса, воскликнул: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Ин. 12:5). Больше всего нас раздражает в браке «пустая трата времени». Нам кажется, что мы растрачиваем жизнь ради одного-единственного человека, а хочется оставить о себе память миру, помочь тысячам, стать известным миллионам… Как же велика будет скорбь, когда мы поймем: даже одному-единственному, самому близкому человеку мы не всегда в состоянии помочь!

Сила и секрет чудных брачных обетов — именно в такой «пустой» трате времени, такой упрощенности. Брак — это решимость всю жизнь любить одного-единственного человека, любить тщательно, добротно (ведь любить — это работа). Что может быть проще? Нет на свете ничего проще любви.

Соответственно, самое простое занятие на свете — любить Господа. Любить человека — сложнее. Но тут помогают брачные обеты: их цель — убрать все препятствия, которые люди сами воздвигают на пути любви, чтобы свести любовь к выполнению наипростейших и легко выполнимых условий. Мир стремится к великим и недостижимым идеалам, а супруги идут по более скромной и более реальной тропе — заботятся друг о друге день за днем. С точки зрения мира, в этом занятии нет ничего почетного, а вот с точки зрения Бога — нет занятия более важного. Какие покой и радость охватывают душу, когда делаешь совсем простые вещи из любви к Богу, те вещи, которым Он нас учит.

Когда супруги вдруг замечают, что брак — это труд, то делают вывод: брак отнимает много времени. Они в ужасе от того, что брак обретает необъятные размеры, выливается в жуткие траты времени, в гигантские, необратимые потери чистейшего, бесценнейшего времени. Брак — это же бездонная бочка! И это нельзя прекратить ни на один день, потому что суть брака — быть вместе. Это союз любви, а любовь — духовное средство передвижения, ракета, которая летает дальше и быстрее всех других. Выскочи из нее на минутку — и она улетит без тебя в неведомые дали. Останови ее — она заржавеет. Забудь о ней — она исчезнет. Быть пассажиром на борту такой ракеты — огромный труд. Нравится вам или нет, вы с супругой отправились в полет на борту этой ракеты. Вот ваша работа. Бог поручил нам дело — общаться с людьми, и нет общения ближе супружеского.

Брак неизбежно становится флагманским кораблем в море общения. Ваш дом — то место, где должна зародиться любовь, и ее вы потом понесете другим. Кому хочется портить отношения с близким другом, тещей, свекровью, начальником? Но если отношения уже испортились — это не так страшно. А вот пробежит малейшая тень между супругами — и все разваливается. Если не разваливается, значит, сердца их начали черстветь, и это неизменно скажется на их взаимоотношениях. Муж и жена — одна плоть. Быть врозь для них — все равно, что быть вдали от своего тела. Если человек в обиде на самого себя, то он в обиде и на весь мир! «Любящий свою жену любит самого себя», — говорил апостол Павел (Еф. 5:28). Вот как тесно связывает Бог супругов во Христе! И Он установил так, что любовь христианина берет начало в его собственном доме.

Видите, куда приводят, казалось бы, безобидные обеты: теперь приходится нужды и желания одного-единственного человека ставить выше нужд всех остальных жителей вселенной, какими бы насущными и великими их нужды ни были. Чаша супруга или супруги всегда перетянет, домашние дела становятся для нас важнее великих свершений. Иисус правильно говорил: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит… жены… своей… тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). Можно сказать и так: «Невозможно возлюбить жену, пока не возненавидишь весь мир». Дело здесь не в ненависти, а в приоритетности привязанностей. Принимая крещение, человек дает обет, что Господь Иисус становится отныне главой его жизни. Так и на свадьбе. Брачные обеты ставят наши отношения с супругом или супругой выше отношений со всеми остальными людьми. Благодаря обетам обычный человек занимает важнейшее место в жизни другого, так и мы, уверовав, таинственным образом занимаем важнейшее место в жизни Бога.